Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 23 мая 2002 г. N 261
Обращение
совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа,
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к Президенту
Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
С.М. Миронову, Председателю Правительства Российской
Федерации М.М. Касьянову
(утв. постановлением Тюменской областной Думы от 23 мая 2002 г. N 261)
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемый Михаил Михайлович!
Минерально-сырьевая база является основой экономической, энергетической и геополитической безопасности и стабильности России.
Топливно-энергетический комплекс имеет особое значение в социально-экономическом развитии Тюменской области - крупнейшего производителя минерального сырья в Российской Федерации. Сегодня Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в значительной степени обеспечивают потребности страны в углеводородном сырье, на их территории формируется значительная доля доходов федерального бюджета и валютной выручки. За последнее время открыты очень перспективные нефтяные и газовые месторождения и на юге Тюменской области.
Геологоразведочные работы на территории Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа определяют не только сегодняшнее состояние сырьевой базы ТЭК, но и ближайшее будущее региона.
Однако топливно-энергетический комплекс Тюменской области, несмотря на его огромный потенциал, может оказаться в критическом состоянии в связи с сокращением объемов геологоразведочных работ вследствие отмены с 1 января 2002 года отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы как источника бюджетного финансирования геологоразведочных работ и выполнения территориальных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы.
До 1 января 2002 года отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы были основным источником финансирования геологоразведочных работ. В то же время недостаточная налогооблагаемая база из-за низких внутрикорпоративных цен не позволяла формировать необходимые размеры отчислений на ВМСБ для проведения достаточных объемов геологоразведочных работ. С выходом части второй Налогового кодекса Российской Федерации не были устранены возможности недропользователей манипулировать корпоративными ценами.
Нефтегазодобывающие компании мало вкладывали собственных финансовых средств в развитие минерально-сырьевой базы, а средства на выполнение геологоразведочных работ на территории автономных округов из федерального бюджета практически не поступали.
В связи с изменением налогового законодательства с 2002 года принципиально изменился механизм финансирования геологоразведочных работ, который теперь ориентирован исключительно на рыночное саморегулирование. Расчетные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающиеся в настоящее время в прибыли предприятий, не будут вложены в геологоразведку, поскольку законодательно не определен механизм поощрения и стимулирования частных инвестиций в геологическое изучение недр. Ставки налога на добычу не дифференцированы для компаний, получивших в пользование лицензионные участки, разведанные за счет государственных средств, и компаний, ведущих геологоразведочные работы за свой счет. Налоговые нововведения уравнивают компании в платежах, независимо от качества, степени выработанности и географического размещения минерально-сырьевой базы, что отрицательно скажется как на объемах добычи и прироста запасов, так и на судьбе ряда мелких и средних добывающих предприятий.
В Тюменской области на сегодняшний день даже такая крупная компания, как "Тюменская нефтяная компания", уже заявила об отказе от прав пользования Тобольским и Абалакским участками, которые являются очень перспективными на углеводороды. Отказ получен также от компании "Уватнефть" по Ингаирскому участку.
Отмена целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы привела к следующим негативным последствиям:
- область лишилась целевых средств на ведение геологоразведочных работ на выявленных участках недр, перспективных на нефть и газ;
- сдерживаются работы по проведению поисковых работ на подземные пресные воды для питьевых нужд населения;
- откладывается на неопределенный срок принятие кардинальных мер по ликвидации экологически опасных скважин глубокого бурения, пробуренных в 50-60-е годы;
- потребуются дополнительные расходы на проведение ликвидации геологоразведочных работ из-за невостребованности (вывоз оборудования, ликвидация производственных баз, консервация скважин, рекультивация земель и др.);
- возникнут социальные проблемы в связи с сокращением численности специалистов, занятых на геологоразведочных работах, а также с необходимостью ликвидации ряда геологоразведочных поселков с последующим переселением их жителей.
Негативные факторы состояния минерально-сырьевой базы в ближайшей перспективе могут привести не только к существенному сбою в работе топливно-энергетического комплекса Тюменского региона и возрастанию социальной напряженности, но и к замедлению экономического развития и ослаблению энергетической безопасности всей России, так как интересы недропользователей, связанные с получением максимальной прибыли от эксплуатации недр, в основном не совпадают с интересами государства как собственника недр, которые заключаются в первую очередь в рациональном использовании, геологическом изучении и наращивании фонда недр как основы для устойчивого и долгосрочного функционирования минерально-сырьевого комплекса, привлечения инвестиций, укрепления геополитических позиций и безопасности страны.
Если государство не изменит политику в области финансирования геологоразведочной отрасли в целом, мы потеряем не только кадровый потенциал, но и, в недалеком будущем, объемы добычи и прироста запасов.
Мы, депутаты представительных (законодательных) органов государственной власти трех субъектов Российской Федерации, убедительно просим Вас обратить внимание на недостаточное финансирование геологоразведочных работ в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, а также рассмотреть вопрос о доработке налогового законодательства, обеспечивающего оптимальное изъятие экономической ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов и стимулирование недропользователей на проведение поисковых и геологоразведочных работ в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Указанные в настоящем Обращении проблемы актуальны также и для многих других субъектов России, и требуют неотложного разрешения на уровне федеральных органов государственной власти.
Проблема эффективного природопользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и воссоздания стратегических запасов полезных ископаемых, к числу которых отнесены и топливно-энергетические ресурсы, должна являться одной из приоритетных в государственной политике России.
Совет Тюменской областной Думы,
Думы Ханты-Мансийского автономного округа,
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа
(совет Дум)
Протокол согласия N 2
от 16 мая 2002 г.
г. Тюмень
"Об обращении совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского
автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого
автономного округа к Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н. Селезневу,
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации С.М. Миронову и Председателю Правительства
Российской Федерации М.М. Касьянову"
Учитывая исключительную важность развития геологической отрасли в решении проблемы эффективного природопользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы, совет Думы пришел к согласию о нижеследующем:
1. Одобрить проект обращения совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову (прилагается).
2. Предложить Тюменской областной Думе, Думе Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа утвердить настоящее обращение на своих заседаниях и направить его в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнева, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова и Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова.
3. Поручить председателю Тюменской областной Думы Корепанову С.Е., председателю Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сондыкову B.C., председателю Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Харючи С.Н. довести позицию совета Дум до сведения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова.
Протокол согласия подписали:
от Тюменской областной Думы: С.Е. Корепанов
Н.П. Барышников
Г.С. Корепанов
В.Ф. Крамской
от Думы Ханты-Мансийского
автономного округа В.С. Сондыков
Л.А. Чистова
А.В. Титов
В.Н. Семенов
от Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного
округа С.Н. Харючи
В.И. Степанченко
Г.Д. Андриянова
А.В. Евай
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 23 мая 2002 г. N 261 "Об обращении совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.