Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 29 апреля 1999 г. N 416
Городская целевая программа
"Обеспечение города Тюмени питьевой водой и первоочередные
мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 года"
Представлена согласно плану работы Тюменской городской Думы на второе полугодие 1998 года в соответствии с решением от 26.06.98 г. N 291
Внесена Тюменским унитарным муниципальным предприятием "Водоканал", г.Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31 Горецкий Александр Иванович, т. 35 73 09, 35 53 96
Разработчики программы:
ТУМП "Водоканал", г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 31 Горецкий Александр Иванович, т. 35 73 09, 35 53 96 Булыгина Ольга Павловна, т. 33 31 52
ТОО "АУКС", г.Тюмень, ул. Рижская, 45 Штрейс Альбина Константиновна, т. 22 34 20
Институт "Сибгипрокоммунводоканал", г.Новосибирск, ул. М.Горького, 44 Бивалькевич Александр Илларионович, т. 23 74 66
Генеральный заказчик - Администрация города Тюмени - г.Тюмень, ул.Первомайская, 20, т. 24 65 26, 46 11 89
Срок составления программы: сентябрь - декабрь 1998 г.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Одной из острых и актуальнейших проблем, от решения которых зависят сохранение здоровья, условия производственной деятельности и повышение уровня жизни населения областного центра как в настоящее время, так и на ближайшие 10-15 лет, является обеспечение города Тюмени качественной питьевой водой в достаточном количестве и благоустройство городской территории с реконструкцией и строительством очистных сооружений по водоподготовке и водоотведению производственной, хозбытовой и ливнестоковой канализации.
Необходимость разрешения проблемы и снятие ее остроты вызвана непредвиденным ростом населения города в связи с открытием в 1953-60 г.г. уникальных месторождений нефти и газа и созданием крупнейшей в СССР и в России нефтегазоносной провинции, что привело к реальному увеличению промышленного и жилищного строительства, за счет чего резко возросла потребность в хозпитьевой воде, а также в своевременной се подаче на верхние этажи (сегодня возводятся 16-этажные жилые и офисные здания), системе распределения и строительстве очистных сооружений с благоустройством городской территории.
Решение поставленной задачи может быть осуществлено многолетней целевой городской Программой, рассчитанной на реализацию в течение 1999-2010 г.г.
По мнению разработчиков городская целевая Программа, в отличие от предлагаемой первоначальной концепции, по своему содержанию является более конкретным материалом, включающим все необходимые направления проектных, производственных, технологических и научно исследовательских работ, связанных с решением проблемы водоснабжения и водоотведения для города Тюмени. К тому же программные материалы при их утверждении помогут сократить не только сроки составления, рассмотрения и реализации мероприятий, но и сэкономить средства на подготовку концепции, а затем Программы.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение города Тюмени до 1966 года осуществлялось за счет Головного водозабора из р. Туры с очистными сооружениями мощностью 25-30 тыс. м3/сут. Затем в течение 1967-70 г.г. был построен и сдан в эксплуатацию без очистных сооружений Кулаковский и Труфановский участки Луговского месторождения в Тюменском районе из подземных вод производительностью 25-30 тыс. м3/сут.
Однако из-за ограниченных запасов подземных вод и падения дебитов скважин, а также в связи со строительством аэропорта "Рощино" и Метелевского водозабора (р.Тура) в 1982 г. водозабор из подземных вод был ликвидирован.
В настоящее время основным источником водоснабжения является построенный в 1982 году Метелевский водозабор из р. Туры с подачей 130150 тыс.м3/сут. очищенной воды и Велижанский водозабор, расположенный в 30-65 км к северу от областного центра в Нижнетавдинском районе, из артезианских скважин которого подается 80-85 тыс.м3/сут. с утвержденными в 1971-73 г.г. эксплуатационными запасами подземных вод на 4 " участках в 147,3 тыс.м3/сут. Качество речной воды из р. Туры до очистки не соответствует нормам ГОСТ 2761-84 и оценивается как неудовлетворительное для любого вида водопользования.
Для очистки речной воды Метелевского и Головного водозаборов применяются дорогостоящие дефицитные химреагенты, с помощью которых (при использовании современных технологий водоподготовки) удается обеспечивать подачу очищенной воды, соответствующей нормам ГОСТа.
Качество речной и подземной воды строго контролируется на месте и центральной, аккредитованной в 1996 г., лабораторией ТУМП "Водоканал" с выполнением около 50 показателей СанПиНа.
По мере приобретения аппаратуры, приборов и дефицитных химреактивов, при наличии финансирования, лабораторией будут выполняться остальные (около 100) показатели в соответствии с таблицей 1-4 СанПиНа.
Кроме того, периодически качество воды всех водозаборов контролируется городским и областным центрами санэпиднадзора.
Следует отметить, что с началом эксплуатации всех водозаборов выполняются ежесуточные анализы бактериологического состава поверхностных и подземных вод.
Наиболее защищенными (глубина залегания составляет 50-70 м) и по своему качеству отвечающими требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" являются подземные воды Велижанского водозабора, открытого и разведанного геологами Тюменского геологического управления (бывшей Главтюменьгеологии) в 1968 году и сданного в эксплуатацию в январе 1972 года.
Подземная вода с постоянной температурой 6.5-7 С по своему качеству не требует сложной очистки, за исключением повышенного содержания железа, марганца и аммонийного азота при низком содержании фтора, что позволило в короткие сроки сдать 1 очередь станции обезжелезивания на 70-75 тыс.м /сут. одновременно с пуском в эксплуатацию Велижанского водозабора.
О состоянии радиологической ситуации в районе Велижанского водозабора имеется заключение ин ВНИИПромтехнологии Минатома РФ N А 140-96 от 28.11.96 г. по договору с ТОО АУКС N 190-Н "О радиационной безопасности населения в результате маломощного ядерного взрыва объекта "Тавда" на глубине 172,3 м в условиях действующего и расширяющегося водозабора для г.Тюмени".
Для освоения разведанных месторождений пресных подземных вод (Велижанская и Тавдинская площади) и добычи в объеме утвержденных эксплуатационных запасов в 1979 г. было начато строительство II очереди станции обезжелезивания, что позволило бы при наличии двух ниток магистрального водовода д 1020 мм каждый подавать в город 147-150 тыс.м3/сут. чистой воды.
Два года спустя на землях д.Копытово Тюменского района приступили к строительству очистных сооружений II очереди на 90 тыс. м3/сут.
Но вот уже 20 и 17 лет эти сооружения находятся в стадии ожидания и поисков источников финансирования.
Действующая в областном центре в настоящее время система централизованного и ведомственного водоснабжения находится в кризисном техническом состоянии. Так, на Метелевском водозаборе мощность очистных сооружений давно достигла проектной отметки (130 тыс. м3/сут.) и при возрождении уральской промышленности аварийные сбросы в р.Туру могут поставить под угрозу эффективность применяемой технологии очистки воды. К тому же из-за незаконного размещения хозяйственных построек и ферм на Метелевском водозаборе не выдержана зона санитарной охраны II пояса (согласно 10.25 и 10.28 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), что способствует ухудшению санитарно-гигиенического и экологического состояния водозабора и ставит под сомнение реализацию природоохранных мероприятий.
Неудовлетворительное состояние водопроводных сетей с износом до 80% приводит к частым авариям и утечкам воды, а отсутствие центральной ливневоканализационной системы не позволяет проводить профилактическую промывку городской сети, что приводит к вторичному загрязнению очищенной воды и, как следствие, ухудшению ее качества. Это еще раз доказывает острую необходимость составления городской целевой Программы с включением в нее мероприятий по строительству ливнестоковой канализации для создания условий, обеспечивающих профилактическую промывку водопроводных сетей в любом районе города.
Необходимо иметь в виду, что все работы, связанные с ремонтом, реконструкцией и строительством водопроводных и канализационных сетей от частных, акционерных и коммерческих предприятий могут выполняться на договорной основе за счет средств этих предприятий и в настоящей Программе не рассматриваются, поскольку они должны производиться муниципальными жилкомхозами по заказам территориальных окружных органов.
Настоящая Программа должна рассматривать в соответствии с генпланом города раздельную систему канализования, поэтому Водоканалом учитывается строительство раздельной хозфекальной канализации.
Общие потери воды из-за частых аварийных ситуаций по заключению института "Сибгипрокоммунводоканал" (г. Новосибирск) от 24.06.98 г. за N ВИК-381458 составляют ежесуточно 38,5%, в том числе утечки в сетях и сооружениях до - 19,5%.
Положение ухудшилось с передачей на баланс ТУМП "Водоканал" ведомственных сетей, находящихся в аварийном состоянии из-за неудовлетворительного технического обслуживания и отсутствия своевременных ремонтных работ и реконструкции.
В создавшейся ситуации дефицит чистой воды в областном центре может осложниться угрозой возникновения кишечных инфекций, что увеличивает степень риска для здоровья населения, особенно школьных и дошкольных учреждений, больниц, пунктов общественного питания и т.д.
В связи с этим проблема хозпитьевого водоснабжения областного центра приобретает общегосударственное значение и требует срочной разработки и реализации комплекса неотложных мероприятий, предлагаемых в настоящей Программе.
Целевая Программа "Обеспечение города Тюмени питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 г. " включает комплекс неотложных мероприятий и механизм их реализации для оздоровления социально-экологической и санитарно-гигиенической ситуации в областном центре, улучшения состояния здоровья населения, а также охраны и рационального использования водных ресурсов с целью предотвращения их загрязнения и истощения.
Следует отметить, что строительство централизованного технического водопровода для промпредприятий, не требующих использования воды питьевого качества, связано со значительными неоправданными затратами средств в условиях финансового кризиса и может рассматриваться после ввода в эксплуатацию III очереди водоснабжения Велижанского водозабора, т.е. после 2010 года.
В настоящее время вопросы строительства локальных технических водопроводов решаются по заказам и за счет промпредприятий (заводы АТЭ, КСК, Сибжилстрой, ж/д и др.), что снижает дефицит чистой воды в областном центре.
Строительство станции озонирования на Метелевском водозаборе до ввода в эксплуатацию III очереди Велижанского водозабора обеспечит потребность города в чистой воде в количестве 300-320 тыс. м3/сут.
Реализация предлагаемых первоочередных объектов для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения, систем распределения питьевой воды и централизованного водоотведения позволит в значительной степени снять остроту проблемы обеспечения областного центра качественной питьевой водой и повысить уровень благоустройства городских территорий.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью городской программы "Обеспечение города Тюмени питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 года" является решение проблемы хозяйственно питьевого водоснабжения областного центра в течение ближайших 3-5 лет и на перспективу до 2010 года со строительством и реконструкцией основных сооружений, обеспечивающих улучшение природоохранных, санитарно-гигиенических, социально-экономических и экологических условий населения города и прилегающих районов.
Первоочередные мероприятия до 2010 года направлены на:
- развитие мощностей водоочистных станций на всех водозаборах;
- совершенствование методов и технологии обработки воды, систем подачи и водоотведения;
- предотвращение вторичного загрязнения воды за счет реконструкции существующих и строительства новых водоразводящих сетей и сетей канализации;
- повышение надежности функционирования систем распределения и водоотведения;
- развитие хозяйственного механизма водопользования и нормативно правовой базы, стимулирующих экономию очищенной воды.
3. Сроки, этапы и система реализации программных мероприятий
Целевая Программа "Обеспечение г.Тюмени питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 года" является составной частью областной Программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", куда входит г.Тюмень как областной центр, и частью федеральной целевой Программы "Обеспечение населения России чистой водой", которая в настоящее время находится на утверждении в Правительстве РФ, а также федеральной целевой Программы "Использование, восстановление и охрана водных ресурсов бассейна реки Обь (ФЦП "Обь"), находящейся в стадии разработки.
В то же время настоящая целевая Программа является и самостоятельной программой городского (местного) характера, реализация которой не зависит от хода выполнения подобных программ в соседних территориях и регионах Сибири.
Реализация Программы предлагается в 4 этапа (см. прил. 1-10) по следующим основным направлениям - Водоснабжение и Водоотведение:
1. Метелевский водозабор (1999-2003 г.г.).
2. Велижанский водозабор (1999-2010 г.г.).
3. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды (1999-2010 г.г.).
4. Городские очистные сооружения (ГОСК), насосные станции (КНС) и сети канализации (1999-2010 г.г.).
5. Автоматизированные системы управления (2000-2005 г.г.).
6. Развитие систем водоснабжения и водоотведения.
7. Проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, связанные как с совершенствованием методов водоподготовки и очистки, технологии их разработки и внедрения, так и с прогнозированием использования компьютерных технологий на действующих водозаборных сооружениях.
Общие затраты на реализацию мероприятий 1999-2010 г.г., в том числе для первоочередных объектов на 1999 и 2000 г.г. см. в приложениях 1-10.
Первый этап 1999 - 2000 гг. включает следующие мероприятия:
1. Метелевский водозабор (р.Тура)
1. Строительство станции озонирования с комплексом сооружений, организацией II и III поясов зоны санитарной охраны с вводом в эксплуатацию в 2003 году (приложение 1, листы 1-3).
2. Запретить с 1.01.99 г. применение минеральных удобрений и ядохимикатов в пределах II-III поясов зоны санитарной охраны во избежание ухудшения качества речной воды.
3. Запретить с 1.01.2000 г. сдачу в эксплуатацию жилого фонда без установки приборов поквартирного (или иного) учета потребляемой воды. С этой целью следует предусмотреть установку счетчиков воды до 1000 приборов (около десяти 100-квартирных домов), начиная с 1999 года, с ежегодным увеличением до 2010 года по мере готовности внутренней развязки в каждом жилом доме.
4. Использование средств массовой информации для систематического разъяснения населению города о необходимости экономии питьевой воды путем своевременной ликвидации утечек в жилых домах и производственных помещениях и установки водоизмерительных приборов.
5. Обеспечить межведомственную охрану водозабора в 1999 году.
II. Велижанский водозабор (подземные воды) (см. прил. 2, листы 1-5)
6. Завершение начатого в 1979 году строительства II очереди стадии обезжелезивания мощностью 70 тыс. м3/сут. с вводом в эксплуатацию в 1999 году (на 1.09.98 г. готовность 75%) с общей производительностью 140-145 тыс. м3/сут.
7. Завершение (с 1994 г.) геологоразведочных работ на двух новых участках с целью прироста запасов подземных вод до 150-170 тыс, м3/сут. (готовность на 1.09.98 г. 80%) с выдачей исходных данных для проектирования водозаборных сооружений в 2000 году.
8. Увеличение мощности (до 55-60 тыс. м3/сут.) действующих 1, 2 и 4 участков с бурением в течение 1999-2000 г.г. дополнительных скважин на водозаборе.
9. Строительство резервуара чистой воды и хлораторной, а также реконструкция насосной станции II подъема и замена соединительных водоводов N 500-300-150 мм протяженностью 4,5 км на участках водозабора с пуском в эксплуатацию в 2000 году.
10. Строительство (1999-2010 г.г.) водозаборных сооружений для водоснабжения населения Нижнетавдинского района, недра которого используются для водоснабжения областного центра (на 5 населенных пунктов составлена проектно-сметная документация в 1996 г. за счет городского бюджета).
11. Строительство очистных сооружений хозфекальной канализации производственной и жилой зоны пос. Водозабор; реконструкция существующего жилого фонда и объектов соцкультбыта с подключением нового 60-квартирного дома; организация II и III поясов зоны санитарной охраны для водозабора с охранными оборонными сооружениями, а также проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, в т,ч. по методам очистки подземных вод до показателей СанПиНа.
12. Обеспечить межведомственную охрану водозабора в 2000 году.
III. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды (см.прил. 3, листы 1-3)
13. Основные работы первого этапа будут связаны с дальнейшим улучшением условий проживания населения областного центра и направлены на реконструкцию, санирование, строительство и замену сетей водопровода диаметрами 300, 400, 500 и 1020 мм по наиболее заселенным улицам в микрорайонах с вводом в эксплуатацию в конце 2000 года для периодической промывки сетей и предотвращения вторичного загрязнения очищенной воды.
В настоящее время на тупиковых линиях и разводящих сетях производится их промывка до 15% от общей протяженности в городе.
IV. Городские очистные сооружения КНС и сети канализации (см. прил.4, листы 1, 2)
14. Проектирование и строительство очистных сооружений III очереди на 130 тыс. м3/сут., реконструкция КНС-7 и подводящих коллекторов д 1200-1400 мм к КНС-8, напорных коллекторов 2д 500 мм от КНС-1 до КНС-2 (ул.Ветеранов труда), а также реконструкция 4-х напорных, 3-х самотечных коллекторов и аварийного выпуска на главном канализационном коллекторе перед КНС-7 со сдачей в эксплуатацию в течение 1999-2000 г.г.
15. Проектирование и строительство коллектора d 600 и 800 мм по центральным улицам города, в микрорайоне "Южный"; под транссибирской ж/д магистралью N 1600-1900 мм и системы канализации окраинных поселков с пуском в эксплуатацию в 1999-2000 г.г.
Второй этап (2001-2003 г.г.) предусматривает реализацию следующих мероприятий:
I. Метелевский водозабор
1. Завершение работ по строительству резервуара чистой воды на 10 тыс. м3, организации зоны санитарной охраны, станции озонирования, реконструкции электроснабжения, гидроизоляции водозаборных сооружений, а также охранных оборонных сооружений и приспособлений.
II. Велижанский водозабор
2. Строительство 3-й нитки магистрального водовода д 1200 мм от водозабора до областного центра протяженностью 35 км с вводом в эксплуатацию в 2003 году и завершение строительства очистных сооружений хозфекальной канализации поселка Водозабор и производственной площадки.
3. Продолжение геологоразведочных работ на остальных 3-х перспективных участках с приростом запасов подземных вод до 150 тыс. м3/сут. (III очередь водоснабжения г.Тюмени на 2010 год) с выдачей проектной документации одновременно с утверждением в РКЗ (Российская комиссия по запасам подземных вод при Правительстве РФ) отчетных материалов по результатам детальной разведки источников водоснабжения в Нижнетавдинском районе.
4. Строительство системы повторного использования воды с вводом в эксплуатацию в 2003 г. производительностью 13 тыс. м3/сут.
III. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды
5. Строительство водовода d 1020 мм протяженностью 7,15 км по улицам областного центра (от ул.ул.Пермякова до Димитрова) с пуском в эксплуатацию в 2003 году.
6. Санирование (обновление) напорно-разводящих городских сетей протяженностью 75 км с завершением в 2010 году.
7. Составление ТЭР (технико-экономические расчеты) для водоснабжения поселков в черте г.Тюмени под строительство соединительных водоводов д 100-300-500 мм с выдачей документации в 2002 г.
8. Строительство внутриквартальной станции подкачки в городе по ул. Московский тракт, завершение работ по автоматизированным системам управления водоснабжением, а также проектно-изыскательские работы.
IV. Городские очистные сооружения, КНС и сети канализации (см, прил. 5, лист 1)
9. Строительство и реконструкция городских очистных сооружений канализации 2 и 3-й очередей мощностью соответственно на 90 и 130 тыс. м3/сут., а также сбросного коллектора 4 2600 мм длиной 2.0 км, насосных станций канализации с вводом в эксплуатацию в 2001-2005 г.г.
Третий этап (2004-2005 г.г.) объединяет следующие мероприятия по основным направлениям (см. приложения 1-4):
1. Велижанский водозабор
1. Строительство станции обезжелезивания и водозаборных сооружений для обеспечения III очереди водоснабжения города (два новых участка с приростом запасов до 150 тыс. м3/сут.), насосной станции подкачки и резервуара чистой воды на 10 тыс. м3, создание II и III поясов зоны санитарной охраны и проектно-изыскательские работы.
2. Проектирование и строительство водозаборных сооружений для обеспечения питьевой водой населенных пунктов Нижнетавдинского района с вводом в эксплуатацию в течение 2005-2010 г.г.
II. Развитие системы подачи и распределения питьевой воды
3. Основные мероприятия в течение третьего этапа будут направлены на санирование напорно-разводящих сетей города Тюмени, проектно исследовательские работы под строительство объектов 4-го этапа, а также на совершенствование автоматизированных систем управления водоснабжением.
III. Городские очистные сооружения, КНС и сети канализации (см. прил. 5, лист 1; прил. 6, листы 1-5)
4. Завершение строительства III очереди очистных сооружений канализации мощностью до 130 тыс. м3/сут. с вводом в эксплуатацию в 2005 году для обеспечения перспективного развития водоотведения и создания нормальных условий проживания населения областного центра.
5. Завершение строительства систем канализации окраинных поселков города Тюмени с прокладкой трубопроводов d 100-500 мм (см. приложение 3, п. 24), а также проектно-изыскательские работы под объекты канализации четвертого этапа до 2010 г.
Четвертый этап (2006 - 2010 г.г.) является завершающим и сводится к реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в настоящей целевой Программе.
1. Велижанский водозабор
1. Завершение строительства водозаборных сооружений и станции обезжелезивания (III очередь) с вводом в эксплуатацию в 2010 году одного из крупнейших в России водозабора из подземных вод, что позволит разрешить острую проблему хозпитьевого водоснабжения областного центра с учетом заявленной потребности на 2010 год.
2. Завершение строительства водозаборных сооружений для обеспечения 10-11 населенных пунктов Нижнетавдинского района, находящихся в зоне влияния Велижанского водозабора, эксплуатирующегося в установившемся режиме.
3. Создание II и III поясов зоны санитарной охраны Велижанского водозабора с учетом расширения мощности действующих и новых эксплуатационных участков с очисткой и подачей в город 400-450 тыс. м3/сут. воды, отвечающей нормам СанПиНа.
4. Проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, в т.ч. связанные с изучением режима подземных вод в условиях многолетней эксплуатации, формирования закономерностей и взаимодействия между наиболее нагруженными участками водозабора.
II. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды
5. Завершение работ по санированию напорно-разводящих сетей города с вводом в эксплуатацию 75 км к концу 2010 года.
6. Проектно-изыскательские работы под текущее строительство объектов водоснабжения.
III. Сети канализации
7. Завершение строительства напорного коллектора 26-720 мм от КНС "Заречная" до главного самотечного коллектора по ул.Володарского (центр) с пуском в эксплуатацию в 2010 году.
8. Проектно-изыскательские работы под текущее строительство и реконструкцию сетей канализации.
Общие затраты, связанные с реализацией городской целевой Программы по водоснабжению и водоотведению на 1999-2010 г.г., приводятся в приложениях 1-9.
Программа включает разработку и реализацию инвестиционных, научно-технических и инновационных подпрограмм с использованием на всех этапах результатов уже проведенных научных исследований от проектной и конструкторской документации до опытно-промышленных образцов на базе современных технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, предусмотрены опережающие научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки для обеспечения своевременного их внедрения в производство с целью совершенствования систем водоснабжения и водоотведения, которые позволят использовать самые современные технологии очистки воды, водоподготовки и подачи в самые удаленные районы города чистой воды, не подверженной вторичному загрязнению в водоразводящих сетях водопровода.
V. Развитие систем водоснабжения и водоотведения
В настоящее время Тюменским унитарным муниципальным предприятием "Водоканал" в г.Тюмени эксплуатируется система централизованного водоснабжения (водопроводы), состоящая из 3-х водозаборов (два из р.Туры и один из подземных вод, обеспечивающие ежесуточную подачу 230-240 тыс, м3 воды), 574 км водопроводных сетей (из них 75 км или 13% находятся в неудовлетворительном санитарно техническом состоянии).
Имеющиеся мощности водопроводов используются со значительной перегрузкой, а в местах аварийных ситуаций наблюдаются временные перебои с подачей воды до ликвидации порывов.
Общая протяженность водоводов и уличной водоразводящей сети (водоразборные колонки) в городе Тюмени (в том числе ведомственные и бесхозные), составляет 800 км, из них в ветхом состоянии 200 км, на которых и происходит основная утечка воды.
Использование действующих технологий водоподготовки, в случае аварийного залпового сброса промстоков в р.Туру из Свердловской области, не обеспечит очистку воды до нормативных требований по таким основным показателям, как железо, марганец и аммонийный азот.
Ежесуточно ТУМП "Водоканал" сбрасывает в водные объекты до 169 тыс. м3 сточных вод, из которых до нормативных показателей очищается 130 тыс. м3 или около 77% (проектная мощность). Остальная часть стоков сбрасывается в р. Туру из-за перегруженности городских очистных канализационных сооружений.
К тому же значительный объем сточных вод поступает на муниципальные очистные сооружения канализации от промредприятий (до 24%), а отсутствие ливневой канализации в городе усугубляет перегруженность ГОСК, особенно в периоды активного таяния снега и обильного выпадения осадков.
Строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод (ГОСК-2) с применением современных технологий поможет в значительной степени повысить качество стоков и создаст благоприятную экологическую обстановку для хозпитьевого водоснабжения областного центра и расположенных ниже по р.р.Туре-Тоболу, других городов области.
Как показал опыт 26-летней эксплуатации Велижанского водозабора, особое внимание в Программе уделяется подземным водам. Это диктуется необходимостью выбора надежно защищенного источника водоснабжения, т.к. вода р.Туры уже сегодня не удовлетворяет существующим нормам СанПиНа не только по качеству, но и по расходу реки, чем и обусловлено применение метода озонирования воды без увеличения проектной мощности Метелевского водозабора.
Обогащенная озоном, речная вода Метелевского и подземная вода Велижанского водозаборов в общей системе централизованного и децентрализованного (водоразборные колонки) водоснабжения областного центра обеспечат подачу чистой воды в 2006-2007 г.г. до 260-280 тыс. м3/сут, а развитие водопроводных сетей с возможностью производить профилактическую промывку помогут избежать вторичного загрязнения очищенной воды, что в значительной степени повысит социально экономическую и экологическую эффективность реализации целевой Программы.
С расширением мощности Велижанского водозабора, повышением уровня благоустройства жителей областного центра, возрождением промышленности за счет северных районов с притоком населения к 2005-2006 г.г. возрастет величина водопотребления с 270 л/сут в настоящее время до 350-400 л/сут при 80-85 % комфортности проживания, что составит 260-280 м3/сут (при населении к 2006 году до 700 тыс. чел.).
Созданию экологического равновесия в значительной степени будут способствовать завершение работ по организации II и III поясов зон санитарной охраны Метелевского и Велижанского водозаборов; усиление контроля за сроками и качеством строительства городских очистных сооружений II очереди и КНС, а также своевременная ликвидация утечек из сетей водопровода и ремонт городских водоразборных колонок.
Снижение дефицита чистой воды будет зависеть и от темпов и сроков установки счетчиков воды в жилых помещениях областного центра, что следует учитывать администрации при увеличении городского строительства.
Осуществление перечисленных и разделенных на 4 этапа первоочередных мероприятий Программы при своевременном проектировании, строительстве и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения и водоотведения позволит в конечном счете увеличить долю использования подземных вод на питьевые нужды:
- к 2005 году - в 2 раза (250-280 тыс. м3/сут);
- к 2010 году - в 4,5 раза (350-400 тыс. м3/сут).
Созданная на этой базе надежная система хозпитьевого водоснабжения обеспечит стабильное качество питьевой воды за счет совершенствования технологических процессов очистки, водоподготовки и водоотведения, что, в свою очередь, улучшит санитарно-экологические условия на территории областного центра, Тюменского и Нижнетавдинского районов (зоны санитарной охраны Метелевского и Велижанского водозаборов), рациональное использование водных ресурсов, расширение мощности площадей водоотведения и очистки сточных вод, а также строительство очистных сооружений предприятиями Свердловской области и т.д. при усилении контроля со стороны Тюменского областного центра санэпиднадзора.
VI. Охрана и восстановление объектов - источников водоснабжения
Кроме контролируемых сбросов, в р.Туру попадает значительное количество органических и взвешенных веществ, смываемых талыми и дождевыми водами с водосборных площадей как на территории Тюменской, так и соседней, Свердловской, областей, что усложняет и обостряет проблему решения хозпитьевого водоснабжения г.Тюмени из р.Туры без улучшения и восстановления качества речной воды, без очистки поверхностного стока с городских селитебных территорий, строительства пригородных систем водоотведения Тюменского и районов Свердловской области.
Основными мерами, стимулирующими качество питьевой воды как для поверхностных (озонирование Метелевского водозабора), так и подземных источников (III очередь с увеличением мощности Велижанского водозабора), могут быть работы по созданию надежной зоны санитарной охраны с предотвращением и ликвидацией любых очагов загрязнения (хранилищ, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, накопителей шлама, отходов промышленности и животноводства, свалок и пр.), а также по ужесточению правовой базы с применением санкций за нарушение природоохранных зон на территории Тюменской области и прилегающих районов Свердловской области в случае возрождения Уральской металлургической промышленности.
Значительное место в природоохранных мероприятиях должно занимать также расчистка русла р.Туры и создание мониторинга водного объекта с учетом озонирования Метелевского водозабора.
Кроме того, следует учитывать и необходимость использования локальных установок доочистки воды в лечебно-профилактических, дошкольных и школьных учреждениях, а также на предприятиях пищевой, фармацевтической, медицинской промышленности и общественного питания, хотя их установка и качество воды после доочистки должны контролировать областной и городской центры санэпиднадзора.
VII. Научно-исследовательские и поисково-оценочные
работы для расширения использования по земных вод в
хозяйственно-питьевом водоснабжении
Главным преимуществом подземных вод как источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, является надежная их защищенность от загрязнения по сравнению с поверхностными водами и достаточно высокие эксплуатационные запасы, способные удовлетворить не только потребность в воде г.Тюмени на 2010-й и последующие годы, но и населенные пункты Нижнетавдинского района.
В целях расширения мощности водозаборов из подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо осуществить следующие основные работы:
- региональную оценку эксплуатационных запасов подземных вод питьевого качества Н-Тавдинского района с применением математического моделирования и компьютерных технологий;
- изучение режима подземных вод в различных гидрогеологических и водохозяйственных условиях (такие работы выполняются с 1977 года);
- изучение закономерностей изменения качества подземных вод под влиянием естественных и техногенных факторов с разработкой методических указаний по применению питьевой воды в типовых условиях;
- создание мониторинга питьевой воды г.Тюмени.
Указанные работы и сочетании с мероприятиями по проектированию, реконструкции действующих и строительству новых участков Велижанского водозабора увеличат долю использования подземных вод на питьевые нужды, что повысит надежность санитарно гигиенических и экологических условий в обеспечении населения областного центра качественной питьевой водой.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление Программой и механизм ее реализации как по водоснабжению, так и по водоотведению будут осуществляться эксплуатационной службой ТУМП "Водоканал" путем постоянного контроля за качеством и сроками выполнения работ генеральным заказчиком (Т00 АУКС), проектировщиками, генеральным подрядчиком и субподрядными организациями и фирмами с ежегодной корректировкой конкретных мероприятий, сроков их реализации, источников финансирования, договорных условий и ресурсного обеспечения.
Схема организации управления и механизм реализации Программы представляется в следующем виде с уточнением генерального подрядчика и субподрядных организаций. Генеральным заказчиком Программы выступает администрация города Тюмени (Т00 АУКС).
Водоснабжение
А. Метелевский водозабор станция озонирования с комплексом сооружений:
генподрядчик - ТОО "Строитель-17",
субподрядчик - ООО Тюменьюгэлектромонтаж.
Б. Велижанский водозабор
1) реконструкция участков, строительство скважин и геологоразведочные работы:
ГП Тюменьнедра - Тюменская комплексная геологоразведочная экспедиция;
2) станция обезжелезивания II очереди:
генподрядчик - ТОО Аэродромтехнология,
субподрядчик - Аквасервис;
В. Водопроводные сети
генподрядчик - ОАО СМУ-30 по магистральным водоводам;
по разводящим сетям - договоры по техусловиям, согласованным с техотделом ТУМП "Водоканал".
Водоотведение
А. КОС
генеральный заказчик - Администрация города (ТОО АУКС),
генподрядчик - ТОО "Строитель-17",
субподрядчик - Югэлектрострой;
Б. КНС
генподрядчик - ТОО "Строитель-17",
субподрядчик - организации по договору;
В. Сети канализации
генподрядчик - ЗАО "Комплектспецстрой" и СМК "Щит"
субподрядчик - по договору.
Контролирующими органами выступают, кроме ТУМП "Водоканал", финансовое управление Администрации, госкомэкология и центры санэпиднадзора (областной и городской) и Западно-Сибирский региональный отдел государственного геологического контроля ЗапСибРГЦ Министерства природных ресурсов РФ.
Методическое руководство по бурению и ремонту скважин, реконструкции участков, проектно-изыскательским, геологоразведочным и научно-исследовательским работам осуществляется гидрогеологической службой и центральной лабораторией ТУМП "Водоканал".
Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
Основными показателями социально-экономической и социальной эффективности Программы являются:
- рациональное использование и охрана водных ресурсов от загрязнения и истощения путем контроля за строгим соблюдением зоны санитарной охраны действующих и перспективных водозаборов (речные и подземные воды);
- оборудование жилых и производственных помещений надежной водоизмерительной аппаратурой (счетчики воды);
- создание условий для профилактической промывки водопроводных сетей в любом районе для снижения дефицита чистой воды;
- экономия материально-технических ресурсов и материалоемкости за счет:
1) капитального ремонта насосов ЭЦВ10-63-110 для скважин, который выполняется на Велижанском водозаборе и обходится в 4000 руб. при стоимости нового насоса на декабрь 1998 года - 8442 снижение руб., что составляет экономию при замене 50% насосов (49 скважин) в 217,66 тыс. руб. (413,66 тыс. руб. и 196,0 тыс. руб.);
2) изготовления каркасно-щелевых фильтров для скважин из полиэтиленовых труб диаметром 300 мм вместо металлических, что составляет экономию для одной скважины до 3,5-4 тыс. руб.;
3) капитального ремонта или перебурки с восстановлением производительности скважин на месте вышедших из строя (1969- 71 г.г.) путем извлечения буровых (обсадных) труб диаметрами 273-324 мм, что позволяет на каждой выработке глубиной до 100 м экономить от 20 до 38-40 тыс. руб.;
4) применение полиэтиленовых (вместо чугунных и стальных) труб диаметрами 250-300 мм для прокладки городских водопроводных сетей и на участках Велижанского водозабора, что исключает коррозию труб и снижает вторичное загрязнение очищенной воды;
- оздоровление социально-экологической и санитарно-гигиенической ситуации в областном центре за счет повышения уровня благоустройства жилого фонда и городских территорий;
- предотвращение инфекционных заболеваний и улучшение состояния здоровья населения.
Ресурсное обеспечение и механизм реализации
программных мероприятий
Финансирование Программы предусматривается осуществлять в основном за счет привлечения средств внебюджетных источников и средств бюджетов:
- Тюменской области, как субъекта Российской Федерации;
- города Тюмени, как муниципального образования;
- федерального бюджета (объем средств федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению, исходя из возможностей федерального бюджета).
Средства федерального бюджета могут использоваться в форме государственной поддержки следующих мероприятий:
- реконструкция и строительство уникальных систем водоснабжения и водоотведения в городе Тюмени;
- работы по улучшению состояния объекта реки Туры как источника питьевого водоснабжения (озонирование);
- проведение исследований и разработок по определению технических условий, регламентов, методов эксплуатации оборудования в системах водоснабжения областного центра;
- разработка и внедрение новых технологий, материалов, приборов и оборудования для обеспечения водой населения города Тюмени.
Окончательное распределение объектов и затрат по годам из федерального, областного и городского бюджетов будет выполнено после рассмотрения Программы городской и областной Думами.
Важным источником финансирования программных мероприятий могут стать средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде платежей за пользование водными объектами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при использовании подземных вод, для осуществления мер, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной поверхностных и подземных источников. Перечень основных направлений работ и затрат по обеспечению города Тюмени питьевой водой приведен в приложениях 1-9.
Прогнозируемые объемы инвестиций на осуществление программных мероприятий по Западно-Сибирскому региону согласно концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292.
- на строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения областного центра общие затраты составят 1281,915 млн. руб., в том числе из областного бюджета 32,4 млн. руб.; на 1999 год - ассигнования составляют 155,015 млн. руб., из них на областной бюджет падает 7,5 млн. руб. (см. прил. 1-9);
- на улучшение состояния зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения из общей суммы затрат предлагается выделить 25,5 млн.руб. (см. прил. 1, листы 2, 3; прил.2, листы 4, 5);
- на охрану и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения (рыбоохранные и шугозащитные сооружения на шугоприемнике, система повторного использования воды) 18,55 млн. руб. (см. прил. 1, листы 1, 2; прил. 2, листы 2, 3).
Государственным координатором Программы целесообразно определить Нижне-Обское бассейновое водохозяйственное управление и комитет природных ресурсов Тюменской области, а государственным заказчиком по отдельным направлениям работ и объектам Администрация города Тюмени.
Указанные органы координируют выполнение целевой Программы "Обеспечение города Тюмени питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения до 2010 г.".
Финансирование работ по Программе за счет областного и городского бюджетов будет осуществляться целевым назначением через генерального заказчика.
Отбор предложений по реализации инвестиционного проекта, а также по выполнению научно-исследовательских работ должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
Для координации научных исследований, проводимых в рамках Программы, создается межведомственный научно-технический совет на общественных началах из числа ученых, а также ведущих специалистов Администрации г. Тюмени, что создаст благоприятные предпосылки как для опережающего прогнозирования естественных процессов, влияющих на изменение качества питьевой воды, так и для своевременного внедрения прогрессивных технологий обработки и очистки воды, а также реконструкции очистных сооружений на объектах водоснабжения и водоотведения.
Финансовые затраты и сроки реализации Программы приводятся в нижеследующей таблице:
Таблица 1
N | Основные объекты и этапы реализации программы |
Источники финансирования | ||||
всего, млн.руб. |
в том числе | из них на 1999 г. | ||||
бюджет города |
областной бюджет |
бюджет города |
област- ной бюджет |
|||
1. | Метелевский водозабор из р.Туры (1999-2003 г.г.) |
116,86 | 116,86 | - | 34,75 | - |
2. | Велижанский водозабор из подземных вод 1999-2010 г.г. |
321,08 | 268,68 | 52,4 | 17,16 | 7,5 |
3. | Развитие систем подачи и распределения чистой воды (1999-2010 г.г.) |
132,125 | 132,125 | - | 12,675 | - |
4. | Городские очистные сооружения канализации (1999-2008 г.г) |
296,0 | 296,0 | - | 27,5 | - |
5. | Насосные станции канализации (1999-2003 г.г.) |
33,88 | 33,88 | - | 2,54 | - |
6. | Городские сети канализации (1999-2003 г.г.) |
381,97 | 381,97 | - | 52,89 | - |
Итого | 1281,915 | 1229,515 | 52,4 | 147,575 | 7,5 |
Таблица 1
N | Основные объекты и этапы реализации программы |
Источники финансирования | ||||
всего млн.руб. |
в том числе | из них на 1999 г. | ||||
бюджет города |
областной бюджет |
бюджет города |
област- ной бюджет |
|||
1. | Метелевский водозабор из р.Туры (1999-2003 гг.) |
116, 6 | 116, 6 | - | 34,75 | - |
2. | Велижанский водозабор из подземных вод (1999-2010 гг) |
321,08 | 268,68 | 52,4 | 17,16 | 7,5 |
3. | Развитие систем подачи и распределения чистой воды |
132,125 | 132,125 | - | 12,675 | - |
4. | Городские очистные сооружения канализации (1999-2008 гг.) |
296,0 | 296,0 | - | 27,5 | - |
5. | Насосные станции канализации (1999-2003 гг.) |
33,88 | 33,88 | - | 2,54 | - |
6. | Городские сети канализации (1999-2010 гг.) |
381,97 | 381,97 | - | 52,89 | - |
Итого | 1281,915 | 1229,515 | 52,4 | 147,515 | 7,5 |
Средства из областного бюджета в 7,5 млн.руб. позволят решить проблему водоснабжения 11 сельских населенных пунктов Нижне Тавдинского района.
Кроме предлагаемых ассигнований из областного и городского бюджетов, в Программе предусмотрены мероприятия по строительству локальных технических водопроводов и сетей канализации для промпредприятий за счет средств заказчика на договорной основе, а также предлагается составление проектной документации в 1999-2000 г.г. под строительство водопровода D - 500 мм от магистрального Велижанского водовода D - 1020 мм силами ОАО "Сибнефтепровод" для водоснабжения пос. Антипино (внебюджетные средства).
6. Социально-экономическая эффективность Программы
Социально-экономическая эффективность Программы включает такие основные показатели, как:
- рациональное использование и охрана водных ресурсов от загрязнения и истощения за счет контроля за строгим соблюдением зоны санитарной охраны действующих и перспективных водозаборов;
- оборудование жилых и производственных помещений надежной водоизмерительной аппаратурой (счетчики воды);
- создание условий для профилактической промывки городских водопроводных сетей в любом районе для снижения дефицита чистой воды;
- экономия материально-технических ресурсов и снижение материалоемкости за счет:
1) капитального ремонта насосов ЭЦВ10-63-110 для скважин, который выполняется на Велижанском водозаборе и обходится в 4,0 тыс.руб. при стоимости нового насоса на декабрь 1998 г. 8,442 тыс.руб., что составляет при замене 50% насосов (49 скважин) экономию в 217,66 тыс.руб. (413,66 тыс. руб. - 196,0 тыс.руб.);
2) изготовления каркасно-щелевых фильтров для скважин из полиэтиленовых труб 0300 мм вместо металлических - экономия составляет для 1 скважины до 3,5-4,0 тыс.руб.;
3) капитального ремонта или перебурки с восстановлением производительности скважин на месте вышедших из строя (1969-71 г.г.) путем извлечения буровых (обсадных) труб 0273-324 мм, что позволяет экономить на каждой выработке глубиной до 100 м от 20 до 38-40 тыс.руб.;
4) применения полиэтиленовых (вместо чугунных и стальных) труб 4250- 300 мм для прокладки городских водопроводных сетей и на участках Велижанского водозабора, что исключает коррозию труб и снижает вторичное загрязнение очищенной воды.
- оздоровление социально-экологической и санитарно-гигиенической ситуации в областном центре за счет повышения уровня благоустройства жилого фонда и городских территорий;
- предотвращение инфекционных заболеваний и улучшение состояния здоровья населения.
<< Назад |
Приложение >> N 1. |
|
Содержание Решение Тюменской городской Думы от 29 апреля 1999 г. N 416 "О городской целевой программе "Обеспечение города Тюмени... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.