Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 21 июня 2002 г. N 344
Информация о ходе реформирования ЖКХ г. Ишима
(представлена в областную Думу
заместителем мэра города Ишима В.М. Касьяновым)
Активно проводимые с 1997 года преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) г. Ишима являются сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики администрации города.
Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в этот период был достаточно динамичным как в нормотворчестве, так и в апробации новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере.
Администрацией города за 1995 - 2001 гг. принято более 200 разработанных департаментом ЖКХ нормативных актов.
В этот период изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством города. Создан департамент ЖКХ города, который решает вопросы финансирования и эксплуатации инженерных систем города, связи, транспорта. В функции департамента входит нормотворческая деятельность, работа с письмами населения и т.д.
В отрасли разделены функции заказчика и подрядчика. В целях реализации единой финансовой и технической политики в сфере управления жилищным фондом создано муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика" (далее - МУП "ДЕЗ").
Основными функциями Дирекции являются:
- управление муниципальной недвижимостью, организация работ по поддержанию ее в надлежащем техническом и санитарном состоянии;
- выбор подрядчика для выполнения работ;
- заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение контроля за выполнением договоров, включая систему снижения оплаты за недопоставку и некачественную поставку услуг;
- проверка обоснованности затрат, включаемых в себестоимость работ ЖКХ;
- организация сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ);
- распределение бюджетных средств предприятиям ЖКХ;
- предоставление льгот и субсидий гражданам, проживающим в муниципальном жилом фонде, жилом фонде ТСЖ, ЖСК, ЖК, ведомственном жилом фонде;
- организация конкурсов на выполнение специализированных работ в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- контроль за санитарным состоянием города и соблюдением "Правил санитарного состояния улиц города и объектов благоустройства".
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства города производится через МУП "ДЕЗ".
Для реализации названных функций в Дирекции созданы структурные подразделения: единый расчетно-кассовый центр со службой по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, инженерная служба, единая диспетчерская служба, финансово-экономическая служба, муниципальная инспекция.
Единый расчетно-кассовый центр (далее - ЕРКЦ) занимается подготовкой, рассылкой квитанций-извещений, начислением субсидий.
Сформирована и ведется единая общегородская база данных по гражданам, проживающим в муниципальных жилых домах, ТСЖ, ЖСК, ЖК. В результате появилась возможность оперативного начисления субсидий, получения информации о начисленных платежах и льготах. Для удобства населения оплата за ЖКУ производится по единой квитанции-извещению через отделения Сбербанка, почтовые отделения и непосредственно в ЕРКЦ МУП "ДЕЗ".
Разделение функций подрядчика и заказчика в жилищно-коммунальном хозяйстве города позволило создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
С 1999 года проводятся конкурсы по выбору подрядчиков в ЖКХ. В данный момент в отрасли наряду с муниципальными предприятиями занимаются предоставлением услуг ЖКХ предприятия других форм собственности и частные предприниматели. Техническим обслуживанием и содержанием жилья занимаются 5 частных предпринимателей.
Стоимость работ, выполняемых для населения частными предпринимателями, по сравнению с муниципальными предприятиями, выполняющими те же виды работ, по результатам конкурса снижена на 5%. Также на 35% снижено финансирование работ из бюджета города.
Введение в состав МУП "ДЕЗ" муниципальной инспекции позволило контролировать выполнение утвержденных городской Думой "Правил содержания территории города и объектов благоустройства".
В 2001 г. проведена большая работа по упорядочению и обновлению адресного хозяйства города.
Все отношения между МУП "ДЕЗ" (заказчиком ЖКУ от имени населения) и предприятиями-поставщиками ЖКУ строятся на основе договора на формирование источников финансирования, позволяющего исключить двойное налогообложение ЖКУ.
Социальная защита населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг осуществляется через предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Отдел по предоставлению субсидий при Дирекции производит начисление субсидий гражданам независимо от форм собственности жилья (муниципальный жилой фонд, ведомственный жилой фонд, ТСЖ, ЖСК, ЖК, частный сектор).
Все вопросы по предоставлению субсидий, не нашедшие отражения в "Положении о предоставлении субсидий", выносятся на рассмотрение согласительной комиссии, в состав которой входят представители департамента ЖКХ, комитета финансов города, комитета социальной защиты населения, представители общественной организации пенсионеров "Верните наше".
Одиноко проживающим пенсионерам субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется по данным комитета социальной защиты без предъявления дополнительных справок.
С 1 августа 2001 г. доля собственных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ снижена до 15%. Количество семей, признанных нуждающимися в получении субсидии, увеличилось на 9,3%. Сумма субсидий, приходящаяся на 1 семью, уменьшилась на 10,2%: с 304 рублей до 273 рублей.
Постановлением администрации города N 837 от 28.06.2000 г. социальная норма площади жилья в городе для одиноко проживающих граждан составляет 33 кв.м. Для семьи, состоящей из 2 человек, - 42 кв.м на семью. Для семьи, состоящей из 3 и более человек, - 18 кв.м на одного члена семьи.
Всего за 2001 год субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлена 1673 семьям, в 2000 г. - 1040 семьям. В 2001 г. сумма субсидии составила 3639 тыс. руб., в 2000 г. - 1839 тыс. руб. Среднемесячный размер субсидии на 1 семью составил в 2001 г. 181 руб., в 2000 г. - 147 руб.
В городе проводится политика создания ТСЖ во вновь вводимых жилых домах и на базе существующих ЖСК. Создано 13 ТСЖ общей площадью жилого фонда 30,0 тыс. кв.м, что составляет 6% от площади муниципального жилого фонда города.
Жилищно-коммунальное хозяйство города существует в основном за счет платежей населения и дотаций федерального и регионального бюджетов.
Существующий механизм финансирования не обеспечивает эффективного развития отрасли. На протяжении многих лет система сдерживания тарифов на ЖКУ и "остаточное" финансирование отрасли не позволяли проводить в полной мере капитальный ремонт оборудования и коммунальных сетей. В настоящее время финансирование осуществляется лишь в объеме текущих расходов предприятий отрасли без выделения дополнительных средств на восстановление инженерной инфраструктуры и замену специальной техники.
На состоянии жилищно-коммунального хозяйства в целом отрицательно сказываются неплатежи. Основными должниками являлись и являются учреждения, финансируемые из федерального бюджета. Общая сумма задолженности на 1 января 2001 года составляла 6,9 млн. рублей. Тогда же ситуация начала меняться - погасили задолженность за коммунальные услуги муниципальные учреждения. Имеется положительный опыт по взысканию задолженности в арбитражном порядке.
Муниципальным унитарным предприятием "Дирекция единого заказчика" совместно с предприятиями ЖКХ разработана программа повышения собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги с последующим анализом результатов проделанной работы. В итоге задолженность в 2001 году сокращена на 37%.
Процент сбора платы за жилье и коммунальные услуги составляет 93%. Дирекцией планомерно проводится работа с должниками по оплате жилья и коммунальных услуг. Имеющим задолженность по оплате на сумму свыше 2,0 тыс. руб. рассылаются уведомления с просьбой погасить задолженность. После этого жителям вручаются под личную подпись владельца жилья или ответственного квартиросъемщика предупреждения о том, что в случае непогашения долга иск о принудительном взыскании задолженности будет передан в суд.
За 2001 г. выслано 4921 уведомление и предупреждение. Должники приглашаются в Дирекцию для заполнения обязательства о добровольном погашении долга: частично - в течение какого-то периода или сразу, если позволяет финансовое положение жильца. За 2001 г. по обязательствам, предупреждениям, исковым заявлениям рассчиталось 1885 чел. на сумму 2490,0 тыс. руб., что составляет 125% от общей суммы задолженности. Передано в суд 42 иска на сумму 192,3 тыс. руб.
Жителям города, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, имеющим все основания для получения субсидии, субсидия назначается через согласительную комиссию, на заседание которой они приглашаются. В присутствии членов комиссии малоимущий гражданин заполняет обязательство по ежемесячному частичному погашению долга по оплате услуг ЖКХ.
Механизм снижения платы за недопоставку (отсутствие) или некачественную поставку услуг ЖКХ. Поступающая заявка фиксируется в ЦДС, диспетчер, принимая заявку, передает ее на исполнение инженеру. Инженер выезжает на место и составляет акт на снижение оплаты. Акт подписывают: инженер Дирекции, представитель поставщика услуги, заявитель. При отсутствии заявителя акт подписывают приглашенные жители дома. Затем акт передается в единый расчетно-кассовый центр для перерасчета платы за услуги ЖКХ в сторону снижения. В 2001 г. составлено 8108 актов на общую сумму 283,8 тыс. руб.
Жильцам, временно отсутствующим в городе, производится перерасчет платы за услуги ЖКХ на весь период отсутствия, но не менее чем за месяц, при предоставлении документов, подтверждающих факт отсутствия.
Формирование бюджета жилищно-коммунального хозяйства города осуществляется на основе экономически обоснованных тарифов на ЖКУ. При утверждении тарифа администрацией города проводятся тщательные проверки затрат, входящих в состав себестоимости услуг. Это позволило снизить, например, в 1998 году стоимость вывоза 1 куб.м нечистот на 16%, стоимость 1 Гкал предоставленного потребителям тепла на 11%. Проверка обоснованности затрат и снижения стоимости услуг ЖКХ позволила менее болезненно перейти на повышение доли оплаты услуг населением.
Период, годы Уровень оплаты услуг населением, %
1996 15
1997 20
1998 36
1999 42
2000 58
2001 70
С 01.01.02 г. уровень платежей граждан составляет 80%. Тарифная политика включает в себя также переход от затратного принципа оплаты услуг к нормативному по физическим показателям:
- текущий ремонт жилья: стоимость ремонта 1 кв.м кровли, замены одного дверного блока в подъезде и т.д.;
- механизированная уборка улиц города: от машиночасов к нормативу летнего или зимнего содержания 1 кв.м и т.д.
Опыт введения в тариф на водоснабжение инвестиционной составляющей в 1999-2000 гг. позволил произвести замену 7,5 км ветхих стальных трубопроводов на водопровод из труб ПВХ.
Осуществлен переход на 100%-ную оплату населением услуг по содержанию дворников и уборщиц, вывозу твердых бытовых отходов, обслуживанию коллективных антенн. Для того чтобы снизить затраты на услуги ЖКХ, необходимо провести реконструкцию и модернизацию жилого фонда и инженерной инфраструктуры.
Первые шаги уже сделаны.
В начале 90-х годов, после прокладки магистрального газопровода большого диаметра, начались работы по газификации с целью использования природного газа для бытовых и производственных нужд.
Произведен перевод котельных с угля и жидкого топлива на природный газ, что позволило улучшить теплоснабжение населения, значительно снизить затраты на выработку 1 Гкал тепла.
Ведутся работы по внедрению автономных систем отопления и переводу на автономное отопление многоквартирных домов.
Осуществляется перевод многоквартирных домов со снабжения сжиженным газом на природный, что позволит уменьшить затраты населения на бытовые нужды. Интенсивно проводятся работы по газификации частного сектора.
Модернизация систем теплоснабжения включает в себя перевод тепловой нагрузки с малых котельных на большие. В 2001 году была переведена 1 котельная, что дало 101 тыс. рублей экономии в год.
Широко применяется установка индивидуальных источников теплоснабжения при проектировании и строительстве объектов. Осуществляется газификация частного жилого фонда с установкой газовых отопительных приборов.
При реконструкции зданий и при новом строительстве предусматривается применение теплоизоляционных материалов, что ведет к увеличению термического сопротивления ограждающих конструкций зданий, а также применение вентилируемых фасадов.
В 2001 г. при реконструкции КНС были установлены 2 насоса фирмы "Флюгт" мощностью 6 кВт. Экономический эффект составил 507,65 тыс. руб. в год.
Проведена реконструкция внутренних систем водоснабжения с применением пластмассовых трубопроводов (2001 год - 600 п.м.).
Применяются новые технологии при ремонте мягкой кровли (замена рубероида на новый строительный материал "Бикрос", срок службы которого без ремонта составляет до 10 лет). В 2001 г. заменено 2462 кв.м кровли.
Установка реле времени в сетях уличного освещения привела к снижению расходов электроэнергии на уличное освещение на 30%.
Замена проводов на изолированные, установка счетчиков повышенного класса точности для перераспределения нагрузок по фидерам позволили снизить потери электроэнергии на 0,3%.
В городе разработана Программа по установке приборов учета. Установка групповых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов: на 01.01.02 в г. Ишиме установлено 17 приборов учета тепла и 1311 приборов учета воды.
Организационные и финансовые вопросы
В городе завершена реорганизация структуры жилищно-коммунального хозяйства. С 1 октября 2001 года к реализации жилищно-коммунальных услуг приступили новые муниципальные предприятия: "Ремонтно-эксплуатационное управление", "Специализированное автохозяйство", "Ишимские тепловые сети". С 1 октября 2001 года заключены новые договоры с поставщиками энергоресурсов и потребителями коммунальных услуг.
С помощью бюджетной ссуды в размере 10136 тыс. руб. задолженность бюджета по возмещению разницы в тарифах за предоставленные населению ЖКУ будет снижена до 9153 тыс. руб. На средства, поступающие в погашение задолженности бюджета, планируется обновить парк спецтехники нового МУП "САХ" (6 млн. руб.).
Дополнительно к расходам бюджета города на ЖКХ в сумме 42463 тыс. руб. в 2001 году управлением ЖКХ области выделялись средства на:
- текущее содержание города - 4 930 тыс. руб., из них освоено 2 910 тыс. руб., остаток 2 020 тыс. руб. будет направлен на текущие работы по содержанию города до конца года;
- подготовку к зиме объектов ЖКХ - 4 450 тыс. руб., освоено 350 тыс. руб. на строительство теплотрассы по ул. Ялуторовской, подготовлен проект договора приобретения котельной ОАО "Тюменьавтосервис" в сумме 680 тыс. руб., из суммы 3 430 тыс. руб. на дома ООО "ПМКстрой" 1 026 тыс. руб. ошибочно поступили на расчетный счет ОКС, работы ведутся;
- погашение кредиторской задолженности по ЖКУ - 10 136 тыс. руб.
При формировании бюджета на 2002 год по отрасли ЖКХ не в полном объеме была учтена потребность в бюджетных ассигнованиях на подготовку к зиме, ремонт и текущее содержание объектов благоустройства города Ишима. Из заявленных 24907 тыс. руб. на подготовку к зиме предусмотрено 7772 тыс. руб., на благоустройство 11844,0 тыс. руб. при минимальной потребности 17000,0 тыс. руб. В городе 15,3 тыс. кв.м ветхого жилья, которое нужно сносить. Стоимость 1 кв.м по городу Ишиму составляет 6000 руб. Из-за отсутствия финансирования программа не выполняется.
Политика жесткого контроля за снижением себестоимости ЖКУ не позволяет предприятиям формировать необходимые средства на обновление парка спецтехники, капитальный ремонт инженерного оборудования. Необходимо вновь ввести в тариф на ЖКУ инвестиционную составляющую.
Остаются нерешенными вопросы погашения задолженности федерального бюджета, в т.ч.:
- задолженность учреждений, финансируемых из федерального бюджета, за потребленные коммунальные услуги;
- компенсация гарантий и льгот, предоставляемых коммунальными предприятиями в соответствии с федеральными законами. За 1999 - 2001 годы федеральным и областным бюджетами не возмещены гарантии и льготы на общую сумму 2 923 тыс. руб.
Приоритетные направления деятельности в отрасли ЖКХ на 2002 год:
- усиление социальной защиты населения в условиях проводимой реформы ЖКХ;
- создание инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;
- стабилизация финансирования ЖКХ;
- решение проблем энергосбережения;
- проведение экспертизы тарифов на услуги ЖКХ (поиск резервов и исключение необоснованных затрат).
Основная задача в сфере ЖКХ города Ишима на 2002 год - снижение затрат предприятий на оказание жилищно-коммунальных услуг населению.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 июня 2002 г. N 344 "Об информации администрации города Ишима о практике реформирования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.