Постановлением Тюменской областной Думы от 24 апреля 2001 г. N 1723 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "Об Уставном суде Тюменской области" и решение постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "Об Уставном суде Тюменской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, Тюменский областной суд, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
в первом чтении 27.03.2001
Закон Тюменской области
"Об Уставном суде Тюменской области"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и Уставом Тюменской области определяет правовые
основы формирования Уставного суда Тюменской области и порядок
рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции.
Раздел первый.
Организация Уставного суда области
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Уставный суд области - орган судебной власти области
1. Уставный суд Тюменской области (Уставный суд) - судебный орган
Тюменской области, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную
власть посредством рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции.
2. Деятельность Уставного суда нацелена на обеспечение устойчивого
развития области, закрепление баланса властей в согласии с принципом
разделения властей, создание эффективной системы законодательства
Тюменской области, укрепление законности и правопорядка в Тюменской
области.
3. Уставный суд области входит в единую судебную систему Российской
Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации").
Статья 2. Законодательство об Уставном суде области
Полномочия, принципы деятельности Уставного суда и правовой статус
его судей определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации",
законами "О судоустройстве РСФСР" и "О статусе судей Российской
Федерации", другими федеральными законами.
Уставом Тюменской области и настоящим законам определяются правовые
вопросы формирования Уставного суда Тюменской области и порядок
рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции.
Статья 3. Полномочия Уставного суда области
1. В соответствии со статьей 27 Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации" Уставный суд Тюменской области
осуществляет следующие полномочия:
1.1. Разрешает дела о соответствии Уставу Тюменской области:
а) законов Тюменской области, принятых по вопросам ведения органов
государственной власти Тюменской области или по вопросам совместного
ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти Тюменской области, если в производстве
Конституционного Суда Российской Федерации не рассматривается дела по
аналогичному вопросу или нет принятого им решения по аналогичному делу;
б) правовых актов Тюменской областной Думы, Губернатора области и
администрации области;
в) уставов и других правовых актов органов местного самоуправления;
1.2. По запросам судов проверяет соответствие законов Тюменской
области или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению
в конкретном деле, Уставу области.
1.3. Дает толкование Устава Тюменской области.
1.4. По вопросам своей внутренней деятельности Уставный суд области
принимает Регламент Уставного суда Тюменской области.
2. Решение Уставного суда области, принятое в пределах его
полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (пункт 4 статьи 27
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации").
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного
суда области
1. Уставный суд Тюменской области состоит из пяти судей, назначаемых
на должность Тюменской областной Думой на конкурсной основе из числа
кандидатов, представленных на паритетной основе Губернатором области и
Тюменской областной Думой.
2. Уставный суд области вправе осуществлять свою деятельность при
наличии в его составе не менее трех судей.
3. Полномочия Уставного суда области не ограничены определенным
сроком.
Статья 5. Основные начала деятельности Уставного суда области
1. Основными началами рассмотрения Уставным судом вопросов,
отнесенных к его компетенции, являются независимость, коллегиальность,
гласность, устность, состязательность и равноправие сторон, использование
русского языка - государственного языка Российской Федерации с
предоставлением возможности заинтересованным сторонам пользоваться родным
языком.
2. Уставный суд области решает дела, отнесенные к его ведению,
исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в политические вопросы.
3. Уставный суд не вправе рассматривать дела, отнесенные к
компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов.
Статья 6. Обязательность решений Уставного суда области
1. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу
постановления Уставного суда Тюменской области, а также его законные
распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются
обязательными для всех без исключения органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных
лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления Уставного суда Тюменской области, а
равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность,
предусмотренную федеральным законом (пункт 2 статьи 6 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Статья 7. Гарантии деятельности Уставного суда области
В соответствии с пунктом 2 статьи 27, пунктами 1 и 5 статьи 33
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации" организационная, финансовая и материально-техническая
независимость Уставного суда обеспечивается следующими факторами:
а) финансирование Уставного суда области производится за счет
областного бюджета в объеме, обеспечивающем возможность независимого
осуществления судопроизводства в полном объеме. В областном бюджете
ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения
деятельности Уставного суда области средства, которыми Уставный суд
области распоряжается самостоятельно. Смета расходов Уставного суда
области не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым
годом;
б) Уставный суд области самостоятельно и независимо осуществляет
информационное и кадровое обеспечение своей деятельности;
в) имущество, необходимое Уставному суду области для осуществления
его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является
собственностью Тюменской области. Уставный суд Тюменской области может
наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные
подразделения, входящие в состав его аппарата;
г) какое бы то ни было ограничение правовых, организационных,
финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других
условий деятельности Уставного суда области, установленных федеральным
законодательством и настоящим Законом, не допускается.
Глава II.
Порядок формирования Уставного суда Тюменской области
Статья 8. Статус судьи Уставного суда Тюменской области
Статус судьи Уставного суда Тюменской области устанавливается
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской
Федерации", Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации".
Статья 9. Порядок конкурсного отбора кандидатов на должность судьи
Уставного суда Тюменской области.
1. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О
статусе судей в Российской Федерации" и пунктом 8 статьи 13 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьей
Уставного суда Тюменской области может быть гражданин Российской
Федерации, достигший тридцати лет, имеющий высшее юридическое образование
или ученую степень (ученое звание) в области права, а также - стаж работы
по юридической профессии не менее пяти лет и не совершивший порочащих его
поступков.
2. При конкурсном отборе кандидатов на должность судьи Уставного
суда приоритетом пользуются лица, обладающие официально признанной
высокой квалификацией в области права: имеющие значительный опыт (не
менее пяти лет) в разработке проектов законов Тюменской области,
проведении по ним правовых экспертиз и подготовке официальных заключений;
или имеющие почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", или
ученую степень (ученое звание) в области права.
