Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
Территория современной Тюменской области является первой землей, с которой началось интенсивное российское освоение Сибири. Она хранит как памятники древнего расселения, историческое наследие времен Сибирского ханства, так и первые места русского заселения, уникальные для Сибири архитектурные памятники XVII - XVIII вв. В Тюменской области находятся четыре города, входящих в перечень исторических поселений - Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск. Здесь сохранились церкви в стиле "сибирского барокко", интересные памятники деревянной архитектуры, каменная городская застройка конца XIX - начала ХХ вв., мечети и другие мусульманские святыни, связанные с культурой сибирских татар. По богатству и разнообразию объектов культурного наследия Тюменскую область можно назвать одним из наиболее интересных регионов Сибири.
В настоящее время в области насчитывается 1872 объекта культурного наследия:
- 600 объектов и ансамблей градостроительной деятельности (569 с расшифровкой зданий в составе ансамблей и физически утраченных или утративших историко-культурную ценность объектов);
- 182 достопримечательных места;
- 1090 объектов археологии.
На 569 объектах культурного наследия (с расшифровкой зданий в составе ансамблей и физически утраченных или утративших историко-культурную ценность объектов) собственность распределяется:
- собственность Российской Федерации - 123;
- собственность Тюменской области - 92;
- муниципальная собственность -147;
- частная собственность физических и юридических лиц - 179;
- бесхозяйное имущество (собственник не определён) - 28, в основном культовые объекты в районах области.
В соответствии с приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203 "Об утверждения "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" техническое состояние объектов культурного наследия классифицируется как:
- хорошее
- среднее (удовлетворительное)
- плохое (неудовлетворительное)
- аварийное
Характеристика состояния объектов культурного наследия проводится на основании обследования технического состояния объектов специализированными организациями и подготовкой актов технического состояния, в которых приводится описание состояния внутренних и внешних конструктивных и декоративных элементов с общими выводами по характеристике общего состояния объекта.
Приоритетными для сохранения стали территории и объекты, представляющие туристический интерес и памятники культовой архитектуры. Прежде всего, это реставрация памятников г. Тобольска, на базе которых создается туристический центр Западной Сибири.
Важно подчеркнуть, что именно историко-культурный потенциал может стать одним из главных рычагов подъема экономики небольших исторических городов и поселений. В этом смысле культурное наследие следует рассматривать как особый ресурс социального и экономического развития. С его помощью, возможно активизировать реализацию туристских и культурных программ на территории области, увеличить занятость населения, решать образовательные задачи и задачи патриотического воспитания.
Учитывая важное социальное и экономическое значение культурного наследия для Тюменской области, а ее отдельных памятников и для России в целом, задача сохранения культурного наследия может быть решена путем привлечения дополнительного финансирования (средств федеральных, муниципальных бюджетов, внебюджетных источников финансирования). Что позволит перейти от спасения отдельных объектов и проведения первоочередных и противоаварийных работ к восстановлению комплексов памятников истории и культуры, целостному изменению среды исторических городов, созданию надежных предпосылок для решения перспективных задач развития культуры и туризма.
Обоснованность этого решения связана также и с тем, что Тюменская область имеет огромный потенциал для культурного, духовного, туристского развития в интересах практически всего Тюменского региона и Сибири в целом. Так, Тюменская область способна выступить как культурно-просветительный центр всего Тюменского нефтегазового производственного региона и сыграть свою роль в возрождении образовательных, научных и просветительских традиций декабристов, традиций российского меценатства, народной культуры.
Сложность задач, необходимых для решения проблемы сохранения культурного наследия, а также многоцелевое значение поставленной цели, ее обращение к различным категориям населения и необходимость учета интересов разных территорий, определяют ее межведомственный характер и необходимость программного подхода. Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих реализацию мероприятий программы, а также организацию процесса управления и контроля.
Необходимость участия органов государственной власти Тюменской области в решении проблемы обеспечения сохранности объектов культурного наследия вытекает из положений международных правовых актов и требований законодательства Российской Федерации и Тюменской области.
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана памятников истории и культуры, являющаяся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, признана одной из приоритетных задач органов государственной власти. Как одно из важнейших направлений государственной политики, защита культурного наследия является составляющей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за счет средств бюджета Тюменской области финансируются мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Тюменской области, государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
С 1 января 2006 года органы государственной власти вправе финансировать за счет средств областного бюджета мероприятия по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. Основания: статья 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", часть 3 статьи 3 Закона Тюменской области от 16.02.2004 N 204 "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области".
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" субъектам Российской Федерации переданы полномочия в отношении объектов культурного наследия в части сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения.
В связи с передачей с 1 января 2008 года федеральных полномочий в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия субъектам федерации комитетом выполняются полномочия Российской Федерации в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия в рамках структуры, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области, в том числе:
- охрана объектов культурного наследия федерального значения;
- сохранение объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предусматриваются субсидии муниципальным образованиям (в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-рп "О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов").
Возможность оказания помощи религиозным организациям в реставрации объектов культурного наследия предусмотрена п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Критериями отбора объектов культурного наследия в целях включения их в программные мероприятия по сохранению являются:
1. Полномочия субъекта Российской Федерации и переданные полномочия Российской Федерации:
- в части сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Тюменской области, государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
- в части сохранения объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (объекты, используемые областными учреждениями и органами государственной власти).
2. Поручение Президента Российской Федерации от 26.03.2003 N Пр-516 "Разработать комплекс мер по созданию туристического центра Западной Сибири на базе историко-архитектурного наследия г. Тобольска (Тюменская область)".
3. Объекты, находящиеся в стадии реставрации (переходящие).
В Тюменской области проводится работа по сохранению культурного наследия, уделяется много внимания правовым, организационным и практическим проблемам.
В сфере сохранения объектов культурного наследия существуют проблемы, требующие особого внимания:
- отсутствие квалифицированных кадров. В высших учебных заведениях Тюменской области отсутствуют программы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере реставрации (специалистов по проектированию и производству ремонтно-реставрационных работ).
- несовершенство правового регулирования отношений в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;
- имеет место недостаточное финансирование мероприятий по сохранению памятников из бюджетов всех уровней;
- отсутствие у большинства объектов культурного наследия пользователя (собственника);
- недостаточный объем внебюджетных инвестиций (в конечном счёте эта проблема сводится к отсутствию пользователей (собственников), способных обеспечить сохранение объекта культурного наследия). Это общая проблема для всех регионов Российской Федерации.
В целях совершенствования эффективности деятельности в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия государственные гражданские служащие комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области постоянно осуществляют пополнение и обновление теоретических и практических знаний (в т.ч. на курсах повышения квалификации), необходимых и достаточных для соответствия замещаемым должностям в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 327 "О государственной гражданской службе Тюменской области".
Утвержденная штатная численность комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области - 24 человека.
За период с 2002 по 2013 годы завершены ремонтно-реставрационные работы на 96 объектах культурного наследия.
В 2013 году за счет средств областного бюджета проводились работы по сохранению 36 объектов культурного наследия. Ремонтно-реставрационные работы завершены на 13 объектах культурного наследия.
Объем бюджетных вложений за период с 2008 по 2013 год составил более 5200 млн. рублей. Инвестиции в объекты культурного наследия в этот период составили более 266 млн. рублей. За счет инвесторов работы по сохранению проводились на 36 объектах культурного наследия (г. Тюмень).
В рамках реализации программы проводятся мероприятия, направленные на принятие мер по охране и популяризации объектов культурного наследия в целях предотвращения их уничтожения, изменения облика, нарушений установленного порядка использования, а также на обеспечение их учета и осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в данной сфере.
Наиболее многочисленный вид объектов культурного наследия в Тюменской области - памятники археологии. Мероприятия по выявлению и обеспечению сохранности этих объектов имеют свою специфику и связаны с необходимостью постоянного инвестирования со стороны государства. С 2004 по 2010 годы обследовано 532 объекта археологического наследия. В 2011 году проведено обследование 25 объектов. В процессе работы уточняется местонахождение объектов, степень сохранности, определяются границы и площади земельных участков (городища, курганные могильники, поселения). В 2012 году начаты работы по выявлению объектов археологического наследия в Тобольском районе. Выявлено 17 неучтенных археологических памятников.
Ежегодно проводятся спасательные раскопки на 2 - 3-х памятниках археологии, находящихся под угрозой разрушения (за счет средств областного бюджета с 2002 по 2012 год проведено - 19 спасательных раскопок, за счет внебюджетных инвестиций - 74).
За период с 2008 по 2013 годы разработаны 143 проекта зон охраны объектов культурного наследия (в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации").
В 2012 - 2013 годах проведена государственная историко-культурная экспертиза 91 проекта зон охраны объектов культурного наследия.
В 2011 - 2013 годах проведены работы по установлению границ территорий 83 объектов культурного наследия (памятники истории), в том числе по 15 объектам федерального значения.
В 2013 году проведены работы по уточнению предмета охраны 95 объектов культурного наследия и выполнены научно-исследовательские работы по корректировке проектов границ территорий 89 объектов культурного наследия.
В 2002 - 2012 гг. установлены информационные надписи на 34 объектах культурного наследия.
В срок 1 раз в 5 лет осуществляется мониторинг технического состояния объектов культурного наследия (с подготовкой актов технического состояния). В 2010 - 2012 годах проведено обследование 234 объектов культурного наследия. Акт технического состояния является приложением к охранному обязательству.
Результаты инвентаризации памятников 2003 - 2005 годов позволили в 2007 году подготовить макет научно-практического каталога "Архитектурное наследие Тюменской области". Его издание в количестве 5 тыс. экз. и презентация в 4-х исторических городах области прошла в 2008 году. В 2009 году каталог передан 26-ти муниципальным образованиям Тюменской области (4364 экз.) и областным учреждениям культуры и образования (227 экз.), а также ранее опубликованные книги "Затерянный мир Ингальской долины" (314 экз.) и "Окно в декоре Тюменского дома" (214 экз.).
В 2009 - 2010 годах - создание и размещение передвижной выставки "Архитектурное наследие Тюменской области" в учреждениях культуры городов Тюмень, Ишим, Ялуторовск, Тобольск. В январе 2011 года выставка передана в Ишимский городской культурный центр.
В 2009 году подготовлен информационный ролик: "И дольше века длится ...." о реализации мероприятий ДЦП "Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области".
В 2010 году созданы 4 телевизионных сюжета "Спасти и сохранить для потомков" (истории о прошлом и настоящем отреставрированных объектов культурного наследия в г. Тобольске).
Ежегодная подготовка и публикация журнала о деятельности в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в Тюменской области (и размещение его электронной версии в сети Интернет).
Для достижения цели "Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их современное использование" программой на 01.01.2014 года предусмотрены следующие показатели:
- Доля объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, от общего количества объектов культурного наследия составила 79,1%, что соответствует плану.
- Отношение числа используемых объектов культурного наследия к общему количеству объектов культурного наследия составило 88,6% (план 88,3%).
- Доля объектов культурного наследия, обремененных охранными обязательствами по итогам 2013 года - 64,4% (с учетом исключенных объектов культурного наследия) (план - 63,8%);
Обременение всех собственников и пользователей охранными обязательствами будет возможно после решения исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления в чьи полномочия входят функции по обеспечению учета недвижимости, пользователей, собственников (далее - органы имущественных отношений) проблем по обеспечению учета бесхозяйного имущества, определению пользователей и собственников (в процессе приватизации).
Необходимым при осуществлении деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия является пробуждение широкого интереса населения и развитие его уважения к культурному наследию.
В 2012 - 2013 г. за счет средств инвесторов проведены работы по сохранению 18 объектов культурного наследия на сумму 76810,438 тыс. руб. В период 2014 - 2020 г. планируется проведение ремонтно-реставрационных работ за счёт внебюджетных источников финансирования.
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация Программы признана эффективной.
Плановый объем финансирования Программы на 2013 год составил 791161,304 тыс. рублей, профинансировано - 745166,199 тыс. руб. (94,2% от плана).
Результативность программы оценивалась по 6 показателям, плановые значения по всем показателям достигнуты.
Историко-культурный потенциал Тюменской области позволяет с уверенностью говорить о возможности использования культурного наследия как особого ресурса региона, а реализация государственной программы Тюменской области позволит сохранить и использовать этот богатый потенциал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.