Постановлением Тюменской областной Думы от 28 сентября 2001 г. N 2060 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
в первом чтении 13.09.2001
Закон Тюменской области
"О порядке распоряжения и управления государственными землями
Тюменской области"
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения между органами
государственной власти Тюменской области, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, гражданами при владении, пользовании
и распоряжении землей, принадлежащей Тюменской области на праве
собственности.
2. Отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении
землей, принадлежащей Тюменской области на праве собственности,
регулируются гражданским, земельным и иным законодательством Российской
Федерации, законами Тюменской области и настоящим Законом.
Статья 2. Субъекты земельных отношений
Субъектами земельных отношений для целей настоящего Закона являются
Российская Федерация, Тюменская область и другие субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Статья 3. Объекты земельных отношений
1. Объектом земельных отношений выступают земельные участки и
земельные доли (далее - земельные участки), принадлежащие Тюменской
области на праве собственности, и права на них.
2. Правовой статус земельного участка включает в себя разрешенное
целевое использование и вид прав на земельный участок.
3. Земельный участок, отнесенный к государственной собственности
Тюменской области и находящийся в общедоступном, свободном пользовании,
является землями общего пользования.
4. Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с ними
объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено
федеральным и областным законодательством.
5. Земли, находящиеся в собственности Тюменской области,
используются в соответствии с установленным для них разрешенным
использованием и правовым режимом.
Статья 4. Разграничение собственности на земли земельного фонда
Тюменской области
1. Разграничение государственной собственности на землю, входящую в
земельный фонд Тюменской области, на собственность Российской Федерации,
Тюменской области и муниципальных образований (муниципальную
собственность) осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством (Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О
разграничении государственной собственности на землю" и иными
нормативными правовыми актами).
2. Согласование перечней земельных участков, расположенных на
территории Тюменской области, на которые у Российской Федерации,
Тюменской области и муниципальных образований возникает право
собственности, осуществляет Губернатор Тюменской области. Предварительную
экспертизу перечней осуществляет орган исполнительной власти по
управлению государственным имуществом области (далее - Комитет по
управлению государственным имуществом Тюменской области) на основании
информации, предоставляемой Комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству Тюменской области, учреждением юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организации,
осуществляющей ведение Земельного Кадастра, и органов технической
инвентаризации.
3. Согласование перечней земельных участков, расположенных на
территории муниципальных образований, на которые у Российской Федерации,
Тюменской области и муниципальных образований возникает право
собственности, осуществляет орган муниципального образования, на который
действующим законодательством Российской Федерации и уставом
муниципального образования возложены данные полномочия.
4. Сведения о земельных участках, входящих в земельный фонд
Тюменской области, включенных в перечни земельных участков, на которые у
Российской Федерации, Тюменской области и муниципальных образований
возникает право собственности, подлежат внесению в документы
государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Сведения о земельных участках, на которые у
Тюменской области возникает право собственности, подлежат также внесению
в реестр государственных земель Тюменской области, ведение которого
осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской
области.
Порядок ведения реестра утверждает Губернатор Тюменской области.
Статья 5. Компетенция органа исполнительной власти по управлению
государственным имуществом Тюменской области
1. Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской
области осуществляет функции по регулированию земельных отношений, а
именно:
а) разрабатывает в установленном порядке предложения по
разграничению земель на территории области;
б) от имени области владеет и распоряжается землями, отнесенными к
государственной собственности Тюменской области, в том числе передает
земельные участки в собственность физических и юридических лиц,
предоставляет в пользование, осуществляет изъятие земельных участков,
находящихся в собственности области, в соответствии с федеральным и
областным законодательством;
в) переоформляет права на земельные участки, ранее предоставленные
гражданам;
г) согласует изменения целевого назначения земель, расположенных на
территории Тюменской области и отнесенных к собственности Тюменской
области, (перевод земель из одной категории в другую) в соответствии с
федеральным законодательством;
д) ведет реестр государственных земель Тюменской области;
е) контролирует использование земель, находящихся в собственности
Тюменской области, в соответствии с разрешенным использованием и правовым
режимом (целевым назначением и условиями пользования);
ж) выкупает земли для областных нужд;
з) согласует величину нормативной цены земли;
и) подготавливает рекомендации по установлению предельных
(максимальных и минимальных) размеров земельных участков, принадлежащих
Тюменской области на праве собственности, которые передаются гражданам
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства, а также личного
подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
к) осуществляет координацию деятельности иных исполнительных органов
государственной власти Тюменской области и органов местного
самоуправления в сфере регулирования земельных отношений;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
Статья 6. Распоряжение землями, находящимися в собственности
Тюменской области
1. Передача земельных участков в собственность граждан и юридических
лиц из земель, находящихся в собственности Тюменской области
осуществляется за плату или бесплатно. Бесплатное предоставление
земельных участков осуществляется в случаях, прямо предусмотренных
Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами
Тюменской области.
2. Порядок распоряжения государственными землями Тюменской области,
в том числе сдача в аренду, предоставление в залог и в порядке отвода,
выделение земельного участка для размещения и строительства объектов и на
иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством,
устанавливается Губернатором Тюменской области.
3. Муниципальные образования устанавливают компетенцию органов
местного самоуправления по управлению и распоряжению землями
муниципальных образований самостоятельно. Разграничение полномочий между
представительными и исполнительными органами местного самоуправления
устанавливается уставами муниципальных образований.
Статья 7. Контроль за использованием земель, находящихся
в собственности Тюменской области
Порядок осуществления контроля за использованием земель в
соответствии с целевым назначением и условиями пользования (разрешенным
использованием) определяет Губернатор Тюменской области.
Статья 8. Разрешенное использование земельных участков
1. Разрешенное использование земельных участков определяется при их
предоставлении органом исполнительной власти по управлению
государственным имуществом Тюменской области (Администрацией Тюменской
области) на основе зонирования земель, градостроительной и
землеустроительной документации.
2. Перечень требований, включаемых в разрешенное использование
земельных участков, устанавливается вне зависимости от прав на данный
земельный участок постановлением Губернатора Тюменской области.
3. Самовольное изменение разрешенного использования земельных
участков не допускается.
Статья 9. Перевод земель из одной категории в другую
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в
другую производится в связи с изменением их целевого назначения и
осуществляется в отношении:
1. Земель, находящихся в государственной собственности области, -
Комитетом по управлению государственным имуществом Тюменской области по
согласованию с органами местного самоуправления.
2. Земель, находящихся в собственности муниципальных образований, -
органами местного самоуправления.
3. Земель, находящихся в частной и общей собственности, - по
заявлению собственников в порядке, установленном федеральным, областным
законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 10. Прекращение прав на земельные участки при переходе права
собственности на здание, строение и сооружение
1. При переходе права собственности на здания, строения, сооружения
вместе с этими объектами переходят права на ту часть земельного участка,
которая занята недвижимостью и необходима для ее обслуживания, в
соответствии с договором отчуждения имущества.
2. Вид права на часть земельного участка, принадлежащего Тюменской
области на праве собственности, на котором находится недвижимость,
принадлежащая новому собственнику и которая необходима для ее
обслуживания, определяет Комитет по управлению государственным имуществом
в договоре, заключаемом с новым собственником недвижимости.
Статья 11. Изъятие земельных участков для государственных или
муниципальных нужд
1. Земельные участки могут быть изъяты у собственников, владельцев,
пользователей, арендаторов для государственных и муниципальных нужд в
установленном законодательством порядке.
Порядок и особенности изъятия земельных участков различных категорий
устанавливаются Губернатором Тюменской области.
2. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных
нужд осуществляется на основании распоряжения Губернатора Тюменской
области или органа местного самоуправления в зависимости от того, для
чьих нужд изымаются земельные участки.
3. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных
нужд может осуществляться только в государственную или муниципальную
собственность без права передачи участков другим лицам.
4. Основанием для принятия решения об изъятии земельных участков у
граждан и юридических лиц для государственных и муниципальных нужд
являются генеральные планы поселений, зонирование земель и иная
утвержденная градостроительная и землеустроительная документация, а также
случаи стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иные
обстоятельства, носящие чрезвычайный характер.
Земельные участки могут быть изъяты, если использование участков
приводит к существенному снижению плодородия почв либо значительному
ухудшению экологической обстановки.
Статья 12. Гарантии прав собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов при изъятии у них земельных участков для
государственных и муниципальных нужд
1. Земельные участки для государственных и муниципальных нужд могут
быть изъяты у их собственников только путем выкупа.
2. Земельные участки у владельцев, пользователей, арендаторов могут
быть изъяты для государственных и муниципальных нужд с предоставлением им
других земельных участков для этих же целей.
3. При выкупе земельных участков бывшим собственникам могут быть
предоставлены взамен, с их согласия, другие земельные участки с зачетом
их стоимости в выкупную цену.
4. Сроки и условия изъятия земельных участков определяются
соглашениями с собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами
земельных участков, а в случаях не достижения соглашения - в судебном
порядке.
5. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных
участков должны быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия
земельных участков письменно уведомлены об этом органом, принявшим
решение о предстоящем изъятии.
6. Убытки, причиненные изъятием земельных участков, подлежат
возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) собственникам,
владельцам, пользователям, арендаторам земли, понесшим эти убытки.
7. Расходы, понесенные собственниками, владельцами, пользователями и
арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных
участков, после уведомления о предстоящем изъятии земельных участков,
возмещению не подлежат.
Статья 13. Сохранение прав на земельный участок, предоставленный
под объекты строительства при разрушении здания,
строения, сооружения
1. При разрушении здания, строения, сооружения в связи с пожаром,
наводнением и другими стихийными бедствиями права на земельный участок
сохраняются за владельцем, пользователем земельного участка, находящимся
в собственности Тюменской области, при условии начала восстановления
здания, строения, сооружения в течение двух лет. По истечении указанного
срока права на земельный участок прекращаются по основаниям и в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и Тюменской
области.
Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области
по согласованию с органом местного самоуправления вправе продлить этот
срок.
2. Условия сохранения права аренды на земельный участок в случаях
разрушения здания, строения, сооружения определяются договором.
Статья 14. Прекращение прав на земельные участки при ненадлежащем
их использовании
Прекращение прав на земельные участки, принадлежащие Тюменской
области на праве собственности, при ненадлежащем их использовании
производится в следующем порядке:
а) при выявлении нарушений земельного законодательства органы,
осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной
земель, устанавливают виновным срок для устранения нарушений;
б) в случаях неустранения нарушений в указанный срок виновные
подвергаются штрафу в установленном федеральным законодательством
порядке, при этом Администрация Тюменской области или орган местного
самоуправления, в зависимости от принадлежности земель, может принять
решение об изъятии земельных участков по инициативе органа,
осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной
земель;
в) в случаях возникновения земельных споров изъятие земельных
участков осуществляется на основании решения суда.
Статья 15. Регистрация прав и обременении на земельные участки
1. Обязанность осуществить государственную регистрацию вещных и иных
прав на земельные участки, принадлежащие Тюменской области на праве
собственности, за исключением права собственности, а также сделок с ними
в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, возлагается на физических или юридических лиц,
которым предоставляется соответствующее право на земельные участки.
2. Государственная регистрация права собственности Тюменской области
на земельные участки осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Комитетом по управлению государственным имуществом
Тюменской области или уполномоченным им лицом.
Статья 16. Порядок управления и распоряжения государственными
землями до разграничения государственной
собственности на землю
1. До разграничения государственной собственности на землю
предоставление и передача земельных участков гражданам и юридическим
лицам производится по распоряжению Комитета по управлению государственным
имуществом Тюменской области на основании решения совместной комиссии
(далее - Комиссии), образованной при данном Комитете.
2. В состав Комиссии в обязательном порядке входят представители
органов местного самоуправления муниципальных образований, Комитета по
земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области. Состав и порядок
работы Комиссии определяется Губернатором Тюменской области.
Статья 17. Порядок внесения изменений в настоящий Закон
После принятия Земельного Кодекса Российской Федерации и иных
федеральных законов в случае противоречия им отдельных норм настоящего
Закона последний подлежит приведению в соответствие с Земельным Кодексом
Российской Федерации.
Статья 18. О приведении в соответствие с настоящим Законом
нормативных правовых актов Тюменской области
Исполнительным органам государственной власти Тюменской области и
органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Законом.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального
опубликования.
Губернатор Тюменской области С.С. Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 13 сентября 2001 г. N 2007 "О проекте Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля