Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
Основными направлениями управления государственной собственностью является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности.
Тюменская область, как собственник, устанавливает на основе федерального законодательства определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности.
По смыслу статей 71 - 73 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации относится к ведению соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.11. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:
- имущество, необходимое для осуществления субъектом Российской Федерации возложенных на него полномочий;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Статья 26.12 вышеназванного Закона раскрывает понятие "управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации":
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" регулируются отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяются полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере.
Управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации осуществляется для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории субъекта Российской Федерации, а также обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Анализ процесса управления государственной собственностью Тюменской области позволил выявить определенные позитивные тенденции.
Сокращение количества унитарных предприятий Тюменской области, снижение расходов на их содержание и улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий
Деятельность балансовой комиссии по рассмотрению деятельности государственных унитарных предприятий, созданной при Департаменте имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент), способствовала снижению числа государственных предприятий Тюменской области при росте выполняемых ими функций. В большинстве оставшихся предприятий наметилась тенденция к росту эффективности их деятельности, в том числе росту рентабельности, увеличению прибыли.
Количество государственных унитарных предприятий Тюменской области сократилось с 49 в 2004 году, до 37 в 2005 году, в 2006 - до 26, в 2007 - до 22, в 2008 - до 21, в 2009 - до 17. В связи с тем, что на базе филиалов ГП ТО "Тюменьлесхоз", в целях оптимизации расходов и снижения налогового бремени, создано 10 государственных предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, а 4 предприятия получили свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ГП ТО "Облпассажиравтотранс", ГУП ТО "Совхоз "Шевыринский", ГУП ТО "Тюменьспиртпром", "Региональное агентство по регулированию продовольственного рынка"), количество государственных предприятий Тюменской области в 2010 году составило 23. Количество государственных унитарных предприятий на 01.01.2012 - 19 предприятий, на 01.01.2013 - 17 предприятий. По состоянию на 01.01.2014 в собственности Тюменской области находилось 15 государственных унитарных предприятий, по состоянию на 01.07.2014 - 14 государственных унитарных предприятий. В период до 2015 года из муниципальной собственности в собственность Тюменской области будет передано 1 предприятие.
В связи с оптимизацией количества государственных предприятий Тюменской области наблюдаются структурные изменения в составе организаций с государственной долей собственности: ГУП ТО в процессе приватизации преобразовываются в хозяйственные общества, 100% акций (долей) которых находятся в собственности области.
За период с 2005 - 2013 годы преобразовано в открытые акционерные общества/общества с ограниченной ответственностью 17 ГУП ТО, в том числе по годам:
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
6 |
6 |
1 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
Сокращение доли участия Тюменской области в хозяйственных обществах и снижение затрат на управление пакетами акций, находящимися в собственности области
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - это один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
В собственности Тюменской области находились пакеты акций, долей хозяйственных обществ:
По состоянию на 01.07.2014 в собственности Тюменской области находятся акции (доли в уставном капитале) 28 хозяйственных обществ, в том числе:
до 25% (включительно) - 6 обществ;
от 25 до 50% (включительно) - 2 общества;
от 50 до 100% - 5 обществ;
100% - 15 обществ.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно, в него включаются пакеты акций, не имеющие значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, а также пакеты акций, не приносящие дивидендов.
Приобретение в собственность области и вовлечение в хозяйственный оборот объектов, необходимых для выполнения государственных функций
Право собственности Тюменской области регистрируется в текущем порядке. За период 2004 - 1 полугодие 2014 гг. зарегистрировано право собственности Тюменской области на 23 573 объектов недвижимости, в том числе по годам:
За январь - июнь 2014 года зарегистрировано право собственности Тюменской области и получены свидетельства на 745 объекта недвижимого имущества, в том числе на 45 земельных участков.
Активизация процесса формирования областной собственности путем разграничения собственности
Разграничение собственности, в том числе передача унитарных предприятий и учреждений Тюменской области, иных объектов, необходимых для решения вопросов местного значения, из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и передаче предприятий, учреждений и иных объектов, необходимых для решения вопросов областного значения, из муниципальной собственности в областную, служит основой для формирования бюджетов всех уровней.
За 1-е полугодие 2014 года:
из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность передано 146 164 единицы имущества;
из муниципальной собственности муниципальных образований в государственную собственность Тюменской области передано 13 объектов недвижимого имущества;
из государственной собственности Тюменской области в федеральную собственность передана 1 421 единица движимого имущества (жилые помещения, прочие объекты недвижимого имущества, транспортные средства, иное движимое имущество;
из федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области передано 2 объекта недвижимого имущества.
Совершенствование структуры государственной собственности Тюменской области путем приватизации государственного имущества
На данном этапе приватизации основными направлениями деятельности являются:
оптимизация структуры государственной собственности Тюменской области, в том числе сокращение количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, пакетов акций обществ, необходимость участия Тюменской области в которых отсутствует;
повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности области и планирования доходов от ее использования.
Сокращение прямого участия государственных органов в хозяйственной деятельности, в частности сокращения числа предприятий, подведомственных государственным органам, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательства
В связи с оптимизацией количества государственных предприятий Тюменской области наблюдаются структурные изменения в составе организаций с государственной долей собственности: ГУП ТО в процессе приватизации преобразовываются в ОАО, 100% акций которых находится в собственности области.
За 2005 год преобразовано в открытые акционерные общества 6 государственных унитарных предприятий Тюменской области: ГУП ТО "Тюменское дорожно-ремонтное предприятие", ГУП ТО СМУ "Тюменьоблремстройбыт", ГУП ТО "Медтехника", ГУП ТО "Омутинский зооветснаб", ГУП ТО "Тюменский издательский дом", ГУП ТО ПИИ "Тюменьдорпроект".
За 2006 год преобразовано в открытые акционерные общества 6 государственных унитарных предприятий Тюменской области: ГУП ТО "Тюменский издательский дом". ГП ТО "Земельные ресурсы Тюменской области". ГУП ТО ПИИ "Тюменьдорпроект", ГУП ТО "Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие", ГУП ТО "Тюменьдороргтехстрой", ГУП ТО "Ишимский зооветснаб".
В 2007 году в акционерное общество преобразовано ГУП ТО "Фармация".
В 2009 году закончен процесс приватизации путем преобразования в ОАО ГУП ТО "Санаторий "Аграрник" и ГУП ТО "Тюменпчелпром", в 2011 году - ГУП ТО "Тюменьводхоз".
В соответствии с решением об условиях приватизации в 2013 году ГУП ТО "Архитектурно-градостроительный центр" преобразовано в ООО "Архитектурно-градостроительный центр".
Таким образом, функции, ранее исполняемые государственными предприятиями, реализуются субъектами предпринимательской деятельности.
Обеспечение сохранности и функционирования собственности Тюменской области, неиспользуемой для исполнения областью своих полномочий, путем сдачи государственного имущества в аренду
В аренду сдается государственное имущество Тюменской области, которое не используется.
По состоянию на 01.07.2014 заключены и действуют 43 договора аренды имущества казны Тюменской области. Площадь помещений, переданных по договорам аренды, оставляет 575 240,7 кв. м.
Арендаторами государственного имущества области являются, преимущественно, коммерческие организации.
Итоги реализации Программы за 2013 год
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления развития имущественных отношений в Тюменской области" признана эффективной.
Объем финансирования Программы на 2013 год был утвержден в размере 4 991 175,7 тыс. рублей. Из них профинансировано 4 667 020,2 тыс. рублей, что составило 93,5% от объема финансирования.
Из 7 показателей Программы, определяющих уровень достижения ее цели, в 2013 году 5 показателей, в том числе показатель цели, выполнены на 100%.
Показатель "Доля площади недвижимого имущества, предоставленного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в общей площади недвижимого имущества, включенного в Перечень государственного имущества, предоставляемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" выполнен на 85% при установленном плане 88% в связи с внесением изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Фактическое значение показателя "Доля ОАО с участием Тюменской области менее 25% в общем количестве ОАО с участием Тюменской области" по итогам 2013 года составило 19,35% при установленном плане 18,75%. Изменение значения показателя вызвано снижением общего количества хозяйственных обществ с 39 до 31 ввиду завершения процедуры ликвидации ряда обществ, проводимой в рамках процедуры оптимизации государственной собственности Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.