Постановлением Тюменской областной Думы от 22 июня 2001 г. N 1841 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности", решение постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности" во втором чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на очередное заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
4. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности" от 27.02.2001 N 1566.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по региональной социально-экономической политике (Классин С.В.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
во втором чтении 27.02.2001
Закон Тюменской области
"О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности"
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Уставом Тюменской области.
Закон определяет основные направления и принципы политики Тюменской
области в сфере торговой деятельности, а также регулирует отдельные
вопросы на потребительском рынке Тюменской области и направлен на
обеспечение более полного удовлетворения потребностей населения в товарах
и услугах торговли.
Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе
В целях единого толкования положений настоящего Закона используются
следующие понятия:
торговая политика Тюменской области - совокупность организационных,
правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами
государственной власти совместно с органами местного самоуправления,
общественными организациями и предпринимателями для реализации принципов,
установленных настоящим Законом;
торговая деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение
покупательского спроса путем реализации товаров потребительского
назначения и предоставления услуг покупателям.
уполномоченный орган - исполнительной орган государственной власти
Тюменской области или орган местного самоуправления, осуществляющий
управление в сфере торговой деятельности;
потребительский рынок товаров и услуг - сфера обмена товарами или
группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг
и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда;
торговый реестр - единая информационная система, содержащая сведения
о субъектах торговой деятельности и торговых объектах, расположенных на
территории муниципального образования (местный торговый реестр) или всей
области (областной торговый реестр);
потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечение его жизнидеятельности.
Статья 2. Основные направления политики Тюменской области в сфере
торговой деятельности
Политика Тюменской области в сфере торговой деятельности направлена
на:
- развитие потребительского рынка;
- преодоление монополизма в сфере торговой деятельности;
- повышение уровня и культуры торгового обслуживания;
ликвидацию региональных и ведомственных барьеров свободного
передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для полного
обеспечения потребностей населения в товарах и услугах,
- осуществление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех
форм собственности требований законодательства и интересов покупателей,
за качеством реализуемых товаров;
- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы,
регулирующей процессы на потребительском рынке.
Статья 3. Основные принципы политики Тюменской области в сфере
торговой деятельности
Политика Тюменской области в сфере торговой деятельности
основывается на следующих принципах:
- свободная и добросовестная конкуренция между субъектами торговой
деятельности;
- создание условий для равного развития и равенства прав субъектов
торговой деятельности;
- создание эффективных мер по защите прав потребителей, соблюдение
интересов субъектов торговой деятельности и государства;
- создание условий для высокого уровня торгового обслуживания
населения, включая предложение потребителям товаров и услуг надлежащего
качества;
- свободный выбор партнеров по торговой деятельности;
- государственная поддержка социально-значимых видов торговой
деятельности и отечественных товаропроизводителей;
- участие государственных органов Тюменской области и органов
местного самоуправления в регулировании торговой деятельности.
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности - юридические лица или индивидуальные
предприниматели (торговые организации), осуществляющие торговую
деятельность и зарегистрированные в установленном действующим
законодательством порядке.
Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы,
используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для
купли-продажи товаров и оказания услуг торговли
Типы торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и
т.д.) определяются в соответствии с требованиями к торговой площади,
ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений,
методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания,
перечню предоставляемых услуг и другими требованиями, установленными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным
в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия.
Видами торговой деятельности являются розничная (в том числе
мелкорозничная), оптовая (в том числе мелкооптовая) торговля и
предоставление услуг покупателям.
Статья 5. Основные полномочия органов государственной власти и
местного самоуправления Тюменской области в сфере торговой
деятельности
Органы государственной власти Тюменской области в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Тюменской области:
- разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные
правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в
Тюменской области;
- определяют основные направления развития отрасли и реализуют
торговую политику области;
- осуществляют контроль за соблюдением субъектами торговой
деятельности законодательства, в том числе за качеством товаров
потребительского назначения, за состоянием применяемых средств измерений,
рассматривают вопросы, связанные с защитой прав потребителей;
- координируют работу контролирующих органов на потребительском
рынке области;
- организуют работу по подготовке торговых объектов к проведению
сертификации услуг торговли;
- осуществляют лицензирование отдельных видов торговой деятельности,
- способствуют развитию предпринимательской деятельности и
конкуренции в сфере торговли;
- управляют государственными унитарными предприятиями, занимающимися
торговой деятельностью;
- разрабатывают предложения по совершенствованию ценообразования,
налогообложения, кредитования, бухгалтерского учета и статистической
отчетности;
- осуществляют мониторинг состояния потребительского рынка, анализ и
прогнозирование рыночной конъюнктуры, разработку сводных балансов
расчетных объемов ресурсов товаров народного потребления;
- осуществляют развитие и совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников торговли, формирования
рынка труда на профессиональной основе,
- содействуют развитию рыночной инфраструктуры;
- оказывают методологическую, консультационную, правовую и
организационную помощь уполномоченным органам местного самоуправления,
осуществляющим регулирование торговли, и субъектам торговой деятельности;
- осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах торговли.
Управление, регулирование и контроль в сфере торговой деятельности
осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области
и уполномоченный орган местного самоуправления Тюменской области
Органы местного самоуправления Тюменской области в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Тюменской области:
- определяют основные направления торговой политики муниципального
образования;
- разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие
осуществление торговой деятельности в муниципальном образовании;
- координируют работу субъектов торговой деятельности;
- принимают меры по обеспечению населения товарами, входящими в
потребительскую корзину;
- организуют обслуживание льготных и социально незащищенных
категорий населения;
- осуществляют мониторинг состояния потребительского рынка, анализ и
прогнозирование рыночной конъюнктуры;
- осуществляют необходимые условия для повышения предпринимательской
активности и формирования активной рыночной инфраструктуры;
- осуществляют регулирование планировки и застройки соответствующей
территории с учетом рационального размещения торговых объектов;
- организуют ярмарки и другие мероприятия;
- осуществляют защиту прав потребителей;
- контролируют соблюдение законодательства в сфере торговой
деятельности, в том числе правил торговли, санитарного состояния
предприятий, качество и безопасность товаров;
- согласовывают открытие торговых объектов, ведут местный торговый
реестр;
- управляют муниципальными унитарными предприятиями, занимающимися
торговой деятельностью;
- доводят до сведения предприятий торговли информацию о
нормативно-правовых актах, регулирующих отношения на потребительском
рынке, путем проведения семинаров, консультаций, через средства массовой
информации или другими способами;
- осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах, в том числе делегированные
органами государственной власти Тюменской области.
Не допускается произвольное вмешательство органов государственной
власти и органов местного самоуправления в деятельность торговых
организаций и индивидуальных предпринимателей.
Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
деятельности
Методами государственного регулирования торговой деятельности
являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения
деятельности отрасли;
- налогообложение;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности в
соответствии с действующим законодательством;
- сертификация продукции потребительского назначения, услуг
торговли, поверки средств измерений и надзор за их состоянием в порядке,
установленном законодательством;
- контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов
Российской Федерации и Тюменской области;
- разработка и реализация областной комплексной программы развития
отрасли и целевых программ в сфере потребительского рынка;
Статья 7. Областная комплексная программа развития торговли и
целевые программы
В целях практической реализации торговой политики Тюменской области
может разрабатываться областная комплексная программа развития торговли,
как составная часть основных направлений социально-экономического
развития области. Областная комплексная программа разрабатывается в
соответствии с законодательством Тюменской области.
Целевые программы в области торговой деятельности разрабатываются и
реализуются в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Осуществление торговой деятельности в Тюменской области
Торговая деятельность в Тюменской области осуществляется в
соответствии с правилами, утвержденными законодательными и иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области и
органов местного самоуправления и являются обязательными для соблюдения
всеми хозяйствующими субъектами.
Оптовая и розничная торговля осуществляется при наличии
ассортиментных перечней, оформленных в порядке действующего
законодательства Российской Федерации, средств измерений соответствующего
диапазона измерений, внесенных в реестр Госстандарта Российской
Федерации, необходимых для приема и отпуска товаров, а также Средств
контроля за соблюдением условий хранения продуктов.
Реализация, продажа товаров, оказание услуг, выполнение работ,
подлежащих обязательной сертификации, без информации о сертификации
запрещается.
Отдельные виды торговой деятельности осуществляются при наличии
лицензий.
Лицензирование осуществляется лицензирующими органами - федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной
власти Тюменской области, органами местного самоуправления Тюменской
области в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 9. Особенности регулирования деятельности субъектов
торговли
Для организации торговой деятельности субъекты торговли вправе
использовать по договору нежилые помещения, земельные участки и иные
объекты, находящиеся в областной или муниципальной собственности и должны
использовать их по целевому назначению, обеспечить их содержание в
соответствии с требованиями санитарных, противопожарных и иных норм и
правил.
Изменение вида (профиля) торгового объекта, расположенного в нежилых
помещениях и на земельных участках, находящихся в областной или
муниципальной собственности, допускается по согласованию с
соответствующими уполномоченными органами.
Субъекты торговой деятельности согласовывают с органами местного
самоуправления Тюменской области:
- изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой
деятельности в любую другую сферу деятельности;
- изменение профиля специализированных торговых объектов,
реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и
диетическое питание.
При отсутствии в торговом объекте, независимо от форм собственности,
условий продажи для отдельных видов товаров, уполномоченный орган
местного самоуправления может потребовать внесения изменений в
ассортиментный перечень товаров.
Статья 10. Меры поддержки местных товаропроизводителей в сфере
торговой деятельности
Мерами поддержки местных товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности являются:
- организация областных, региональных и межрегиональных ярмарок,
выставок-продаж товаров отечественного производства;
- учет интересов местной промышленности в межрегиональных
соглашениях о сотрудничестве;
- предоставление в установленном порядке рекламной и информационной
поддержки товаров местной промышленности;
- регулирование деятельности крупных торговых объектов в части
реализации товаров местного производства;
- создание оптовых и оптово-розничных систем при участии местных
товаропроизводителей;
- использование мер кредитно-финансовой поддержки промышленных
предприятий и предприятий торговли, реализующих товары местного
производства.
Конкретные меры поддержки определяются органами исполнительной
власти Тюменской области или органами местного самоуправления Тюменской
области в рамках своей компетенции в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 11. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о субъектах
торговой деятельности и торговых объектах уполномоченные органы местного
самоуправления ведут местный торговый реестр.
Органы местного самоуправления представляют уполномоченному органу
исполнительной власти Тюменской области ежегодную информацию о субъектах
торговой деятельности и торговых объектах, расположенных на территории
муниципального образования.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области ведет
областной торговый реестр.
Статья 12. Открытие объектов торговли
Размещение и открытие объектов торговли осуществляется по
согласованию с органами местного самоуправления.
Порядок ввода временных объектов торговли устанавливается органами
местного самоуправления.
Порядок ввода объектов торговли в капитальном исполнении
устанавливается нормативно-правовыми актами Российской Федерации и
Тюменской области.
В состав государственной и иных комиссий по приемке законченных
строительством (реконструкцией) объектов торговли включаются
представители уполномоченных органов местного самоуправления.
Все открываемые объекты торговли подлежат регистрации уполномоченным
органом местного самоуправления в едином реестре.
В едином реестре должна содержаться следующая информация об объекте
и субъекте торговли:
1) о государственной регистрации;
2) о постановке на учет в налоговый орган;
3) о документах, подтверждающих право пользования помещением;
4) характеристика торгового объекта: вид (магазин, павильон, киоск и
т.д.), специализация, общая площадь, торговая площадь, сведения о наличии
складских помещений и их площади, оснащенности торгово-техническим
оборудованием;
5) о разрешении органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и противопожарного надзора;
6) о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговом органе;
7) о наличии специалистов (штатное расписание, квалификация);
8) о режиме работы объекта торговли;
9) об ассортименте товаров;
10) о сертификате на оказание услуг торговли.
Статья 13. Требования к обслуживающему персоналу торгового
предприятия
Обслуживающий персонал торгового предприятия в соответствии с
действующим законодательством обязан иметь:
- документ о специальном образовании и (или) профессиональной
подготовке;
- медицинские документы, перечень которых определяется органами
санитарно-эпидемиологического надзора;
- необходимые знания в сфере техники безопасности. Работодатель
обязан осуществлять контроль за соответствием обслуживающего персонала
торгового предприятия требованиям, указанным в части первой настоящей
статьи.
Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности
Контроль за осуществлением торговой деятельности в Тюменской области
осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
Контроль за деятельностью торговых объектов на территории Тюменской
области осуществляют:
- государственные органы и должностные лица, наделенные контрольными
полномочиями в соответствии с действующим законодательством;
- органы местного самоуправления, наделенные контрольными
полномочиями в соответствии с действующим законодательством.
Проверка деятельности торговых объектов осуществляется должностными
лицами контролирующих органов при предъявлении служебного удостоверения и
предписания (поручения), выданного в пределах компетенции контролирующего
органа, с указанием срока полномочий на право проверки, цели проведения
проверки, должности и фамилии проверяющих.
Сотрудники милиции осуществляют контроль за деятельностью
предприятий торговли в соответствии с действующим законодательством при
наличии служебного удостоверения.
По результатам проверок должностных лиц, наделенных соответствующими
полномочиями, делается отметка в контрольном журнале с указанием фамилии
и должности проверяющего, составляется акт, а в случае выявления
правонарушения - протокол. Правом составления протокола об
административных правонарушениях в сфере торговли обладают наделенные
соответствующими полномочиями должностные лица уполномоченных и иных
органов, в случаях, предусмотренных законодательством.
Форма и порядок ведения контрольного журнала утверждается
уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области.
Действия органов, осуществляющих контроль в сфере торговой
деятельности, могут быть обжалованы в порядке, установленном
законодательством.
Статья 15. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Ответственность за нарушения при осуществлении торговой деятельности
наступает в порядке, предусмотренном действующим законодательством
Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тюменской области С.С. Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 27 марта 2001 г. N 1661 "О проекте Закона Тюменской области "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля