Постановлением Тюменской областной Думы от 16 ноября 2001 г. N 2133 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка", решение постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 статьями 31, 32, 33 Устава Тюменской области областная Дума постановила:
1. Принять проект Закона Тюменской области "Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка" в первом чтении.
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по общему законодательству (Маров И.П.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
в первом чтении 16.10.2001
Закон Тюменской области
"Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного
порядка"
Настоящий Закон определяет формы участия жителей Тюменской области в
обеспечении общественного порядка.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные
отношения, возникающие в связи с участием жителей Тюменской области в
обеспечении общественного порядка.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения,
возникающие в связи с осуществлением специальных видов деятельности
правоохранительных органов, с частной детективной и охранной
деятельностью.
Статья 2. Правовая основа участия жителей в обеспечении
общественного порядка
Правовую основу участия населения в охране общественного порядка
составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы,
настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные законы и
нормативные правовые акты органов государственной власти Тюменской
области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления
Тюменской области.
Глава II.
Полномочия органов государственной власти области
и органов местного самоуправления в сфере участия граждан в обеспечении
общественного порядка
Статья 3. Полномочия законодательного (представительного) органа
государственной власти Тюменской области
К полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти Тюменской области в сфере участия граждан в
обеспечении общественного порядка относятся:
а) определение форм участия граждан в обеспечении общественного
порядка;
б) определение целей и видов деятельности народных дружин;
в) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом
Тюменской области к ведению и полномочиям законодательного
(представительного) органа государственной власти области.
Статья 4. Полномочия Губернатора Тюменской области.
К полномочиям Губернатора области в сфере участия граждан в
обеспечении общественного порядка относятся:
а) утверждение положений об общественных пунктах охраны
общественного порядка, о народных дружинах;
б) определение порядка взаимодействия народных дружин с
правоохранительными органами;
в) установление единых образцов удостоверений и знаков отличия
народных дружинников;
г) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их
участием в обеспечении общественного порядка;
д) решение иных вопросов, отнесенных Уставом Тюменской области к
полномочиям Губернатора Тюменской области.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
а) решение вопросов о создании народных дружин;
б) осуществление руководства деятельностью народных дружин;
в) утверждение решений о приеме в народную дружину и отчислении из
нее;
г) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с
участием народных дружин;
д) предоставление права народным дружинникам на бесплатный проезд в
общественном транспорте;
е) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим
в обеспечении общественного порядка;
ж) применение мер поощрения за участие в обеспечении общественного
порядка;
з) определение источников финансирования народных дружин;
и) предоставление помещений и технических средств, необходимых для
осуществления деятельности народных дружин;
к) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка.
Глава III.
Формы участия жителей Тюменской области в обеспечении
общественного порядка
Статья 6. Участие жителей в обеспечении общественного порядка
1. Каждый житель имеет право участвовать в обеспечении общественного
порядка.
Жители участвуют в обеспечении общественного порядка совместно с
милицией общественной безопасности органов внутренних дел области (далее
- милиция).
2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть
индивидуальным и коллективным.
3. Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не
имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством
Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных
органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим
Законом, в корыстных или иных противоправных целях.
Статья 7. Формы индивидуального участия граждан в обеспечении
общественного порядка
1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного
порядка может осуществляться в следующих формах:
а) пропаганда правовых знаний;
б) содействие правоохранительным органам в их профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
в) содействие в работе по предупреждению безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
г) внештатное сотрудничество с правоохранительными органами;
д) содействие работе социальных педагогов в школах города, посещение
учащихся по месту жительства и осуществление дежурства на школьных
мероприятиях;
е) содействие в профилактической работе по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних, проводимой в подростковых клубах по
месту жительства;
ж) иное участие в обеспечении общественного порядка.
2. Деятельность внештатных сотрудников правоохранительных органов
осуществляется под руководством должностных лиц этих органов, как
правило, на безвозмездной основе В исключительных случаях она
финансируется за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих
правоохранительных органов.
Статья 8. Формы коллективного участия жителей Тюменской области в
обеспечении общественного порядка
1. Коллективное участие жителей в обеспечении общественного порядка
может осуществляться в следующих формах:
а) общественные объединения, уставные цели которых
предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;
б) народные дружины;
в) общественные пункты охраны правопорядка.
2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают
оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою
деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных
объединениях".
3. Народные дружины представляют собой добровольные формирования
граждан, создаваемые для участия в обеспечении общественного порядка. На
деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального
закона "Об общественных объединениях".
Статья 9. Общественные пункты охраны правопорядка
1. Общественные пункты охраны порядка создаются для объединения
членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых
предусматривают оказание помощи правоохранительным органам,
территориальных органов самоуправления и граждан, индивидуально
участвующих в обеспечении общественного порядка.
2. Общественные пункты охраны правопорядка образуются по решению
органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим
Законом, а также положением об общественных пунктах охраны общественного
порядка, утверждаемым Губернатором.
Глава IV.
Народные дружины
Статья 10. Создание народных дружин
1. Народные дружины создаются по решению органов местного
самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также
положением о народных дружинах.
2. Положение о народных дружинах утверждается постановлением
Губернатора Тюменской области.
Указанное положение определяет:
а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
б) структуру и порядок формирования народной дружины;
в) порядок взаимодействия народной дружины с
правоохранительными органами;
г) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;
д) образцы удостоверений народного дружинника и знаков отличия.
3. С инициативой создания народной дружины в органы местного
самоуправления вправе обратиться территориальные органы самоуправления,
инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и
организаций, общественные организации, руководители правоохранительных
органов.
4. Не допускается создание народных дружин при общественных
объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также
создание и деятельность организационных структур политических партий и
общественных объединений в народных дружинах.
Статья 11. Требования, предъявляемые к жителям при приеме в народную
дружину
В народную дружину принимаются на добровольной основе в
индивидуальном порядке жители, достигшие восемнадцатилетнего возраста,
способные по своим деловым и моральным качествам исполнять обязанности
дружинника.
В дружину не могут быть приняты жители:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях ввиду
психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно
дееспособными;
- подвергнутые административным взысканиям в течение года с момента
наложения взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок
или установленный порядок управления;
- не имеющие постоянной регистрации по месту жительства.
Статья 12. Принципы деятельности дружины
Организация и деятельность дружины основываются на принципах:
- законности;
- добровольности;
- гуманизма;
- уважения прав и свобод человека и гражданина;
- гласности.
Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин
1. Общее руководство деятельностью народных дружин
осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин
осуществляют штабы народных дружин в порядке, установленном положением о
народных дружинах Тюменской области.
Статья 14. Деятельность народных дружин
1. Народные дружины могут участвовать в:
а) патрулировании улиц;
б) проведении рейдов по выявлению и пресечению правонарушений;
в) обеспечении общественного порядка при проведении массовых
мероприятий, а также участии в оцеплении (блокировании) участков
местности, отдельных строений и других объектов;
г) иных мероприятиях, проводимых правоохранительными органами в
целях предупреждения, раскрытия преступлений, пресечения административных
правонарушений;
д) проведении профилактической работы с лицами, склонными к
совершению правонарушений, а также воспитательной работы с
несовершеннолетними правонарушителями;
е) передаче в правоохранительные и другие компетентные органы
сообщений и иной информации о правонарушениях;
ж) обеспечении личной безопасности граждан, общественной
безопасности, охране общественное порядка, обеспечении сохранности
собственности физических и юридических лиц;
з) в) охране государственны границы Российской Федерации в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации;
и) обеспечении безопасности дорожного движения;
к) проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных
мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии
и иных чрезвычайных ситуаций;
л) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и
окружающей среды;
м) профилактической работе правоохранительных органов с лицами,
склонными к совершению правонарушений, и в предупреждении детской
безнадзорности.
2. В соответствии с решениями органов государственной власти
Тюменской области и местного самоуправления народные дружины могут
участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением общественного
порядка.
Статья 15. Обязанности и права народных дружинников
1. Народный дружинник обязан:
а) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан;
не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства
человека и гражданина;
б) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах,
угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности,
общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения
народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в
ближайший правоохранительный орган и принимать меры по спасению людей,
пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию
лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного
правонарушения, охране места происшествия:
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной,
гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений
или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином
состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
г) разъяснять гражданам ограничения их прав и свобод, основания и
поводы для такого ограничения:
д) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или
должностных лиц удостоверение установленного образца.
2. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка
совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет право:
а) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступных
действий, административных правонарушений;
б) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если
имеются достаточные основания подозревать данных граждан в совершении
преступления или административного правонарушения;
в) доставлять в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в
совершении преступления или административного правонарушения;
г) временно изымать у лиц, доставляемых в правоохранительные органы
или помещения народных дружин, предметы, явившиеся орудиями совершения
преступления или административного правонарушения, или иные предметы,
наличие которых у указанных лиц может угрожать личной безопасности
народного дружинника или граждан, с последующей незамедлительной
передачей указанных предметов сотрудникам правоохранительных органов;
д) использовать транспортные средства организаций независимо от форм
собственности (за исключением транспортных средств дипломатических,
консульских и иных представительств иностранных государств в Российской
Федерации, международных организаций, а также транспортных средств
специального назначения), общественных объединений или граждан для
доставки в лечебно-профилактические учреждения граждан, нуждающихся в
срочной медицинской помощи;
е) бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными органами
телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм
собственности (за исключением телефонов и других средств связи
дипломатических, консульских и иных представительств иностранных
государств в Российской Федерации), общественных объединений в случаях,
не терпящих отлагательства;
ж) применять к лицам, подозреваемым в совершении преступления или
административного правонарушения, физическую силу и специальные средства
в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
3. Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно
с сотрудниками правоохранительных органов, обязан выполнять их законные
распоряжения.
4. Народные дружинники в порядке, устанавливаемом соответствующими
правоохранительными органами, должны проходить правовую и специальную
подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям,
связанным с применением физической силы и специальных средств, и на
умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Статья 16. Условия и пределы применения народными дружинниками
физической силы и специальных средств
1. Народные дружинники имеют право применять физическую силу и
специальные средства в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим
Законом.
2. При применении физической силы и специальных средств народный
дружинник обязан:
а) предупредить о намерении применить их, предоставив при этом
лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы и
специальных средств, достаточно времени для выполнения своих требований,
за исключением тех случаев когда промедление в применении физической силы
и специальных средств создает непосредственную угрозу жизни и здоровью
граждан, народных дружинников или сотрудников правоохранительных органов,
может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке
такое предупреждение является невозможным.
б) не допускать явного несоответствия вреда, причиняемого
посягающему лицу, характеру и степени общественной опасности
посягательства.
в) принимать меры по оказанию доврачебной помощи лицам, получившим
телесные повреждения в результате применения физической силы и
специальных средств.
Статья 17. Применение физической силы и специальных средств
народными дружинниками при исполнении обязанностей
по обеспечению общественного порядка
1. Народные дружинники при исполнении обязанностей по обеспечению
общественного порядка имеют право на ношение и хранение специальных
средств Специальными средствами, используемыми народными дружинниками при
исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка, являются аэрозольные
устройства, снаряженные слезоточивым газом или раздражающими веществами,
электрошоковые устройства и другие, не требующие специального разрешения
на их ношение средства.
2. Народным дружинникам разрешается применять слезоточивый газ,
электрошоковые устройства - для отражения нападения на граждан, народных
дружинников или сотрудников правоохранительных органов, пресечения
сопротивления, оказываемого народному дружиннику, задержания лиц, в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они
намерены оказать вооруженное сопротивление.
Во всех перечисленных случаях могут применяться физическая сила, а
также проходящие периодическую проверку на пригодность в порядке,
устанавливаемом соответствующими правоохранительными органами, специально
обученные собаки.
3. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу и
специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками
беременности или если народным дружинникам известно о беременности, а
также в отношении лиц с явными признаками инвалидности и
несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен народному
дружиннику, за исключением случаев оказания указанными лицами
вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и
здоровью граждан.
Статья 18. Ответственность народного дружинника
1. За неправомерные действия (бездействие) при исполнении
обязанностей по обеспечению правопорядка народный дружинник несет
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными
действиями (бездействием) народного дружинника, подлежит возмещению в
полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации
3. Неправомерные действия (бездействие) народного дружинника при
исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка могут быть
обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Глава V.
Гарантии правовой и социальной защиты и формы поощрения
граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка
Статья 19. Гарантии правовой защиты
1. Граждане при исполнении обязанностей по обеспечению общественного
порядка находятся под защитой государства. Их законные требования
обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы.
2. Неисполнение законных требований граждан, участвующих в охране
общественного порядка, а также насилие или угроза его применения,
посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Гарантии социальной защиты
Органы государственной власти и органы местного самоуправления
Тюменской области устанавливают гарантии социальной защиты граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка.
Статья 21. Формы поощрения и взыскания, применяемые к гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка
1. Органы государственной власти Тюменской области и органы местного
самоуправления могут использовать различные формы поощрения граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка.
2. За особые заслуги в обеспечении общественного порядка,
проявленное при этом личное мужество и героизм граждане могут
представляться к государственным наградам Российской Федерации.
3. К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям
либо совершившим проступок, по решению руководства дружины могут
применяться следующие формы взыскания:
а) общественное порицание;
б) исключение из дружины.
Глава VI.
Финансирование, контроль
Статья 22. Финансирование и материально-техническое обеспечение
деятельности граждан, участвующих в охране общественного
порядка
1. Источники и порядок финансирования деятельности граждан по охране
общественного порядка определяются органами местного самоуправления.
Финансирование может осуществляться за счет средств, поступающих от
организаций, общественных объединений, граждан, а также за счет иных
поступлений, если это не противоречит законодательству Российской
Федерации.
2. Органы местного самоуправления могут предоставлять народным
дружинам, общественным пунктам охраны общественного порядка в
безвозмездное пользование помещения и технические средства, необходимые
для осуществления их деятельности.
Статья 23. Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в
обеспечении правопорядка
1. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении
общественного порядка, осуществляют органы государственной власти
Тюменской области и органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий.
2. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации
гражданами, участвующими в охране правопорядка, осуществляет прокуратура.
Глава VII.
Заключительные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального
опубликования.
Губернатор Тюменской области С.С. Собянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 16 октября 2001 г. N 2075 "О проекте Закона Тюменской области "Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля