Глава города Тюмени |
С.М. Киричук |
Приложение N 1
к решениюТюменской
городской Думы
от 25-26 июня 1998 г.
Городская программа
Автоматизированная система управления
лечебно-диагностическим процессом
Раздел 1
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.
Лечебно-диагностический процесс, взаимодействие его участников, от множества решений которых зависит судьба каждого отдельного пациента, сегодня еще в своем большинстве управляется по старым, можно сказать, патриархальным традициям. Эти традиции давно уже не соответствуют ни уровню современного медицинского знания, ни сложности сегодняшней структуры здравоохранения. Неуправляемость лечебно-диагностического процесса в современных условиях ощущается организаторами здравоохранения давно.
В здравоохранении есть очень значительные внутренние резервы, есть неиспользованные или нерационально используемые ресурсы. Их нужно мобилизовать, это позволит значительно улучшить результаты медицинской помощи и, кроме того, сделает ее более экономичной. Но это возможно только при коренной, системной, тотальной реорганизации управления лечебно-диагностическим процессом. Городская программа "Компьютеризация учреждений здравоохранения г. Тюмени" была утверждена Постановлением Главы Администрации г. Тюмени N 40 от 27.12.93 г. "Об утверждении программ социально-экономического развития г. Тюмени на 1994 год" в сумме 7.188 тыс. руб. В последующие годы реализация программы проводилась за счет перераспределения средств внутри Управления, т.к. отдельной строкой целевые программы в бюджете не были выделены.
Опыт реализации городской целевой программы АСУ (автоматизированная система управления) в лечебно-профилактических предприятиях города за последние 3 года свидетельствует о существенных положительных сдвигах в организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, взаимодействия скорой помощи, стационара и поликлиники.
Прямым следствием активизации работы взрослых поликлиник города явилось сначала замедление темпов увеличения общей летальности населения города, а с 1995 года снижение этого показателя, в то время как в области он практически не изменился Если показатель общей летальности до 1995 года, отражающий тяжесть течения заболеваний в г. Тюмени был выше среднеобластного, то начиная с 1995 года он стал ниже, чем на других территориях области.
Этот факт свидетельствует, что в городе несмотря на значительный удельный вес в возрастной структуре населения лиц преклонного возраста медицинским учреждениям удалось сдержать дальнейшее нарастание тяжелых форм заболеваний. В первую очередь это связано с активным выявлением заболеваемости, за счет точного, полноценного учета и серьезной интенсификации работы участковых врачей с диспансерными больными. Останавливаться на достигнутом нельзя! Необходимо дальнейшее развитие системы "Управление лечебно-диагностическим процессом"
Раздел 2. Основные цели и задачи
Конечная цель программы - повышение эффективности работы врача с пациентом, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности населения!
Задачи:
1. Сделать лечебно-диагностический процесс управляемым через разработку эффективных способов оперативного обмена информацией между его участниками, через разработку эффективных способов принятия решений на основе этой информации.
2. Внедрить АСУ (автоматизированную систему управления) во всех муниципальных медицинских лечебно-профилактических предприятиях города, в первую очередь, закончить полностью внедрение в поликлинических учреждениях
3. Добиться, чтобы эта система управления помогала врачу, побуждала его использовать для своего пациента все то и только то, что необходимо, а руководителю бы позволяла вмешаться, если это почему-либо не удается.
Для решения этой задачи необходимы современные средства обработки информации, электронно-вычислительные комплексы. А теория лечебно-диагностического процесса, объясняющая, какую информацию надо собирать и обрабатывать, какие решения принимать для обеспечения конечных результатов, что и как автоматизировать уже разработана, опубликована и нашла применение в работе городского здравоохранения.
Раздел 3. Сроки и этапы реализации программы
Окончательная реализация программы рассчитана на три года (1999 - 2001 г.г.).
На 1999 год полностью охватить поликлиники взрослые и детские. Городской центр психического здоровья (взрослое отделение).
На 2000 год планируется дальнейшее внедрение автоматизированной системы управления в женских консультациях, родильных домах, а также в малых ЛПУ.
на 2001 год - стационары и центры.
Раздел 4. Система программных мероприятий
В настоящее время в муниципальных медицинских лечебно-профилактических предприятиях развернуто 669 автоматизированных рабочих мест. Для достижения конечной цели необходимо:
1. Развернуть 486 автоматизированных рабочих мест в детских и взрослых поликлиниках в первую очередь и стационарах города, внедрение частных алгоритмов действий врача. Для этого необходимо 2,916 млн. руб.
2. Оснащение муниципальных медицинских лечебно-профилактических предприятий электронно-вычислительной техникой (390 комплектов ЭВМ). Планируемые затраты - 3,9 млн. руб.
3. Обучение кадров.
4. Разработка программного обеспечения для фрагментов системы "Управление лечебно-диагностическим процессом" в городе.
Поддержка автоматизированной системы управления в лечебно-профилактических предприятиях города. Планируемые затраты - 200 руб. в год одно автоматизированное рабочее место.
5. Подготовка методических и аналитических материалов, разработка методических пособий.
6. Замена морально и материально устаревших электронно-вычислительных комплексов - 125. Планируемые затраты - 1,25 млн. руб.
Раздел 5
Переподготовка и социальная защита высвобождаемых работников в
результате реализации программы
При внедрении автоматизированной системы управления и развертывании автоматизированных рабочих мест в муниципальных медицинских лечебно-профилактических предприятиях не планируется высвобождение части медицинского персонала
Раздел 6
Механизм реализации программы
Наиболее дорогостоящим разделом программы является приобретение оборудования - электронно-вычислительной техники. После оснащения муниципальных медицинских лечебно-профилактических предприятий оргтехникой, вторым этапом необходимо программное обеспечение - автоматизированные рабочие места. Третьим этапом - обучение кадров непосредственно на рабочих местах.
Раздел 7
Организация управления программой и контроль за ходом ее
реализации
Генеральным заказчиком программы выступает Управление по здравоохранению Администрации г. Тюмени. Курирует программу заместитель Главы города. По ходу реализации программы Тюменский научно-инновационный центр технологий муниципального здравоохранения как исполнитель в части поставки оргтехники и программного обеспечения, а также подготовки кадров регулярно отчитывается перед Управлением.
Раздел 8
Оценка эффективности социально-экономических последствий от
реализации программы
Прогноз основных показателей профилактической работы
1. Привитость подлежащих контингентов не < 95%
2. Удельный вес запущенных форм туберкулеза среди выявленных при флюорографических осмотрах не < 1.3%
3. Удельный вес запущенных форм онкологических заболеваний среди вновь выявленных не < 34.0%
4. Общая смертность населения на 1000 жителей не > 12.00 в том числе от заболеваний не > 10.00
5. Уровень территориальной летальности при сахарном диабете на 1000 больных, состоящих на учете не < 7
6. Уровень смертности от цереброваскулярных заболеваний вне стационара на 100 тыс.жителей не < 88
7. Уровень смертности от ишемической болезни вне стационара на 100 тыс. жителей не < 250
8. Больничная летатальность экстренных больных с язвой желудка 12 перстной кишки и ЖКБ на 1000 доставленных в больницы с этими диагнозами не меньше 28
9. Младенческая смертность не больше 12.00
Раздел 9
Ресурсное обеспечение программы
Основные направления и этапы работ |
Источники финансирования |
Финансирование затрат на весь период реализации программы |
|||
Всего млн. руб. |
В том числе рублевая часть по годам |
||||
1999 | 2000 | 2001 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по прог- рамме |
Всего из них: Средства адми- нистрации ре- гиона, в т.ч. городской бюджет |
10.23 | 3,73 | 3,34 | 3,16 |
Из них по основ ным направлени- ям |
|||||
1.1. Приобрете- ние программно- го обеспечения |
Всего из них городской бюджет |
2,916 | 1.158 | 0,918 | 0,840 |
1.2. Приобрете- ние оборудова- ния (СЭМ) |
Всего из них городской бюджет |
5,15 | 1,85 | 1,7 | 1,6 |
1.3. Текущие затраты |
Всего из них городской бюджет |
2,16 | 0,72 | 0,72 | 0,72 |
Приложение N 1
к городской программе
"Автоматизированная система
управления лечебно-диагностическим
процессом"
Пояснительная записка
к целевой программе
"Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом"
1. Недостатки медицинской помощи населению принято связывать с низкой зарплатой врачей, плохой их подготовкой и бедностью медицинских учреждений. Действительно, все это - неблагоприятные факторы. Их надо устранять. Однако дело не только в них. Увеличение зарплаты не ведет тут же к улучшению медицинской помощи. То же можно сказать и о повышении квалификации врачей на курсах усовершенствования, о приобретении нового оборудования, о строительстве новых больниц. Все это улучшает условия, в которых больному оказывается медицинская помощь, но, тем не менее, не приводит к соответствующему улучшению результатов медицинской деятельности. Недостатки и промахи есть и в работе самых квалифицированных врачей, и в деятельности самых ответственных руководителей больниц и поликлиник, и в практике самых оснащенных медицинских учреждений. Медицина страдает не только от бедности, но и от того, что не лучшим образом использует уже имеющиеся силы и средства. Последнее означает, что одним наращиванием материальных и финансовых средств улучшить результаты медицинской помощи населению невозможно.
