Постановление Губернатора Тюменской области от 28 декабря 2001 г. N 481
"Об утверждении подпрограммы "Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилищного фонда в 2002-2005 годах" комплексной
программы развития жилищного строительства"
Постановлением Правительства Тюменской области от 2 марта 2006 г. N 41-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
В целях реализации постановления Правительства РФ от 17.09.2001 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2005 годы", эффективного и целевого использования средств областного бюджета на жилищное строительство:
1. Утвердить прилагаемую областную подпрограмму "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2005 годах".
2. Генеральным заказчиком программы определить главное управление строительства администрации области (Петренко Б.Н.).
3. Департаменту финансов (Крупина Т.Л.) ежегодно в проектах бюджетов на 2002-2005 гг. предусматривать необходимые объемы капитальных вложений на жилищное строительство в соответствии с областной подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
4. Главному управлению строительства в заданиях по капитальному строительству на 2002-2005 годы ежегодно предусматривать объемы капитальных вложений и ввод в эксплуатацию жилых домов в соответствии с областной подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2005 годах".
5. Контроль за выполнением постановления возложить на Петренко Б.Н., заместителя Губернатора области.
Губернатор Тюменской области |
С.С.Собянин |
Подпрограмма
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2005
годах" комплексной программы развития жилищного строительства
(утв. постановлением Губернатора Тюменской области от 28 декабря 2001 г.
N 481)
Паспорт
программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2002-2005 годах"
Наименование - программа "Переселение граждан из ветхого и
подпрограммы аварийного жилищного фонда в 2002-2005 годах"
(далее именуется - Программа)
Заказчик подпрограммы - администрация Тюменской области
Разработчик - определяется на конкурсной основе
подпрограммы
Цели и задачи - переселение граждан, проживающих в ветхих
подпрограммы домах, не соответствующих
санитарно-техническим нормам, требованиям,
признанных в установленном порядке
непригодными для дальнейшего проживания;
обеспечение санитарно-эпидемиологического и
экологического благополучия, санитарных норм
и требований жилищных условий граждан
Сроки и этапы
реализации - 2002-2005 годы
подпрограммы
Исполнители - Главное управление строительства
подпрограммы администрации области
Источники - средства бюджетов области и муниципальных
финансирования образований, бюджеты муниципальных
образований, внебюджетные источники
Ожидаемые конечные - ликвидация ветхого жилищного фонда на
результаты реализации территории области;
подпрограммы - обеспечение граждан жилыми помещениями,
соответствующими санитарным нормам и
требованиям;
- увеличение ввода жилья и привлечение
внебюджетных источников финансирования для
его строительства
Контроль за - главное управление строительства
исполнением администрации области
подпрограммы
Подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда в 2002-2005 годах"
Введение
Программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2010 годах" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1744-р "О разработке в 2000 году проекта федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах", приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "О разработке проекта федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах", Федеральной целевой программой "Жилище", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, региональной целевой программой "Жилище", утвержденной постановлением администрации Тюменской области от 09 декабря 1994 г. N 65, Федеральной целевой программой "Свой дом" , Законом Тюменской области от 5 июля 2000 г. "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области".
Программа направлена на увеличение жилищного строительства и обеспечение граждан, проживающих на территории области, жилыми помещениями, соответствующими санитарно-техническим нормам и требованиям.
Разработка приоритетных направлений ликвидации ветхого жилищного фонда, находящегося в собственности муниципальных образований области, осуществлялась на основе системного анализа данных, полученных с территорий муниципальных образований Тюменской области.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
разработки программы
В Тюменской области жилые дома, построенные 30-40 лет назад из древесины, в настоящее время не отвечают ни санитарно-техническим нормам, ни потребностям граждан: срок эксплуатации деревянных конструкций непродолжителен. Строительство "деревянного" жилого фонда было вызвано бурным развитием в области нефтяных и газовых месторождений, отсутствием транспортной схемы, развитой базы стройиндустрии и производства строительных материалов. Следствие этого - стремительное строительство в 1960-1980 годы жилых домов бросовой и щитовой (деревянно-панельной) конструкций, преимущественно одно- и двухэтажных. Здания строились на простейших фундаментах, без проведения геологических изысканий грунтов, что приводило к быстрому разрушению фундамента, всего здания и внутренних коммуникаций, инженерных сетей. Квартиры имели низкую степень благоустройства. Строительство жилого фонда в городах и районах области велось без учета генерального плана застройки. Благоустройство придомовой территории практически отсутствовало. Дома предполагалось использовать в качестве временного жилья.
В связи с быстрым ростом численности населения области и вследствие увеличения потребности в жилье переселение граждан из ветхих домов производилось не системно.
В настоящее время в Тюменской области сложились благоприятные условия для решения проблемы ликвидации ветхого жилья. Область обладает средним экономическим потенциалом. Созданы правовые основы поддержки инвестиционной деятельности, благоприятные условия, в том числе налоговые, для привлечения инвестиций, включая иностранные. Ведутся интенсивные работы по разработке Уватского нефтегазового месторождения, наращивается переработка газа и внедрение новых технологий в этом направлении. Область имеет развитую базу стройиндустрии и производства строительных материалов. Уровень обеспечения бюджета области позволяет проводить политику по социальной защите и поддержке населения.
Тем не менее, в области наиболее острой остается проблема обеспечения населения качественным жильем. За последние три года (1998-2001) наблюдается сокращение объемов жилищного строительства. Значительно сокращены объемы капитальных вложений, направленных на жилищное строительство и создание инженерной инфраструктуры. Муниципальные образования не в состоянии обеспечить необходимые темпы строительства. Принципиально важной задачей в области является значительное увеличение ввода объектов жилья. Строительным комплексам, заводам и комбинатам по производству строительных материалов, расположенным на территории юга области, необходимо оказывать финансовую поддержку из средств бюджета области и через внебюджетные фонды жилищного строительства, аккумулирующие средства многих источников.
II. Состояние и анализ жилого фонда
На территориях муниципальных образований области произведены обследования жилого фонда с целью выявления находящегося в муниципальной собственности ветхого жилья с процентом износа конструктивных элементов зданий более 60 процентов.
По состоянию на 1 января 2001 года численность граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, находящемся в муниципальной собственности, составляет 38 404 человек (13 638 семей), в том числе (таблица 2):
в городах области - 12 406 человек (4 908 семей);
в районах области - 25 998 человек (8 730 семьи).
Общий объем ветхого жилого фонда на территории Тюменской области составляет 607 815 кв. м (таблица 1).
В целом по области доля такого жилого фонда в общем жилом фонде составляет 2,4 процента:
в городах области - 199 587 кв.м.;
в районах области - 408 228 кв.м.
Данные показатели не окончательные, на каждом этапе выполнения Программы, согласно поступающим с территорий муниципальных образований области данным, расчеты будут уточняться и корректироваться.
Наибольшая доля ветхого жилья в общем жилом фонде области приходится на (таблица 1):
г.Тюмень - 108 507 кв.м;
г.Тобольск - 34 100 кв.м;
г.Ялуторовск - 41 470 кв.м;
По расчетным данным на территориях муниципальных образований области доля непригодного для проживания жилья составляет 2,4 процента.
На основании данных Госкомстата о стоимости строительства квадратного метра нового жилья по состоянию на 10 июля 2001 года ожидаемые финансовые затраты на строительство капитального жилья взамен ветхого на 1 января 2001 года составляют 6 610 992 240 рублей (таблица 6) или 717 558 квадратных метров (таблица 4).
Ежегодно стоимость затрат на строительство жилья будет корректироваться с учетом сложившейся стоимости квадратного метра общей площади строительства жилья на территориях муниципальных образований области.
Таким образом, для Тюменской области проблема ликвидации ветхого жилого фонда с обеспечением переселения жителей области в фонд с благоприятными экологическими характеристиками и санитарно-техническими нормами является острейшей, требующей для ее решения значительных финансовых затрат.
Таблица 1
Ветхий жилищный фонд области по состоянию
на 1 января 2001 года
(тыс.кв.м.)
N п/п | Территория | Общая площадь |
Города | 199,587 | |
1. | Тюмень | 108,757 |
2. | Ишим | 15,26 |
3. | Тобольск | 34,1 |
4. | Ялуторовск | 41,47 |
Районы | 408,228 | |
1. | Абатский | 10,045 |
2. | Армизонский | 8,553 |
3. | Аромашевский | 9,694 |
4. | Бердюжский | 3,723 |
5. | Вагайский | 75,375 |
6. | Викуловский | 4,989 |
7. | Голышмановский | 5,59 |
8. | Заводоуковский | 16,5 |
9. | Исетский | 26,072 |
10. | Ишимский | 3,101 |
11. | Казанский | 15,71 |
12. | Нижнетавдинский | 1,828 |
13. | Омутинский | 7,8 |
14. | Сладковский | 18,215 |
15. | Сорокинский | 9,367 |
16. | Тобольский | 15,2 |
17. | Тюменский | 104,834 |
18. | Уватский | 25,664 |
19. | Упоровский | 16,3 |
20. | Юргинский | 5,9 |
21. | Ялуторовский | 7,263 |
22. | Ярковский | 16,505 |
Всего по области | 607,815 |
Таблица 2
Количество семей и общая численность граждан, проживающих
в ветхом жилом фонде области, по состоянию
на 1 января 2001 года
N п/п | Территория | Количество семей |
Численность граждан (чел.) |
Города | 4908 | 12406 | |
1. | Тюмень | 3252 | 8047 |
2. | Ишим | 113 | 844 |
3. | Тобольск | 732 | 1589 |
4. | Ялуторовск | 811 | 1926 |
Районы | 8730 | 25998 | |
1. | Абатский | 187 | 845 |
2. | Армизонский | 192 | 552 |
3. | Аромашевский | 207 | 614 |
4. | Бердюжский | 97 | 211 |
5. | Вагайский | 1122 | 4634 |
6. | Викуловский | 114 | 229 |
7. | Голышмановский | 167 | 310 |
8. | Заводоуковский | 326 | 926 |
9. | Исетский | 738 | 1722 |
10. | Ишимский | 91 | 194 |
11. | Казанский | 460 | 1067 |
12. | Нижнетавдинский | 116 | 310 |
13. | Омутинский | 201 | 561 |
14. | Сладковский | 114 | 773 |
15. | Сорокинский | 258 | 441 |
16. | Тобольский | 121 | 905 |
17. | Тюменский | 2444 | 6958 |
18. | Уватский | 722 | 1864 |
19. | Упоровский | 373 | 888 |
20. | Юргинский | 139 | 486 |
21. | Ялуторовский | 220 | 488 |
22. | Ярковский | 321 | 1020 |
Всего по области | 13638 | 38404 |
Таблица 3
Количество семей и общая численность граждан, состоящих на учете на
получение жилья в Тюменской области, по состоянию
на 1 января 2001 года
N п/п | Территория | Количество семей |
Численность граждан (чел.) |
Города | 4908 | 12406 | |
1. | Тюмень | 3252 | 8047 |
2. | Ишим | 113 | 844 |
3. | Тобольск | 732 | 1589 |
4. | Ялуторовск | 811 | 1926 |
Районы | 8730 | 25998 | |
1. | Абатский | 187 | 845 |
2. | Армизонский | 192 | 552 |
3. | Аромашевский | 207 | 614 |
4. | Бердюжский | 97 | 211 |
5. | Вагайский | 1122 | 4634 |
6. | Викуловский | 114 | 229 |
7. | Голышмановский | 167 | 310 |
8. | Заводоуковский | 326 | 926 |
9. | Исетский | 738 | 1722 |
10. | Ишимский | 91 | 194 |
11. | Казанский | 460 | 1067 |
12. | Нижнетавдинский | 116 | 310 |
13. | Омутинский | 201 | 561 |
14. | Сладковский | 114 | 773 |
15. | Сорокинский | 258 | 441 |
16. | Тобольский | 121 | 905 |
17. | Тюменский | 2444 | 6958 |
18. | Уватский | 722 | 1864 |
19. | Упоровский | 373 | 888 |
20. | Юргинский | 139 | 486 |
21. | Ялуторовский | 220 | 488 |
22. | Ярковский | 321 | 1020 |
Всего по области | 13638 | 38404 |
Таблица 4
Потребность в жилье, необходимом для реализации Программы
области, по состоянию на 1 января 2001 года
(тыс.кв.м.)
N п/п | Территория | Общая площадь |
Города | 237,300 | |
1. | Тюмень | 157,323 |
2. | Ишим | 15,243 |
3. | Тобольск | 29,232 |
4. | Ялуторовск | 35,502 |
Районы | 480,258 | |
1. | Абатский | 15,714 |
2. | Армизонский | 10,536 |
3. | Аромашевский | 12,640 |
4. | Бердюжский | 4,290 |
5. | Вагайский | 84,204 |
6. | Викуловский | 4,407 |
7. | Голышмановский | 6,108 |
8. | Заводоуковский | 16,668 |
9. | Исетский | 31,869 |
10. | Ишимский | 3,835 |
11. | Казанский | 22,482 |
12. | Нижнетавдинский | 6,147 |
13. | Омутинский | 10,595 |
14. | Сладковский | 14,187 |
15. | Сорокинский | 9,203 |
16. | Тобольский | 16,557 |
17. | Тюменский | 121,815 |
18. | Уватский | 33,646 |
19. | Упоровский | 17,595 |
20. | Юргинский | 8,748 |
21. | Ялуторовский | 9,294 |
22. | Ярковский | 19,718 |
Всего по области | 717558 |
III. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является предоставление гражданам, проживающим в ветхих жилых домах с неблагоприятными санитарно-техническими характеристиками, жилых помещений, соответствующих санитарно-техническим нормам и требованиям, а также ликвидация ветхого жилого фонда с дальнейшим строительством на месте освободившихся земельных участков нового жилья и объектов социального назначения, создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения проблемы.
Предоставление гражданам нового жилья производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области. Системный анализ факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на достижение поставленной цели (реализацию Программы), показал, что необходимо решить следующие задачи:
1) ликвидация ветхого жилого фонда;
2) переселение граждан в жилой фонд с благоприятными экологическими характеристиками и санитарно-техническими требованиями, разработка законодательной и правовой базы механизма отселения граждан из ветхого жилья и его ликвидации;
3) определение источников финансирования и создание механизма привлечения инвестиций для решения проблемы ветхого жилья;
4) развитие базы стройиндустрии, реконструкция и перевооружение промышленности на территории области, внедрение новых технологий по производству строительных материалов;
5) повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
6) изменение форм организации и управления строительством, а также обслуживания и ремонта жилищного фонда;
7) значительное увеличение ввода жилья, соответствующего санитарно-техническим нормам, в целом по области;
8) использование освободившихся после сноса ветхого жилья земельных участков для строительства новых жилых домов и объектов соцкультбыта;
9) первоочередность в предоставлении жилья взамен ветхого семьям, имеющим детей в возрасте до 5 лет.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает финансово-организационную и исполнительную базы решения проблемы.
Проведение мероприятий по выполнению Программы требует внедрения инвестиций по различным источникам финансирования, включая бюджет области, местные бюджеты, экологические фонды, кредиты, займы, средства предприятий и акционерных обществ (коммерческих) структур, собственные средства граждан и другие внебюджетные источники.
Основные направления реализации Программы:
1) ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительством жилья на территориях муниципальных образований Тюменской области;
2) комплексное выполнение Программы, областных и федеральных целевых программ по обеспечению граждан жильем "Переселение граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Обеспечение жильем воинов-афганцев", "Ветераны Великой Отечественной войны", "Строительство и приобретение жилья военнослужащим (ГЖС)", "Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками в Тюменской области" открывает большие возможности для решения проблемы по отселению граждан из ветхого жилого фонда в фонд с экологически благоприятными характеристиками и санитарно-техническими нормами, а также позволяет значительно сократить затраты и сроки реализации Программы;
3) приобретение у граждан ветхого жилья, находящегося на правах собственности, в зачет строительства нового жилья путем предоставления участникам Программы жилищных субсидий и ипотечных займов.
V. Механизм финансирования
Механизм финансирования Программы предусматривает комплексное использование различных источников финансирования:
1) бюджетных источников: средств бюджета области - 30 процентов;
2) внебюджетных источников, включая личные сбережения граждан, - 70 процентов.
Таблица 7
(тыс.рублей)
Объемы финансирования Программы по источникам | Сумма |
Бюджет области (30%) | 553200 |
Внебюджетные источники (70%) | 1244600 |
Итого | 1797800 |
VI. Участие органов местного самоуправления муниципальных
образований, предприятий, учреждений и организаций в реализации Программы
Органам местного самоуправления муниципальных образований во исполнение Закона Тюменской области от 3 августа 1999 года N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", региональной программы "Жилище", утвержденной постановлением администрации Тюменской области от 09 декабря 1994 г. N 65, необходимо предусматривать в местных бюджетах денежные средства для предоставления ипотечных займов и жилищных субсидий.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области необходимо:
1) создать комиссии по подготовке реестра ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальных образованьях;
2) подготовить комплексные мероприятия по определению сроков, очередности выполнения этапов Программы;
3) разработать мероприятия по обязательному определению права собственности на построенное взамен ветхого жилье в соответствии с источниками финансирования;
4) учитывать при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год денежные средства на реализацию настоящей Программы;
5) формировать нормативно-правовую базу для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках жилищного законодательства (условия переселения);
6) применять индивидуальный подход к застройщикам, участвующим в строительстве жилья в рамках Программы, учитывать сроки проживания в области и продолжительность работы граждан на предприятиях;
7) активизировать работу с руководителями предприятий всех форм собственности по выделению средств работникам, проживающим в ветхом жилом фонде, для улучшения жилищных условий: предоставлять ссуды, займы на строительство или приобретение жилья и так далее;
8) создать условия для привлечения внебюджетных средств, в том числе личных средств граждан, на выполнение Программы, рассматривать возможность выступления в роли заказчика при строительстве жилья по исполнению настоящей Программы областной фонд развития жилищного строительства;
9) предоставлять гражданам, проживающим в ветхом жилье, земельные участки с развитой инженерной инфраструктурой под индивидуальное жилищное строительство на льготных условиях;
10) ежегодно представлять в администрацию Тюменской области обновленные данные о наличии ветхого жилого фонда в результате физического износа, подкрепленные решениями комиссий, созданных на территории каждого муниципального образования области;
11) подготовить информацию о градостроительных и инженерных возможностях земельных участков, где сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд с целью привлечения инвесторов;
12) проводить конкурсы на приобретение прав пользования земельных участков на реконструируемых территориях.
VII. Сроки реализация Программы
Ввиду актуальности проблемы ликвидации ветхого жилья в области администрации Тюменской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований разработать систему мероприятий, обеспечивающих координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы.
Реализация Программы рассчитана на период с 2001 по 2005 год.
Основными задачами являются:
1. подготовка и составление плана мероприятий по выполнению Программы;
2. определение объектов незавершенного строительством жилья, расчет необходимых денежных средств, для ввода в эксплуатацию объектов;
3. подготовка и согласование на всех уровнях мероприятий по ликвидации ветхого жилого фонда, находящегося на балансе предприятий области;
4. создание экологических, организационных и других условий, необходимых для реализации Программы в области.
5. реализация программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах" на всех территориях муниципальных образований области;
6. вывод базы стройиндустрии области на значительную мощность, позволяющую добиться годового увеличения ввода жилья до 600-700 тыс.кв.метров;
7. проведение мероприятий по внедрению инвестиций по различным источникам финансирования;
8. ликвидация ветхого жилого фонда, находящегося на балансе предприятий области, согласно подготовленным и согласованным мероприятиям;
9. определение и реализация новых направлений в механизме решения задач по выполнению настоящей Программы.
10. При реализации Программы предусматривается внедрение новейших технологий и использование экологически чистых строительных материалов, эффективное использование земельных участков после сноса ветхих домов для строительства новых объектов жилищно-коммунального назначения и объектов социальной сферы.
VIII. Контроль за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Главное управление строительства администрации Тюменской области, которое осуществляет непосредственный контроль за выполнением Программы, координирует работу в этом направлении.
В обязанность заказчика входят:
1) взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам реализации Программы;
2) планирование средств на реализацию Программы при формировании бюджета области на очередной финансовый год;
3) обеспечение согласованности мероприятий, необходимых для выполнения Программы;
4) организация экспертных проверок, необходимых для реализации Программы;
5) контроль за целевым использованием выделяемых для реализации Программы средств;
6) разработка нормативно-правовых актов для достижения целей настоящей Программы.
Таким образом, будет достигнута основная цель программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах" - созданы условия гражданам для проживания в домах с экологически благоприятными характеристиками, соответствующими санитарно-техническим и социальной нормам. Реализация Программы в комплексе с другими жилищными программами в округе приведет к значительному увеличению ввода жилья. Применение новейших технологий при производстве строительных материалов обеспечит увеличение темпов роста объемов строительства, значительно улучшит качество вводимого жилья. На освободившихся после сноса ветхих жилых домов земельных участках начнется строительство нового жилья или объектов социального назначения.
Ответственность за организационное обеспечение и исполнение Программы возлагается на муниципальные образования области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тюменской области от 28 декабря 2001 г. N 481 "Об утверждении подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2005 годах" комплексной программы развития жилищного строительства"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Тюменской области от 2 марта 2006 г. N 41-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.