Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. "Цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы"
Цель: Обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности медицинских услуг.
Задачами государственной программы до 2020 года являются:
Задача 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.
Задача 2. Обеспечение доступной и качественной медицинской помощи населению.
Задача 3. Развитие медицинской помощи детям и службы родовспоможения
Задача 4. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.
Задача 5. Совершенствование системы территориального планирования и управления развитием отрасли здравоохранения.
Реализация мероприятий задачи 1 направлена на обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.
Вместе с тем значительный потенциал дальнейшего повышения качества медицинской помощи будет обеспечиваться принимаемыми мерами по профилактике развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннему выявлению факторов риска главным образом неинфекционных заболеваний, а также ранней диагностике и лечению самих заболеваний. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменения показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10-20 лет, главным образом, за счет эффективных и экономически в десятки раз менее затратных, нежели лечение, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Позитивный опыт этих стран обобщен в документах ВОЗ и рекомендован к использованию.
Необходимость реализации профилактических мер в Тюменской области обусловлена широкой распространённостью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний.
По указанным причинам связанный с решением этих задач комплекс мер целесообразно выделить в обособленный элемент управления в сфере охраны здоровья, что в полной мере соответствует мировому тренду обеспечения не только своевременной и эффективной диагностикой и лечением заболеваний, но и формированием здорового образа жизни населения посредством повышения его мотивации к этому и обеспечения комфортной среды обитания.
Реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья в Тюменской области обеспечивается путем реализации программы "Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения Тюменской области" на 2013 - 2017 г., утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 04.02.2013 г. N 110-рп, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.
Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность реализации мероприятий задачи, является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать наличие не только обязательств со стороны государства по обеспечению охраны здоровья и государственных гарантий, но и обязательств граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определённые нормы и правила. Такая культура в значительной мере должна повлиять на улучшение здоровья населения, обеспечив недопущение вреда здоровью или его коррекцию на самых ранних стадиях, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объёма государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.
В этой связи формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, снижения уровней факторов риска.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения. Помимо отказа от активного потребления табака, важно быть защищенным от пассивного курения, оказывающего патологическое действие на организм человека. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска - артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно трудоспособного возраста (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).
Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни осуществляются в регионе через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу.
Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне, через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров и другие. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.
Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни будет уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространённости факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространённостью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.
Необходимым компонентом является мониторинг за состоянием питания и здоровья населения, который обеспечит возможность оценить масштабы нарушения принципов здорового питания, а также их связь с основными неинфекционными заболеваниями.
Задача предусматривает совершенствование системы мер по снижению количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая:
- реализацию Национального календаря прививок;
- профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов В и С.
Одними из наиболее важных задач в рамках развития медицинской профилактики и диспансеризации населения являются задачи по выявлению злокачественных новообразований на I - II стадиях заболевания, а также организации дифференцированных скрининговых исследований.
Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную, совершенствование подходов и методов медицинской профилактики на уровне первичного звена здравоохранения, обеспечит профилактику инфекционных болезней, неинфекционных патологий и заболеваний, что повлияет на развитие экономического потенциала страны, прежде всего за счет сохранения здоровья детей и трудоспособного населения, снижения потери трудоспособности, увеличение продолжительности жизни населения.
В направлении решения задачи обеспечения потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания, планируется реализация комплекса мер по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения населения необходимыми качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Планируется проведение мероприятий по совершенствованию порядка формирования перечней лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а так же мер социальной поддержки, с учетом фармако-терапевтической эффективности и клинических рекомендаций.
Будет продолжена практика по расширению использования воспроизведенных лекарственных препаратов, в том числе отечественного производства, в целях удовлетворения потребности в лекарственной помощи населению.
Реализация запланированных мероприятий, а так же дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования системы лекарственного обеспечения населения, позволит обеспечить государственные гарантии гражданам на лекарственное обеспечение, сбалансированные с реальными возможностями бюджетов всех уровней.
Мероприятия задачи 2 будут направлены на обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
Решение данной задачи является ключевым фактором для обеспечения улучшения медико-демографической ситуации в регионе. Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тюменской области" установлены целевые значения показателей по снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, дорожно-транспортных происшествий, туберкулеза, младенческой смертности на территории Тюменской области. Реализация комплекса мероприятий данной задачи, с участием выполнения мероприятий в рамках государственных и региональных программ заинтересованных смежных ведомств, позволит обеспечить достижение установленных показателей.
Независимо от нозологических форм, в мероприятиях по совершенствованию оказания специализированной медицинской помощи особое внимание будет уделяться совершенствованию трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи, внедрению в практику инновационных методов лечения, развитию инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.
Доступность специализированной медицинской помощи сельскому населению преимущественно будут обеспечивать межрайонные центры специализированной медицинской помощи, оснащение которых в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи должны обеспечить проведение широкого спектра диагностических процедур, включая лабораторные, рентгенологические исследования, в том числе компьютерную томографию и ядерную магнитно-резонансную томографию, электрофизиологические и ультразвуковые исследования.
Развитие высокотехнологичной медицинской помощи является одним из главных приоритетов, обозначенных Министерством здравоохранения РФ в Публичной декларации целей и задач на 2014 год.
Мероприятия по данному направлению будут включать в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, включая клеточные технологии, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники, постепенное снижение и ликвидацию очередности на применяемые методы высокотехнологичного лечения.
Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе являются оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи.
Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому.
Также важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения. Анализ оказания медицинской реабилитации в Тюменской области показал, что она требует серьезной реорганизации и приведения ее в стройную систему комплексной реабилитации.
В настоящее время решение вопроса доступности медицинской реабилитации в Тюменской области связаны с устранением дефицита реабилитационных коек, внедрением современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, профессиональной подготовкой медицинских кадров, совершенствованием материально-технической базы реабилитационных учреждений.
Устранение перечисленных недостатков позволит удовлетворить потребность населения Тюменской области в услугах медицинской реабилитации.
В настоящий момент существует необходимость в комплексе мероприятий, в том числе межведомственных и с привлечением частного капитала, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса в Тюменской области, способного решать как медико-социальные задачи обеспечения доступного населению, эффективного санаторно-курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. Восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение местных курортов представляется важной региональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня здоровья населения Тюменской области.
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Тюменской области, перехода на современную систему организации медицинской помощи в Тюменской области планируется развивать государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения.
В ходе решения данной задачи будут созданы условия для развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и привлечения частных инвестиций в здравоохранение Тюменской области, получит дальнейшее развитие инфраструктура здравоохранения Тюменской области, будет обеспечена эффективность использования ресурсов здравоохранения Тюменской области, находящихся в муниципальной, государственной собственности, создана эффективная модель управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий.
В целях содействия в оказании гражданам медицинской помощи и обеспечении отдельными техническими средствами реабилитации в рамках задачи будет продолжена реализация проекта социального партнерства "Ключ к жизни".
Будут обеспечены условия для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в системе обязательного медицинского страхования.
С целью создания оптимальных условий для граждан, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам семьи в условиях неизлечимой болезни, планируется развитие сети медико-социальных учреждений Тюменской области, специализирующихся на оказании паллиативной помощи населению, в том числе детям (открытие отделений паллиативной помощи детям в многопрофильных больницах).
Концепция паллиативной помощи состоит в том, что борьба с болью, решение психологических, социальных или духовных проблем пациентов приобретает первостепенное значение. Таким образом, основной задачей оказания медицинской помощи умирающему больному становится обеспечение, насколько это возможно, человеку достойного качества жизни на ее завершающем этапе.
Создание отделений паллиативной помощи в Тюменской области позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно-интенсивная помощь, не менее чем на 15%.
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства будут реализованы мероприятиями задачи 3.
Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения. Развитие человеческого потенциала в значительной степени связано с актуализацией и повышением внимания государства к вопросам заботы о здоровье детей.
В Тюменской области реализуется комплекс мер, направленных на профилактику абортов, предупреждение, раннее выявление и лечение заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности; формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни; обеспечение детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями; обеспечение в медицинских учреждениях комфортных условий для пребывания детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи.
В рамках реализации программы в Тюменской области будет продолжено развитие службы родовспоможения и детства, совершенствование деятельности первичного звена здравоохранения по оказанию помощи женщинам, специализированной медицинской помощи в период беременности и родов, в том числе развитие практики применения фетальной и неонатальной диагностики, системы коррекции врождённых пороков у детей, вспомогательных репродуктивных технологий, развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, разработка и внедрение в педиатрическую практику инновационных достижений.
Особенностью мероприятий в текущем периоде будет применение комплексного подхода к решению актуальных проблем материнства и детства, который будет заключаться не только в строительстве областной детской больницы (реорганизации системы оказания специализированной медицинской помощи детям), но и во включении новых технологических процессов в трехуровневую, эффективную и логичную сеть, которая обеспечит высокую как клиническую, так и экономическую эффективность. Во всех мероприятиях предусмотрен мониторинг клинических результатов не только в конечных точках, но и на всем протяжении периода выполнения. При этом индикаторами эффективности всей системы, помимо снижения показателей материнской и младенческой смертности, будет концентрация преждевременных родов и беременных высокого риска в перинатальных центрах.
Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами будет реализовано в рамках задачи 4 Программы.
Данная задача является критически важной для достижения итоговых результатов государственной программы развития здравоохранения.
В рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года необходимо формирование системы здравоохранения, обеспечивающей доступную и качественную медицинскую помощь населению, достижение поставленной цели невозможно без наличия квалифицированного кадрового состава отрасли.
Вызовом десятилетия является необходимость существенного пересмотра идеологии и подходов к организации кадрового обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированным персоналом.
Внешние факторы, связанные с ускорением процесса вывода на рынок медицины новых продуктов и технологий, сокращением их жизненного цикла, сказываются на необходимости смены парадигм подготовки медицинских и фармацевтических работников, кардинальной перестройки режима обучения, перехода на модель непрерывного профессионального образования.
Такая модель требует существенного изменения доступности новой информации, выстраивания модели повышения квалификации с минимальным отрывом от основной деятельности.
Для реализации обоснованной кадровой политики необходимо создание образовательно-кадрово-производственного континуума, в котором объемы государственных заданий на оказание государственных услуг по реализации программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования будут определяться потребн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.