Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
администрации
Тюменской области
от 24 января 2001 г. N 51-р
Положение
о службе наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Тюменской области
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию, основные задачи и порядок функционирования службы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Тюменской области.
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех областных учреждений, комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
Начальником областной службы наблюдения и лабораторного контроля назначается главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тюменской области (ОЦГСЭН), в городах и районах области - начальниками служб назначаются - соответствующие представители центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора данного города и района.
Для оперативного руководства СНЛК области создается штаб службы, в состав которого включаются ведущие специалисты от каждого областного учреждения федерального надзора.
Начальником штаба СНЛК назначается ведущий специалист Главного управления по делам ГО и ЧС области.
Наблюдение и лабораторный контроль в Тюменской области организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), агрессивных химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Территориальный и местный уровни СНЛК формируются на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.
В состав СНЛК области входят областные учреждения федерального надзора с их структурными подразделениями:
центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области;
областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
областная ветеринарная лаборатория;
ФГУ областная станция защиты растений;
ФГУ государственная станция агрохимической службы "Тюменская";
ФГУ специализированной инспекции аналитического контроля Тюменского филиала Департамента природных ресурсов Уральского округа;
химико-радиологическая лаборатория главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
объектовые лаборатории.
На территориальном уровне координацию деятельности СНЛК осуществляют комиссия по чрезвычайным ситуациям области и Главное управление по делам ГО и ЧС области.
Главное управление по делам ГО и ЧС области:
организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК;
руководит их деятельностью при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
контролирует состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени;
организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов;
обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ.
Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тюменской области ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.
Основу СНЛК составляют областные, окружные и городские учреждения (расположенные в городах, отнесенных к особой, первой и второй группам по гражданской обороне), являющиеся головными.
Головные учреждения СНЛК являются учреждениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК, размещаются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно, в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения, выполняют следующие задачи:
определяют зараженность объектов окружающей Среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
осуществляют сбор, обобщение и анализ всей информации при ЧС мирного и военного времени;
разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений СНЛК;
осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
организует подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
В целях повышения функционирования СНЛК головным учреждениям назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений СНЛК.
В качестве дублеров используются: 1-2 районных (городских) ЦГСЭН I категории и соответствующих ЦГСЭН на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, гидрометеостанции и др.
4. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденными Минздравом и Госкомсанэпиднадзором РФ.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, проводится по методикам, утвержденным департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ.
Лабораторный контроль объектов окружающей среды осуществляется по методикам Росгидрометом.
Основные задачи областного (окружных, городских, районных первой категории) центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами, создаваемых на базе ЦГСЭН формирований (групп эпидемиологической разведки, подвижного противоэпидемиологического отряда и др.);
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей Среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их использования по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклеидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах:
установление радионуклеидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, ОВ и АХОВ ;
оказание методической помощи и руководство работой городских и районных ЦГСЭН.
5. Основные задачи городских, районных центров госсанэпиднадзора 2-й и 3-й категории и соответствующих им ЦГСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических структур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при ЧС мирного времени;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
изменение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС и доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
6. Основные задачи областной (окружной) ветеринарной лаборатории:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклеидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклеидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
оказание методической помощи районным ветеринарным лабораториям и подготовка кадров-специалистов.
7. Основные задачи районных и межрайонных ветеринарных лабораторий:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при ЧС мирного времени;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы.
8. Основные задачи ФГУ специализированной инспекции аналитического контроля Тюменского филиала Департамента природных ресурсов Уральского региона, областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ И АХОВ;
установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах ЧС;
определение удельной и объемной активности радионуклеидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклеидного состава исследуемых проб;
подготовка специалистов ГМС по ведению радиационного и химического наблюдения.
9. На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета возлагается;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС;
информацию о результатах наблюдений гидрометеостанции и посты Росгидромета передают в вышестоящую организацию по подчиненности (Омское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ) и территориальное управление по делам ГО и ЧС.
10. Основные задачи ФГУ государственной станции агрохимической службы "Тюменская":
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и АХОВ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почв, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, АХОВ, пестицидами, фитотоксинами и осуществление их окончательной идентификации;
проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода (Кн и Кп);
оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участия в проведении специальных опытов.
11. Основные задачи ФГУ областной станции защиты растений:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей Среды ОВ, АХОВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и АХОВ;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений при ЧС мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;
участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий.
12. Основные задачи объектовых лабораторий:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ, и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности, радионуклеидов в пробах продовольствия пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
13. Химико-радиологическая лаборатория главного управления по делам ГО и ЧС области проводит радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикации ОВ, АХОВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвует в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.
14. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной готовности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий), наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, Установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и контроля представляется в вышестоящую организацию по подчиненности по установленному регламенту.
В режиме повседневной деятельности учреждения СНЛК проводят следующие мероприятия:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановки на потенциально- опасных объектах и в прилегающих к ним районах;
выполнение долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защиты населения, сокращению экономического ущерба, а также повышению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств областной подсистемы к действиям в ЧС;
организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможной ЧС) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствия, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации, превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениям СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление по делам ГО и ЧС области и начальнику службы наблюдения и лабораторного контроля области ( либо лицу его замещающему).
Передача информации осуществляется немедленно с момента обнаружения признаков угрозы ЧС с последующим представлением текстовой информации не позднее 2-х часов (форма 1/ЧС) и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных данным Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей Среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особоопасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений: о случаях высокого загрязнения окружающей среды с учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление по делам ГО и ЧС области и начальнику службы наблюдения и лабораторного контроля области.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС (форма 2/ЧС). Затем данные представляются при наличии изменений по состоянию на 8 часов каждые следующие сутки нарастающим итогом.
Деятельность СНЛК области в условиях ЧС зависит от их характера.
При локальной ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей Среды, при которой зона ее действия не выходит за пределы территории объекта производственного назначения, в целях своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС привлекаются силы и средства СНЛК объектового уровня.
В условиях местного ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона действия которой не выходит за пределы населенного пункта, города или района, для своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС и принятия экстренных мер по защите населения, как правило, привлекаются силы и средства СНЛК органов местного самоуправления.
Исходя из оценки характера последствий ЧС, по просьбе органов местного самоуправления могут привлекаться силы и средства СНЛК (города) области.
В случае территориальной ЧС, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона которой не выходит за пределы области, наблюдение и лабораторный контроль в целях своевременного обнаружения РВ, ОВ, АХОВ и БС осуществляются силами и средствами СНЛК области.
15. Учреждения СНЛК в зависимости от профиля деятельности должны иметь следующие документы:
соответствующий штат и табель к штатному расписанию;
план-график перевода учреждений с мирного на военное положение;
схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень сильнодействующих ядовитых веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории области и объектах;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и биологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи ;
нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций ОВ, АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу.
16. Эффективность функционирования учреждений СНЛК в ЧС находятся в прямой зависимости от их материально-технического состояния.
Согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Положения о СНЛК ГО РФ, основным источником финансирования деятельности СНЛК являются:
ассигнования, выделяемые из местного бюджета на мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ассигнования, выделяемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами организациям и учреждениям РФ на мероприятия гражданской обороны;
средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством РФ.
Основанием для истребования финансовых средств являются планы подготовки текущего и перспективного развития СНЛК. Планы разрабатываются начальниками учреждений СНЛК, согласовываются с Главным управлением по делам ГО и ЧС области, направляются в вышестоящую инстанцию (в соответствующие учреждения, министерства, ведомства).
Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также администрацией области.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Оснащение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемыми соответствующими министерствами и ведомствами и ведомствами РФ, а также за счет местных бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются главным управлением по делам ГО и ЧС области в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами и ведомствами РФ и согласовываются с МЧС РФ.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранится в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
17. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами РФ путем подготовки (переподготовки) специалистов и оснащения отделов, лабораторий, станций, постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Главное управление по делам ГО и ЧС области должно ежегодно проводить с учреждениями СНЛК не менее двух тренировок и один раз в 2 года - учения.
Учения и тренировки проводятся с выдачей контрольных проб на РВ, ОВ, АХОВ и БС.
18. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие министерства и ведомства РФ по подчиненности и в главное управление по делам ГО и ЧС области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.