Постановлением Тюменской областной Думы от 22 июня 2001 г. N 1846 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О питьевом водоснабжении в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О питьевом водоснабжении в Тюменской области" во втором чтении
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
4. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О питьевом водоснабжении в Тюменской области" от 26.01.2001 N 1507.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
во втором чтении 27.03.2001
Закон Тюменской области
"О питьевом водоснабжении в Тюменской области"
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Закон регулирует на основе федерального
законодательства отношения в области питьевого водоснабжения на
территории Тюменской области.
2. Целью настоящего Закона является создание условий для обеспечения
населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном
количестве, направленных на охрану здоровья граждан и повышение уровня
жизни населения.
3. Регулирование права собственности на водные объекты и
установление порядка их использования для питьевого водоснабжения
осуществляется законодательством Российской Федерации.
4. Положение настоящего областного закона не распространяются на
отношения в сфере питьевого водоснабжения на специальных объектах
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства
Российской Федерации по атомной энергии и Министерства путей сообщения
Российской Федерации, а также на транспортных средствах.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
а) питьевая вода - вода предназначенная для потребления населением в
питьевых и бытовых целях, а также для производства и переработки пищевой
продукции, отвечающая установленным санитарным правилам и нормам.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном
отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные
органолептические (воспринимаемые с помощью органов чувств) показатели;
б) питьевое водоснабжение - деятельность граждан и организаций,
направленная на обеспечение потребностей в питьевой воде;
в) источник питьевого водоснабжения - водный объект или его часть,
содержащие воду, по своему качеству пригодную для забора воды в целях
питьевого водоснабжения с соответствующей водоподготовкой или без нее;
г) подготовка питьевой воды - совокупность мер, в том числе очистка
и (или) обеззараживание для придания воде из источника питьевого
водоснабжения качества, отвечающего санитарным правилам и нормам;
д) бутилированная питьевая вода - питьевая вода, расфасованная а
емкости;
е) водоснабжающая организация - специализированная организация,
осуществляется эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или)
предоставляющая услуги по питьевому водоснабжению и имеющая лицензию на
водопользование и (или) лицензию на эксплуатацию систем питьевого
водоснабжения;
ж) централизованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при
котором забор, водоподготовка, хранение и доставка воды потребителям
осуществляется водоснабжающими организациями;
з) нецентрализованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при
котором граждане и организации осуществляют забор воды непосредственно из
водных объектов при помощи водозаборных устройств без разводящей сети;
и) зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения -
территория (акватория), на которой устанавливается особый режим
санитарной охраны в целях предупреждения от загрязнения источника
питьевого водоснабжения, водозаборных и водопроводных сооружений и
территорий, на которых они расположены.
Статья 3. Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения
1. Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения на
территории Тюменской области основывается на Конституции Российской
Федерации и осуществляется Водным Кодексом Российской Федерации,
настоящим Законом, Законами и иными нормативными актами Российской
Федерации, Тюменской области, органов местного самоуправления.
2. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении питьевого
водоснабжения, регулируются федеральным законодательством.
Статья 4. Основные принципы осуществления питьевого водоснабжения
Основными принципами питьевого водоснабжения населения являются:
а) соответствие питьевой воды установленным санитарным правилам и
нормам;
б) производственный, государственный и общественный контроль за
качеством питьевой воды;
в) запрещение использования воды технического качества для питьевых
нужд населения;
г) полное обеспечение потребностей населения в питьевой воде;
д) государственная поддержка питьевого водоснабжения;
е) ответственность органов местного самоуправления за обеспечение
населения питьевой водой;
ж) государственное регулирование порядка осуществления питьевого
водоснабжения;
з) государственное лицензирование водопользования и деятельности по
эксплуатации систем питьевого водоснабжения;
и) выбор наиболее экономичного варианта питьевого водоснабжения;
к) приоритет использования подземных в целях питьевого
водоснабжения;
л) обеспечение надежности и бесперебойной работы систем питьевого
водоснабжения;
м) приоритет государственной и муниципальной собственности на
системы питьевого водоснабжения;
н) ограничение монополистической деятельности в сфере питьевого
водоснабжения;
о) платность питьевого водоснабжения, государственное регулирование
порядка ценообразования в сфере питьевого водоснабжения;
п) санитарная охрана источников и систем питьевого водоснабжения.
Глава II.
Правовые отношения в области питьевого водоснабжения
Статья 5. Субъекты правоотношений в области питьевого водоснабжения
Субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения
являются:
а) органы государственной власти Тюменской области;
б) органы местного самоуправления муниципальных образований области;
в) органы, осуществляющие государственный надзор за питьевым
водоснабжением;
г) органы, осуществляющие государственный контроль за использованием
и охраной водных объектов;
д) граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица,
владельцы и пользователи систем питьевого водоснабжения.
Статья 6. Компетенция Тюменской областной Думы
и администрации Тюменской области в сфере питьевого
водоснабжения
Тюменская областная Дума:
а) определяет режим особо охраняемых водных объектов, находящихся в
собственности Тюменской области;
б) осуществляет контроль за исполнением законов, регулирующих
отношения в сфере питьевого водоснабжения, и иные полномочия в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Тюменской
области и законами Тюменской области.
Администрация Тюменской области:
а) определяет основные направления и утверждает областные целевые
программы и планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения, охране
и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии питьевой
воды, обеспечению и улучшению ее качества;
б) принимает решение о предоставлении водных объектов в пользование
в целях питьевого водоснабжения;
в) определяет дифференцированные размеры платы, связанной с
пользованием источниками питьевого водоснабжения;
г) осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на
услуги по питьевому водоснабжению, в том числе путем установления
предельных цен и тарифов, в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Тюменской области;
д) устанавливает лимиты водопользования физическим и юридическим
лицам по представлению специально уполномоченного государственного органа
управления и охраны природных ресурсов по водным объектам, находящимся в
государственной собственности;
е) организует развитие систем питьевого водоснабжения;
ж) утверждает планы питьевого водоснабжения населения в чрезвычайных
ситуациях;
з) осуществляет резервирование источников питьевого водоснабжения,
находящихся в государственной собственности, на случай возникновения
чрезвычайных ситуаций; организует работы по питьевому водоснабжению в
условиях чрезвычайных ситуаций; устанавливает режим использования
обособленных водных объектов, не находящихся в государственной
собственности, при чрезвычайных ситуациях;
и) разрешает в исключительных случаях использовать водные объекты,
содержащие природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения в
порядке, установленном федеральным законодательством;
к) осуществляет государственный контроль рационального использования
водоисточников, качества воды в водоисточниках, водопроводах (в том числе
непосредственно у потребителей);
л) принимает решения об ограничении, приостановлении и запрещении
использования источников питьевого водоснабжения, находящихся в
собственности Тюменской области;
м) устанавливает режимы наполнения и отработки водохранилищ на водных
объектах, находящихся в собственности Тюменской области;
н) осуществляет иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской
области.
Статья 7. Компетенция уполномоченных исполнительных органов
государственной власти Тюменской области по
питьевому водоснабжению
Уполномоченные исполнительные органы государственной власти
Тюменской области по питьевому водоснабжению:
а) разрабатывают и представляют в администрацию Тюменской области
проекты программ и планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения,
охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии
питьевой воды, улучшения ее качества;
б) заключают договоры на право пользования водными объектами в целях
питьевого водоснабжения на основании решения администрации Тюменской
области;
в) проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной
документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние источников питьевого водоснабжения на
территории Тюменской области;
г) осуществляют контроль за использованием и охраной водных
объектов; принимают решения о запрещении вода в эксплуатацию и об
ограничении, приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и
других объектов, отрицательно влияющих на источники питьевого
водоснабжения;
д) осуществляют в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Тюменской области лицензирование деятельности по эксплуатации
систем водоснабжения;
е) координируют деятельность органов местного самоуправления и
водоснабжающих организаций независимо от форм собственности в сфере
питьевого водоснабжения;
ж) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации
специалистов для водоснабжающих организаций;
з) обеспечивают население необходимой информацией по вопросам
снабжения водой и о ее качестве;
и) осуществляют иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в
соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
питьевого водоснабжения, переданные им органами
государственной власти Тюменской области
Органы местного самоуправления:
а) организуют питьевое водоснабжение на территории муниципального
образования; разрабатывают и утверждают в составе планировочной
документации генеральные и районные схемы питьевого водоснабжения,
местные целевые программы и планы мероприятий по развитию систем
питьевого водоснабжения и рациональному использованию питьевой воды;
б) осуществляют сбор и анализ данных о наличии и состоянии
источников питьевого водоснабжения, возможностях удовлетворения
потребностей граждан и организаций в питьевой воде и надежности систем
питьевого водоснабжения;
в) устанавливают цены и тарифы на услуги по питьевому водоснабжению
и размер авансовых платежей на основании определенных администрацией
Тюменской области предельных цен и тарифов на данные виды услуг;
г) передают системы питьевого водоснабжения, находящиеся в
муниципальной собственности, в хозяйственное ведение муниципальным
водоснабжающим организациям либо в аренду иным юридическим лицам и
определяют в договорах условия их эксплуатации;
д) определяют условия и порядок деятельности муниципальных
водоснабжающих организаций, финансирует в случае недостаточности у них
собственных средств строительство и реконструкцию муниципальных систем
водоснабжения за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;
е) могут предоставлять водоснабжающим организациям налоговые и иные
льготы в части налогов и платежей, поступающих в местный бюджет;
ж) выдают разрешения на присоединение к системе питьевого
водоснабжения новых объектов либо на увеличение объема подачи питьевой
воды по существующей водопроводной сети;
з) обеспечивают население необходимой информацией о качестве
питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, а также о порядке
оплаты услуг по питьевому водоснабжению;
и) согласовывают по представлению водоснабжающих организаций время
перерывов в питьевом водоснабжении, необходимых им для проведения
ремонтных и профилактических работ;
к) утверждают порядок регистрации требований (претензий),
предъявляемых потребителями в связи с нарушением водоснабжающей
организацией установленного качества услуг по питьевому водоснабжению, и
сроки устранения недостатков;
л) запрещают по представлению водоснабжающей организации
использование питьевой воды не по назначению в случае ее использования
потребителем на технические нужды;
м) утверждают проекты зон санитарной охраны источников питьевого
водоснабжения и планы санитарных мероприятий;
н) разрабатывают планы питьевого водоснабжения населения в
чрезвычайных ситуациях; принимают по согласованию с органами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора решения о
возможностях и условиях эксплуатации систем питьевого водоснабжения в
чрезвычайных ситуациях;
о) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
Глава III.
Порядок осуществления питьевого водоснабжения
Статья 9. Использование водных объектов для питьевого
водоснабжения
1. Использование водных объектов для питьевого водоснабжения
является приоритетным. Водные объекты, качество воды которых
соответствует установленным санитарным правилам и нормам, используются в
первую очередь для питьевого водоснабжения.
2. Пригодность водного объекта для использования в качестве
источника питьевого водоснабжения устанавливается органом
государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Платежи, связанные с пользованием водными объектами,
устанавливаются и взимаются в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
4. Эксплуатация источников питьевого водоснабжения осуществляется на
основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней
договора.
Статья 10. Централизованное питьевое водоснабжение
1. Централизованное питьевое водоснабжение производится
исключительно водоснабжающими организациями, получившими лицензию на
водопользование и (или) лицензию на эксплуатацию систем питьевого
водоснабжения. Лицензию на водопользование обязана получить
водоснабжающая организация, которая будет осуществлять забор воды из
источника питьевого водоснабжения.
2. Порядок выдачи, оформления и регистрации лицензий на
водопользование и лицензий на эксплуатацию систем питьевого водоснабжения
устанавливается законодательством Российской Федерации.
3. Требования к выбору источников, используемых для
централизованного питьевого водоснабжения, устанавливаются санитарными
правилами и нормами.
4. Водоснабжающая организация, получившая лицензию на
водопользование, для осуществления своей деятельности обязана заключить
договор пользования водным объектом с уполноченными областным
исполнительным органом государственной власти Тюменской области по
питьевому водоснабжению.
Статья 11. Строительство и реконструкция систем питьевого
водоснабжения
1. Отвод земельных участков, проектирование, строительство и
реконструкция систем питьевого водоснабжения осуществляется в
соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами
городов, проектами районной планировки и застройки населенных пунктов,
государственными стандартами, строительными нормами и правилами,
санитарными правилами и нормами.
2. Разработка проектно-сметной документации на строительство и
реконструкцию систем питьевого водоснабжения осуществляется
специализированными проектными организациями, получившими соответствующую
лицензию. Порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения
проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию систем
питьевого водоснабжения устанавливается законодательством Российской
Федерации и Тюменской области.
3. Проектируемые системы питьевого водоснабжения и планируемые к
применению реагенты и технологии очистки воды должны быть рассчитаны на
очистку, обеззараживание воды и ее подачу к местам расходования в
необходимом количестве в условиях максимального водопотребления, исходя
из наихудшего сезонного качества воды в используемых источниках питьевого
водоснабжения.
4. Финансирование строительства и реконструкции систем питьевого
водоснабжения осуществляется после согласования проектных материалов с
органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 12. Эксплуатация систем питьевого водоснабжения
1. Эксплуатация систем питьевого водоснабжения осуществляется
водоснабжающими организациями, имеющими лицензию, которыми они переданы
собственником в хозяйственное ведение или в аренду.
2. Деятельность водоснабжающих организаций по эксплуатации систем
питьевого водоснабжения, расположенных на территории Тюменской области,
регулируется законодательством Российской Федерации.
3. Собственники систем питьевого водоснабжения определяют условия их
эксплуатации в отношении создаваемых ими водохозяйственных организаций в
уставных документах соответствующей организации, в отношении
водохозяйственных организаций, арендующих системы питьевого
водоснабжения, - в договоре аренды в соответствии с действующим
законодательством.
4. В случае, если эксплуатацию системы питьевого водоснабжения
осуществляет несколько водоснабжающих организаций, их взаимоотношения
производятся на основе двусторонних и многосторонних договоров,
заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Водохозяйственные организации, осуществляющие эксплуатацию систем
питьевого водоснабжения, отвечают за поддержание их в состоянии,
соответствующем потребностям в питьевом воде на обслуживаемой территории,
развитие и реконструкцию систем питьевого водоснабжения и своевременное
проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ.
6. Материалы, технологические процессы и оборудование, применяемые в
питьевом водоснабжении, подлежат обязательной государственной
сертификации.
Статья 13. Нецентрализованное питьевое водоснабжение
1. Питьевое водоснабжение с первого водоносного горизонта, не
являющегося источником централизованного водоснабжения, производится
организациями и гражданами без получения специального разрешения или
лицензии в порядке, установленном администрацией Тюменской области.
2. Требования к выбору источников, используемых для
нецентрализованного питьевого водоснабжения, и порядок эксплуатации
применяемых водозаборных устройств (водозаборных скважин, колодцев,
каптажей, родников и иных устройств) устанавливаются санитарными
правилами и нормами и областным законодательством.
Статья 14. Производство и продажа питьевой воды в расфасованном
виде
1. Для удовлетворения потребностей населения может осуществляться
производство и продажа питьевой воды в расфасованном виде.
2. Питьевая вода, поступающая в продажу в расфасованном виде (в
бутылях, пакетах и других емкостях), должна соответствовать требованиям,
установленным санитарными правилами и нормами. Качество расфасованной
питьевой воды, поступающей в продажу, должно быть подтверждено
сертификатом соответствия.
3. Порядок получения сертификата соответствия определяется
Правительством Российской Федерации.
4. Запрещается производство и продажа расфасованной питьевой воды
без лицензии и сертификата соответствия.
5. Тара для расфасовки питьевой воды должна соответствовать
гигиеническим требованиям и иметь соответствующий сертификат.
Статья 15. Применение промышленных и бытовых приборов очистки
питьевой воды
1. Организации и граждане могут применять промышленные и бытовые
приборы очистки питьевой воды. Не допускается снижение требований к
качеству питьевой воды, исходя из возможностей ее дополнительной очистки
перед использованием.
2. Промышленные и бытовые приборы очистки питьевой воды подлежат
обязательной сертификации. Запрещается продажа промышленных и бытовых
приборов очистки питьевой воды без сертификатов соответствия.
3. В случаях отсутствия возможности подачи качественной питьевой
воды при централизованном питьевом водоснабжении в условиях чрезвычайных
ситуаций и ликвидации их последствий обязательно применение промышленных
приборов очистки питьевой воды в детских учреждениях, организациях
здравоохранения, пищевой промышленности и общественного питания.
Статья 16. Питьевое водоснабжение населения при нарушениях
функционирования систем питьевого водоснабжения
1. В случаях нарушения функционирования систем питьевого
водоснабжения, вызвавших частичное или полное прекращение подачи питьевой
воды либо ухудшения ее качества, органы государственной власти Тюменской
области и органы местного самоуправления информируют население через
средства массовой информации о сложившейся ситуации и принимаемых мерах
по ее нормализации.
2. При нарушении функционирования систем питьевого водоснабжения,
которые повлекли за собой полное прекращение подачи питьевой воды в
населенном пункте или в его отдельных частях, длящееся более 6 часов
независимо от их причин, органы местного самоуправления обязаны
обеспечить бесплатное снабжение населения, детских учреждений,
организаций здравоохранения и пищевой промышленности питьевой водой,
доставляемой в цистернах или в расфасованном виде, вплоть до
возобновления ее подачи.
Статья 17. Питьевое водоснабжение населения при чрезвычайных
ситуациях
1. Для обеспечения населения питьевой воды в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, случаев выявления опасных
уровней загрязнения воды в источнике питьевого водоснабжения и в иных
случаях) осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения
на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
Для этих источников устанавливается специальный режим охраны и контроля
за их состоянием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления разрабатывают и представляют для
утверждения в уполномоченный областной исполнительный орган
государственной власти Тюменской области по питьевому водоснабжения планы
питьевого водоснабжения населения при чрезвычайных ситуациях,
предусматривающие:
а) критерии для принятия решения о возникновении чрезвычайной
ситуации с учетом местных условий;
б) порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации и
обеспечения его оперативной информацией о качестве питьевой воды и
рекомендациях по ее использованию;
в) меры, направленные на обеспечение экстренного проведения
исследований качества питьевой воды в условиях чрезвычайных ситуаций и
ликвидации их последствий;
г) перечень резервных источников водоснабжения и водозаборов;
д) порядок создания, обновления и расходования резервных запасов
питьевой воды;
е) схему организации доставки питьевой воды в зоны чрезвычайной
ситуации железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта;
ж) меры, направленные на создание резерва мощностей очистных
сооружений для дополнительной очистки и обеззараживания воды при
повышенных уровнях загрязнения источников водоснабжения;
з) мероприятия по созданию аварийных запасов материалов и
оборудования для ремонта повреждений систем питьевого водоснабжения;
и) перечень организаций и должностных лиц, ответственных за
организацию и проведение мероприятий по обеспечению населения питьевой
водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
к) иные мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в
условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
3. В областном и местных бюджетах должны предусматриваться средства
на создание запасов материалов и оборудования и проведение необходимых
мероприятий по организации питьевого водоснабжения при чрезвычайных
ситуациях.
Статья 18. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения от
загрязнения
1. Для охраны от загрязнения источников и систем питьевого
водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены, создаются
зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и
санитарно-защитные полосы водоводов.
2. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и
санитарно-защитные полосы водоводов организуются водоснабжающими
организациями, владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать)
отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
3. Проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
согласовываются с органом государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, государственным органом управления использованием и охраной
природных ресурсов (при использовании подземных вод) и утверждаются
органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
4. Договоры, предоставляющие право пользования земельными участками
на территориях зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
должны содержать условия , соответствующие особому режиму санитарной
охраны, установленному на указанной территории.
Глава IV.
Оказание услуг по питьевому водоснабжению
Статья 19. Порядок оказания услуг по питьевому водоснабжению
1. Водоснабжающие организации (исполнители услуг) осуществляют
оказание услуг по питьевому водоснабжению на основе договоров,
заключаемых с собственниками зданий, сооружений и жилых домов,
непосредственно подключенных к системе питьевого водоснабжения,
объединениями собственников (заказчиками услуг).
2. Собственники зданий, сооружений и жилых домов, непосредственно
подключенных к системе питьевого водоснабжения, объединения
собственников, которым предоставлено такое право (исполнители услуг),
оказывают услуги по питьевому водоснабжению на основе договоров,
заключаемых с организациями и гражданами, размещающимися (проживающими) в
указанных зданиях, сооружениях и жилых домах (заказчиками услуг).
4. Правила пользования системами питьевого водоснабжения и порядок
оказания услуг по питьевому водоснабжению устанавливаются
законодательством Российской Федерации.
5. Услуги по питьевому водоснабжению оказываются исполнителями
потребителям на основании:
а) договоров возмездного оказания услуг (договоров оказания услуг по
питьевому водоснабжению, договоров на техническое обслуживание жилых
помещений и иных договоров);
б) договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещений;
в) договоров найма жилых помещений;
г) иных договоров, заключенных в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 20. Основные права и обязанности исполнителей услуг по
питьевому водоснабжению
1. Исполнитель услуг по питьевому водоснабжению имеет право:
а) проводить осмотр и проверку технического состояния приборов и
оборудования, установленных у заказчика;
б) полностью или частично прекращать предоставление услуг по
питьевому водоснабжению в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
в) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации
и соответствующим договором меры ответственности при нарушении заказчиком
своих обязанностей.
2. Исполнитель услуг по питьевому водоснабжению обязан:
а) предоставлять заказчику услуги установленного качества в строгом
соответствии с условиями заключенных с ними договоров;
б) на основании заключенного договора с заказчиком содержать в
исправности и надлежащем техническом состоянии установленные у заказчика
приборы и оборудование;
в) информировать заказчика о качестве подаваемой питьевой воды и об
изменении порядка предоставления услуг по питьевому водоснабжению;
г) обеспечивать своевременное рассмотрение претензий заказчика;
д) принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений и
недостатков.
3. Законодательством Российской Федерации и Тюменской области могут
устанавливаться иные права и обязанности исполнителей услуг по питьевому
водоснабжению.
Статья 21. Основные права и обязанности потребителей услуг по
питьевому водоснабжению
1. Потребитель услуг по питьевому водоснабжению имеет право:
а) получать услуги установленного качества в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и Тюменской
области и соответствующим договором;
б) требовать от исполнителя устранить в установленные договором
сроком выявленные нарушения и недостатки в оказании услуг;
в) не производить оплату услуг за время перерывов сверх
установленных договором (при этом прекращение оплаты не освобождает
исполнителя от возмещения убытков заказчику);
г) требовать от исполнителя возмещения в полном объеме ущерба,
причиненного жизни, здоровью людей или имуществу вследствие нарушений и
недостатков в оказании услуг по питьевому водоснабжению, а также
возмещения убытков и понесенного морального ущерба в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Заказчик услуг по питьевому водоснабжению обязан:
а) оплачивать оказанные услуги в установленные договором сроки;
б) допускать представителей исполнителя услуг по питьевому
водоснабжению и специализированных организаций для проведения осмотра и
проверки технического состояния установленных у него приборов и
оборудования и устранения аварий.
3. Законодательством Российской Федерации и Тюменской области могут
устанавливаться иные права и обязанности потребителей услуг по питьевому
водоснабжению.
Статья 22. Права граждан
Граждане имеют право:
а) на полное обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего
качества;
б) на получение достоверной информации от органов местного
самоуправления, водоснабжающих организаций, производителей бутилированной
воды, полномочных органов государственного надзора в пределах их
компетенции о качестве питьевой воды, о принимаемых мерах по обеспечению
питьевой водой;
в) на возмещение в полном объеме вреда, причиненному их здоровью или
имуществу вследствие нарушения другими гражданскими, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами настоящего Закона, а также при
осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
г) непосредственно либо через общественные объединения участвовать в
разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти,
местного самоуправления муниципальных образований области решений,
направленных на обеспечение питьевого водоснабжения;
д) осуществлять общественный контроль в области питьевого
водоснабжения.
Статья 23. Обязанности граждан
Граждане обязаны:
а) выполнять требования настоящего Закона, а также постановлений,
предложений и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации,
соблюдать действующие санитарные правила в области питьевого
водоснабжения;
б) проходить обязательные при поступлении на работы, связанные с
организацией питьевого водоснабжения, периодические медицинские осмотры в
установленном законодательством порядке;
в) принимать меры по экономному расходованию питьевой воды;
г) не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других
граждан на охрану здоровья.
Статья 24. Приборы учета отпуска питьевой воды
1. Собственники зданий, сооружений и жилых домов, непосредственно
подключенных к системе питьевого водоснабжения, объединения
собственников, оказывающие услуги по питьевому водоснабжению организациям
и гражданам, размещающимся (проживающим) в указанных зданиях, сооружениях
и жилых домах обязаны установить приборы учета отпуска питьевой воды.
2. Порядок установки и эксплуатации приборов учета отпуска питьевой
воды устанавливается законодательством Российской Федерации.
Глава V.
Контроль в сфере питьевого водоснабжения
Статья 25. Система контроля в сфере питьевого водоснабжения
Система контроля в сфере питьевого водоснабжения включает
государственный, производственный и общественный контроль:
а) за использованием и охраной водных объектов и качеством воды
источников питьевого водоснабжения;
б) за строительством и эксплуатацией систем питьевого водоснабжения;
в) за качеством питьевой воды;
г) за установлением цен и тарифов и предоставлением услуг по
питьевому водоснабжению.
Статья 26. Государственный контроль за использованием и охраной
водных объектов и качеством воды и источников
1. Государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов и качеством воды источников питьевого водоснабжения
осуществляется за соблюдением гражданами и организациями лимитов
водопользования, стандартов и нормативов в сфере использования водных
объектов, режима территорий водоохранных зон и зон санитарной охраны
источников питьевого водоснабжения, а также установленного порядка
использования и охраны водных объектов.
2. Государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов и качеством воды источников питьевого водоснабжения
осуществляется специально уполномоченным государственным органом
управления использованием и охраной природных ресурсов, специально
уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей
природной среды, органами государственного санитарно-эпидемиологического
надзора и другими органами исполнительной власти Российской Федерации и
Тюменской области в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
3. Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль
в сфере питьевого водоснабжения, вправе приостанавливать впредь до
проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений
санитарных правил и норм, а в случае невозможности соблюдения санитарных
прекращать использование источников питьевого правил и норм
водоснабжения.
Статья 27. Государственный контроль за строительством
и эксплуатацией систем питьевого водоснабжения
1. Государственный контроль за строительством и эксплуатацией систем
питьевого водоснабжения осуществляется за соблюдением установленного
порядка выдачи лицензий на водопользование и эксплуатацию систем
питьевого водоснабжения, строительных норм и правил при проектировании и
строительстве систем питьевого водоснабжения, а также требований
государственных стандартов, санитарных правил и норм в процессе их
эксплуатации.
2. Государственный контроль за строительством и эксплуатацией систем
питьевого водоснабжения осуществляется органами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, органами государственного комитета
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и
органами архитектурно-строительного надзора в соответствии с федеральным
и областным законодательством.
3. Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль
в сфере питьевого водоснабжения, вправе вносить предложения в органы
государственной власти Тюменской области о приостановлении финансирования
(кредитования) работ по проектированию и приостановлении хозяйственной
деятельности водоснабжающих организаций в случае невыполнения ими
санитарных правил и норм.
Статья 28. Государственный контроль за качеством питьевой воды
1. Государственный контроль за качеством питьевой воды осуществляют
органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль
в сфере питьевого водоснабжения, вправе приостанавливать впредь до
проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений
санитарных правил и норм, а в случае невозможности соблюдения санитарных
правил и норм - прекращать использование воды ненадлежащего качества в
питьевых целях.
Статья 29. Государственный контроль за установлением цен и тарифов
и предоставлением услуг по питьевому водоснабжению
1. Государственный контроль за установлением цен и тарифов и
предоставлением услуг по питьевому водоснабжению осуществляется за
соблюдением государственной дисциплины цен при установлении цен и тарифов
на услуги по питьевому водоснабжению и установленного порядка оказания
услуг по питьевому водоснабжению.
2. Государственный контроль за установлением цен и тарифов и
предоставлением услуг по питьевому водоснабжению осуществляется органами
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур, государственными
органами Российской Федерации и Тюменской области по контролю за ценами в
соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 30. Производственный контроль в сфере питьевого
водоснабжения
1. На администрацию организаций, осуществляют строительство и
эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и оказание услуг по питьевому
водоснабжению, возглавляется обязанность по обеспечению производственного
контроля за соблюдением в процессе их деятельности требований
строительных норм и правил и санитарных правил и норм.
2. Водохозяйственные организации постоянно контролируют качество
питьевой воды в системе питьевого водоснабжения в местах водозабора,
перед поступлением воды в распределительную сеть труб и в самой сети.
3. Производственный контроль за качеством питьевой воды
осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством. Методы отбора проб устанавливается
санитарными правилами и нормами. Перечень показателей согласовывается с
органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. Эксплуатация систем питьевого водоснабжения при отсутствии
производственного контроля за качеством питьевой воды запрещается.
Статья 31. Общественный контроль в сфере питьевого водоснабжения
1. Граждане и общественные объединения в соответствии с федеральным
и областным законодательством, а также уставными документами общественных
объединений вправе осуществлять общественный контроль за использованием и
охраной водных объектов, качеством их воды, соблюдением установленных
санитарных правил и норм при эксплуатации систем и оказания услуг по
питьевому водоснабжению и информировать о его результатах органы
государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления,
администрацию водоснабжающих организаций.
2. Граждане и общественные объединения вправе осуществлять отбор и
доставку проб воды для лабораторного анализа в лаборатории,
аккредитованные в порядке, установленном федеральным законодательством.
Деятельность организаций и граждан, осуществляющих общественный контроль
за использованием и охраной водных объектов, качеством их воды,
соблюдением установленных санитарных правил и норм при эксплуатации
систем и оказании услуг по питьевому водоснабжению, осуществляется во
взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического
надзора.
Глава VI.
Государственные гарантии по обеспечению населения питьевой водой
Статья 32. Государственные гарантии по обеспечению населения
питьевой водой
1. Населению гарантируется полное обеспечение потребностей в
питьевой воде надлежащего качества, исходя из научно обоснованных норм
потребления.
2. Обеспечение полного удовлетворения потребностей населения в
питьевой воде надлежащего качества осуществляется путем:
а) разработки программ и планов мероприятий по питьевому
водоснабжению населения, участия органов государственной власти в их
реализации и финансировании;
б) государственного регулирования цен и тарифов на услуги по
питьевому водоснабжению;
в) применения мер государственной поддержки организаций,
осуществляющих питьевое водоснабжение, экономического стимулирования
деятельности по обеспечению населения питьевой водой и улучшению ее
качества;
г) государственного регулирования деятельности естественных
монополистов и проведения мероприятий, направленных на развитие рынка
услуг по питьевому водоснабжению;
д) государственного контроля в сфере питьевого водоснабжения;
е) своевременного оперативного предоставления населению информации о
качестве питьевой воды;
ж) привлечения к ответственности в установленном законом порядке
организаций и лиц, совершивших правонарушения в сфере питьевого
водоснабжения.
Статья 33. Разработка программ и планов мероприятий по питьевому
водоснабжению населения и их финансирование
1. Разработка областных целевых программ и планов обеспечения
населения питьевой водой, улучшения качества питьевой воды и ее
рационального использования осуществляется на основе федеральных программ
развития питьевого водоснабжения.
2. Финансирование мероприятий, предусмотренных областными целевыми
программами и планами по питьевому водоснабжению населения,
осуществляется за счет средств федерального, областного, местного
бюджетов, средств, внебюджетных фондов и привлеченных средств.
Статья 34. Экономическое стимулирование деятельности по
обеспечению населения питьевой водой и улучшению
ее качества
Экономическое стимулирование деятельности по обеспечению населения
питьевой водой осуществляется путем:
а) предоставления налоговых и иных льгот водоснабжающим организациям
и другим исполнителям услуг по питьевому водоснабжению в соответствии с
действующим законодательством;
б) разработки и внедрения на территории области единого порядка
снижения размеров оплаты за услуги по питьевому водоснабжению при
временном снижении качества питьевой воды;
в) введения повышенных тарифов за сверхлимитный расход питьевой воды
субъектами хозяйственной деятельности;
г) установления для водоснабжающих организаций предельного уровня
рентабельности;
д) формирования областного заказа на проектирование и производство
новой техники, оборудования, материалов и реагентов, предназначенных для
нужд питьевого водоснабжения;
е) принятия иных мер в соответствии с программами и планами
мероприятий по питьевому водоснабжению населения.
Статья 35. Информирование населения по вопросам качества питьевой
воды
1. Граждане и общественные объединения вправе требовать от
водоснабжающих организаций и других исполнителей услуг по питьевому
водоснабжению предоставления достоверной информации о качестве питьевой
воды и ее соответствии требованиям санитарных правил и норм.
2. При выявлении несоответствия качества питьевой воды по отдельным
показателям должно быть обеспечено немедленное оповещение об этом ее
потребителей с информацией о возможных мерах предосторожности, которые
могут предотвратить возникшую опасность для жизни и здоровья населения.
3. В случае выявления отклонений от нормативных требований,
предъявляемых к качеству питьевой воды, относящихся только к
органолептическим показателям и не влекущих за собой угрозу здоровью
людей, что подтверждается заключениями органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, информация об этих отклонениях
должна быть доведена до сведения потребителя с указанием сроков
устранения возникших отклонений.
Статья 36. Ответственность за правонарушения настоящего Закона
Граждане, организации и должностные лица за совершение
правонарушений в сфере питьевого водоснабжения привлекаются в
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Тюменской области.
Глава VII.
Заключительные положения
Статья 37. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор Тюменской области С.С.Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 27 марта 2001 г. N 1662 "О проекте Закона Тюменской области "О питьевом водоснабжении в Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля