Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 16 ноября 2001 г. N 2176
Рекомендации заседания "круглого стола" по вопросу повышения
эффективности использования средств областного бюджета для финансовой
поддержки агропромышленного комплекса Тюменской области
Тюменская область, как и другие регионы Российской Федерации, находится в сложных макроэкономических условиях функционирования АПК, включающих:
- сокращение платежеспособного спроса предприятий перерабатывающей промышленности и населения на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие;
- нерегулируемый импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;
- дезинтеграцию всех звеньев АПК, резкое сокращение инвестиций, рост издержек производства и обращения.
Научное исследование, проведенное Тюменским аграрным академическим союзом по данной проблеме, показывает, что:
- из ранее действовавших 300 крупных сельскохозяйственных предприятий 100 прекратили свое существование, а остальные преобразовались в субъекты среднего и малого предпринимательства, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ-3146), производящие в настоящее время 3-5% валовой продукции сельского хозяйства;
- за 1990-2000 гг. сократились посевные площади сельскохозяйственных культур на 233 тыс. га, в т.ч. за 1997-1998 гг. - на 13 тыс. га;
- сократилось поголовье крупного рогатого скота в 2,2 раза к уровню 1990 года (на 494 тыс. голов). В 2000 году к уровню 1999 года поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ сократилось соответственно на 8,7 и 4,7%;
- более половины основных фондов сельскохозяйственного назначения выведены из эксплуатации, а износ оставшихся превышает 43% (активных - более 58%). Наличие тракторов и комбайнов в 2001 году по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза;
- индекс физического объема продукции сельского хозяйства за 1990-2000 гг. составил 77%, в том числе в производстве молока - 60%, мяса - 54% к уровню 1990 года;
- рентабельность сельскохозяйственного производства в целом по области за 1991-1997 гг. "упала" с +47% до (-22%). В 1998 году 87% предприятий сельского хозяйства были убыточными, а кредиторская задолженность составила 93% от годовой выручки за реализацию продукции и услуг.
Результаты проведенных исследований эффективности финансовой поддержки АПК области в 1998-2000 гг. за счет средств областного бюджета позволили установить, что их размер составлял 11-15% от расходов областного бюджета. Это оказало позитивное влияние на развитие АПК:
- сохранен потенциал крупных птицефабрик, обеспечен стабильный рост производства яиц и мяса птицы, объем их производства достиг докризисного уровня;
- создан продовольственный фонд области, благодаря которому увеличен спрос на продукцию через закупки для государственных нужд. Хозяйства обеспечены через кредит оборотными средствами (прежде всего для покупки топлива и запчастей) и, как следствие, увеличены объемы производства и реализации продукции;
- развиваются новые формы интеграции промышленности и сельского хозяйства на корпоративной и кооперативной основе;
- формируются новые финансово-экономические отношения по обслуживанию сельских товаропроизводителей (лизинг техники и скота, сервисное обслуживание через машинно-технологические станции, помогающие хозяйствам выполнять полевые работы в оптимальные агротехнические сроки, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных);
- наметилась тенденция роста объемов производства и реализации основных продуктов сельского хозяйства. В сравнении со средними показателями по стране и в соседних областях Сибири и Урала Тюменская область с 1998 года занимает лидирующее положение по темпам роста сельскохозяйственной продукции.
В то же время размер бюджетной поддержки районам и хозяйствам по некоторым видам продукции оказался настолько мал (в среднем по 420 рублей на гектар сельхозугодий, это соответствует средним по Российской Федерации размерам), что не оказал существенного влияния на финансово-экономическую деятельность предприятий. Если же учесть уровень и динамику благосостояния (социальный эффект), то бюджетная поддержка в виде субсидий и компенсаций по отдельным видам продукции (молока, мяса и других) оказалась недостаточной для того, чтобы они стали доступными по цене для большинства населения области и чтобы преодолеть тенденцию сокращения потребления продуктов питания населением.
Несмотря на высокие среднедушевые доходы населения Тюменской области, благосостояние большинства граждан после проведенных реформ находится по уровню потребления основных продуктов питания на последнем месте среди краев и областей Западной Сибири. Это подтверждается показателями потребления основных продуктов питания и динамикой реальной заработной платы (снижение в 1998 году на 9%, в 1999 году - на 16%).
Субсидии и компенсации зачастую не стимулируют рост эффективности затрат, инновации и инвестиции в техническое перевооружение и обновление фондов, вырабатывают пассивное отношение к получаемым бюджетным средствам.
Одной из главных причин этого является отсутствие концепции долгосрочного развития АПК области в условиях реформы.
Исходя из итогов обсуждения проблем эффективности финансовой поддержки АПК, участники "круглого стола" считают, что основными ее целями на ближайшие годы являются:
- производство достаточного количества конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, обеспечение в ближайшие 5-10 лет продовольственной безопасности жителей области на уровне 50-70% от потребности;
- увеличение потребления продуктов питания на душу населения;
- поддержание цен и доходов сельских товаропроизводителей.
Для достижения этих целей рекомендуется:
Тюменской областной Думе:
1. Рассмотреть концепцию и программу развития АПК области до 2010 года.
2. Обеспечить поэтапное увеличение объемов финансовой поддержки АПК за счет средств областного бюджета.
3. Направить значительные средства на решение инновационных и наиболее эффективных программ:
- повышение плодородия почв;
- селекцию и семеноводство;
- ресурсосберегающие технологии;
- племенное дело;
- кормопроизводство;
- биотехнологию.
4. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с просьбой ускорить принятие Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве".
Администрации Тюменской области:
1. Разработать концепцию и программу развития агропромышленного комплекса Тюменской области до 2010 года.
2. Считать приоритетным направлением модернизацию технологий и техническое перевооружение процессов производства и соответствующее кадровое обеспечение инноваций.
3. Совершенствовать виды и механизм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей по следующим направлениям:
- стимулирование конечных результатов товаропроизводителей с учетом индекса роста производства;
- селективная поддержка на основе специальных критериев (наличие ресурсного потенциала, уровень его использования, удаленность от рынков сбыта и т.д.);
- научно-технический прогресс (селекция и семеноводство, племенное животноводство, мелиорация и повышение плодородия земель, лизинг техники и скота);
- привлечение агроэкономической науки для решения проблемных вопросов АПК;
- совершенствование кадровой политики в АПК;
- обеспечение продовольственной безопасности, развитие оптовых рынков, маркетинговой службы;
- предоставление субсидий из областного бюджета на сельскохозяйственную продукцию непосредственно сельхозтоваропроизводителям;
- увеличение сроков возврата средств за технику, полученную по лизингу, с учетом ее амортизации;
- ежегодное определение размера субсидий на молоко и другие продукты сельского хозяйства в зависимости от рентабельности их производства;
- дальнейшее использование долгосрочного кредитования на льготных условиях;
- совершенствование показателей оценки эффективности использования средств областного бюджета для финансовой поддержки агропромышленного комплекса.
4. Принять меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий и увеличению расходов на эти цели. Провести реструктуризацию долгов.
5. Возобновить работу по оценке потенциала хозяйств в зависимости от природно-экономических условий.
6. Провести оптимизацию распределения бюджетных средств в АПК, обеспечив равные возможности предприятиям всех форм собственности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 16 ноября 2001 г. N 2176 "О рекомендациях "круглого стола" по вопросу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.