Постановлением Тюменской областной Думы от 26 января 2001 г. N 1486 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" во втором чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на очередное заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
4. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" от 21.11.2000 N 1362.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
во втором чтении 26 декабря 2000 г.
Закон Тюменской области
"О деятельности религиозных объединений в Тюменской области"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях",
иными федеральными законами, Уставом Тюменской области регулирует
отдельные вопросы, связанные с реализацией прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, с деятельностью религиозных
объединений в Тюменской области.
Статья 1. Основные понятия
В целях единого толкования положений настоящего Закона используются
следующие понятия.
Основы вероучения - сведения об истории религии, об обрядах и
церемониях, религиозных праздниках, об отношении к семье и браку, к
образованию, к несению воинских обязанностей, к здоровью последователей
данной религии, об ограничениях для участников религиозного объединения в
отношении их гражданских прав и обязанностей, а также иные сведения.
Миссионерская деятельность - публичная проповедническая
деятельность, проводимая представителями религиозных организаций вне
культовых зданий и помещений.
Статья 2. Взаимодействие органов государственной власти Тюменской области,
органов местного самоуправления с религиозными объединениями
1. Взаимодействие органов государственной власти Тюменской области,
органов местного самоуправления с религиозными объединениями
осуществляется на основе уважения прав человека и гражданина на свободу
совести и свободу вероисповедания, принципа отделения религиозных
объединений от государства, уважения христианства, ислама, буддизма и
других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия
народов России.
2. В целях взаимодействия с религиозными объединениями органы
государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления.
а) осуществляют в соответствии с федеральным и областным
законодательством правое регулирование вопросов, связанных с реализацией
права на свободу совести и свободу вероисповедания, с деятельностью
религиозных объединений на территории Тюменской области, территории
соответствующего муниципального образования;
б) вправе образовывать органы по связям с религиозными
объединениями;
в) оказывают содействие религиозным организациям в реализации ими
общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
г) ведут реестр культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов,
специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных
собраний, религиозного почитания (паломничества), расположенных на
территории области, территории муниципального образования, в порядке
установленном Губернатором области;
д) осуществляют иные полномочия по взаимодействию с религиозными
объединениями в соответствии с федеральным и областным законодательством
3. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления вправе, в пределах своей компетенции предоставлять
религиозным организациям налоговые и иные льготы, оказывать финансовую,
материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и
объектов являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении
преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях,
созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством
об образовании
4. По просьбам религиозных организаций органы государственной власти
области вправе объявить религиозные праздники нерабочими днями на
территории Тюменской области, территории муниципального образования, по
согласованию с органами местного самоуправления соответствующего
муниципального образования
5. Религиозные организации, зарегистрированные в Тюменской области,
вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти
Тюменской области вопросов, затрагивающих деятельность религиозных
организаций.
Статья 3. Меры, принимаемые органами государственной власти Тюменской
области, органами местного самоуправления по защите прав
граждан на свободу совести и свободу вероисповедания
1. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления обязаны принимать жалобы и обращения граждан, в которых
содержатся факты свидетельствующие о нарушениях прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, указывающие на неправомерные действия
религиозных объединений и оперативно их рассматривать.
2. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления обращаются в органы, осуществляющие надзор и контроль за
исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и
о религиозных объединениях, с представлениями о проведении проверки
деятельности религиозных объединений, в случае если в жалобах и
обращениях граждан содержатся сведения о фактах нарушениях
законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о
религиозных объединениях.
3. При выявлении обстоятельств, являющихся согласно федеральному
закону основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на
деятельность религиозного объединения, органы государственной власти
Тюменской области, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд
с представлением о ликвидации религиозной организации запрете на
деятельность религиозного объединения.
Статья 4. Реализация права на свободу совести и свободу
вероисповедания в образовательном процессе
1. Органы государственной власти и местного самоуправления Тюменской
области обеспечивают светский характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях в
процессе преподавания дисциплин, предусмотренных образовательной
программой, запрещается навязывание обучающимся каких-либо религиозных
убеждений, оккультно-мистических и иных учений, связанных с воздействием
на психику и духовный мир человека, принуждение к отказу от религиозных
убеждений, иное воспрепятствование праву обучающихся на свободу совести и
свободу вероисповедания.
3. Родители (лица их замещающие) вправе обратиться в администрацию
государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которых
обучаются их дети (опекаемые, подопечные), с просьбой, оформленной в
письменном виде, о предоставлении религиозной организации,
зарегистрированной в Тюменской области, возможности для обучения детей
(опекаемых, подопечных) религии. К заявлениям прикладывается письменное
согласие религиозной организации на обучение детей религии, свидетельство
о регистрации в Тюменской области, сведения об основах вероучения,
лицензия на право ведения образовательной деятельности, выданная в
соответствии с действующим законодательством.
4. Администрация государственного или муниципального
образовательного учреждения с согласия органов местного самоуправления,
оформленного в письменной форме, предоставляет религиозной организации
помещение (в соответствии с договором, заключенным с данной
организацией), для проведения занятий по обучению детей, выразивших
согласие на обучение соответствующей религии, в соответствии с
заявлениями родителей (лиц их замещающих). Занятия проводиться во
внеучебное время (по окончании учебных смен, в выходные и праздничные
дни).
5. Обучение религии в негосударственных образовательных учреждениях
осуществляется в соответствии с их образовательными программами, в
порядке, определенном федеральным законодательством, и не должно быть
сопряжено с действиями, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
6. Дети вправе отказаться от посещения мероприятий, связанных с
обучением религии.
Статья 5. Экспертный совет по вопросам деятельности
религиозных объединений в Тюменской области
1. Экспертный совет по вопросам деятельности религиозных объединений
в Тюменской области (далее - экспертный совет) создается при
администрации Тюменской области в целях рассмотрения вопросов, связанных
с деятельностью религиозных объединений в Тюменской области
2. Основными задачами и функциями экспертного совета являются:
а) определение религиозного характера объединения на основании
представленных учредительных документов, сведений относительно основ его
вероучения и соответствующей ему практики,
б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в
представленных религиозным объединением основах вероучения, иных
документах.
в) проведение государственной религиоведческой экспертизы.
г) подготовка заключений по вопросам, связанным с реализацией прав
граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Экспертный совет дает заключение по вопросам деятельности
религиозных объединений по запросам органов государственной власти и
местного самоуправления.
4. В процессе деятельности экспертный совет вправе запрашивать и
получать от органов государственной власти и местного самоуправления,
учреждений, общественных и религиозных объединений информацию,
необходимую для проведения религиоведческой экспертизы и рассмотрения
вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений
5. Состав экспертного совета и положение о нем утверждаются
Губернатором области.
6. В экспертный совет входят работники органов государственной
власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и
религиозных объединений и другие специалисты В качестве консультантов к
работе экспертного совета могут быть приглашены специалисты, не
являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.
Статья 6. Государственная религиоведческая экспертиза
1. Государственная религиоведческая экспертиза проводиться по
запросам органа, осуществляющего регистрацию религиозных объединений в
Тюменской области.
2. Основания и порядок проведения экспертизы устанавливается
федеральным законодательством
3. Государственную религиоведческую экспертизу в Тюменской области
проводит экспертный совет, созданный в соответствии со ст.5 настоящего
Закона.
4. Проведение государственной религиоведческой экспертизы
осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 7. Порядок уведомления органов местного самоуправления
религиозными группами о создании и начале деятельности
1. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в
дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее
создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
2. Уведомление подается в орган местного самоуправления по месту
жительства участников религиозной группы.
3. В уведомлении о создании и начале деятельности религиозной группы
указываются ее наименование, дата создания, вероисповедание, место
нахождения, количество участников. Уведомление подписывается гражданами,
создавшими религиозную группу, и представляется в орган местного
самоуправления уполномоченным представителем. Одновременно с уведомлением
в орган местного самоуправления представляются
а) список лиц (не менее 3 человек), создавших религиозную группу, с
указанием их гражданства, места жительства, даты рождения,
б) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики.
4. При рассмотрении уведомления орган местного самоуправления вправе
обратиться в экспертный совет за заключением о религиозном характере
группы.
5. Исчисление срока деятельности религиозной группы, необходимого
для регистрации группы в качестве религиозной организации, начинается с
момента выдачи органом местного самоуправления уполномоченному
представителю религиозной группы письменного подтверждения по форме,
установленной Губернатором Тюменской области.
6. Орган местного самоуправления ведет реестр религиозных групп,
подавших уведомления о создании и начале своей деятельности. Запись в
реестре аннулируется в случае подачи гражданами, образовавшими
религиозную группу, уведомления о прекращении ее деятельности либо
вступления в законную силу решения суда о запрете на деятельность данной
религиозной группы.
Статья 8. Защита прав граждан при осуществлении религиозных обрядов и
церемоний
1. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии совершаются в
местах, установленных федеральным законодательством.
2. Здания, сооружения, иные помещения, в которых совершаются
публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, должны
соответствовать санитарным, экологическим, противопожарным и иным
требованиям, обеспечивающим безопасность граждан. При несоблюдении данных
требований государственные органы, органы местного самоуправления вправе
запретить проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний
в соответствующем здании, сооружении, ином помещении до устранения
нарушений.
3. В соответствии с федеральным законодательством публичные
богослужения (другие религиозные обряды и церемонии) вне мест,
установленных федеральным законом, осуществляться в порядке,
установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций В этом
случае с письменным уведомлением о проведении публичного богослужения
(другого религиозного обряда или церемонии) в орган местного
самоуправления могут обратиться руководители религиозной организации или
уполномоченные представители религиозной организации Религиозные
организации, зарегистрированные за пределами Тюменской области,
одновременно с уведомлением представляют в орган местного самоуправления
копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для
иностранных религиозных организаций - копии устава и свидетельства
(сертификата) о государственной регистрации в стране нахождения на
государственном языке страны нахождения с их переводом на русский язык,
заверенные в установленном порядке).
4. При проведении публичных богослужений (других религиозных обрядов
и церемоний) соответствующая религиозная организация совместно с органами
местного самоуправления обеспечивает общественный порядок. безопасность
граждан, оказание им в необходимых случаях медицинской помощи.
5. Менее чем в 25 метрах, от культовых зданий и сооружений, иных
мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных
и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)
запрещается:
а) размещение казино, ночных клубов, игровых автоматов,
б) продажа спиртных напитков;
в) изготовление, продажа, распространение, рекламирование,
демонстрация эротической продукции;
г) размещение текстов и изображений (в том числе рекламных
объявлений), оскорбляющих религиозные чувства граждан;
д) проведение публичных мероприятий развлекательного и политического
характера.
По решению органов местного самоуправления указанное в данном пункте
минимальное расстояние может быть увеличено.
Статья 9. Благотворительная и культурно-просветительская
деятельность религиозных организаций
1. Порядок благотворительной и культурно-просветительской
деятельности религиозных организаций устанавливаются федеральным
законодательством.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления Тюменской
области вправе, в пределах своей компетенции, предоставлять религиозным
организациям, зарегистрированным в Тюменской области, здания и помещения,
находящиеся в областной или муниципальной собственности, для реализации
общественно-значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, а
также выделять на эти цели финансовые средства из соответствующих
бюджетов.
3. Порядок признания культурно-просветительских программ и
мероприятий, которые реализуют религиозные организации,
общественно-значимыми устанавливается Губернатором Тюменской области.
Статья 10. Порядок осуществления проповеднической деятельности
1. Проповедническая деятельность (в том числе миссионерская) на
территории Тюменской области религиозными организациями,
зарегистрированными в Тюменской области осуществляется свободно (без
аккредитации).
2. Представители религиозных организации, не зарегистрированных в
Тюменской области, имеющие намерение осуществлять миссионерскую
деятельность на территории Тюменской области должны уведомить
уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской
области.
3. В уведомлении указываются наименование религиозной организации,
ее вероисповедание и место нахождения. Одновременно с уведомлением
представляются копии Устава и свидетельства о государственной регистрации
(для иностранных религиозных организаций-копий устава и свидетельства
(сертификата) о государственной регистрации в стране нахождения на
государственном языке страны нахождения с их переводом на русский язык,
заверенные в установленном порядке); подтверждение на право ведения
проповеднической деятельности от имени организации, подписанное
руководителем религиозной организации; программа миссионерской
деятельности.
4. При рассмотрении уведомления уполномоченный исполнительный орган
государственной власти Тюменской области вправе обратиться в экспертный
совет за заключением о характере религиозной организации.
5. Представители религиозных организаций, не зарегистрированных в
Тюменской области, вправе осуществлять миссионерскую деятельность на
территории Тюменской области с момента выдачи уполномоченным
исполнительным органом государственной власти Тюменской области
подтверждения по форме и в порядке, установленными Губернатором .
Тюменской области. В подтверждении указывается программа и срок
миссионерской деятельности. Подтверждение выдается сроком не более чем на
год.
6. В случае необходимости продления миссионерской деятельности
представители религиозных организаций, не зарегистрированных в Тюменской
области, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной
власти в порядке, установленном пунктами 3-6 настоящей статьи.
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства о свободе
совести, свободе вероисповедания и о деятельности
религиозных объединений
Нарушение законодательства о свободе совести, свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную и
гражданско-правовую ответственность, в соответствии с федеральными
законами, а также административную ответственность, в соответствии с
федеральными законами и Законами Тюменской области "Об административных
правонарушениях в Тюменской области", "Об ответственности за неисполнение
законов Тюменской области".
Статья 13. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
Статья 14. Приведение нормативных правовых актов
Тюменской области в соответствие с настоящим Законом Губернатору
Тюменской области, органам местного самоуправления в трехмесячный срок
привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также
принять иные правовые акты, необходимые для его реализации.
Губернатор Тюменской области Л.Ю.Рокецкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 26 декабря 2000 г. N 1415 "О проекте Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля