Постановлением Тюменской областной Думы от 21 июня 2002 г. N 324 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тюменской области" (новая редакция), решение постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тюменской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
в первом чтении 22.06.2001 г.
Закон Тюменской области
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Тюменской области"
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Уставом Тюменской области, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области с целью
урегулирования общественных отношений в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тюменской области.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является
необходимым условием реализации конституционных прав граждан на охрану
здоровья, благоприятную окружающую среду.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Основы обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Тюменской
области обеспечивается:
а) реализацией федеральных, областных и муниципальных программ
охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения,
оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
б) проведением государственными органами и общественными
объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами,
организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм
собственности, должностными лицами и гражданами
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также
соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических
нормативов;
в) созданием экономической заинтересованности юридических лиц и
граждан проживающих на территории Тюменской области, включая иностранных
граждан и лиц без гражданства, соблюдением санитарного законодательства
Российской Федерации и Тюменской области и их ответственностью за
санитарные правонарушения;
г) широкой информированностью населения о эпидемиологической,
гигиенической и экологической обстановке, о проводимых
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
д) воспитанием высокой санитарной культуры населения;
е) системой государственного и ведомственного
санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного
контроля;
ж) обучением и воспитанием детей в семьях, детских, подростковых
учреждениях, в учебных заведениях и обучением всего населения
санитарно-гигиеническим навыкам, соблюдению санитарно-гигиенических
правил.
Статья 2. Законодательство Тюменской области в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Законодательство Тюменской области в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из
Федерального законодательства, настоящего Закона, принимаемых в
соответствии с ним иных нормативных правовых актов Тюменской области.
2. Акты законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязательны для
исполнения на территории Тюменской области.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Тюменской
области по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с Федеральным законодательством к полномочиям органов
государственной власти Тюменской области по вопросам санитарно
эпидемиологического благополучия населения относятся:
а) участие в выработке и реализации государственной политики в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов
Тюменской области по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных
правовых актов;
в) разработка, принятие и реализация областных программ (планов) по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области,
контроль за их исполнением;
г) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на
территории Тюменской области;
д) разработка и выполнение на территории Тюменской области
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
е) введение и отмена на территории Тюменской области ограничительных
мероприятий (карантина);
ж) разработка и реализация мер по созданию экономической
заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
з) проведение социально-гигиенического мониторинга на территории
Тюменской области;
и) реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения,
пропаганде здорового образа жизни;
к) реализация мер по своевременному информированию населения
городских и сельских поселений Тюменской области об инфекционных
заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях),
состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятиях;
л) решение других не отнесенных к полномочиям Российской Федерации
вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения
К ведению органов местного самоуправления в вопросах обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
а) контроль за соблюдением санитарного законодательства, обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на
подведомственной территории;
б) разработка, принятие и реализация муниципальных программ (планов)
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
организация реализации федеральных и областных программ (планов) по этим
вопросам;
в) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на
территории муниципальных образований, выявление факторов, неблагоприятно
влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения, проведение
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
координация деятельности и обеспечение, соблюдения санитарных правил
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
г) организация и проведение оперативных мероприятий в случае
возникновения и распространения эпидемий инфекционных заболеваний,
неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием
на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
д) введение в установленном порядке на своей территории на основании
предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их
заместителей ограничительных мероприятий, в том числе особых условий и
режимов проживания, труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных
на предупреждение распространения и ликвидацию массовых заболеваний среди
населения;
е) защита и создание условий для реализации прав и интересов граждан
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
ж) содействие проведению социально-гигиенического мониторинга на
местном уровне в соответствии с областными целевыми программами;
з) реализация мер по своевременному информированию населения
муниципального образования об инфекционных заболеваниях и о массовых
неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и
проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятиях;
и) осуществление деятельности в области обеспечения санитарно
эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий,
предоставленных им законодательством Российской Федерации и
законодательством Тюменской области.
Раздел II.
Общие требования по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 5. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и
застройке населенных пунктов
1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать
создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения,
комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов,
предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов
окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека.
2. При разработке норм проектирования, схем градостроительного
планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских
поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов,
магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского,
промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их
санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а
также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом
перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных,
транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения,
жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных
объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение
норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на
строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в
эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового,
жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других
объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения, выдаваемого органами или учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы, об их соответствии санитарным
правилам.
4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица,
ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству
объектов, зданий и сооружений, а также их финансирование и (или)
кредитование, в случае нарушения санитарных правил или невозможности их
выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение
этих работ и их финансирование самостоятельно либо по постановлению
главных государственных санитарных врачей или их заместителей.
Статья 6. Санитарно-эпидемиологические требования к материалам,
изделиям и продукции производственно-технического
назначения, товарам для личных и бытовых нужд и
технологиям их производства
1. Продукция производственно-технического назначения, производство,
транспортировка, хранение и применение которой требует непосредственного
участия человека не должна оказывать неблагоприятное влияние на его
здоровье. Продукция по своим показателям и свойствам должна отвечать
действующим санитарным правилам.
2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные
для использования в народном хозяйстве и в быту, допускаются к постановке
на производство, внедрению, применению и реализации при наличии
санитарно-эпидемиологических (гигиенических) заключений о их соответствии
санитарным правилам, выдаваемых органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку,
хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия
требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность,
изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию)
продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее
уничтожить.
Статья 7. Санитарно-эпидемиологические требования к импортной
продукции, реализуемой, применяемой на территории
Тюменской области
1. Импортная продукция, реализуемая, применяемая на территории
Тюменской области, должна соответствовать государственным
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Российской Федерации.
Вся документация по этой продукции должна быть исполнена на русском
языке. Использование и реализации импортной продукции на территории
Тюменской области допускается при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о ее соответствии санитарным правилам, выдаваемого органами и
учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации.
2. В соответствии с санитарным законодательством Российской
Федерации продукция, предназначенная для применения, реализации
населению, допускается к ввозу на территорию Тюменской области из-за
рубежа при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о ее
соответствии санитарным правилам, выдаваемого органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Статья 8. Санитарно-эпидемиологические требования к
продовольственному сырью, пищевым продуктам, технологиям
их изготовления и контактирующим с ними материалам
и изделиям
1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов
и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения,
транспортировки и реализации населению, должны соответствовать
установленным санитарным правилам.
2. Разработка и постановка на производство, применение и реализация
новых видов пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья,
внедрение новых технологических процессов и технологического
оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов,
допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
их соответствии санитарным правилам, выдаваемых органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними
материалы и изделия, не соответствующие санитарным нормам, немедленно
снимаются ее изготовителями с производства и (или) продавцом с реализации
самостоятельно или по постановлениям главных государственных санитарных
врачей или их заместителей.
4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица,
осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку,
реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья,
а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять
санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества и
безопасности.
Статья 9. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному
воздуху населенных пунктов, воздуху рабочей зоны и местам
постоянного и временного пребывания людей
1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных
предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в
местах постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать
санитарным правилам.
2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
территорий жилой застройки населенных пунктов Тюменской области
производственными выбросами Администрацией Тюменской области, органами
местного самоуправления устанавливаются санитарно-защитные зоны со
специальным режимом при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии таких зон санитарным правилам, выдаваемых органами
Госсанэпиднадзора.
3. Индивидуальные предприниматели, юридические лиц и граждане, в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны осуществлять
комплексные мероприятия, направленные на предотвращение, снижение и
ликвидацию последствий загрязнения воздушной среды вредными веществами,
воздействия на нее физических факторов, которые могут оказывать
неблагоприятное влияние на здоровье человека.
Статья 10. Санитарно-эпидемиологические требования к захоронению,
переработке, обезвреживанию и утилизации производственных
и бытовых отходов, содержанию территорий населенных
пунктов
1. Производственные и бытовые отходы, в том числе лом и отходы
черных и цветных металлов, подлежат сбору, переработке, обезвреживанию,
захоронению и утилизации с соблюдением правил безопасности и безвредности
для здоровья населения и окружающей природной среды.
2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны
содержаться в соответствии с федеральными санитарными правилами.
3. Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего
санитарного состояния территорий населенных мест возлагается на органы
местного самоуправления.
4. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания,
транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и
потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных
порядка, условий и способов санитарным правилам.
5. Содержание в почвах потенциально опасных для здоровья человека
химических веществ и соединений, биологических и микробиологических
организмов, а также уровни радиоактивного загрязнения почв не должны
превышать установленных гигиенических нормативов.
Статья 11. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым
помещениям
1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного
проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и
оборудованию, а также применяемым строительным и отделочным материалам
должны обеспечивать безопасные и благоприятные для здоровья условия
проживания людей.
2. Не допускается заселение и проживание в жилых помещениях, не
отвечающих санитарным правилам.
Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
производственных, общественных зданий, помещений,
сооружений и оборудованию
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений,
зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для
здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия
по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению
возникновения и распространения заболеваний среди населения.
2. Индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане
обязаны приостанавливать либо полностью прекратить свою деятельность или
работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений,
оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов
работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил.
Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к работе с
источниками ионизирующих и неионизирующих излучений,
биологическими веществами
1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими
источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация,
электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений)
должны соблюдаться санитарные правила.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области
обеспечения радиационной безопасности производство, применение, хранение,
транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников
ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных
полей допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о
соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
3. При выполнении работ с биологическими веществами и
микроорганизмами, продуцируемыми ими токсинами, а также работ в области
генной инженерии должны соблюдаться санитарные правила.
4. Работа с источниками ионизирующих излучений, возбудителями
инфекционных заболеваний человека, работы по дезинфекции, дезинсекции и
дератизации производятся в соответствии с требованиями законодательства
при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке специально
уполномоченными государственными органами.
Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
воспитания, обучения и трудовой деятельности граждан
1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах,
профессионально-технических училищах, средних специальных и высших
учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих
воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться
условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики
заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила.
2. Программы, методики и режим воспитания, обучения и
профессиональной подготовки утверждаются только при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений органов или учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии
действующим санитарным правилам.
3. В процессе производства должны обеспечиваться сохранение жизни,
здоровья и профилактика заболеваний и отравлений работающих.
Рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредного
воздействия на организм человека, должна быть обеспечена специальная
организация труда, исключающая производственно-обусловленное ухудшение
состояния здоровья
4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны
осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические)
мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, бытовой
обеспеченности и профилактике заболеваний и отравлений работающих в
соответствии с требованиями санитарных правил.
Раздел III.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
Статья 15. Предупреждение и ликвидация инфекционных и неинфекционных
заболеваний и отравлений граждан
1. В целях предупреждения возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) Администрация Тюменской области, органы местного
самоуправления, индивидуальные предприниматели, юридические лица и
граждане в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также по
предписаниям должностных лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полном
объеме проводить предусмотренные санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том
числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории
Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),
осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных
инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров,
профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия,
проводимые органами и учреждениями областного подчинения и органами
местного самоуправления, подлежат включению в разрабатываемые областные и
муниципальные целевые программы по охране здоровья населения и
поддержания его санитарно-эпидемиологического благополучия.
2. В случае угрозы распространения инфекционных и неинфекционных
заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных
пунктах, предприятиях, учреждениях органами исполнительной власти
Тюменской области, органами местного самоуправления по предложению,
предписанию главных государственных санитарных врачей и их заместителей в
установленном порядке могут вводится особые условия и режим хозяйственной
деятельности и проживания людей.
3. Для оперативного руководства и координации деятельности
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан по
предупреждению, ликвидации заболеваний и отравлений людей Администрация
Тюменской области, органы местного самоуправления образуют
санитарно-противоэпидемические комиссии, действующие в соответствии с
положениями о них, решения которых являются обязательными для
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц всех форм собственности
и граждан.
4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на
такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат
обязательному лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в
случаях, если они представляют опасность для окружающих, обязательной
госпитализации, изоляции и вакцинации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации по решению органов государственной
санитарно-эпидемиологической службы.
Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней,
если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний
в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или
выполняемой ими работой, с их согласия временно переводятся на другую
работу При невозможности перевода они временно, до ликвидации опасности
распространения инфекционного заболевания, по постановлению главных
государственных санитарных врачей и их заместителей отстраняются от
работы.
5. Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных
заболеваний граждан в соответствии с законодательством Российской
Федерации, законодательством Тюменской области на территории Тюменской
области проводятся профилактические прививки
6. Инфекционные заболевания, а также неинфекционные заболевания и
отравления людей, в том числе профессионального характера, связанные с
воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания,
подлежат выявлению и регистрации в учреждениях здравоохранения по месту
их выявления Информация о таких заболеваниях передается регистрирующими
организациями в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы в Тюменской области для государственного учета.
7. Ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с
законодательством Российской Федерации вводятся в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, на территории Тюменской
области, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах
хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и
распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
8. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и
перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и
распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин),
устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Статья 16. Дезинфекционные мероприятия
1. Проведение дезинфекционных мероприятий включает камерное
обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов
(помещений, транспорта, санитарно-технического оборудования и др.),
открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции,
дератизации, а также предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий
медицинского назначения.
При проведении дезинфекционных мероприятий должны соблюдаться
санитарные правила
2. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица
государственные и муниципальные организации, учреждения, другие
хозяйствующие субъекты, независимо от их подчиненности и форм
собственности, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью,
самостоятельно, а также по предписаниям должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны принимать
меры по истреблению бытовых насекомых и грызунов на собственной или
арендуемой территории в пределах городских или сельских пунктов, на
объектах сельскохозяйственного и промышленного производства, транспорта,
коммуникации, в особенности на объектах, имеющих эпидемиологическое
значение (детские дошкольные учреждения, школы, пищевые, коммунальные
объекты).
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации
осуществление дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и
услуг, производство и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и
дератизационных средств допускается при наличии лицензии, выданной в
установленном порядке при наличии у соискателя лицензии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих работ, услуг
санитарным правилам.
4. При проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных
работ и оказании услуг должны использоваться зарегистрированные в
установленном порядке и разрешенные для применения в Российской Федерации
физические, химические и биологические средства, которые при достаточной
целевой эффективности не должны оказывать неблагоприятного воздействия на
человека и среду его обитания.
При составлении рецептов по приготовлению отравленных приманок и
ядовитых покрытий для членистоногих и грызунов дезинсекционные и
дератизационные средства используются в строгом соответствии с
методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке для
каждого средства, с соблюдением правил личной, коммунальной гигиены, мер
по защите окружающей среды и существующих правил труда и техники
безопасности.
Статья 17. Обязательные профилактические медицинские осмотры
1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и
распространения заболеваний работники отдельных профессий, производств и
организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой
деятельностью, должны проходить медицинские осмотры как при приеме на
работу, так и впоследствии в соответствии с действующим
законодательством.
2. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников
проводятся лечебно-профилактическими учреждениями с любой формой
собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат.
3. Перечень вредных производственных факторов и работ, при
выполнении которых производятся обязательные предварительные (при
поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, и порядок их
проведения устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством
федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.
4. Лица, не прошедшие профилактические медицинские осмотры, не
допускаются к работе по решению администраций предприятий и учреждений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Профилактические медицинские осмотры и лабораторные исследования
подлежат учету в лечебно-профилактических организациях государственной и
муниципальной систем здравоохранения, а также в учреждениях
государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области.
6. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от
их организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны
обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения
работающими профилактических медицинских осмотров, которые проводятся за
счет средств работодателя.
7. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета,
ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек в
соответствии с Федеральным законодательством определяется федеральным
органом исполнительной власти по здравоохранению.
8. Лечебно-профилактическое учреждение несет юридическую
ответственность за качество медицинских осмотров и обоснованность
выданных заключений, проведение необходимого дополнительного
диспансерного наблюдения и оздоровления пациента.
9. Работодатель (руководитель организации) в соответствии с
законодательством Российской Федерации несет ответственность за допуск к
работе лиц, не прошедших обязательный предварительный или периодический
медицинский осмотр.
10. В случае необходимости на основании предложений органов и
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации решениями органов государственной власти Тюменской области или
органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах,
лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться
дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Статья 18. Гигиеническое воспитание и обучение граждан
1. В целях профилактики заболеваний, повышения санитарной культуры
населения, распространения знаний о здоровом образе жизни должно
проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан.
2. Гигиеническое воспитание и обучение осуществляются в процессе
воспитания, обучения в детских дошкольных учреждениях, школах,
профессионально-технических училищах, высших и средних учебных
заведениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации
специалистов различных отраслей экономики с включением в программы
обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной
гигиенической подготовке и аттестации руководителей, должностных лиц,
специалистов и других работников предприятий и организаций, характер
деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой
и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением
детей, коммунальным, бытовым обслуживанием населения.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии
с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять гигиеническое
обучение и воспитание своих работников.
4. Аттестация должностных лиц и других работников организаций,
деятельность которых связан с производством, хранением, транспортировкой
и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением
детей, коммунальным, бытовым обслуживанием населения осуществляется
центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
Раздел IV.
Государственное регулирование в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 19. Органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
в Тюменской области
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории
Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации
осуществляется органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
2. Задачи, функции, порядок осуществления деятельности, порядок
назначения руководителей органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы устанавливаются положением о
государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации,
утвержденным Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации в Тюменской области в соответствии с федеральным
законодательством осуществляется за счет средств федерального бюджета;
средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами (перечень платных услуг и работ, а также порядок
ценообразования на них утверждаются федеральным органом исполнительной
власти по здравоохранению); средств, получаемых от граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения
дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на
проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
средств, получаемых от издательской деятельности; добровольных взносов и
пожертвований граждан и юридических лиц.
Помимо указанных источников финансирование мероприятий по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляемых
органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в Тюменской области, осуществляется за счет
ассигнований, выделяемых из областного и местных бюджетов на областные и
муниципальные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и профилактики заболеваний, на проведение
санитарно-гигиенических мероприятий в рамках первичной медико-санитарной
помощи населению.
Статья 20. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования,
обследования, исследования, испытания и токсикологические,
гигиенические и иные виды оценок
1. В соответствии с федеральным законодательством санитарно
эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования,
испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок
проводятся органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями,
аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием
утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств
измерений в целях:
установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды
обитания на человека;
установления причин возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
установления соответствия (несоответствия) проектной документации,
объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг,
предусмотренных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", санитарным правилам.
2. В соответствии с федеральным законодательством порядок проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов
оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
3. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации, организации, аккредитованные в установленном
порядке, и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и
токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, несут
ответственность за их качество и объективность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Социально-гигиенический мониторинг
1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья
населения и среды обитания, установления и устранения вредного
воздействия на человека факторов среды обитания на территории Тюменской
области осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
2. В соответствии с федеральным законодательством
социально-гигиенический мониторинг на территории Тюменской области
проводится органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти Тюменской области, органами местного самоуправления
3. В соответствии с федеральным законодательством порядок проведения
социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Финансирование проведения социально-гигиенического мониторинга
осуществляется за счет федеральных и областных целевых программ. Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской
области разрабатывает областные программы по проведению
социально-гигиенического мониторинга. Администрация Тюменской области на
основании предложений центра государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области утверждает
областные программы по проведению социально-гигиенического мониторинга и
осуществляет их финансирование из областного бюджета.
Раздел V.
Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на
территории Тюменской области
Статья 22. Производственный контроль
1. На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возлагается
обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением
санитарных правил и, выполнением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятии в процессе производства и реализации
продукции, выполнения работ и оказания услуг, в том числе за условиями
труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, гигиеническими
показателями качества выпускаемой продукции в целях обеспечения
безопасности для человека и его среды обитания этой продукции, работ и
услуг.
2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном
санитарными правилами и государственными стандартами. Контроль качества
продукции, в том числе пищевой, является неотъемлемой частью
технологического процесса ее производства.
3. При невозможности выполнения производственного контроля
собственными силами индивидуальные предприниматели и юридические лица
могут обратиться к услугам аккредитованных в установленном порядке
лаборатории. Организация исследований показателей качества и
характеристики продукции, работ и услуг является обязанностью
изготовителя, продавца, исполнителя.
4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
производственный контроль, несут ответственность за своевременность,
полноту и достоверность его осуществления.
Статья 23. Общественный контроль
Граждане и общественные объединения в соответствии с
законодательством, уставами и другими нормативными актами, регулирующими
их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением
санитарных правил и информировать о его результатах учреждения
Госсанэпидслужбы в Тюменской области.
Раздел VI.
Ответственность за нарушение законодательства Тюменской
области в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Тюменской
области в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. В соответствии с федеральным законодательством за нарушение
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения устанавливается дисциплинарная, административная и
уголовная ответственность.
2. Административная ответственность за нарушение законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
устанавливается законодательством Российской Федерации.
3. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения устанавливается законодательством Российской
Федерации.
Губернатор Тюменской области С.С.Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 22 июня 2001 г. N 1847 "О проекте Закона Тюменской области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля