Постановлением Тюменской областной Думы от 26 декабря 2000 г. N 1415 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на очередное заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
в первом чтении 21.11.2000
Закон Тюменской области
"О деятельности религиозных объединений в Тюменской области"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях",
иными федеральными законами, Уставом Тюменской области регулирует
отдельные вопросы, связанные с реализацией прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, с деятельностью религиозных
объединений в Тюменской области.
Статья 1. Основные понятия
В целях единого толкования положений настоящего Закона используются
следующие понятия.
Основы вероучения - сведения об истории религии, об обрядах и
церемониях, религиозных праздниках, об отношении к семье и браку, к
образованию, к несению воинских обязанностей, к здоровью последователей
данной религии, об ограничениях для участников религиозного объединения в
отношении их гражданских прав и обязанностей, а также иные сведения.
Религиозный характер объединения - совокупность особенностей
вероучения исповедуемого религиозным объединением (конфессиональная
принадлежность, особенности, наложенные своеобразием исторического
периода, национальной спецификой, социальным контактом, отношение к
инаковерующим и неверующим, к светским институтам; степень религиозной
терпимости и др).
Миссионерская деятельность - публичная проповедническая
деятельность, проводимая представителями религиозных организаций вне
культовых зданий и помещений.
Статья 2. Взаимодействие органов государственной власти Тюменской
области, органов местного самоуправления с религиозными
объединениями
1. Взаимодействие органов государственной власти Тюменской области,
органов местного самоуправления с религиозными объединениями
осуществляется на основе уважения прав человека и гражданина на свободу
совести и свободу вероисповедания, принципа отделения религиозных
объединений от государства, уважения христианства, ислама, буддизма и
других религии, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия
народов России.
2. В целях взаимодействия с религиозными объединениями органы
государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления:
а) осуществляют в соответствии с федеральным и областным
законодательством правое регулирование вопросов, связанных с реализацией
права на свободу совести и свободу вероисповедания, с деятельностью
религиозных объединений на территории Тюменской области, территории
соответствующего муниципального образования;
б) вправе образовывать органы по связям с религиозными
объединениями;
в) оказывают содействие религиозным организациям в реализации ими
общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
г) ведут реестр культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов,
специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных
собраний, религиозного почитания (паломничества), расположенных на
территории области, территории муниципального образования, в порядке
установленном Губернатором области;
д) осуществляют иные полномочия по взаимодействию с религиозными
объединениями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления вправе предоставлять религиозным организациям налоговые и
иные льготы оказывать финансовую, материальную и иную помощь в
реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся
памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных
религиозными организациями, в соответствии с законодательством об
образовании.
4. По просьбам религиозных организаций Губернатор Тюменской области
вправе объявить религиозные праздники нерабочими днями на территории
Тюменской области, территории муниципального образования, по согласованию
с органами местного самоуправления соответствующего муниципального
образования.
5. Религиозные организации, зарегистрированные в Тюменской области,
вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти
Тюменской области вопросов, затрагивающих деятельность религиозных
организаций.
Статья 3. Меры, принимаемые органами государственной власти Тюменской
области, органами местного самоуправления по защите прав
граждан на свободу совести и свободу вероисповедания
1. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления обязаны принимать жалобы и обращения граждан, в которых
содержатся факты, свидетельствующие о нарушениях прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, указывающие на неправомерные действия
религиозных объединений и оперативно их рассматривать.
2. Органы государственной власти Тюменской области, органы местного
самоуправления обращаются в органы, осуществляющие надзор и контроль за
исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и
о религиозных объединениях, с представлениями о проведении проверки
деятельности религиозных объединений, в случае если в жалобах и
обращениях граждан содержатся сведения о фактах нарушениях
законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о
религиозных объединениях.
3. При выявлении обстоятельств, являющихся согласно федеральному
закону основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на
деятельность религиозного объединения, органы государственной власти
Тюменской области, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд
с представлением о ликвидации религиозной организации, запрете на
деятельность религиозного объединения.
Статья 4. Реализация права на свободу совести и свободу
вероисповедания в образовательном процессе
1. Органы государственной власти и местного самоуправления Тюменской
области обеспечивают светский характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях в
процессе преподавания дисциплин, предусмотренных образовательной
программой, запрещается навязывание обучающимся каких-либо религиозных
убеждений, оккультно-мистических и иных учений, связанных с воздействием
на психику и духовный мир человека, принуждение к отказу от религиозных
убеждений, иное воспрепятствование праву обучающихся на свободу совести и
свободу вероисповедания.
3. Родители (лица их замещающие) вправе обратиться в администрацию
государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которых
обучаются их дети (опекаемые, подопечные), с просьбой, оформленной в
письменном виде, о предоставлении религиозной организации,
зарегистрированной в Тюменской области, возможности для обучения детей
(опекаемых, подопечных) религии. К заявлениям прикладывается письменное
согласие религиозной организации на обучение детей религии свидетельство
о регистрации в Тюменской области, сведения об основах вероучения,
лицензия на право ведения образовательной деятельности выданная в
соответствии с действующим законодательством.
4. Администрация государственного или муниципального
образовательного учреждения с согласия органов местного самоуправления,
оформленного в письменной форме, предоставляет религиозной организации
помещение (в соответствии с договором, заключенным с данной
организацией), для проведения занятий по обучению детей выразивших
согласие на обучение соответствующей религии, в соответствии с
заявлениями родителей (лиц их замещающих). Занятия проводиться во
внеучебное время (по окончании учебных смен, в выходные и праздничные
дни).
5. Обучение религии в негосударственных образовательных учреждениях
осуществляется в соответствии с их образовательными программами, в
порядке, определенном федеральным законодательством, и не должно быть
сопряжено с действиями, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 5. Экспертный совет по вопросам деятельности религиозных
объединений в Тюменской области
1. Экспертный совет по вопросам деятельности религиозных объединений
в Тюменской области (далее - экспертный совет) создается при
администрации Тюменской области в целях рассмотрения вопросов, связанных
с деятельностью религиозных объединений в Тюменской области.
2. Основными задачами и функциями экспертного совета являются
а) определение религиозного характера объединения на основании
представленных учредительных документов, сведений относительно основ его
вероучения и соответствующей ему практики.
б) проверка и оценка достоверности сведений содержащихся в
представленных религиозным объединением основах вероучения, иных
документах;
в) проведение государственной религиоведческой экспертизы;
г) подготовка заключений по вопросам связанным с реализацией прав
граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Экспертный совет дает заключение по вопросам деятельности
религиозных объединений по запросам органов государственной власти и
местного самоуправления.
4. В процессе деятельности экспертный совет вправе запрашивать и
получать от органов государственной власти и местного самоуправления,
учреждений, общественных и религиозных объединений информацию,
необходимую для проведения религиоведческой экспертизы и рассмотрения
вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений.
5. Состав экспертного совета и положение о нем утверждаются
Губернатором области.
6. В экспертный совет входят работники органов государственной
власти. специалисты в области религиоведения, отношений государства и
религиозных объединений и другие специалисты. В качестве консультантов к
работе экспертного совета могут быть приглашены специалисты не являющиеся
его членами, а также представители религиозных организаций.
7. Деятельностью экспертного совета руководит председатель совета,
избираемый из его состава.
Статья 6. Государственная религиоведческая экспертиза
1. Государственная религиоведческая экспертиза проводиться по
запросам органа, осуществляющего регистрацию религиозных объединений в
Тюменской области.
2. Основания и порядок проведения экспертизы устанавливается
федеральным законодательством.
3. Государственную религиоведческую экспертизу в Тюменской области
проводит экспертный совет, созданный в соответствии со ст. 5 настоящего
Закона.
4. Проведение государственной религиоведческой экспертизы
осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 7. Порядок уведомления органов местного самоуправления
религиозными группами о создании и начале деятельности
1. Граждане образовавшие религиозную группу с намерением в
дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее
создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
2. Уведомление подается в орган местного самоуправления по месту
жительства участников религиозной группы.
3. В уведомлении о создании и начале деятельности религиозной группы
указываются ее наименование, дата создания, вероисповедание, место
нахождения, количество участников. Уведомление подписывается гражданами,
создавшими религиозную группу, и представляется в орган местного
самоуправления уполномоченным представителем. Одновременно с уведомлением
в орган местного самоуправления представляются.
а) список лиц (не менее 3 человек), создавших религиозную группу, с
указанием их гражданства, места жительства, даты рождения;
б) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики;
4. При рассмотрении уведомления орган местного самоуправления вправе
обратиться в экспертный совет за заключением о религиозном характере
группы.
5. Исчисление срока деятельности религиозной группы необходимого для
регистрации группы в качестве религиозной организации начинается с
момента выдачи органом местного самоуправления уполномоченному
представителю религиозной группы письменного подтверждения по форме
установленной Постановлением Губернатора Тюменской области.
6. Орган местного самоуправления ведет реестр религиозных групп,
подавших уведомления о создании и начале своей деятельности. Запись в
реестре аннулируется в случае подачи гражданами, образовавшими
религиозную группу, уведомления о прекращении ее деятельности либо
вступления в законную силу решения суда о запрете на деятельность данной
религиозной группы.
Статья 8. Защита прав верующих при осуществлении религиозных обрядов
и церемоний
1. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии совершаются в
местах, установленных федеральным законом.
2. Здания, сооружения иные помещения, в которых совершаются
публичные богослужения другие религиозные обряды и церемонии, должны
соответствовать санитарным, экологическим, противопожарным и иным
требованиям, обеспечивающим безопасность граждан. При несоблюдении данных
требований государственные органы, органы местного самоуправления вправе
запретить проведение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний
в соответствующем здании, сооружении, ином помещении до устранения
нарушений.
3. В соответствии с федеральным законом публичные богослужения
(другие религиозные обряды и церемонии) вне мест, установленных
федеральным законом осуществляться в порядке, установленном для
проведения митингов, шествий и демонстраций. В этом случае с письменным
уведомлением о проведении публичного богослужения (другого религиозного
обряда или церемонии) в орган местного самоуправления могут обратиться
руководители религиозной организации или уполномоченные представители
религиозной организации. Религиозные организации, зарегистрированные за
пределами Тюменской области, одновременно с уведомлением представляют в
орган местного самоуправления копии устава и свидетельства о
государственной регистрации (для иностранных религиозных организаций -
копии устава и свидетельства (сертификата) о государственной регистрации
в стране нахождения на государственном языке страны нахождения с их
переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке).
4. При проведении публичных богослужений (других религиозных обрядов
и церемоний) соответствующая религиозная организация совместно с органами
местного самоуправления обеспечивает общественный порядок, безопасность
граждан, оказание им в необходимых случаях медицинской помощи.
5. Менее чем в 25 метрах, от культовых зданий и сооружений, иных
мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных
и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)
запрещается.
а) размещение казино, ночных клубов, игровых автоматов;
б) продажа спиртных напитков;
в) изготовление, продажа, распространение, рекламирование;
демонстрация эротической продукции;
г) размещение текстов и изображений (в том числе рекламных
объявлений), оскорбляющих религиозные чувства граждан;
д) проведение публичных мероприятий развлекательного и политического
характера.
По решению органов местного самоуправления указанное в данном пункте
минимальное расстояние может быть увеличено.
Статья 9. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность
религиозных организаций
1. Формы и порядок благотворительной и культурно-просветительской
деятельности религиозных организаций устанавливаются федеральным
законодательством.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления Тюменской
области вправе предоставлять религозным организациям, зарегистрированным
в Тюменской области, здания и помещения, находящиеся в областной или
муниципальной собственности, для реализации общественно-значимых
культурно-просветительских программ и мероприятий, а также выделять на
эти цели финансовые средства из соответствующих бюджетов.
3. Порядок признания культурно-просветительских программ и
мероприятий, которые реализуют религиозные организации,
общественно-значимыми устанавливается Губернатором Тюменской области.
Статья 10. Порядок осуществления проповеднической деятельности
1. Проповедническая деятельность (в том числе миссионерская) на
территории Тюменской области религиозными организациями,
зарегистрированными в Тюменской области осуществляется свободно (без
аккредитации).
2. Религиозные организации, зарегистрированные в Тюменской области,
имеют исключительное право приглашать представителей иностранных
религиозных организаций в целях занятия профессиональной, в том числе
проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.
3. Представители религиозных организаций, не зарегистрированных в
Тюменской области, для осуществления миссионерской деятельности на
территории Тюменской области, должны пройти аккредитацию, в порядке
установленном Губернатором Тюменской области.
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства о свободу
совести, свободе вероисповедания и о деятельности
религиозных объединений
Нарушение законодательства о свободе совести, свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную и
гражданско-правовую ответственность, в соответствии с федеральными
законами, а также административную ответственность, в соответствии с
федеральными законами и Законами Тюменской области "Об административных
правонарушениях в Тюменской области", "Об ответственности за неисполнение
законов Тюменской области".
Статья 13. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.
Статья 14. Приведение нормативных правовых актов Тюменской области в
соответствие с настоящим Законом
1. Признать утратившим силу Закон Тюменской области "О миссионерской
деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории
Тюменской области".
2. Губернатору Тюменской области, органам местного самоуправления в
трехмесячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим
Законом, а также принять иные правовые акты, необходимые для его
реализации.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 21 ноября 2000 г. N 1362 "О проекте Закона Тюменской области "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля