Постановление Губернатора Тюменской области от 2 ноября 2001 г. N 410
"Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка
молодежи Тюменской области на 2002 - 2005 гг."
9 февраля 2004 г.
Постановлением Правительства Тюменской области от 2 марта 2006 г. N 41-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
Во исполнение Закона Тюменской области от 6.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области", в соответствии с федеральной целевой программой "Молодежь России (2002 - 2005 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2000 N 1015, постановлением Губернатора области от 03.08.2001 N 300 "О разработке областной программы "Государственная поддержка молодежи Тюменской области на 2002 - 2005 гг.", в целях создания и развития правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей:
1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка молодежи Тюменской области на 2002 - 2005 гг.".
2. Генеральным заказчиком областной целевой программы утвердить комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области (Кузнечевских О.А.).
3. Департаменту финансов администрации области (Крупина Т.Д.) ежегодно предусматривать в проекте бюджета ассигнования на финансирование программы в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 6 Закона Тюменской области "О формировании и финансировании областных целевых программ" целевым назначением.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Артюхова А.В., заместителя Губернатора области.
Губернатор Тюменской области |
С.С. Собянин |
Областная программа "Государственная поддержка молодежи
в Тюменской области" на 2002 - 2005 гг.
(Утв. постановлением Губернатора Тюменской области от 2 ноября 2001 г. N 410)
9 февраля 2004 г.
Постановлением Администрации Тюменской области от 9 февраля 2004 г. N 36 внесены изменения в части финансирования мероприятий программы на 2004 г.
Постановлением Администрации Тюменской области от 11 октября 2004 г. N 118-пк настоящая программа объединена с областными целевыми программами "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Развитие физической культуры и спорта в Тюменской области на 2003 - 2007 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Тюменской области на 2001 - 2005 годы" в областную целевую программу "Новое поколение" для реализации в 2005 - 2010 гг.
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Областная целевая программа "Государственная поддержка молодежи в Тюменской области" на 2002 - 2005 гг. разработана во исполнение Закона Тюменской области "О молодежной политике в Тюменской области" N 72 от 6.02.1997 в редакции от 16.03.2001, Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. N 1015 и является продолжением общеобластной целевой программы "Государственная поддержка молодежи" на 1998 - 2000 гг.
В период выполнения общеобластной целевой программы "Государственная поддержка молодежи" в области сложилась достаточно эффективная система управления молодежной политикой, основывающаяся на тесном взаимодействии молодежных структур органов исполнительной власти городов и районов области с учреждениями, оказывающими услуги детям и молодежи, детскими и молодежными общественными объединениями и организациями. По основным направлениям государственной молодежной политики созданы специализированные учреждения комитета: учебный центр "Аванпост", государственное учреждение Тюменской области "Молодежная биржа труда", детский оздоровительный центр "Город "Алые паруса", областной детский центр "Ребячья республика", которые, помимо практической работы, осуществляют научно-методическую деятельность.
По данным Тюменского областного комитета государственной статистики, по состоянию на начало 2001 г., численность постоянных жителей Тюменской области (без автономных округов) составила 1346,4 тыс. человек. 44% - 592,2 тыс. человек от данного количества составляют дети и молодежь в возрасте от 0 до 30 лет.
В городских поселениях области (без автономных округов) на начало 2001 г. проживало 793,2 тыс. человек, в сельской местности - 553,21 тыс. человек. Необходимо отметить, что в целом, за период 1989 - 2001 г. городских жителей стало меньше на 15,2 тыс. человек, а сельских увеличилось на 41,2 тыс. чел. И за 3 месяца 2001 г. по югу области уже наблюдается естественная убыль населения.
Несмотря на то, что Тюменская область - один их немногих регионов России с положительным естественным приростом, демографическая ситуация за прошедший период значительно не улучшилась:
1. В 2000 году по югу области родилось - 12956 детей, 1998 г. (всплеск рождаемости) - 13500, 1995 г. - 12821 ребенок.
2. В 2000 году на юге области умерло 17981 чел., (в 1995 - 17944 чел.).
3. Величину естественной убыли населения на 3 тыс. человек перекрывает величина миграционного прироста.
4. Величина естественного прироста населения по югу области сократилась. Особенно серьезно обстоит дело в Бердюжском, Омутинском районах, где в 2000 г. смертность превысила рождаемость в 1,9 раз, в Аромашевском и Юргинском районах - в 1,8 раз.
5. Старение населения области сопровождается ростом показателя "средний возраст": 1996 год - 31,3 года, 2000 год - 33 года (показатель по Уральскому Федеральному округу Российской Федерации на 4,3 года больше и составляет 37,3 года).
6. Высоким остается уровень смертности от самоубийств, в 30% случаев - это молодежь до 30 лет. В г. Ялуторовске добровольно ушли из жизни в 2000 г. - 10 молодых людей (в 1995 - 3 чел.), в Омутинском районе в 2000 г. - 6 чел. (в 1995 - 4), в Сорокинском районе в 2000 г. - 9 (в 1995 - 4), в Заводоуковском районе в 2000 г. - 12 (в 1995 - 4).
7. Более половины случаев смерти новорожденных и мертворождений произошли по причине заболеваний матери.
8. Определенно сказывается на рождаемости изменение положения с брачностью населения. В 2000 году органами ЗАГС зарегистрировано на юге области 8198 браков, из которых около 400 мужчин и женщин вступили в брак в возрасте до 18 лет. Для сравнения в 1995 году зарегистрировано 9015 браков.
9. Число зарегистрированных разводов с 1995 года возросло с 5586 до 5664 в 2000 году и составляет 69% от количества зарегистрированных браков.
10. Изменения в брачно-семейных отношениях сопровождаются ростом числа незарегистрированных сожительств и рождением внебрачных детей. В 2000 году по заявлению матери в органах ЗАГС было зарегистрировано около 15% от общего числа родившихся за год. Почти каждый четвертый из них рожден матерью в возрасте до 20 лет.
Таким образом, несмотря на незначительный естественный прирост населения, по югу области наблюдаются тенденции к ухудшению демографической ситуации:
- увеличение количества населения области происходит за счет миграционных процессов, а не за счет рождаемости;
- увеличение количества разводов при сокращении количества зарегистрированных браков;
- незначительное увеличение уровня рождаемости и увеличение детской смертности по причинам, связанным со здоровьем матери;
- увеличение количества суицидов среди молодежи;
- старение населения, увеличение коэффициента иждивенчества.
Неблагоприятная демографическая ситуация, по утвердившейся в кругах специалистов оценке, связана с общей кризисной ситуацией в стране.
Недостаточно стабильные социальные условия и отсутствие прочной материальной базы (жилье, работа) стали основными причинами сокращения количества вступающих в брак, увеличения количества разводов и сокращения рождаемости.
По данным Тюменского областного комитета государственной статистики, реальные располагаемые денежные доходы населения области в марте 2001 года, по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. резко уменьшились на юге области (на 18,1%), в то время как возросли в автономных округах (на 14,2%).
По данным департамента государственной службы занятости населения по Тюменской области на конец 2000 года 4515 человек имели статус безработного, или 0,85% от экономически активного населения. Из них молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 1086 человек. Несмотря на то, что численность безработных молодых людей, состоящих на учете в органах службы занятости, уменьшилась, по сравнению с 1995 годом в 4,5 раза, а по сравнению с 1998 в 3 раза, молодежь испытывает большие трудности при устройстве на работу (несоответствие квалификации требованиям конъюнктуры рынка труда, низкая заработная плата, требования со стороны работодателя по наличию опыта и стажа работы, др.). Тем не менее, ежегодно увеличивается количество молодых людей, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, а также подростков и молодежи, устроенных на временную или постоянную работу через ГУТО "Молодежная биржа труда".
По данным УВД Тюменской области, в 2000 году по югу области зарегистрировано снижение подростковой преступности на 17,7% (с 2760 в 1999 г. до 2271). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа законченных производством дел снизился на 2,5%. Однако зарегистрирован рост убийств на 35,5%, тяжких телесных повреждений - на 63,3%, преступлений, связанных с наркотиками - на 31,2%. По-прежнему, значительную часть преступлений, совершенных подростками (73,3%) составляют имущественные преступления: 1338 краж, 271 грабеж, 56 разбойных нападений. В отделы внутренних дел доставлялось 7418 несовершеннолетних, что на 2,1% больше, чем в 1999 г. (7262).
Остро стоит проблема ресоциализации молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних осужденных, приговоренных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Отсутствие реальной возможности трудоустроиться и решить жилищные проблемы приводит к совершению повторных преступлений.
Требует расширения и поддержки система внешкольных учреждений, оказывающих услуги детям и молодежи. В сельских районах юга области такие учреждения зачастую являются единственными очагами, которые не только организуют досуг подростков и молодежи, но и дают определенные практические знания, учат общению и построению взаимоотношений, оказывают социально-психологическую поддержку. Так, в Исетском районе в 1999 году был закрыт единственный Дом детского творчества, а большинство действующих учреждений в других районах требуют капитального ремонта и улучшения материально-технической базы.
Прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодежи, что усугубляется распространением курения, пьянства, алкоголизма, наркомании. Число больных с впервые установленным диагнозом наркомании растет из года в год, но в 2000 году по югу области наблюдается снижение количества таких больных на 7,2%. На конец 1999 года по югу области находилось под диспансерным наблюдением около 4200 чел. Реальный уровень наркотизации значительно выше, чем это фиксируется показателями наркологической службы. Эффективность лечения больных наркоманией низка.
По данным органов госсанэпиднадзора невиданное распространение получили кожно-венерологические заболевания, туберкулез, гепатит, СПИД, которые являются показателям социального неблагополучия и низкой социальной культуры большого количества молодых жителей области. Кризисная тенденция состояния здоровья молодежи приводит к снижению ее интеллектуального и трудового потенциала.
Реализация программ государственной поддержки молодежи в области началась с 1994 года. За это время удалось достичь определенных результатов:
1. В городах и районах юга области созданы органы управления государственной молодежной политикой - комитеты, отделы - всего 26 структур, в которых работает около 50 человек. За период 2000-2001 гг. в сельских администрациях юга области введено более 30 ставок специалистов по работе с молодежью.
2. Развивается инфраструктура учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования детям и молодежи: г. Тюмень - более 40 клубов по месту жительства, г. Ялуторовск - в 2001 г. открыто МУ "Молодежный социально-деловой центр". г. Ишим - МУ "Городской центр молодежи", в 2000 году открыт филиал ГУ "Молодежная биржа труда". г. Тобольск - на балансе комитета по делам молодежи - 14 учреждений, оказывающих услуги детям и молодежи, а всего по городу - более 30.
3. По югу области активно действуют около 40 детских общественных организаций, объединяющих более 300 пришкольных. Активизируют работу молодежные организации.
4. Развивается сеть клубов молодой семьи, цель которых не только совместное проведение досуга, но и решение социально-экономических проблем - содействие в трудоустройстве, приобретении и строительстве жилья, воспитании детей. По югу области действует около 45 клубов молодой семьи, из них 8 - в Исетском районе, 10 - в Ишимском.
5. Сложилась система информационно-методического обеспечения молодежной политики. Ежегодно издаются альманахи Молодежной биржи труда, информационные бюллетени учебного центра "Аванпост", вестники комитета по делам молодежи и туризму администрации области, методические сборники ОДЦ "Ребячья республика", ДОЦГ "Алые паруса", ПСТК "Алькор". Реализация молодежной политики регулярно освещается областными, городскими и районными средствами массовой информации, налажены выпуски молодежных и детских страничек, детских и молодежных телевизионных и радиопередач.
6. Молодежные структуры области ежегодно принимают участие в федеральных конкурсах программ по направлениям реализации молодежной политики, и, таким образом, не только распространяют прогрессивный опыт работы среди других территорий, но и привлекают к реализации программ федеральные средства.
7. За 2000 год Молодежной биржей труда: трудоустроено на юге области 4950 подростков и студентов, для 192 подростков из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов организованы 2 лагеря труда и отдыха в г. Ялуторовске и Тюмени, 3 студенческих строительных отряда направлены на работу в Сургут, Ханты-Мансийск, Надым. В 2001 году планируется трудоустроить около 7 тысяч подростков и студентов.
8. В областной студенческий Совет входят 26 органов студенческого самоуправления из 13 городов области. Активно работает студенческий пресс-центр, интеллектуальный клуб, творческий совет, открывается студенческий туристический клуб.
9. В области ежегодно проводятся более 30 областных, межрегиональных и российских массовых молодежных мероприятий - фестивалей, конкурсов, акций, слетов, около 40 семинаров для специалистов молодежных структур, детских и молодежных общественных организаций с общим количеством участников - более 100 тысяч человек.
10. Ежегодно увеличивается количество молодых людей, принимающих участие в общеобластных мероприятиях. Так в 1996 году в Областном фестивале "Студенческая весна" приняли участие 200 человек из 11 вузов области (5 городов), в 2001 году - 700 человек из 24 вузов (13 городов, из них 9 - северных).
Таким образом, реализация общеобластной программы "Государственная поддержка молодежи" за 1994 - 2000 гг. позволила в какой-то степени сдержать темпы ухудшения социально-экономического положения молодежи. Однако остается еще много нерешенных проблем. Поэтому комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области вносит предложение о продлении реализации программы "Государственная поддержка молодежи Тюменской области" на 2001 - 2005 гг. Данная программа не является автоматическим продолжением предыдущей, она разработана с учетом изменений, произошедших в обществе за последние годы и требований Федеральной целевой программы "Молодежь России" (на 2001 - 2005 годы). Так, первостепенное внимание в Программе уделяется социальной поддержке молодежи в возрасте от 18 до 30 лет и решению таких значимых проблем как предоставление жилья для молодой семьи, создание системы центров социально-психологической поддержки молодежи, поддержка молодежного предпринимательства, особенно в отношении молодых людей, проживающих в сельской местности. Областная программа "Государственная поддержка молодежи Тюменской области" на 2001 - 2005 гг. объединяет областные и территориальные программы по работе с детьми и молодежью.
II. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание единого социокультурного пространства для саморазвития и самореализации молодого человека - патриота и гражданина.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
- обеспечение соблюдения законных прав детей и молодежи, государственных социальных гарантий;
- создание условий для патриотического воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала;
- создание условий для укрепления института молодой семьи;
- профилактика негативных явлений в молодежной среде;
- социальная поддержка молодежи.
III. Основные направления программы
Грантовая поддержка Губернатора области молодежной сферы, в т.ч. поддержка сельской молодежи
Данное направление включает:
- мероприятия, способствующие закреплению молодежи на селе;
- поддержка молодежных подсобных хозяйств и молодых фермеров;
- мероприятия, активизирующие работу органов местного самоуправления по поддержке сельской молодежи;
- создание и поддержка Сходов сельской молодежи, органов сельского молодежного самоуправления.
2. Информационно-аналитическое и научно-методическое направление
Данное направление предусматривает:
- создание на базе комитета по делам молодежи и туризму администрации области научно-методического Совета, осуществляющего функции координатора данного направления;
- проведение мониторингов, анкетирования и научных исследований по молодежным проблемам;
- создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах управления молодежной политикой, детских и молодежных общественных объединениях и организациях, учреждениях, оказывающих услуги детям и молодежи;
- создание межведомственных координационных Советов по работе с молодежью в территориях области;
- выпуск информационно-методических материалов, альманахов, сборников по вопросам реализации молодежной политики;
- освещение реализации молодежной политики в средствах массовой информации, проведение пресс-конференций и брифингов;
- мероприятия, активизирующие работу средств массовой информации по информационному сопровождению молодежной политики;
- выпуск информационных тематических страниц в газетах и журналах, теле- и радио- передач по направлениям реализации Программы;
- анализ реализации молодежной политики в городах и районах области, обобщение и внедрение прогрессивного опыта работы;
- ведение баз данных и реестров.
3. Социальная поддержка молодежи.
Данное направление включает в себя:
- разработка механизма стимулирования органов исполнительной власти городов и районов области к решению социальных проблем молодежи;
- проведение конкурсов поддержки проектов и программ, направленных на решение социальных проблем молодежи;
- формирование и развитие системы социальных служб и клубов для детей и молодежи;
- поиск и внедрение новых форм работы с молодой семьей;
- разработка государственных механизмов решения жилищной проблемы для молодой семьи;
- поддержка инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы;
- поддержка и развитие молодежного предпринимательства;
- мероприятия по укреплению института молодой семьи, создание и поддержка клубов молодой семьи;
- организация работы с дезадаптированной молодежью;
- реализация программ и проектов по защите прав детей и молодежи;
- социальная, психологическая и юридическая помощь и поддержка молодых людей, подвергшихся негативному влиянию идей нетрадиционных религий, вернувшихся с "горячих точек", молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы.
4. Организация занятости подростков и молодежи, профориентация и помощь в трудоустройстве.
Головным исполнителем данного направления программы является государственное учреждение Тюменской области "Молодежная биржа труда".
Направление включает в себя:
- работу профориентационного центра;
- помощь в трудоустройстве и предоставление информации молодым людям о наличии рабочих мест на предприятиях и в организациях области;
- организацию постоянной занятости подростков и молодежи через создание молодежных предприятий и дополнительных рабочих мест;
- организацию временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- организацию студенческого отрядного движения;
- организацию деятельности молодежных трудовых объединений;
- психодиагностическую, профориентационную и консультативную работу;
- методическое, психологическое, юридическое и информационное сопровождение программ трудоустройства подростков и молодежи;
- разработку и реализацию программ организации занятости ресоциализированной и дезадаптированной молодежи.
5. Поддержка деятельности детских, молодежных, студенческих общественных и творческих объединений и организаций.
В рамках данного направления предусмотрено:
- проведение конкурсов вариативных программ детских и молодежных общественных объединений и организаций;
- создание и поддержка объединений учащейся, студенческой и работающей молодежи гуманистической направленности, районных и городских Советов молодежи;
- координация и поддержка деятельности Областного студенческого Совета;
- разработка системы поощрения и роста специалистов детского и молодежного движения;
- разработка механизмов активизации молодежи, работающей на предприятиях;
- проведение семинаров для организаторов детского и молодежного движения и слетов для актива;
- проведение областных акций и игр для активизации участников детского движения.
6. Поддержка талантливых детей и молодежи
Направление включает в себя:
- открытие постоянно действующего областного молодежного центра Дворца Молодежи, проведение на базе центра областных массовых молодежных досуговых мероприятий;
- выявление и поддержка талантливых детей и молодежи;
- организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества;
- развитие интеллектуального, научного, творческого направлений работы со студенческой и учащейся молодежью.
7. Развитие детского и молодежного туризма и массового спорта.
В рамках данного направления предусмотрено:
- открытие областного учреждение - Центр развития туризма;
- проведение областных туристических и массовых спортивных мероприятий;
- поддержка деятельности туристских клубов;
- развитие и поддержка нетрадиционных видов спорта;
- мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни среди молодежи.
8. Международное и межрегиональное молодежное сотрудничество.
Направление включает в себя:
- установление и развитие партнерских отношений с детскими и молодежными организациями других субъектов Российской Федерации, стран СНГ и зарубежными;
- международные обмены специалистами молодежных структур между Тюменской областью и Федеративной Республикой Германия в рамках Межправительственных Соглашений с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, изучения путей их решения;
- участие в межрегиональных и международных мероприятиях, организованных Департаментом по молодежной политике Минобразования России, Советом Европы, другими организациями;
- сотрудничество с американской организацией "Вожатые лагерей США" по обмену молодыми людьми для работы в летних лагерях.
IV. Основные участники и исполнители программы
Комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области;
органы управления молодежной политикой городов и районов области;
детские, молодежные, студенческие общественные и творческие объединения и организации;
учреждения и организации области, оказывающие услуги детям и молодежи.
V. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы на четыре года составляет 42015,0 тыс.рублей, в том числе 39420,0 - из областного бюджета, 175,0 - из федерального бюджета, 2420,0 - из внебюджетных источников.
Ежегодные объемы финансирования Программы определяются в соответствии с утвержденным областным бюджетом на соответствующий год.
VI. Организация контроля и механизм реализации программы
Общее руководство реализацией Программы осуществляется Комитетом по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области, который также обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств.
Комитет по делам молодежи и туризму обеспечивает реализацию программных мероприятий путем их финансирования через заключение договоров с непосредственными исполнителями.
Участники Программы вносят в комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы, с учетом складывающейся социально-экономической ситуации. По каждому мероприятию предоставляют расчет-обоснование.
VII. Оценка эффективности программы, ожидаемые результаты
Реализация данной Программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
1. Улучшение демографической ситуации в области (увеличение количества браков, сокращение количества разводов среди молодежи, увеличение рождаемости).
2. Снижение уровня безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи.
3. Повышение деловой и гражданской активности молодых людей.
4. Улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодых людей.
5. Снижение темпов подростковой преступности, наркомании алкоголизма.
6. Создание условий для ресоциализации и адаптации молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, из "горячих точек", молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Увеличение количества детских, молодежных, студенческих организаций, объединений работающей и учащейся молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тюменской области от 2 ноября 2001 г. N 410 "Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка молодежи Тюменской области на 2002 - 2005 гг."
Текст постановления опубликован в газете "Тюменские известия" от 22 ноября 2001 г., N 227(2832)
Постановлением Правительства Тюменской области от 2 марта 2006 г. N 41-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Тюменской области от 9 февраля 2004 г. N 36