3. Предложения о кандидатах на должности судей Уставного суда
Тюменской области вносят на паритетных началах Губернатор Тюменской
области и Тюменская областная Дума. Областная Дума рассматривает вопрос о
назначении на должность судьи Уставного суда области в срок не позднее 30
дней с момента получения представления Губернатора или принятия
соответствующего постановления областной Думой.
4. Каждый судья Уставного суда области назначается на должность в
индивидуальном порядке. Назначенным на должность судьи Уставного суда
области считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего
числа депутатов Тюменской областной Думы.
5. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда области
представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится
соответственно губернатором Тюменской области и областной Думы не позднее
месяца со дня открытия вакансии.
6. Судья Уставного суда области, срок полномочий которого истек,
продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового
судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Статья 10. Присяга судьи Уставного суда области
1. Председатель областной Думы на этом же заседании приводит к
присяге лицо, назначенное на должность судьи Уставного суда области.
2. Судья Уставного суда области приносит присягу следующего
содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи
Уставного суда Тюменской области, подчиняясь только Конституции
Российской Федерации, Уставу Тюменской области, ничему и никому более".
3. Присяга приносится судьей перед государственным флагом Российской
Федерации и флагом Тюменской области.
Статья 11. Требования, предъявляемые к судье Уставного суда
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации" судья Уставного суда:
1) обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации,
федеральные законы, Устав Тюменской области и другие законы.
2) должен избегать при исполнении своих полномочий, а также во
внеслужебных отношениях всего, что могло бы умалить авторитет судебной
власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности,
справедливости и беспристрастности.
3) не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и
движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также
совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме
научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Статья 12. Срок полномочий судьи Уставного суда области
1. Судья Уставного суда назначается на должность на срок 8 лет.
Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда
области не устанавливается.
2. Судья Уставного суда считается вступившим в должность с момента
принесения им присяги.
Статья 13. Гарантии независимости судьи Уставного суда области
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации" независимость судьи Уставного суда области
обеспечивается такими гарантиями, как:
1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было
вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий
судьи;
4) правом судьи на отставку;
5) неприкосновенностью судьи;
6) системой органов судейского сообщества;
7) предоставлением судье за счет государства материального и
социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
8) судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой
защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые
меры для обеспечения безопасности судьи, членов его семьи, сохранности
принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее
заявление.
9) судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного
Оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в
порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".
Статья 14. Несменяемость судьи Уставного суда области
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации" судья Уставного суда области несменяем.
Полномочия судьи Уставного суда области могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным
федеральным законом.
Статья 15. Неприкосновенность судьи Уставного суда области
Неприкосновенность личности судьи Уставного суда области, его
жилища, служебного помещения, используемого им транспорта и средства
связи, его корреспонденции, принадлежащих ему документов и имущества
урегулированы статьей 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации".
Статья 16. Равенство прав судей Уставного суда области
При рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Уставного суда,
судьи Уставного суда пользуются равными правами и имеют право решающего
голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Уставного
суда.
Статья 17. Приостановление полномочий судьи Уставного суда области
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и
статьей 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации" полномочия судьи Уставного суда области приостанавливаются
решением Уставного суда при наличии одного из следующих оснований:
а) признание судьи Уставного суда области безвестно отсутствующим
решением суда, вступившим в законную силу;
б) согласие Уставного суда области на привлечение судьи к уголовной
ответственности или заключение его под стражу;
в) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в
состав органа законодательной (представительной) власти Российской
Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта
Российской Федерации;
г) избрание судьи в состав законодательной (представительной) власти
субъекта Российской Федерации.
2. Правовые последствия приостановления полномочий судьи установлены
пунктами 2 и 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации
3. Решение о возобновлении полномочий судьи Уставного суда области
принимает Уставный суд области.
Статья 18. Прекращение полномочий судьи Уставного суда области
1. В соответствии с требованиями статьи 14 Закона Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи
Уставного суда области прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи Уставного суда области об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным
уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности
судьи. Уставный суд области может прекратить полномочия судьи по этим
основаниям, однако он не вправе принять такое решение, если судья
вернулся к исполнению своих обязанностей;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с
переходом на другую работу или по иным причинам;
4) прекращение гражданства Российской Федерации;
5) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
6) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных
мер медицинского характера;
7) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или
умаляющего авторитет судебной власти;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении
дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об
объявлении его умершим.
2. Полномочия судьи Уставного суда области прекращаются решением
Тюменской областной Думы.
3. Правовые последствия отмены решения о прекращении полномочий
судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо
судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского
характера установлены пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О
статусе судей в Российской Федерации".
Статья 19. Отставка судьи Уставного суда области
1. Понятие, основания и правовые последствия отставки судьи
Уставного суда установлены статьей 15 Закона Российской Федерации "О
статусе судей в Российской Федерации".
2. Пребывающему в отставке судье Уставного суда области, имеющему
стаж работы в должности судьи не менее двадцати лет, независимо от
возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом
ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов
денежного вознаграждения работающего судьи Уставного суда области. При
этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного
содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической
профессии.
3. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Уставного
суда области ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из областного
бюджета.
4. На пребывающего в отставке судью Уставного суда области
распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в
отставке, установленные законодательством Российской Федерации.
Глава III.
Структура и организация деятельности Уставного суда области
Статья 20. Организационные формы деятельности Уставного суда
1. Уставный суд области рассматривает и разрешает дела в пленарных
заседаниях.
2. Уставный суд области однопалатный орган, включающий в себя всех
судей Уставного суда.
Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Уставного
суда области
Уставный суд области на своих пленарных заседаниях:
1) разрешает дела, отнесенные к компетенции Уставного суда области
действующим федеральным законом и настоящим Законом;
2) избирает председателя, заместителя председателя, судью -
секретаря Уставного суда области;
3) принимает регламент Уставного суда области и вносит в него
изменения и дополнения;
5) принимает решения о приостановлении полномочий судьи Уставного
суда области, а также о досрочном освобождении от должности председателя,
заместителя председателя и судьи - секретаря Уставного суда области;
Статья 22. Избрание председателя, заместителя председателя и судьи
- секретаря Уставного суда области
1. В пленарном заседании Уставного суда области судьи открытым
голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего
состава в индивидуальном порядке сроком на четыре года избирает
председателя, заместителя председателя и судью - секретаря Уставного суда
области.
2. Председатель, заместитель председателя, судья - секретарь
Уставного суда области по истечении срока их полномочий могут быть
избраны на новый срок.
3. Председатель, заместитель председателя, судья - секретарь
Уставного суда области могут по личному письменному заявлению сложить с
себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением
Уставного суда области.
4. По инициативе не менее трех судей Уставного суда области,
считающих, что председатель, заместитель председателя или судья -
секретарь Уставного суда области недобросовестно исполняет свои
обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен
вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос
о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается не менее 2/3
от установленного количества судей Уставного суда области тайным
голосованием.
5. В случае, если должность председателя, заместителя председателя
или судьи - секретаря Уставного суда области окажется вакантной, новые
выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в
порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий
указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до
проведения новых выборов.
Статья 23. Председатель Уставного суда области
Председатель Уставного суда области осуществляет следующие
полномочия:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний Уставного суда области,
созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Уставного суда области вопросы, подлежащие
рассмотрению в пленарных заседаниях;
3) представляет Уставный суд области в отношениях с государственными
органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию
Уставного суда области выступает с заявлениями от его имени,
4) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда области,
представляет на утверждение Уставному суду области кандидатуры
руководителей секретариата Уставного суда области и других подразделений
аппарата, иных служб Уставного суда области, а также Положение о
секретариате Уставного суда области и штатное расписание аппарата;
5) издает приказы и распоряжения.
6) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным
законодательством, настоящим Законом и регламентом Уставного суда.
Статья 24. Временное исполнение обязанностей председателя
Уставного суда области
В случае невозможности исполнения обязанностей председателя
заместителем председателя Уставного суда области временное исполнение
этих обязанностей по решению председателя суда переходит к судье,
имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Уставного суда
Тюменской области, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье
Уставного суда Тюменской области.
Статья 25. Заместитель председателя Уставного суда области
Заместитель председателя Уставного суда области осуществляет по
уполномочию председателя Уставного суда области отдельные его функции, а
также выполняет свои обязанности, возложенные на него Уставным судом
области.
Статья 26. Судья - секретарь Уставного суда области
Судья - секретарь Уставного суда области:
1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата
Уставного суда области;
2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний
Уставного суда области;
3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц
решения, принятые Уставным судом области, и информирует Уставный суд
области об их исполнении;
4) организует информационное обеспечение судей Уставного суда
области;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом
и регламентом Уставного суда области.
Раздел второй.
Правила производства в Уставном суде области
Глава IV.
Основные начала деятельности Уставного суда
Статья 27. Законность - как основа деятельности Уставного суда
Уставный суд области и его судьи, поддерживая верховенство и
непосредственное действие Устава области, обеспечивают, в пределах своей,
компетенции, укрепление законности и правопорядка в Тюменской области.
Статья 28. Независимость судей
1. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при
осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, Уставом области и настоящим Законом.
2. В своей деятельности судьи Уставного суда области выступают в
личном качестве от имени Тюменской области и не вправе представлять каких
бы то ни было государственные или общественные органы, политические
партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия,
учреждении и организации, должностных лиц, государственные и
территориальные образования, нации и иные социальных групп.
3. Постановления и другие акты Уставного суда области выражают
соответствующую Уставу области правовую позицию судей, свободную от
политических пристрастий.
4. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих
постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе
запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам,
принятым К предварительному изучению либо рассматриваемым Уставным судом
области.
5. Вмешательство в деятельность Уставного суда области не
допускается и влечет за собой предусмотренную федеральным законом
ответственность.
Статья 29. Коллегиальность
1. Рассмотрение дел и вопросов и принятие постановлений по ним
производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми
судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании
2. Уставный суд правомочен принимать решения в пленарных
заседаниях при наличии не менее трех судей.
Статья 30. Гласность
Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда области проводится
открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях,
предусмотренных настоящим Законом. Постановления, принятые как в
открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Статья 31. Устность разбирательства
1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда области происходит
устно. В ходе рассмотрения дел Уставный суд области заслушивает
объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся
документы.
2. В заседании Уставного суда области могут не оглашаться документы,
которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо
содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Статья 32. Язык рассмотрения вопросов в Уставном суде
1. Производство в Уставном суде области ведется на русском языке.
2. Участникам производства в Уставном суде, не владеющим русским
языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и
пользоваться услугами переводчика.
Статья 33. Непрерывность судебного заседания
1. Заседание Уставного суда области по каждому вопросу происходит
непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или
необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему
разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих
нормальному ходу заседания.
2. Уставный суд области до принятия решения по вопросу,
рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не
может рассматривать в пленарном заседании другие вопросы.
Статья 34. Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию
своей позиции на основе состязательности в заседании Уставного суда
области.
Глава V.
Обращение в Уставный суд Тюменской области
Статья 35. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде
области
1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде области является
обращение в Уставный суд области законного субъекта правовых отношений в
форме обоснованного заявления, жалобы или запроса.
2. Анонимные заявления и жалобы рассмотрению не подлежат.
3. Основанием к рассмотрению дела являются результаты
предварительной Проверки заявления, жалобы или запроса, подтверждающие
его подведомственность Уставному суду области в соответствии со статьей
третьей настоящего Закона.
Статья 36. Общие требования к обращению
1. Обращение направляется в Уставный суд области в письменной форме
и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
2. В обращении должны быть указаны:
а) Уставный суд области в качестве органа, в который направляется
обращение;
б) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя,
отчество);
адрес и иные данные о заявителе;
в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за
исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
г) нормы Устава Тюменской области и настоящего закона, дающие право
на обращение в Уставный суд области;
д) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и
иные данные о подлежащем проверке акте;
е) положение Устава Тюменской области, подлежащее толкованию;
ж) конкретные, указанные в настоящем законе основания к рассмотрению
обращения Уставным судом области;
з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое
обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской
федерации, Устава области;
и) требование, обращенное в связи с заявлением или жалобой к
Уставному суду области;
к) перечень прилагаемых к обращению документов.
Статья 37. Документы, прилагаемые к обращению
1. К направляемому в Уставный суд области обращению прилагаются:
а) текст акта, подлежащего проверке, или положения Устава области,
подлежащего толкованию;
б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия
представителя, за исключением случаев, когда представительство
осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих
право лица выступать в Уставном суде области в качестве представителя;
в) перевод на русский язык всех документов и иных материалов,
изложенных на другом языке.
2. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов,
которых предлагается вызвать в заседание Уставного суда области, а также
другие документы и материалы.
Глава VI.
Предварительное рассмотрение обращений
Статья 39. Рассмотрение обращений секретариатом Уставного суда
области
1. Обращения, поступающие в Уставный суд области, подлежат
обязательной регистрации в канцелярии.
2. Председатель Уставного суда области возвращает обращение
заявителю с указанием конкретной причины (причин) и вправе разъяснить
заявителю в какой компетентный орган ему следует обратиться в случаях,
если обращение:
а) явно не подведомственно Уставному суду области;
б) по форме не отвечает требованиям настоящего закона;
в) исходит от ненадлежащего органа или лица;
3. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пункте втором
настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд
области.
4. При несогласии с уведомлением о неподведомственности обращения
заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Уставным
судом области в его присутствии или присутствии сторон.
Статья 40. Предварительное изучение обращения судьями Уставного
суда
1. Председатель Уставного суда области в порядке, установленном
Уставным судом области, поручает одному или нескольким судьям
предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не
позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное
изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией
производства в Уставном суде области.
2. Заключение судьи (судей) Уставного суда по результатам
предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании
Уставного суда области.
Статья 41. Принятие обращения к рассмотрению
1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению
принимается Уставным судом области в пленарном заседании не позднее
месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей
(судьями).
2. О принятом Уставным судом решении уведомляются стороны.
3. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный суд области может
обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о
приостановлении действия оспариваемого акта.
Статья 42. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
1. Уставный суд области принимает решение об отказе в принятии
обращения к рассмотрению в случаях, если:
а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно
Уставному суду области;
б) обращение в соответствии с требованиями настоящего закона не
является допустимым;
в) по предмету обращения Уставным судом области ранее было вынесено
постановление, сохраняющее свою силу.
2. В случае, если акт, законность которого оспаривается, был отменен
или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое
Уставным судом области производство может быть прекращено, за исключением
случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и
свободы граждан.
3. Если в обращении к Уставному суду содержалась был поставлен
вопрос о проверке на соответствие Уставу Тюменской области положений
закона или иного нормативного акта, аналогичных ранее оцененным
Конституционным Судом Российской Федерации как соответствующие или
несоответствующие Конституции Российской Федерации, то Уставный суд
выносит мотивированное определение о прекращении рассмотрения такого
обращения со ссылкой на решение Конституционного суда Российской
Федерации и указанием на необходимость приведения нормативного акта в
соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Статья 43. Отзыв обращения
Обращение в Уставный суд области может быть отозвано заявителем до
начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда области. В случае
отзыва обращения производство по делу прекращается.
Глава VII.
Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном суде области
Статья 44. Созыв заседаний
Пленарные заседания Уставного суда области созываются председателем
Уставного суда.
Статья 45. Назначение дел к слушанию
1. Решение о назначении дел к слушанию в заседании Уставного суда
области принимается Уставным судом в заседании не позднее чем через
десять дней после принятия обращений к рассмотрению. В решении
указывается очередность слушания дел.
2. При решении вопроса о назначении дел к слушанию Уставный суд
принимает во внимание факт рассмотрения соответствующих дел в
Конституционном Суде Российской Федерации.
Статья 46. Соединение дел
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания.
Уставный суд области может соединить в одном производстве дела по
обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Статья 47. Подготовка дела к слушанию
1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения
Уставного суда области, а также изложения материалов в заседании
Председатель Уставного суда назначает одного или нескольких судей -
докладчиков.
2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья -
докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда области истребует
необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок,
исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов,
направляет запросы. Судья - докладчик и председательствующий в заседании
определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают
распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о
направлении приглашенным участникам необходимых материалов.
Статья 48. Требования Уставного суда области
1. Требования Уставного суда области о предоставлении текстов
нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений
и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов;
о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении
определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче
разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по
рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц,
которым они адресованы. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены
и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному
суду в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не
указан Уставным судом области.
2. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и
организациями требований Уставного суда области, несут эти органы и
организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств
областного бюджета в порядке, установленном исполнительным органом
государственной власти Тюменской области.
3. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение
сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее
исполнение требований Уставного суда области, а также умышленное введение
его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской
Федерации ответственность.
Статья 49. Рассылка материалов. Оповещение о заседании
1. Уведомление о заседании Уставного суда области, копии обращений и
поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости
и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем
за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения
направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не
позднее чем за две недели до начала заседания.
2. Объявления о заседаниях Уставного суда области помещаются в
доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах
массовой информации.
Статья 50. Участники рассмотрения вопросов в Уставном суде
Участниками рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции
Уставного суда, считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты,
переводчики и другие приглашенные судом представители органов
государственной власти и органов местного самоуправления Тюменской
области.
Статья 51. Стороны и их представители
1. Сторонами в Уставном суде являются:
а) заявители - органы или лица, направившие в Уставный суд области
обращение;
б) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт,
который подлежит проверке на соответствие Уставу области;
2. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель
органа, подписавший обращение в Уставный суд области, руководитель
органа, издавшего оспариваемый акт, должностное лицо, подписавшее
оспариваемый акт, любой депутат представительного органа из числа
обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты
или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия
которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон
может иметь не более трех представителей.
3. Стороны обладают равными правами. Они их представители вправе
знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать
вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об
отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы,
подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами
другой стороны.
4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного
суда области, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или
ее представителя в заседание Уставного суда не препятствует рассмотрению
дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении
дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Статья 52. Открытые заседания
1. Заседания Уставного суда области проходят открыто, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом. Присутствующие имеют право
фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и
фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания
допускаются с разрешения Уставного суда области.
2. Председатель Уставного суда области с согласия Уставного суда
может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на
заседании Уставного суда о проведении проверки лиц, желающих
присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих
личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.
3. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к
Уставному суду области и принятым в нем правилам и процедурам,
подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка
заседания.
4. Поддержание порядка в заседании Уставного суда области может
возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для
всех присутствующих.
5. Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся
законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может
быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Уставного суда
может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено
нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.
6. Уставный суд области может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в
заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям
председательствующего, штрафу в размере установленном федеральным
законом.
Статья 53. Закрытое заседание
1. Уставный суд области назначает закрытое заседание в случаях,
предусмотренных федеральным законом, когда это необходимо для сохранения
охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты
общественной нравственности.
2. На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда области,
стороны и их представители. Возможность присутствия других участников
процесса и сотрудников Секретариата Уставного суда области,
непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется
председательствующим по согласованию с судьями.
3. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих
правил уставного судопроизводства.
Статья 54. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
1. Судья Уставного суда области отстраняется от участия в
рассмотрении дела в случаях, если:
а) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии
акта, являющегося предметом рассмотрения;
б) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под
сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями
сторон.
2. Судья Уставного суда области при наличии обстоятельств, указанных
в пункте 1 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания
дела.
3. Отстранение судьи Уставного суда от участия в деле производится
мотивированным решением Уставного суда, принимаемым большинством от числа
присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении
которого должен быть решен.
Статья 55. Распорядок заседания
1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в
наличии кворума, открывает заседание Уставного суда области и сообщает,
какое дело подлежит рассмотрению.
2. Председательствующий удостоверяется в явке приглашенных
участников, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки
кого-либо из приглашенных участников или отсутствия у представителя
стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий
ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Уставный
суд признает невозможность рассмотрения дела, то оно откладывается.
3. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их
права и обязанности, а другим участникам - их права, обязанности и
ответственность.
Статья 56. Председательствующий в заседании
1. Председательствующий в заседании Уставного суда области руководит
заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного
порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода
и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к
рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса;
прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не
имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном
нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении
требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных
выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
2. Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и
действий председательствующего заносятся в протокол заседания.
Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению
стороны или любого из судей пересмотрены Уставным судом в том же
заседании.
Статья 57. Протоколирование
1. В заседании Уставного суда области ведется протокол, требования к
которому устанавливаются Регламентом Уставного суда.
2. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись
стенограмма заседания.
3. Протокол пленарного заседания подписывается Председателем и
судьей - секретарем Уставного суда.
4. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой
заседания Уставного суда и приносить на них свои замечания. Иные
участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с
разрешения Уставного суда.
5. Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются
совместно председательствующим в заседании и судьей - докладчиком с
участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на
протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их
правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу
и к стенограмме.
Статья 58. Порядок исследования вопросов
1. Исследование по существу, рассматриваемого в заседании Уставного
суда дела начинается с сообщения судьи - докладчика о поводах и
основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся
материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье
- докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного суда.
2. По окончании выступления судьи - докладчика Уставный суд
заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования
вопросов дела.
3. Установленный решением Уставного суда порядок может быть изменен
только самим Уставным судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела
предложения судей Уставного суда по порядку исследования вопросов
рассматриваются Уставным судом безотлагательно.
Статья 59. Отложение заседания
Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд
найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном
изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие
неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана
обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом
случае Уставный суд назначает дату, на которую переносится заседание.
Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается
сначала или с момента, на котором оно было отложено.
Статья 60. Объяснения сторон
1. В соответствии с порядком, установленным решением Уставного суда,
председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по
существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в
обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается
несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений
определяются данной стороной.
2. Стороны и их представители не вправе использовать свои
выступления в Уставном суде для политических заявлений и деклараций и не
должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных
органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и
граждан.
3. Объяснение стороны выслушивается Уставным судом в полном объеме.
После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного
суда и другой стороной, а с разрешения Уставного суда также экспертами.
Статья 61. Заключение эксперта
1. В заседание Уставного суда может быть вызвано в качестве эксперта
лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся
рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано
заключение, определяются судьей - докладчиком либо Уставным судом.
2. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается
об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
3. Эксперт вправе с разрешения Уставного суда знакомиться с
материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также
заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
4. После изложения заключения эксперт обязан ответить на
дополнительные вопросы судей Уставного суда.
Статья 62. Показания свидетелей
1. При необходимости исследования фактических обстоятельств,
установление которых отнесено к ведению Уставного суда, в заседание могут
быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или
материалами о таких обстоятельствах.
2. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге
и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
3. Свидетель обязан сообщить Уставному суду обстоятельства,
касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и
ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон. При
необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также
документами и другими материалами.
Статья 63. Выступление приглашенного лица
1. В заседание Уставного суда могут быть приглашены представители
органов государственной власти, местного самоуправления, суда,
прокуратуры Тюменской области. При необходимости выяснения мнения по
рассматриваемому делу приглашенного представителя, Уставный суд
предоставляет ему слово для выступления.
2. После изложения выступления представителю могут быть заданы
вопросы судьями Уставного суда.
Статья 64. Исследование документов
1. В заседании Уставного суда по инициативе судей или ходатайству
сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы,
подлинность которых вызывает сомнение.
2. Документы, исследованные Уставным судом, подлежат, по решению
Уставного суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в
заверенных копиях.
Статья 65. Заключительное выступление сторон
1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные
выступления сторон. Уставный суд может предоставить сторонам по их
просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
2. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться
на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Уставным судом.
Статья 66. Возобновление рассмотрения вопроса
1. Если после заключительных выступлений сторон Уставный суд
признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие
существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые
доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на
повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми
обстоятельствами и доказательствами.
Статья 67. Оставление заявления без рассмотрения
1. Если заявитель не просил рассмотреть дело в его отсутствие и не
явился на заседание Уставного суда области по вторичному вызову, а другая
сторона по делу не требует разбирательства по существу, суд оставляет
заявление без рассмотрения.
2. Оставление заявления без рассмотрения в указанном случае не
препятствует вновь обратиться в Уставный суд по тому же вопросу в
установленном порядке.
Статья 68. Прекращение производства по делу
1. Уставный суд области прекращает производство по делу в случаях,
если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии
обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый
законом, иным нормативным актом, соответствие Уставу которых предлагается
проверить, не получил разрешения в Уставе области.
2. Производство по делу прекращается определением суда, которое
является окончательным и обжалованию не подлежит. Если производство
прекращено вследствие не подведомственности дела Уставному суду области,
суд обязан указать в определении, в какой орган следует обратиться
заявителю.
Статья 69. Окончание слушания дела
После признания Уставным судом области исследования вопросов дела
завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании
слушания дела.
Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения
1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным
судом области в закрытом совещании.
2. В совещании участвуют только судьи Уставного суда области,
рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать
сотрудники Уставного суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный
ход совещания.
3. В ходе совещания судьи Уставного суда вправе свободно излагать
свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их
позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть
ограничены.
4. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы,
ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол
подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.
5. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не
вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Глава VIII.
Решения Уставного суда области
Статья 71. Виды решений
1. Решением Уставного суда области является акт, принимаемый в его
заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с
настоящим законом определенные обстоятельства.
2. Итоговое решение Уставного суда области по существу любого из
вопросов, перечисленных в пункте первом статьи 3 настоящего закона,
именуется постановлением. Постановления выносятся именем Тюменской
области.
3. Все иные решения Уставного суда области, принимаемые в ходе
осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями.
4. В заседаниях Уставного суда области принимаются также решения по
вопросам организации его деятельности.
Статья 72. Принятие решения
1. Решение Уставного суда области принимается открытым голосованием
путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях
голосует последним.
2. Решение Уставного суда считается принятым при условии, что за
него проголосовало большинство от присутствующих судей.
3. В случае, если при принятии решения по делу голоса разделились
поровну, голос председателя считается решающим.
4. Решение о толковании Устава Тюменской области принимается 2/3
голосов от установленного числа судей.
5. Судья Уставного суда не вправе воздержаться при голосовании или
уклониться от голосования.
Статья 73. Требования, предъявляемые к решениям Уставного суда
1. Решения Уставного суда должны основываться на материалах,
исследованных Уставным судом области.
2. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный
смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и
иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также
исходя из его места в системе правовых актов.
3. Уставный суд в обоснование принимаемых им решений вправе
ссылаться на Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры, а также на правовые
позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда российской
Федерации.
4. Уставный суд принимает постановления и дает заключения только по
предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части которая
подвергается сомнению в обращении. Уставный суд при принятии решения не
связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
5. Решения Уставного суда излагаются в виде отдельных документов с
обязательным указанием мотивов их принятия.
6. Определения Уставного суда оглашаются в заседании и заносятся в
протокол, если иное не установлено настоящим законом или решением
Уставного суда.
Статья 74. Изложение решения
1. В решении Уставного суда области, излагаемом в виде отдельного
документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся
следующие сведения:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Уставного суда области, принявший решение;
3) необходимые данные о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к "г"
рассмотрению;
5) нормы Устава Тюменской области и настоящего закона, согласно
которым Уставный суд области вправе рассматривать данный вопрос;
6) требования, содержащиеся в обращении;
7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставным судом
области;
8) нормы Устава Тюменской области и настоящего закона, которыми
руководствовался Уставный суд при принятии решения;
9) доводы в пользу принятого Уставным судом области решения, а при
необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) формулировка решения;
11) указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и
особенности его исполнения и опубликования.
2. Итоговое решение Уставного суда области подписывается всеми
судьями, участвовавшими в голосовании.
Статья 75. Особое мнение судьи
1. Судья Уставного суда, не согласный с решением Уставного суда,
вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи
приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением
Уставного суда области.
2. Судья Уставного суда области, голосовавший за принятое
постановление или заключение по существу рассматриваемого Уставным судом
вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо
другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно
изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае
письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и
подлежит опубликованию в "Вестнике Уставного суда Тюменской области".
Статья 76. Оглашение решения
1. Решение Уставного суда области оглашается в полном объеме в
открытом заседании Уставного суда области немедленно после его
подписания.
2. Постановления и заключения Уставного суда области не позднее чем
в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
а) судьям Уставного суда области;
б) сторонам;
в) Губернатору Тюменской области;
г) Тюменской областной Думе;
д) Тюменскому областному суду, арбитражному суду Тюменской области,
прокурору Тюменской области, начальнику Управления юстиции Тюменской
области.
3. Решения Уставного суда области могут быть также направлены другим
государственным органам и организациям, общественным объединениям,
должностным лицам и гражданам.
Статья 77. Опубликование решения
Постановления и заключения Уставного суда области подлежат
опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти
Тюменской области и в "Вестнике Уставного суда Тюменской области", а при
необходимости и в иных изданиях.
Статья 78. Юридическая сила решения
1. Решение Уставного суда области окончательно, не подлежит
обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
2. Решение Уставного суда области действует непосредственно и не
требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая
сила постановления Уставного суда области о признании акта
несоответствующим Уставу области не может быть преодолена повторным
принятием этого же акта.
3. Акты или их отдельные положения, признанные несоответствующими
Уставу области, утрачивают силу; признанные несоответствующими Уставу
области. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных
несоответствующими Уставу области, должны быть пересмотрены в
установленных законом случаях.
4. В случае, если признание нормативного акта несоответствующим
Уставу области создало пробел в правовом регулировании, непосредственно
применяется Устав Тюменской области.
Статья 79. Сроки исполнения решения
1. Решение Уставного суда области подлежит исполнению немедленно
после опубликования либо вручения его официального текста, если иные
сроки специально в нем не оговорены.
2. Губернатор Тюменской области обеспечивает исполнение судебных
решений.
Статья 80. Последствия неисполнения решения
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование
исполнению решения Уставного суда области влечет ответственность,
установленную федеральным законодательством.
Статья 81. Исправление неточностей в решении
Уставный суд области после провозглашения решения может исправить
допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные
редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.
Статья 82. Разъяснение решения
1. Решение Уставного суда области может быть официально разъяснено
только самим Уставным судом в заседании по ходатайству органов и лиц,
имеющих право на обращение в Уставный суд Тюменской области, других
органов и лиц, которым оно направлено.
2. Вопрос о разъяснении решения Уставного суда области
рассматривается с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание
приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по
рассмотренному делу.
3. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение,
излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех
же изданиях, где было опубликовано само решение.
Раздел третий.
Особенности производства в Уставном суде области по отдельным
категориям дел
Глава IX.
Рассмотрение дел о соответствии Уставу Тюменской области
нормативных актов органов государственной власти и актов органов местного
самоуправления
Статья 83. Право на обращение в Уставный суд области
Правом на обращение в Уставный суд области с запросом о проверке на
соответствие Уставу перечисленных в подпункте "а" пункта 1.1 статьи 3
настоящего закона, обладают Губернатор Тюменской области, Тюменская
областная Дума, депутат Тюменской областной Думы, глава местного
самоуправления, представительный орган местного самоуправления, а также
суд, который при рассмотрении конкретного дела в соответствии со
статьей 3. Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации" применяет закон Тюменской области.
Статья 84. Допустимость запроса
1. Запрос в Уставный суд области о проверке на соответствие Уставу
актов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 1.1 статьи 3 настоящего
закона, либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их
не подлежащими действию, как несоответствующих Уставу либо подлежащими
действию вопреки официально принятому решению органов государственной
власти Тюменской области или их должностных лиц об отказе применять и
исполнять их как не соответствующие Уставу.
2. Запрос о проверке на соответствие Уставу законов, указанных в
пункте "а" части 1 статьи 3 настоящего закона допустим, если закон принят
по вопросам ведения органов государственной власти Тюменской области или
по вопросам совместного ведения с органами государственной власти
Российской Федерации, если нет в производстве Конституционного Суда
Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им
решения.
Статья 85. Пределы проверки
1. Уставный суд области устанавливает соответствие Уставу области
нормативных актов органов государственной власти и актов органов местного
самоуправления:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта;
3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в
действие;
4) с точки зрения установленного Уставом Тюменской области
разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную;
5) с точки зрения установленного Уставом Тюменской области
разграничения компетенции между органами государственной власти Тюменской
области;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Тюменской области и органами местного
самоуправления, установленного Уставом области, законами и иными
нормативными правовыми актами о разграничении предметов ведения и
полномочий.
2. Проверка на соответствие Уставу области нормативных актов органов
государственной власти Тюменской области, принятых до вступления в силу
Устава Тюменской области, производится Уставным судом только по
содержанию норм.
Статья 86. Итоговое решение по делу
1. По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствие Уставу
области нормативного акта органа государственной власти или акта органа
местного самоуправления Уставный суд принимает одно из следующих решений:
а) о признании нормативного акта либо отдельных его положений
соответствующими Уставу Тюменской области;
б) о признании нормативного акта либо отдельных их положений не
соответствующими Уставу Тюменской области.
2. Признание нормативного акта либо отдельных его положений не
соответствующими Уставу области является основанием отмены в
установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на
нормативном акте, признанном несоответствующим Уставу, либо
воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были
предметом обращения. Положения этих нормативных актов не могут
применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Глава X.
Рассмотрение дел о толковании Устава
Статья 87. Право на обращение в Уставный суд области
1. Правом на обращение в Уставный суд с запросом о толковании Устава
Тюменской области обладают Губернатор Тюменской области, Тюменская
областная Дума, исполнительный орган государственной власти,
представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Статья 88. Допустимость запроса
1. Запрос в Уставный суд области о даче толкования Устава Тюменской
области в случае возникшей неопределенности в понимании его допустим,
если:
а) относится к определенному положению Устава Тюменской области, то
есть к определенной уставной норме или совокупности взаимосвязанных норм;
б) неопределенность положения Устава области препятствует
надлежащему его применению, включая издание основанных на Уставе
Тюменской области правовых актов;
в) реализация положения Устава области, в отношении которого
существует неопределенность, входит или может входить в компетенцию
органа государственной власти или местного самоуправления, обратившегося
с запросом;
г) неопределенность положения Устава Тюменской области не может быть
устранена Уставным судом посредством других процедур производства;
д) положение Устава Тюменской области, в отношении которого
заявитель усматривает неопределенность, не конкретизировано действующим
законом Тюменской области.
2. Не допускается соединение в одном запросе требования дачи
толкования Устава области с требованием проверки легитимности
нормативного акта.
Статья 89. Особенности производства
Общие правила производства при рассмотрении дел о даче толкования
Устава Тюменской области применяются с учетом, что:
а) правовое обоснование позиции заявителя, предусмотренное
подпунктом "з" пункта 2 статьи 36 настоящего закона, должно включать
описание правовой ситуации, обусловившей обращение с запросом;
б) если положение Устава Тюменской области, о толковании которого
поступил запрос, к началу или в период рассмотрения дела получит во
вступившем в силу законе Тюменской области конкретизацию, содержание
которой даст ответ на поставленный вопрос, производство по делу
прекращается при условии, что в обращении не осталось вопросов, не
разъясненных новым законом. Если неразъясненными осталась часть вопросов,
то производство продолжается по этим вопросам.
Статья 90. Пределы толкования
1. При толковании положений Устава Тюменской области Уставный суд
исходит:
а) из принципов, получивших закрепление в Уставе Тюменской области;
б) из недопустимости противоречия другим нормам Устава области;
в) из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью;
г) из непосредственного действия прав и свобод человека и
гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов,
деятельность органов и учреждений публичной власти;
2. Толкование положений Устава Тюменской области Уставным судом не
может вступать в противоречие с конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права и общими
принципами права.
3. Толкованием Устава Тюменской области должна быть обеспечена
максимальная защита прав граждан.
4. Толкуя положения Устава Тюменской области, уставный суд связан
поставленным в обращении заявителя вопросом (вопросами), однако не связан
пределами изложенной в запросе конкретной правовой ситуации, побудившей
заявителя к обращению, и его правовой аргументацией.
Статья 91. Обязательность толкования Устава Тюменской области
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 статьей 3. Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"
официальное толкование Устава Тюменской области, данное Уставным судом,
является обязательным для всех представительных, исполнительных и
судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений.
Раздел четвертый.
Заключительные положения
Статья 92. Аппарат Уставного суда области
1. Деятельность Уставного суда области обеспечивает аппарат
Уставного суда.
2. Аппарат Уставного суда подчиняется председателю Уставного суда,
осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об аппарате
Уставного суда, утвержденным Уставным судом и Регламентом Уставного суда.
3. Аппарат Уставного суда области осуществляет организационное,
научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение
Уставного суда, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в
адрес Уставного суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не
затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Уставного суда;
содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в
заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность
государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда;
осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение
Уставного суда области.
4. Уставный суд в пределах своей сметы расходов устанавливает
численность, структуру и штатное расписание аппарата.
5. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата
Уставного суда области, а также условия прохождения ими службы
определяются законами и иными нормативными актами о государственной
службе Тюменской области, а также законодательством Российской Федерации
о труде.
Статья 93. Официальное издание Уставного суда области
Официальным изданием Уставного Уставного суда области является
"Вестник Тюменской области".
Статья 94. Печать Уставного суда области
Уставный суд области имеет печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 95. Символы судебной власти Уставного суда Тюменской области
1 На здании, занимаемом Уставным судом области, поднимается
Государственный флаг Российской Федерации и флаг Тюменской области.
2. В зале заседаний Уставного суда области находятся Государственный
флаг Российской Федерации, изображение герба Тюменской области и флаг
Тюменской области.
3. Судьи Уставного суда области заседают в мантиях.
Статья 96. Местопребывание Уставного суда Тюменской области
1. Местом постоянного пребывания Уставного суда Тюменской области
является административный центр Тюменской области город Тюмень.
2. Заседания Уставного суда области проводятся в месте его
постоянного пребывания. Уставный суд области может провести заседание в
другом месте, когда он сочтет это необходимым.
Статья 97. Порядок вступления настоящего закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Губернатор Тюменской области С.С.Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 27 марта 2001 г. N 1660 "О проекте Закона Тюменской области "Об Уставном суде Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля