Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Тюменской
городской Думы
от 29 апреля 1999 г. N 417
Программа поддержки предприятий промышленности
города Тюмени на 1999 - 2003 гг.
27 апреля 2000 г.
Разработчик программы: - управление экономики администрации
г. Тюмени
Программа утверждена: - решением Тюменской городской Думы
от 29 апреля 1999 г. N 417
1. Общие положения
1.1. В Программе используются следующие термины и определения:
- промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства;
- поддержка предприятий промышленности - действия органов местного самоуправления г. Тюмени, осуществляемые на основе правовых норм и направленные на стимулирование развития эффективных производств и повышение конкурентоспособности продукции;
- промышленные предприятия города Тюмени - организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории города Тюмени и занимающиеся промышленной деятельностью.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Промышленность города представлена двенадцатью отраслями: электроэнергетика, топливная, машиностроение и металлообработка, медицинская, лесная и деревообрабатывающая, строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, легкая, химическая и нефтехимическая, химико-фармацевтическая, полиграфическая.
В 1997 году объем промышленного производства составил 4167 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 1996 года равен 90,8%, к 1995 году 83,9%.
Положение несколько улучшилось в легкой промышленности (112% к уровню 1996 г.), прежде всего в акционерных обществах Кросно, Тюменский мех, Восход, ТЭКС, Фабрика валяной обуви. В химико-фармацевтической промышленности рост выпуска лекарственных препаратов составил 30%, предприятие бакпрепаратов держится на уровне прошлых лет.
Сложное положение на предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, где индекс физического объема составил 73,8% от уровня 1996 года. Аналогичная ситуация в промышленности строительных материалов. Снижается производство электроэнергии нашими ТЭЦ (86% к уровню 1996 года). Объем производства электроэнергии определяется спросом потребителей. Потребители в целях снижения электропотребления проводят жесткую политику экономии энергетических ресурсов, внедряют энергосберегающие мероприятия (ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", ЗАО "Тюменский завод строительных машин"). Удельный вес производства электроэнергии на общем объеме производства по городу в стоимостном выражении составляет 44%. Колебания в объемах производства электроэнергии существенно влияют на общие показатели предприятий по городу. Так без учета производства электроэнергии темпы падения объемов промышленного производства в 1997 году снизились более чем наполовину, 7,5% в 1998 году против 17,1% в 1996 году.
Предприятия машиностроения и металлообработки, чья продукция, являясь основным видом средств производства, остается структуроопределяющим фактором развития экономики города. Удельный вес машиностроения в общем объеме производства по городу составляет 24,1 процентов, в 1996 году этот процент был равен 25,4, в 1995 г. 25,9%. Объем товарной продукции составил в машиностроении 1002,6 млн. рублей. Увеличился выпуск тракторных прицепов (11,8%), труб и деталей трубопроводов из термопластов (37%), аккумуляторов (2,2%), деревообрабатывающих станков (2,3%). В целом же машиностроительная отрасль работает ниже своих возможностей. Сократилось производство приборов и средств автоматизации (на 7.7%), нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования и запчастей к ним (на 8%), технологического оборудования для легкой промышленности (на 56,4%).
ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", производящее третью часть товарной продукции машиностроения города, увеличило объем товарной продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3,1%, в основном за счет выпуска более тяжелых батарей, пользующихся спросом, увеличен выпуск аккумуляторов для мотоциклов (на 19%) и для тепловозов (на 31,7%). Освоено производство сепараторов, моноблоков, полиэтиленовой пленки, европоддонов. Предприятие привлекает инвестиции для строительства завода по переработке отработанных аккумуляторных батарей.
Наращивает производство ЗАО "Сибгазаппарат" (37%), осуществляющее поставку полиэтиленовых труб для газораспределительных сетей хозяйственного и бытового водоснабжения, срок эксплуатации которых 50 и более лет. Трубы отличаются повышенной стойкостью к химическим веществам и дают значительное снижение трудозатрат при монтаже. Предприятие освоило производство газовых котлов, газовых колонок, скважин из полиэтиленовых труб и различных видов фильтров. Увеличило выпуск товарной продукции на 58,6% совместное Российско-Шведское предприятие ("СИБЭС"). ОАО "Тюменские моторостроители" приступило к серийному выпуску диафрагменной муфты сцепления на новый автомобиль семейства КАМАЗ, осваивает новые виды продукции для лесопромышленного комплекса (ленточнопильные станки и пилы), ведет подготовку производства для ремонта газотурбинных двигателей для газоперекачивающих станций. Выпуск товарной продукции на этом предприятии возрос на 8,9%.
ОАО "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов" снизило объемы производства на 1,5%. Отставание от соответствующего периода прошлого года по производству медицинской техники составляет 3%. В настоящее время предприятие заключило контракт с Германской фирмой на поставку оборудования для изготовления полимерных упаковочных материалов, изготавливает новую модель парового стерилизатора с микропроцессорным управлением, освоило производство систем для вливания инфузионных растворов.
ОАО "Тюменский судостроительный завод", несмотря на сложное финансовое положение, освоило новое производство по выпуску понтонов для монтажа на них блоков для газовиков, выпускает репеллент "Анти-комар", запустило в эксплуатацию станцию техобслуживания автомобилей ВМW, выиграло тендер на производство речного плавучего бурового комплекса для РАО "Газпром". В изготовлении этого комплекса будут заняты до 1.5 тысячи человек.
ОАО "Завод Нефтемаш" увеличило объем товарной продукции на 17,7%, увеличив производство нефтеперерабатывающего оборудования. ЗАО "Тюменский завод строительных машин" увеличило объем производства продукции на 1,4%, освоив производство продукции для сельских товаропроизводителей (косилки роторные, сельхознавески, уборочный транспортер, тракторные пальцы для гусениц, сеноворошилки). ОАО "Опытный завод Электрон" увеличило объем товарной продукции на 38%, увеличив производство приборов и средств автоматизации на 17%. ОАО "Тюменский станкостроительный завод" увеличило выпуск деревообрабатывающих станков на 9,7% и освоило производство лапы культиватора.
С отставанием от уровня прошлого года (16,7%) работает ЗАО "Тюменский завод автотракторного электрооборудования". В то же время общество освоило производство кассет для выращивания рассады овощей по голландской технологии. Предприятие работает четыре дня в неделю. Для пополнения оборотных средств и дальнейшего развития производства заводу необходим инвестиционный кредит.
За 1997 год предприятия машиностроения работали с прибылью, удельный вес которой в прибыли промышленности составляет 11%. Среди факторов, определявших в последние годы динамику промышленного производства, следует назвать и резкое сокращение государственных расходов на оборону, которое привело к свертыванию военных производств и соответствующему снижению выпуска продукции в сопряженных с ними отраслях промышленности (акционерных обществах "Тюменские моторостроители", "Тюменский судостроительный завод", "Тюменский электромеханический завод"). В результате предприятия испытывают определенные трудности: численность промышленно-производственного персонала сократилась на треть, изменилась структура управления производством, произошло слияние цехов и отделов, изменились их функции и условия работы. Остались без работы высококвалифицированные специалисты.
Для того чтобы выжить в сложной экономической ситуации, конверсируемые предприятия вынуждены выпускать любую продукцию по заказам потребителей. Переориентация предприятий на выпуск продукции для нефтегазового комплекса не принесла ожидаемых результатов в связи с низкой платежеспособностью потребителей продукции (предприятий нефтегазового комплекса). Нефтегазовый комплекс неохотно приобретает продукцию машиностроения, удовлетворяя свою потребность в технике, в основном, за счет импорта главным образом потому, что зарубежные поставщики в отличие от российских машиностроителей, в состоянии поставлять оборудование в кредит. Для выхода из создавшегося положения машиностроителями создана лизинговая компания при участии "Запсибкомбанка".
Предприятиями города в 1997 году выпущено потребительских товаров на сумму 932,8 млн. рублей, это 91,1% к объему 1996 года и 80,6% к 1995 году. Производство пищевых продуктов составило 360,6 млн. рублей (90,9% к 1996 году), винно-водочных изделий и пива - 111,4 млн. рублей (121% к 1996 г.), товаров легкой промышленности 130,5 млн. рублей (96,2% к 1996 г.), непродовольственных товаров (без товаров легкой промышленности) - 330,3 млн. рублей (46,7% к 1996 году).
Структура производства потребительских товаров выглядит следующим образом: наибольший удельный вес в общем объеме производства составляют продовольственные товары - 38,7, затем непродовольственные (без легкой промышленности) - 35,4%, товары легкой промышленности - 14% и винно-водочные изделия, включая пиво - 11,9%.
- 1997 год характеризуется вводом новых производственных мощностей по выпуску товаров народного потребления, так в акционерных обществах:
- "Кросно" введены швейная фабрика ЗАО "Петровский кафтан", фабрика первичной обработки шерсти, жаккардовой обработки тканей;
- "Тюменьмебель"- введен цех по производству кухонных гарнитуров;
- "Кварц-ЛТД" - налажено производство шампуней, бальзамов для волос, моющих средств, автошампуней из натурального сырья;
- "Тюменьэлектронтермопласт" установлен второй термоавтомат по производству кемпинговой и разовой посуды.
В 1997 году на 19,6% больше, чем в 1996 году выпущено пряжи, на 9,7% - валенок, больше пошито пальто, костюмов. ЗАО "Восход", специализирующееся по выпуску кожаной и специальной обуви увеличило производство своей продукции на 5,8%. Мебельщики ОАО "Заречье" добились признания, их продукция на выставке в Москве удостоена высокой оценки и получила дипломы первой степени.
В пищевой промышленности в 1997 году производство продукции к уровню 1996 года составило 94,9%. Стабилизации объемов производства достичь не удается из-за сокращения производства продукции мясной и молочной промышленности вследствие снижения ресурсов сельскохозяйственного сырья и заполнения внутреннего рынка продукцией извне. Производство мяса, включая субпродукты первой категории, снижается. В 1997 году темпы падения достигли 22% (производство мясных консервов снизилось на 29%, мясных полуфабрикатов - 84%). Основной производитель этого продукта ОАО "Холдинг-Центр-Тюменьмясо" находится в состоянии банкротства. Снижение объемов происходит по кондитерским и макаронным изделиям, безалкогольным напиткам, пищевой рыбопродукции, копченой рыбе, растительному маслу, уксусу, горчице, пиву, муке, крупе. Более благополучно обстоит дело с производством плодоовощных консервов, ликероводочных изделий, винных напитков, вяленой рыбе, майонезу.
По производству хлеба и хлебобулочных изделий происходит снижение объемов (92% к уровню 1996 г. и 83% к уровню 1995 года), но такое положение обусловлено спросом и развитием сети мини пекарен. Разветвленная торговая сеть создает здоровую конкуренцию, хотя цены на хлеб в основном одинаковы. Но потребитель уже имеет возможность выбирать хлеб по качеству.
Производство цельномолочной продукции возросло к уровню 1996 года на 8,8%, творога на 4%, сыра адыгейского в 2,4 раза, мороженого на 12%. Снижение наблюдается по маслу животному (89% к уровню 1996 года, 91,0% к уровню 1995 года), сметане (95% и 92,4%). Основной производитель молочной продукции в городе ОАО "Тюменьмолоко". Рост его производства в 1997 году составил 7,9%.
В области и в городе ставится задача максимального использования местных сырьевых ресурсов, в т.ч. увеличение закупа сырья в личных хозяйствах населения. Для стабилизации положения и создания предпосылок роста объемов производства молока и мяса на областном уровне формируется региональный фонд животноводческой продукции, создаются снабженческо-сбытовые и закупочные кооперативы, т.е. ставится цель наращивания собственной базы сельскохозяйственного сырья.
На 1 января 1998 г. общая кредиторская задолженность промышленных предприятий города составила 1284,3 млн. рублей, в том числе просроченная 413,1 тыс. рублей, или 32,2% от общей суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком оплаты. Кроме того, из просроченной кредиторской задолженности промышленных предприятий города 95,9 млн. руб. (46,8%) приходится на долги по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Дебиторская задолженность на начало года составила 4,8 млн. рублей, из нее 27% - просроченная. В сумме просроченной дебиторской задолженности неплатежи покупателей составляют 78,5%.
В целом, в народном хозяйстве города занято 224,6 тыс. человек, при численности населения города 556,7 тыс. человек, В материальном производстве работает 63,6%, а в непроизводственной сфере 36,4%. В промышленности сегодня работает 41,3 тыс. человек. Это 18,4 процентов от численности занятых в народном хозяйстве города. Численность занятых в народном хозяйстве к численности на селения города составила в процентах: 1997 год - 40,3; 1990 год 50,2.
Численность работающих в промышленности: 1997 год - 41,3 тыс. человек; 1990 год - 56,0 тыс. человек. В процентах к занятым в народном хозяйстве: 1997 год - 18,4; 1990 год - 20,4. Численность занятых основной деятельностью в промышленности в 1997 году к численности производственно-промышленного персонала 1990 г. составляет 58,7%. Среднемесячная заработная плата в промышленности к средней по городу в 1997 году составила - 86,8%, в 1990 году - 101,2%.
Снижение показателей работы промышленный предприятий города за 1990 - 1997 годы приведены в таблице.
Показатели | Снижение, % |
1. Объем выпускаемой продукции в том числе: - машиностроение - электроэнергетика - лесная и деревообратывающая - строительных материалов - легкая - пищевая |
41,0 49,0 17,0 38,0 75,0 62,0 63,0 |
2. Численность работающих в промышленности | 26,0 |
3. Доля занятых в промышленности к общему количеству жителей города |
19,7 |
4. Заработная плата в сравнении со средней величиной по городу |
14,4 |
Основными направлениями деятельности Правительства в отношении промышленной политики являются:
- формирование новой отраслевой структуры производства, приспособленной к структуре спроса на внешнем и внутреннем рынках, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности;
- совершенствование системы контроля над ценообразованием на продукцию естественных монополий;
- создание благоприятного инвестиционного климата, при этом процесс модернизации технической базы производства будет производиться на базе отечественного машиностроения;
- смещение приоритетов спроса в сторону продукт отечественного машиностроения, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, медицинской, лесной и целлюлозно бумажной, а также пищевой промышленности.
Политика государства в отраслях, обладающих большим научно-техническим потенциалом и способных создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынков (самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, вооружение и военная техника и др.), будет направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение секторов внешнего и внутреннего рынков.
В отраслях, характеризующихся техническим отставанием и ориентированных в основном на внутренний рынок, будет проводиться промышленная политика, направленная на содействие изменению номенклатуры продукции с учетом требований рынка, улучшение ее качества для повышения конкурентоспособности, стимулирование внутреннего и внешнего спроса (защитные импортные тарифы и сертификация импортной продукции в пределах, допускаемых международными нормами, кредитование населения с целью покупки жилья и товаров длительного пользования отечественного производства, содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети, поощрение лизинга и т.п.).
В экспортоориентированных отраслях добывающей промышленности политика будет ориентирована на обеспечение уровня производства, достаточного для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса, на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования.
Изучение данного вопроса показало, что большинство предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, хотя некоторые из них достигли высоких показателей (ОАО "Аккумуляторный завод", ОАО "Заречье", ЗАО "Мальвинка", ОАО "Промышленно-торговая компания БКК" и др.)
В последние годы наблюдается постепенное замедление спада промышленного производства, перераспределение удельного веса выпуска продукции, инвестиционных и трудовых ресурсов в пользу наиболее конкурентоспособных отраслей. Динамика производства по основным секторам промышленности существенно различается. Предлагаемых правительством мер по поддержке промышленных предприятий явно недостаточно. Решить весь комплекс вопросов, возникающих при массовом спаде производства невозможно путем проведения отдельных, несвязанных между собой действий. Достижение конечной цели, т.е. устойчивого, стабильного состояния предприятий промышленности, можно достичь лишь при использовании системного подхода к существующей проблеме, с учетом специфических особенностей каждого предприятия.
Таким образом, возникает необходимость разработать и реализовать промышленную программу путем поддержки и стимулирования конкурентоспособных, высокотехнологичных, наукоемких отраслей и производств, работающих на платежеспособного и стабильного потребителя.
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. В связи со сложностью решаемой проблемы Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
- стабилизация положения и создание условий экономического роста для промышленных предприятий города;
- создание условий для воспроизводства налогооблагаемой базы в процессе производства и потребления товаров и услуг;
- оптимизация структуры промышленности города;
- обеспечение занятости и роста благосостояния населения, устойчивого наполнения бюджетов всех уровней;
- снижение уровня техногенной нагрузки на городскую среду обитания, улучшение экологической ситуации.
3.2. Для достижения указанных целей усилия органов местного самоуправления необходимо сосредоточить на решении следующих главных задач:
- стимулирование притока инвестиций в промышленность;
- создание инфраструктуры рынка услуг промышленности города;
- осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей;
- обеспечение текущих платежей и снижение задолженности в бюджет города;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями города;
- создание условий для развития новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий.
4. Этапы реализации Программы
4.1. Реализация Программы будет осуществляться последовательно в три этапа.
Первый этап (до 1 года с начала реализации) - подготовительный. На первом этапе предусматривается разработка нормативных документов, распределение задач между исполнителями Программы, создание необходимой инфраструктуры и проведение пробных мероприятий.
Второй этап (1 - 2 года) - этап первоначальной реализации Программы. На втором этапе предусматривается утверждение необходимой нормативной базы, завершение формирования инфраструктуры и отработка необходимых механизмов реализации Программы ее участниками.
Третий этап (2 - 3 года) - этап полномасштабной реализации Программы. На третьем этапе предусматривается стабилизация положения предприятий промышленности и создание предпосылок для постепенного экономического роста производства.
5. Система программных мероприятий
5.1. Поддержка предприятий промышленности г. Тюмени осуществляется на основе принципов:
- приоритета интересов города Тюмени;
- обеспечения социальной защищенности населения города;
- адресного применения мер поддержки предприятий промышленности;
- экономической эффективности мер поддержки предприятий промышленности;
- соблюдения требований антимонопольного законодательства;
- развития конкуренции на товарных рынках г. Тюмени;
- обеспечения экологической безопасности.
5.2. Прямыми мерами поддержки предприятий промышленности являются:
- отсрочки или рассрочки налоговых платежей в городской бюджет;
- предоставление кредитов на льготных условиях;
- привлечение инвестиций;
- предоставление в аренду муниципального имущества на льготных условиях.
5.3. Косвенными мерами поддержки предприятий промышленности являются:
- преимущественное, при соблюдении прочих равных условий, размещение муниципального заказа города;
- содействие предприятиям города в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешне-экономических связей;
- предоставление поручительств администрации города предприятиям промышленности под кредиты для реализации инвестиционных проектов;
- стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (консалтингу, обучению кадров, и т.д.);
- содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта;
- содействие развитию экономических и научно-технических связей предприятий промышленности на внутри- и межрегиональном уровне;
- содействие в информационной поддержке предприятий промышленности;
- содействие снижение затрат на производство промышленной продукции, в том числе на основе ограничения роста цен на продукцию естественных монополий.
6. Механизм реализации Программы
6.1. Формы и методы реализации Программы определяются Генеральным заказчиком. Генеральный заказчик наделяет надлежащими функциями исполнителей (структурные подразделения или организации, имеющие необходимую квалификацию) отдельных мероприятий Программы.
Решением Тюменской городской Думы от 27 апреля 2000 г. N 35 в пункт 6.2. настоящей программы внесены изменения
6.2. Реализация Программы осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий.
6.2.1. Мероприятия по совершенствованию нормативно правовой базы.
Анализ нормативно-правовых актов и подготовка предложений по их совершенствованию. Разработка предложений по регулированию тарифов на продукцию естественных монополий.
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Анализ нормативно-правовой базы в городе и области и разработка предложений по ее совершенствованию. Принятие органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Программы |
В течение года со дня утверждения Программы |
Администрация города, Тюменская торгово-промышлен- ная палата (ТПП), промышленные предприятия |
2. Подготовка предложении в Госу- дарственную, областную или город- скую Думы по вопросам поддержки промышленных предприятий |
Постоянно, с периодичностью 1 раз в квар- тал |
-"- |
6.2.2. Мероприятия по снижению налоговой нагрузки на предприятия.
Изменение срока уплаты налога. Полное или частичное освобождение предприятий от уплаты налогов в городской бюджет. Сокращение задолженности предприятий перед местным бюджетом.
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Изменение срока уплаты налога и сбора (в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита) |
В течение 1 месяца со дня получения заявления заинтересован- ного лица |
Администрация города (финансовое управление, управление эконо- мики |
2. Определение порядка предоставления налоговых льгот и изменения налоговых ставок по платежам в городской бюджет |
Ежегодно (январь - март) |
Администрация города (финансовое управление, управление эконо- мики), городская Дума |
3. Подготовка материалов на городскую Думу на предоставление налоговых льгот при реализации предприятиями инвестиционных проектов: - на полное или частичное освобождение от уплаты местных налогов на период фактического срока окупаемости (но не более расчетного срока); - на понижение налоговых ставок по платежам в бюджет; - на изъятие из налогообложения определенных элементов объектов налогообложения |
В течение месяца после предоставле- ния предпри- ятиями соот- ветствующих материалов (документов) |
Администрация города (финансовое управление, управление эконо- мики), городская Дума |
4. Проведение реструктуризации задолженности предприятий и организаций в городской бюджет |
В срок, уста- новленный ГосНИ |
ГосНИ по г. Тюмени |
5. Определение порядка реструктури- зации задолженности предприятий в городской бюджет при предостав- лении им возможности уплаты соответствующих платежей в неденежной форме Проведение реструктуризации |
В течение 6 месяцев после принятия соответствую- щего решения Главы города В срок, установленный ГосНИ |
Администрация города (финансовое управление, управление эконо- мики), ГосНИ по г. Тюмени -"- |
6.Списание пеней с предприятий | В срок, уста- новленный ГосНИ |
ГосНИ по г. Тюмени |
6.2.3. Мероприятия по увеличению потока инвестиций в промышленность.
Создание условий для привлечения инвестиций в промышленность. Предоставление бюджетных кредитов и поручительств для реализации инвестиционных проектов. Привлечение инвесторов.
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Анализ поступающих предложений от предприятий, экспертиза инвестицион- ных проектов и бизнес планов Подготовка документов, необходимых при предоставлении бюджетных кредитов предприятиям. Рассмотрение вопроса и принятие решения |
4 месяца 2 месяца |
Администрация города (комитет по управлению иму- ществом, финансо- вое управление) Администрация города (управление экономики), городская Дума |
2. Анализ эффективности предостав- ляемых кредитов банками (финансовыми компаниями) пред- приятиям промышленности Подготовка документов, необходимых при предоставлении поручительств администрацией города по кредитам предприятий. Рассмотрение вопроса и принятие решения |
3 месяца 2 месяца |
Администрация го- рода (управление экономики, фи- нансовое управле- ние) Администрация города (управление экономики), городская Дума |
3. Привлечение стратегических инвесторов для реализации проектов предприятий города (в том числе из других государств и регионов |
Постоянно | Администрация го- рода, Тюменская ТПП |
6.2.4. Мероприятия по снижению финансовой нагрузки на предприятия.
Передача объектов соцкультбыта и жилого фонда предприятий на баланс города. Создание условий по эффективному управлению городским имуществом. Предоставление предприятиям льгот при использовании земли (природных ресурсов).
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Передача организациям в до- верительное управление имущественных комплексов, отдельных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, ценных бумаг и другого имущества, находящихся в муниципальной собственности |
2 месяца со дня обращения предприятий в администрацию города |
Администрация города (комитет по управлению имуществом) |
2. Передача объектов соцкультбыта на баланс города |
4 месяца со дня обращения предприятий в администрацию города |
Администрация города (комитет по управлению имуществом) |
6.2.5. Мероприятия по расширению рынка сбыта.
Определение потенциальных возможностей увеличения объемов реализации предприятиями товаров и услуг. Формирование муниципального заказа. Развитие инфраструктуры для реализации продукции предприятиями.
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Маркетинговые исследования потенциальных возможностей увеличения объемов реализации предприятиями товаров и услуг |
1999-2000 годы |
Тюменская ТПП |
2. Содействие развитию связей предприятий промышленности и инвесто- ров на внутри- и межрегиональной основе |
Постоянно | Администрация города, Тюменская ТПП |
3. Формирование муниципального заказа из продукции местных предприятий (при прочих равных условиях) |
Ежегодно в I квартале |
Администрация города (управление экономики) |
4. Развитие инфраструктуры для реализации продукции предприятиями (рынки, магазины, оптовые базы) |
Постоянно | Администрация города (управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг), Тюменская ТПП |
5. Протекционизм в отношении предприятий, реализующих продукцию местного производства, или использующих продукцию местного производства в процессе производства |
Постоянно | Администрация города (управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг, земельный комитет, управле- ние градострои- тельства, комитет по управлению имуществом), Тюменская ТПП |
6.2.6. Прочие мероприятия.
Оказание информационных и консалтинговыми услуг. Введение внешних управляющих на предприятиях. Содействие предприятиям промышленности в выборе коммерческих банков для осуществления расчетов с инвесторами.
Наименование мероприятия | Сроки проведе- ния |
Исполнители |
1. Обеспечение предприятий необходи- мой информацией для презентации их проектов инвесторам |
Постоянно | Тюменская ТПП, Администрация города (информа- ционно-аналитичес- кое управление) |
2. Проведение консультаций по разработке инвестиционных проектов и составлению бизнес планов, а также другой документации, необходимой для инвесторов |
Постоянно | Управление экономики, Инфор- мационно-аналити- ческое управление, Тюменская ТПП |
3. Создание информационной базы экономических и финансовых показателей предприятий города |
До 1 декабря 1999 г. |
Тюменская ТПП |
4. Оценка соответствия организацион- ной структуры и технологической оснащенности предприятия требованиям производства и реализации продукции |
Постоянно | Тюменская ТПП, промышленные предприятия |
5. Введение внешнего управления в целях восстановления платеже способ- ности предприятий промышленности, не перечисляющих налоги в бюджет города по вине их учредителей (участников) или иных лиц, в т. ч. по вине руко- водителей, имеющих возможность определять действия этих предприятий, с передачей полномочий по управлению такими организациями внешнему управляющему и привлечением к ответственности руководителей,в случаях, предусмотренных законодательством |
Постоянно | Территориальное агентство феде- ральной службы по делам о несостоя- тельности и финансовому оз- доровлению по Тюменской области |
6. Содействие предприятиям промыш- ленности в выборе коммерческих банков для получения кредитов и расчетов с инвесторами |
Постоянно | Администрация города (управление экономики) |
7. Анализ выполнения программных мероприятий. Корректировка Программы с учетом изменения политической и экономической ситуации в стране |
Ежегодно (в декабре) |
Администрация города (управление экономики) |
8. Подготовка информации о ходе выполнения программных мероприятий. Рассмотрение на городской Думе |
Ежегодно (в декабре) |
Администрация города (управление экономики), городская Дума |
7. Приоритетные направления стабилизации и развития
промышленности города
7.1. Небольшой объем финансовых ресурсов, которыми располагает город, исключает возможность одновременного вложения средств в развитие широкого круга предприятий промышленности. Поэтому в Программу заложен принцип избирательной поддержки предприятий.
Отбор будет производиться прежде всего среди предприятий промышленности, выполняющих обязательства по налоговым платежам в городской бюджет или имеющих определенную задолженность, обусловленную сложившейся финансово-экономической ситуацией в стране, а также среди социально значимых предприятий (Приложение 2) и предприятий, выпускающих товары первой необходимости (Приложение 1).
7.2. К основным требованиям, которые будут предъявлены к предприятиям промышленности, относятся:
7.2.1. Рациональное использование городских земель и городской инфраструктуры в интересах занятости населения и наполнения бюджета.
7.2.2. Соответствие продукции государственным стандартам Российской Федерации.
7.2.3. Внедрение и использование передовой технологии или наличие высокоэффективных инвестиционных проектов. При этом пред почтение будет отдаваться проектам, ориентированным на импортозамещение или экспорт продукции, либо завоевание важных сегментов российского рынка.
7.3. Необходимым условием, при котором возможна поддержка предприятий промышленности является экологическая безопасность деятельности предприятия.
8. Организация управления Программой и контроль за
ходом ее реализации
8.1. Управление реализацией Программы возлагается на Генерального заказчика. Генеральный заказчик координирует деятельность структурных подразделений администрации города, заключает договора (соглашения) с организациями, являющимися исполнителями программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом работ по выполнению договоров и программных мероприятий.
8.2. Управление экономики с участием финансового управления, заинтересованных структурных подразделений администрации города организует экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы.
8.3. Контроль за выполнением Программы в целом осуществляет городская Дума не реже 1 раза в год.
9. Оценка эффективности реализации Программы
9.1. Эффективность мероприятий Программы обеспечивается улучшением финансово-экономических показателей предприятий, охваченных участием в данной Программе.
Бюджетная эффективность Программы достигается увеличением налогооблагаемой базы, своевременностью платежей в бюджет и вне бюджетные фонды, а также ликвидацией недоимок предприятий.
9.2. При успешном выполнении Программы предприятия имеют возможность увеличить объем выпускаемой продукции:
- от привлечения инвестиций для реализации эффективных проектов за счет запуска новых производственных мощностей и реконструкции действующих - на 15-20% к уровню 1998 года, начиная с 4 года реализации Программы;
- от предоставления предприятиям отсрочек по налоговым платежам и освобождения от налогов на период окупаемости инвестиционных проектов за счет мобилизации дополнительных средств - на 13 - 15% к уровню 1998 года, начиная с 3 года действия Программы;
- от расширения номенклатуры и роста объемов производства и реализации продукции в связи с развитием внутригородской кооперации и увеличением в структуре потребляемых городом продукции доли внутригородского производства (в том числе - муниципальный заказ) - на 3-5% к уровню 1998 года, начиная с первого года действия Программы;
- в результате информационного содействия предприятиям, развития инфраструктуры, а также в связи с продвижением местных товаров на рынках города и других регионов - на 3-4% к уровню 1998 года, начиная с первого года действия Программы.
Увеличение объемов производства и реализации продукции промышленными предприятиями города на 1% к уровню 1997 года увеличивает сумму налоговых платежей в бюджет на 2,9 млн. руб. Эффект за 5 лет действия Программы при среднем увеличении объема производства предприятий промышленности на 13-19% составит 37 - 55 миллионов рублей.
9.3. Проведение реструктуризации задолженности предприятий в бюджет города при охвате 20 - 25 % должников обеспечит поступление около 20 миллионов рублей в год, из них 12 миллионов - от основной суммы долга и 8 миллионов - от уплаты штрафов и пеней.
9.4. Улучшение финансово-экономического состояния предприятий позволит избежать образования новой задолженности по текущим платежам в бюджет. При охвате 20 - 25 % плательщиков эта сумма составит 210 - 230 миллионов рублей.
9.5. Реализация Программы позволит осуществить сбережение около 65 миллионов рублей бюджетных средств за счет сокращения финансирования бесперспективных проектов. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации Программы со ставит 400 - 500 миллионов рублей.
10. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование настоящий Программы планируется производить за счет следующих источников.
10.1. Средств городского бюджета. Для этого, начиная с 1999 года, в составе расходов бюджета необходимо создать фонд развития промышленных предприятий города. Фонд образуется в размере не менее 1% от суммы расходов бюджета - от 14 до 20 миллионов рублей ежегодно. Порядок расходования средств фонда устанавливается положением о фонде развития и утверждается городской Думой.
10.2. Средств областного бюджета. По предварительному прогнозу из выделяемых средств областного бюджета на предоставление кредитов около 10% (25 миллионов рублей ежегодно) будет направляться промышленным предприятиям города.
10.3. Средств частных инвесторов в виде кредитов и инвестиций, в том числе иностранных. Планируемые объемы привлекаемых средств 1-3 миллионов долларов США ежегодно.
10.4. Средств, остающихся у предприятий в результате предоставления налоговых отсрочек и освобождения от уплаты налогов.
10.5. Средств, имеющихся непосредственно у предприятий. К ним относятся собственные средства - амортизационные отчисления, акционерный капитал, чистая прибыль; а также заемные средства - банковские кредиты, облигационные займы, векселя и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.