Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Губернатора
Тюменской области
от 27 ноября 2000 г. N 292
Типовое положение
о порядке осуществления строительства индивидуальных жилых домов
на территории Тюменской области
29 июля 2002 г.
Постановлением Губернатора Тюменской области от 29 июля 2002 г. N 287 в раздел I настоящего Положения внесены изменения
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с действующим федеральным и областным земельным и градостроительным законодательством и предназначено для руководства в работе органов государственного управления и местного самоуправления Тюменской области при решении земельных и архитектурно-градостроительных правовых вопросов, связанных со строительством индивидуальных жилых домов.
1.2. Настоящее положение устанавливает на территории Тюменской области единый порядок;
- оформления документов, удостоверяющих право индивидуальных застройщиков на землепользование (землевладение) по вновь предоставляемым и ранее предоставленным (отведенным, переданным) земельным участкам для строительства индивидуальных жилых домов;
- получения разрешения на новое строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, а также построек вспомогательно-хозяйственного назначения, расположенных на земельном участке при индивидуальном жилом доме;
- осуществления контроля за строительством индивидуального жилого дома до ввода его в эксплуатацию.
1.3. Индивидуальные жилые дома и хозяйственные строения при них, а также земельные участки, на которых они расположены, являются объектом градостроительного регулирования и контроля за использованием земель и подлежат обязательному учету:
- органами архитектуры и градостроительства - в градостроительном кадастре и в регистре строящихся жилых домов;
- организациями технической инвентаризации - в Регистре жилищного фонда, после завершения строительства и приемки их в эксплуатацию, в целях включения в жилищный фонд и постановки на учет как объектов налогообложения;
- органами по земельным ресурсам и землеустройству в земельном кадастре.
1.4. Градостроительное регулирование осуществляется областным органом архитектуры и градостроительства или соответствующими местными органами архитектуры и градостроительства при:
предоставлении земельных участков в аренду, собственность для нового строительства индивидуального жилья;
переоформлении документов, удостоверяющих право на ранее предоставленные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов;
строительстве новых и реконструкции существующих индивидуальных жилых домов, а также надворных построек, расположенных на земельном участке при индивидуальном жилом доме.
1.5. Контроль за использованием и охраной земель производится органами по земельным ресурсам и землеустройству, органами архитектуры и градостроительства в пределах своих компетенции в соответствии с действующим земельным, градостроительным законодательством и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.1993 N 1362.
1.6. Сданные в эксплуатацию индивидуальные жилые дома и надворные постройки в населенных пунктах Тюменской области подлежат техническому учету и кадастровой регистрации в целях государственного статистического учета, установления принадлежности строений и их налогообложения.
1.7. Отсутствие утвержденной градостроительной документации на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального строительства, не может являться причиной для отказа в предоставлении участка под строительство индивидуального жилого дома. В этом случае органы местного самоуправления, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обязаны обеспечить территории муниципальных образований градостроительной документацией.
1.8. Предоставление земельных участков владельцам индивидуальных жилых домов в аренду, а также передача их за плату или бесплатно в собственность, либо изменение вида землепользования (землевладения), производится по решению органов государственной власти или местного самоуправления, в соответствии с их компетенцией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и Тюменской области.
Основанием для принятия указанного решения органа государственной власти или органа местного самоуправления является ходатайство гражданина, имеющего намерение осуществить строительство индивидуального жилого дома, либо ходатайство собственника индивидуального жилого дома.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, принятое в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, повторному согласованию с надзорными и контролирующими службами не подлежит.
1.9. Владение индивидуальным жилым домом и владение (пользование) земельным участком, на котором он расположен, может осуществляться на основании документов, удостоверяющих право собственности на индивидуальный дом, и документов, удостоверяющих право аренды, пользования (владения) и собственности на земельный участок.
При переходе права собственности на строение, сооружение другим собственникам, вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
1.10. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (индивидуальный жилой дом и земельный участок) возникает с момента государственной регистрации в едином государственном реестре прав в учреждении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тюменской области.
Постановлением Губернатора Тюменской области от 29 июля 2002 г. N 287 в раздел 2 настоящего Положения внесены изменения
II. Порядок оформления документов на земельные участки,
предоставляемые под новое строительство
2.1. Исключен.
См. текст пункта 2.1.
2.2. Земельные участки для индивидуального строительства могут быть предоставлены органами государственной власти или органами местного самоуправления в аренду или в собственность.
2.3. Земельный участок предоставляется на основе утвержденного генерального плана, проекта планировки населенного пункта, или в соответствии с проектом застройки микрорайонов, кварталов, групп домов (на новых территориях) и схем застройки для одиночных и групп домов (на территориях существующей застройки). При отсутствии утвержденной градостроительной документации, проектов или схем застройки земельный участок предоставляется на основании акта выбора площадки, который утверждается главой муниципального образования (приложение N 13).
2.4. Заявитель, имеющий намерение получить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, обращается с заявлением к главе соответствующего муниципального образования.
Рекомендуемая форма ходатайства приведена в приложении N 1.
2.5. Для принятия решения ходатайство передается в соответствующий орган архитектуры и градостроительства для подготовки:
- акта обследования земельного участка, предоставляемого для строительства индивидуального жилого дома;
- проекта решения органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка на период строительства индивидуального жилого дома.
Неотъемлемой частью акта обследования является картографический материал с нанесенными границами предоставляемого участка.
Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 2, рекомендуемая форма решения органа местного самоуправления - в приложении N 3.
2.6. При положительном решении органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка выполняется его межевание. Межевание выполняют юридические и физические лица, получившие в установленном порядке лицензию на право выполнения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель.
Постановлением Губернатора Тюменской области от 29 июля 2002 г. N 287 в раздел 3 настоящего Положения внесены изменения
III. Порядок оформления документов на земельный участок
при фактическом домовладении
3.1 Настоящий раздел определяет: порядок оформления документов, удостоверяющих право пользования (владения) земельным участком, находящимся в фактическом пользовании собственника индивидуального жилого дома, в случае безвозвратной утраты, либо изначального отсутствия указанных документов.
3.2. При изначальном отсутствии документов, удостоверяющих право пользования или владения земельных участков, собственник индивидуального жилого дома для приобретения прав на земельный участок должен обратиться с ходатайством (приложение N 4)в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления".
К ходатайству прилагаются:
- копия документа, удостоверяющего право собственности на индивидуальный жилой дом;
- строительный паспорт;
- межевое дело по установлению границ земельного участка в натуре, выполненное организацией, имеющей лицензию на проведение землеустроительных работ;
- технический паспорт жилого дома, полученный в бюро технической инвентаризации соответствующего города (района).
3.3. Для принятия решения руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления передает ходатайство в соответствующий орган архитектуры и градостроительства для подготовки:
акта обследования земельного участка и заключения о возможности и предоставлении земельного участка, находящегося в фактическом пользовании индивидуального жилого дома;
проекта решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Решением органа государственной власти или органа местного самоуправления могут быть установлены публичные сервитуты на пользование земельным участком.
Рекомендуемая форма акта обследования приведена в приложении N 5, рекомендуемая форма решения о предоставлении земельного участка - в приложении N 6.
3.4. После получения решения органа государственной власти или органа местного самоуправления заявитель обязан зарегистрировать право собственности на земельный участок в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тюменской области.
3.5. При безвозвратной утере документа, удостоверяющего право собственности (постоянного, бессрочного пользования) ранее предоставленным или переданным земельным участком, владелец индивидуального жилого дома обращается в орган местного самоуправления с заявлением об утрате им документа.
К заявлению прилагаются имеющиеся в наличии документы, удостоверяющие право собственности на индивидуальный жилой дом. Орган местного самоуправления передает данное заявление на исполнение в орган по земельным ресурсам и землеустройству, который выполняет работу по подбору документов на землепользование (землевладение) земельным участком, хранящихся в архиве и выдает документ удостоверяющий право на землепользование (землевладение) участком взамен утраченного.
IV. Порядок получения разрешения на строительство (реконструкцию)
индивидуального жилого дома
4.1. Настоящий порядок получения разрешения на строительство распространяется на вновь возводимые и существующие, либо реконструируемые индивидуальные жилые дома и нежилые постройки, расположенные на земельном участке при индивидуальном жилом доме.
К реконструкции зданий относится комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания.
К реконструкции относятся возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований , их частичная разборка.
4.2. Разрешение на строительство вновь возводимых, существующих, либо реконструируемых индивидуальных жилых домов выдается на основании решений органа местного самоуправления:
- о предоставлении земельного участка под строительство нового индивидуального жилого дома;
- о разрешении строительства нового индивидуального жилого дома взамен ветхого или утраченного индивидуального жилого дома;
- о разрешении реконструкции существующего индивидуального жилого дома. Рекомендуемая форма разрешения приведена в приложении N 7.
4.3. Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома застройщик (заказчик) обращается в органы архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования с заявлением о выдаче строительного паспорта участка установленного образца.
Рекомендуемая форма заявления в приложении N 8.
4.4. Строительный паспорт, выданный для строительства жилых домов общей площадью более 100 кв. м, служит основанием для разработки проекта в лицензированной проектной организации.
4.5. Строительный паспорт, выданный для строительства жилых домов общей площадью менее 100 кв.м., в состав которого входит типовой проект служит основанием для выдачи разрешения на строительство.
4.6. Для зданий повышенной конструктивной сложности или этажности (более 1 этажа) разработка проекта обязательна.
4.7. Органы архитектуры и градостроительства муниципального образования формируют строительный паспорт участка, который должен содержать:
- решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка;
- выкопировку из генерального плана, проекта детальной планировки, или проекта застройки с нанесением красных линий застройки;
- ситуационный план подключения к инженерным сетям и направления трасс до участка строительства ( при их наличии);
- план установления границ земельного участка;
- план участка в М 1: 500 на топографической основе в соответствующих координатах с нанесением существующих, зданий, сервитутов, других ограничений и смежных участков;
- план жилого дома, паспорт на фасады, генплан благоустройства (при использовании застройщиком готового проекта);
- архитектурно-планировочное задание, либо обязательства застройщика в случае, когда застройщик выбирает готовый проект;
- технические условия на присоединение жилого дома к инженерным сетям;
- технический паспорт жилого дома (для реконструируемых жилых домов),
4.8 После получения строительного паспорта для проектирования застройщик размещает заказ на разработку проекта строительства жилого дома и надворных построек.
4.9. На основании строительного паспорта проектная организация или архитектор, имеющие соответствующую лицензию, выполняют проектную документацию в объеме, достаточном для оценки проектных решений в части:
- обеспечения безопасности эксплуатации строения для жизни и здоровья людей;
- надежности возводимых строений;
- соответствия проектных решений; утвержденной градостроительной документации; действующим нормам и правилам; правилам застройки муниципального образования или населенного пункта; требованиям архитектурно-планировочного задания на проектирование и выданных технических условий.
4.10. Проект, выполненный в полном соответствии с техническими условиями и архитектурно-планировочными требованиями, а также имеющий запись автора проекта о соответствии действующим нормам и правилам, и содержащий в своем составе мероприятия, обеспечивающие взрывобезопасность и пожаробезопасность, дополнительному согласованию с контролирующими и надзорными органами не подлежит.
Заказчик вправе отклонить требования к проектной документации, если они не установлены в архитектурно-планировочном задании (АПЗ) и технических условиях на проектирование.
4.11. Проектная документация утверждается заказчиком - застройщиком, согласовывается органом архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования, после чего выдается разрешение на строительство (реконструкцию).
4.12. Основанием для начала строительства (реконструкции) являются:
- для индивидуального жилого дома разрешение на производство строительно-монтажных работ (СМР), которое выдается на основании заявления застройщика (приложение N 9).
- для надворных построек - разрешение на строительство.
Разрешение на строительство надворных построек выдается органами архитектуры и градостроительства только на объекты недвижимости, которые неразрывно связаны с землей капитальными фундаментами: такие как баня, гараж, хозяйственный сарай для содержания скота, инвентаря, летняя кухня и т.п. и которые подлежат обязательной государственной регистрации в палате по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Форма разрешения на производство строительно-монтажных работ по индивидуальному жилому дому приведена в приложении N 10, форма разрешения на строительство нежилых построек - приложение N 11.
Разрешение на СМР по индивидуальным жилым домам выдается единовременно на все этапы строительно-монтажных работ.
При выдаче разрешения на СМР органы Госархстройнадзора (ГАСН) обязаны занести информацию о начале строительства объекта в областной регистр строящихся жилых домов и осуществлять контроль за возведением индивидуального жилого дома в процессе всего строительства.
4.13. До начала строительных работ застройщик обязан обратиться в местный орган архитектуры и градостроительства муниципального образования с заявкой о выносе в натуру (на местность) красных линий застройки, габаритов осей всех строений и трасс инженерных коммуникаций.
4.14. Вынос в натуру осей зданий и сооружений, составление схемы и соответствующего акта осуществляется соответствующими местными органами архитектуры и градостроительства в присутствии застройщика.
Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 12.
4.15. Граждане или юридические лица, осуществляющие строительство жилого дома без разрешения на производство СМР или с нарушением утвержденной градостроительной документации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
* капитальный фундамент - это заглубленная в землю опорная часть здания или сооружения.
V. Осуществление контроля за строительством индивидуального
жилого дома
5.1. Контроль за качеством строительства осуществляется органами государственного архитектурно-строительного надзора области, а в районах, где не созданы инспекции ГАСН, органами архитектуры и градостроительства, на которые возложено исполнение этих функций.
5.2. Контроль за строительством индивидуальных жилых домов разделяется на 4 этапа:
1 этап - нулевой цикл;
2 этап - надземная часть;
3 этап - монтаж инженерного оборудования;
4 этап - отделочные работы.
При строительстве индивидуального жилого дома обязательному контролю подлежит начальный период 1 этапа его строительства - разбивка осей здания, по остальным этапам порядок, частота и сроки проведения проверок устанавливаются органами государственного архитектурно-строительного надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.