2. Невозможность рационально, наилучшим образом использовать имеющиеся (а значит - и будущие) ресурсы обусловлена принципиальными внутренними противоречиями современной медицины. Ни один врач не знает всего даже в собственной "узкой" области. Для своих пациентов он выбирает не самый лучший объективно существующий вариант, а лучший из того, что знает, что помнит в данный момент. Огромная медицинская информация, которая по замыслу должна использоваться для пациента, используется лишь частично и приблизительно, потому что все помнить и все применить к месту - выше человеческих сил. Врач, работающий с пациентом, нуждается в специальных средствах обработки информации, наверное, не меньше, чем кассир, обеспечивающий клиента билетом на поезд. Между тем, кассир имеет такие средства, а врач - нет.
Врач не лечит пациента в одиночку. Его должно обеспечивать, ему должно содействовать все лечебное учреждение. Но содействовать не безоговорочно, не бесконтрольно. Чтобы вызвать на себя ресурсы учреждения, нужно передавать коллегам надежную и полную информацию. Такая информация необходима и для того, чтобы контроль был обоснованным и своевременным. И здесь необходимы специальные средства приема, передачи и анализ повседневной информации, порождаемой врачами. Таких средств нет и потому невозможно эффективное управление деятельностью медицинских учреждений. Совершенствование и развитие медицинской помощи населению невозможно без использования новых. Современных информационных технологий.
3. С 1993 года в Тюмени - сначала в отдельных медицинских учреждениях, а затем и в целых группах учреждений - вводится и используется технология автоматизированного управления лечебно-диагностическим процессом, разработанная Барнаульской научно-исследовательской лабораторией "Медицинские алгоритмы и системы". Основой этой технологии являются автоматизированные рабочие места врачей и руководителей (заведующих отделениями, главных врачей). При автоматизации врач ведет не обычную, а компьютерную историю болезни. Вся информация, которую он вводит в историю, тут же легко, без его участия обрабатывается, обобщается, передается по назначению. Компьютерная история болезни оснащена программами, которые, отталкиваясь от уже введенных врачом сведений, сами напоминают ему и о его собственных планах, и о том, до чего сам он не додумался. Автоматика предупреждает об опасностях, дает рекомендации, в отдельных случаях сама назначает некоторые виды обследования.
Руководитель учреждения в такой системе получает и сведения об отдельных пациентах, объективно заслуживающих его внимания, и информацию о трудностях, испытываемых врачами, и ежемесячный анализ результатов работы каждого врача, подразделения и учреждения в целом, и автоматические, логически обоснованные рекомендации об управляющих воздействиях по отношению к тому или иному врачу.
Информационная технология, основанная на использовании алгоритмов принятия решений и вычислительной техники обеспечивает врачу рациональность и своевременность лечебно-диагностических мероприятий, а руководителю - возможность целенаправленного эффективного управления, действиями врачей.
4. К 1998 году компьютеризация лечебно-диагностического процесса осуществлена в 9 крупных поликлиниках для взрослых, 5 детских поликлиниках, тубдиспансере, 2 женских консультациях, в Центре психического здоровья и в 5 стационарах города. На протяжении 5 лет внимательно изучались результаты компьютеризации. В этом отношении наиболее полные и надежные данные получены в поликлинической службе. Рядом исследований, среди которых несколько журнальных публикаций, 1 монография, 1 докторская и 1 кандидатская диссертации, показано, что и в нынешних трудных условиях компьютеризация позволяет существенно улучшить медицинскую помощь населению: расширить и интенсифицировать диспансерное обслуживание населения, своевременнее распознавать важнейшие социально значимые заболевания (болезни сердца, диабет, рак) и - как следствие - добиваться снижения смертности населения на территории обслуживания.
В результате компьютеризации лечебно-диагностического процесса в г. Тюмени получены следующие результаты:
1) Охват диспансерным наблюдением на 1000 населения по сравнению с 1995 годом возрос в 1,5 раза, что отражает возросшую активность врачей.
2) Большой охват диспансерным наблюдением предполагает и большее выявление заболеваний, что выразилось в росте заболеваемости.
1995 1996 1997
Заболеваемость на 1000
населения 1143.5 1533.7 1794.5
в т.ч. взрослые 9796 1436.3 1664.3
подростки 1183.3 1654.9 2041.1
дети 1681.0 1833.9 2178.7
3) Раннее выявление, особенно социально-значимых заболеваний, а следовательно и своевременно проведенный комплекс лечебно-профилактических мероприятий, препятствующих обострению заболевания, привело к снижению количества больных с тяжелыми формами заболеваний, а отсюда к снижению инвалидности и смертности населения.
1995 1996 1997
Общая смертность 12.54 11.83 10.88
От заболеваний 9.53 9.18 8.72
в т.ч. от сердечно
сосудистой патологии 2.95 2.46 2.25
Младенческая смертность 17.6 12.6 10.8
Полноценное использование информации за счет современных технологоий позволяет управлять лечебно-диагностическим процессом, ориентируясь не на затраты, не на количество оказанных "услуг". А на конечные медицинские результаты, к которым относятся своевременность выявления болезней. Первичный выход на инвалидность и смертность населения.
5. Возможность улучшить медицинскую помощь населению за счет автоматизации лечебно-диагностического процесса к настоящему времени использована только частично и фрагментарно. Часть поликлиник и большинство стационаров пока функционируют по старому. Там, где компьютеризация осуществлена, это сделано далеко не полностью. Первый опыт автоматизированного оперативного анализа поликлинической медицинской помощи в городе в целом показал, что и здесь открываются новые резервы за счет рационального управления целыми медицинскими службами и их взаимодействием.
В здравоохранении города тюмени имеются скрытые резервы улучшения медицинской помощи, которые можно и нужно мобилизовать путем тотального внедрения современных информационных технологий.
6. Городское здравоохранение Тюмени накопило значительный опыт внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления лечебно-диагностическим процессом. Реорганизация управления в учреждении, на которую 5 лет назад уходили многие месяцы, теперь осуществляется за 2 недели. С трудом, но надежно сформировано положительное отношение к компьютеризации со стороны медицинской общественности. На протяжении последних 2 лет широко осуществлялось обучение медицинских статистиков, заведующих отделениями, главных врачей и их заместителей управлению в условиях автоматизации. Организована и отлажена работа по техническому обслуживанию имеющегося парка компьютеров. Отлажено взаимодействие с разработчиками систем управления, позволяющее постоянно совершенствовать и развивать системы с учетом новых требований и возможнотей. По существу, в городе решены основные методические, методологические, технические, кадровые и организационные проблемы, связанные с автоматизацией.
Единственное условие дальнейшего развития городского здравоохранения на основе современных информационных технологий - адекватное финансирование соответствующей целевой программы.
Приложение N 2
к городской программе
"Автоматизированная система
управления лечебно-диагностическим
процессом"
Бизнес-план
"Автоматизированная система управления
лечебно-диагностическим процессом"
1. Введение
Программа "Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом" г. Тюмени разработана с целью обеспечить информацией участников лечебно-диагностического процесса, освободить медицинских работников от рутинной не производительной работы, создать максимальные возможности использования существующих ресурсов и возможность управления со стороны управленческих звеньев, а так же установить приоритеты и цели в улучшении здоровья. Она помогает реализовать подход, заключающийся в оптимальном балансе профилактики, ранней диагностики и лечения с целью обеспечить максимальное улучшение здоровья населения.
Программа "Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом" разработана Научно-инновационным центром технологий муниципального здравоохранения и городским Управлением по здравоохранению.
Программой предусмотрено внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМов) и других компьютерных систем в лечебных учреждениях г. Тюмени, основанных на алгоритмах принятия решений, разработанных проф. В.М. Тавровским и на протяжении ряда лет показавших высокую эффективность.
2. Описание проблемы
Недостатки медицинской помощи населению принято связывать с низкой зарплатой врачей, плохой их подготовкой и бедностью медицинских учреждений. Действительно, все это - неблагоприятные факторы. Их надо устранять. Однако дело не только в них. Увеличение зарплаты не ведет тут же к улучшению медицинской помощи. То же можно сказать и о повышении квалификации врачей на курсах усовершенствования, о приобретении нового оборудования, о строительстве новых больниц. Все это улучшает условия, в которых больному оказывается медицинская помощь, но, тем не менее, не приводит к соответствующему улучшению результатов медицинской деятельности. Недостатки и промахи есть и в работе самых квалифицированных врачей, и в деятельности самых ответственных руководителей больниц и поликлиник, и в практике самых оснащенных медицинских учреждений. Медицина страдает не только от бедности, но и от того, что не лучшим образом использует уже имеющиеся силы и средства.
С материально-технической базой дело, вообще-то не так уж и безнадежно. В городе имеется довольно большое количество современных медицинских аппаратов и технологий, размещенных в 42 медицинских учреждениях города.
Однако аппаратура и современные технологии не решили проблемы своевременности профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Следовательно, оснащение само по себе не поднимает уровень медицинской помощи.
Невозможность рационально, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы обусловлена принципиальными внутренними противоречиями современной медицины. Ни один врач не знает всего даже в собственной "узкой" области. Для своих пациентов он выбирает не самый лучший объективно существующий вариант диагностики или лечения, а лучший из того, что знает, что помнит в данный момент. Огромная медицинская информация, которая по замыслу должна использоваться для пациента, используется лишь частично, потому что все помнить и все применить к месту - выше человеческих сил. Врач, работающий с пациентом, нуждается в объективной и своевременной информации и в специальных средствах ее обработки. Информация необходима и для того, чтобы контроль со стороны управленческих структур был обоснованным и своевременным. И здесь необходимы специальные средства приема, передачи и анализ огромной повседневной информации, порождаемой врачами. Таких средств нет и потому невозможно эффективное управление деятельностью медицинских учреждений.
Ключевыми проблемами амбулаторно-поликлинической помощи всегда были проблемы организации работы, главная из которых - реализация диспансерного принципа, активной позиции поликлиники по отношению к здоровью населения. Эффективное использование имеющихся ресурсов для решения таких задач, эффективность профилактической, лечебной и организационной работы участкового врача и поликлиники в целом определяется именно тем, как реализуется диспансерный принцип.
Диспансеризация предполагает, во-первых, единый подход к осуществлению наблюдения за здоровьем жителей территории, разделение населения на группы с таким расчетом, чтобы каждая группа соответствовала определенной степени потребности в медицинской помощи. Во-вторых, диспансерный метод означает единый подход к проведению диагностических и лечебных мероприятий в каждой из групп, а значит - обеспечение врачей необходимыми методиками и правилами. Но сегодня осуществить то и другое, обеспечить полноценную диспансеризацию обычными средствами невозможно. Структура медицинской помощи усложняется и структурные новшества обостряют проблему информационных связей между расчлененными частями единого лечебно-диагностического процесса. Выход из положения - системная реорганизация управления лечебно-диагностическим процессом снизу доверху с использованием средств автоматизации.
3. Анализ рынка медицинских программ
Имеется очень большое количество различных компьютерных программ, позволяющих облегчить труд врача, вести учет и отчетность. Эти программы разрабатывались различными авторами и учреждениями (в том числе и не медицинскими) Каждая из этих программ решает отдельно взятую проблему и основана чаще всего на сборе и обработке имеющейся информации. Предназначенные для различных целей эти программы на являются универсальными, работают в различных компьютерных средах, не состыкованы друг с другом, и это понятно т.к. разработаны они разными разработчиками с разной "идеологией". Стоимость программ колеблется в широких пределах от 100 до 2000 долларов США и зависит от сложности.
Отдельно стоит разработанная проф. В.М. Тавровским группа программ, основанная не на фиксации имеющейся информации, а на системе управления лечебно-диагностическим процессом. Эти программы обладают рядом уникальных свойств, позволяющих кроме получения информации от врача, обработке этой информации по всевозможным параметрам, дать лечащему врачу надежный инструмент для принятия решения в тактике лечения больного, оценке существующих ресурсов, их экономии, получения максимального положительного результата.
4. Анализ результатов внедрения программных комплексов
С 1993 года в Тюмени - сначала в отдельных медицинских учреждениях, а затем и в целых группах учреждений - вводится и используется технология автоматизированного управления лечебно-диагностическим процессом. Основой этой технологии являются автоматизированные рабочие места (АРМы) врачей и руководителей (заведующих отделениями, главных врачей).
Вся информация, которую лечащий врач вводит в компьютер, тут же обрабатывается, обобщается, передается по назначению. АРМы оснащены программами, которые, отталкиваясь от уже введенных врачом сведений, сами напоминают ему и о его собственных планах, подсказывают возможные варианты решения возникающих проблем, передают инструктивные указания. Автоматика предупреждает об опасностях, дает рекомендации.
Руководитель учреждения в такой системе получает и сведения об отдельных пациентах, объективно заслуживающих его внимания, и информацию о трудностях, испытываемых врачами, и ежемесячный анализ результатов работы каждого врача, подразделения и учреждения в целом, и обоснованные рекомендации об управляющих воздействиях по отношению к тому или иному участнику лечебно-диагностического процесса.
К 1998 году компьютеризация лечебно-диагностического процесса осуществлена в 9 крупных поликлиниках для взрослых, 5 детских поликлиниках, тубдиспансере, 2 женских консультациях, в Центре психического здоровья и в 5 стационарах города. На протяжении 5 лет внимательно изучались результаты компьютеризации. В этом отношении наиболее полные и надежные данные получены в поликлинической службе. Рядом исследований, среди которых несколько журнальных публикаций, 1 монография, 1 докторская и 1 кандидатская диссертации, показано, что и в нынешних трудных условиях компьютеризация позволяет существенно улучшить медицинскую помощь населению: расширить и интенсифицировать диспансерное обслуживание населения. своевременнее распознавать важнейшие социально значимые заболевания (болезни сердца, диабет, рак) и - как следствие добиваться снижения смертности населения на территории обслуживания. Таким образом городское здравоохранение Тюмени накопило значительный опыт внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления лечебно-диагностическим процессом.
Год внедрения | Количество внедренных программных комплексов |
Показатели | |
заболеваемость | смертность | ||
1993 | 134 | 1097.9 | 13.61 |
1994 | 20 | 1117.6 | 13.53 |
1995 | 222 | 1143.5 | 12.54 |
1996 | 187 | 1533.7 | 11.83 |
1997 | 106 | 1664.5 | 10.88 |
5. Потребность лечебных учреждений в программах
В настоящее время в г. Тюмени установлены и работают 669 автоматизированных рабочих мест.
Общая потребность в программах 1155 (из них 486 для завершения программы).
6. Необходимое оборудование
Предлагаемые программные комплексы работают при установке на обычный персональный компьютер. Причем на один и тот же компьютер возможна установка нескольких программ, количество которых зависит от комплектации рабочего места. Для покрытия потребности лечебных учреждений в компьютерной технике необходимо 415 компьютеров (из них 125 на замену).
Поскольку приобретение компьютеров производится достаточно большой партией, возможно получение скидок и снижение цены.
7. Последовательность реализации
(План-график)
1999 год - полностью охватить поликлиники взрослые и детские, городской центр психического здоровья (взрослое отделение).
2000 год - дальнейшее внедрение автоматизированной системы управления в женских консультациях, родильных домах, малых ЛПУ.
2001 год - стационары и центры.
8. Обучение персонала ЛПУ
Одним из преимуществ внедряемых программных комплексов является возможность работы непосредственно "с колес", т.е. после установки на рабочем месте врач может сразу начинать работу, если он имеет навыки работы с печатной машинкой. Требуется небольшая разъяснительная беседа с персоналом, которую проводит внедренческая организация. Практика показывает, что врач свободно начинает работать с программами через 15-20 дней.
Что касается дополнительного обучения, то этот вопрос можно вынести за рамки донного плана, т.к. обучение проводится на кафедре организации здравоохранения Тюменской медицинской Академии по линии планируемого повышения квалификации и аттестации.
9. Финансовые затраты на реализацию программы
Основные направления и этапы работ |
Источники финансирования |
Финансовые затраты | |
Всего млн. рублей |
В том числе рубл. часть |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Всего по програм- ме |
Всего из них: средства Администраций регионов, в т.ч. городской бюджет |
10.23 | 10.23 |
Из них по основным направлениям 1.1. приобретение программного обеспечения 1.2. приобретение оборудования (ЭВМ) 1.3. текущие затраты |
Всего: из них городской бюджет |
2.91 5.15 2.16 |
2.91 5.15 2.16 |
10. Прогнозируемые результаты
Экономическая и социальная эффективность программы
Планируемые результаты можно разделить на несколько групп:
1. Повышение эффективности и интенсивности работы врача
2. Социальные последствия внедрения
3. Экономия ресурсов
Таким образом внедрение одного автоматизированного рабочего места в лечебном учреждении дает экономию ресурсов до 30%
Увеличивает охват диспансеризацией на 100%
Уменьшает уровень смертности на территории на 15,2%
Прогноз основных показателей профилактической работы
1. Привитость подлежащих контингентов не < 95%
2. Удельный вес запущенных форм туберкулеза среди выявленных при флюорографических осмотрах не < 1.3%
3. Удельный вес запущенных форм онкологических заболеваний среди вновь выявленных не < 34.0%
4. Уровень территориальной летальности при сахарном диабете на 1000 больных, состоящих на учете не < 7
5. Уровень смертности от цереброваскулярных заболеваний вне стационара на 100 тыс.населения не < 88
6. Уровень смертности от ишемической болезни вне стационара на 100 тыс.населения не < 250
7. Больничная летальность экстренных больных на 1000 доставленных в больницы не < 28
8. Общая смертность населения на 1000 жителей не > 12.00 в том числе от заболеваний не > 10.00
9. Младенческая смертность не > 12.00
Приложение N 3
к городской программе
"Автоматизированная система
управления лечебно-диагностическим
процессом"
Предварительная бюджетная заявка на ассигнования из городского
бюджета для финансирования программы на 1999 год.
По реализации городской целевой программы "Автоматизированная система
управления лечебно-диагностическим процессом"
1. Приобретение оборудования (ЭВМ) - 1.85 млн. рублей
2. Приобретение программного обеспечения - 1.158 млн. рублей
3. Текущие затраты - 0.72 млн. рублей
Итого - 3.728 млн. рублей
Приложение N 4
к городской программе
"Автоматизированная система
управления лечебно-диагностическим
процессом"
Потребность в финансовых ресурсах для реализации целевой
городской программы "Автоматизированная система управления
лечебно-диагностическим процессом"
Основные направ- ления и этапы работ |
Источники финансирования |
Финансирование затрат на весь пери- од реализации программы |
|||
Всего млн. руб. |
В том числе рублевая часть по годам |
||||
1999 | 2000 | 2001 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по програм- ме |
Всего из них: Средства админи- страции региона, в т.ч. городской бюджет |
10.23 | 3,73 | 3,34 | 3,16 |
Из них по ос- новным направ- лениям |
|||||
1.1.Приобрете- ние про- граммного обеспечения |
Всего из них: городской бюджет |
2,916 | 1,158 | 0,918 | 0,840 |
1.2. Приобрете- ние оборудова- ния (ЭВМ) |
Всего из них: городской бюджет |
5,15 | 1,85 | 1,7 | 1,6 |
1.3. Текущие за- траты |
Всего из них: городской бюджет |
2,16 | 0,72 | 0,72 | 0,72 |
Лист согласований
к целевой программе
"Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом"
Заместитель Главы города - Н.А. Шевчик
Считаю целесообразным реализацию данной программы, т.к. эта программа реализуется в городе с 1995 г., необходимо ее завершение.
Заместитель директора Департамента Экономики г. Тюмени - Н.А. Тархова
Замечаний нет.
Начальник финансового управления г. Тюмени - С.А. Бондарев
Приложение N 2
к решениюТюменской
городской Думы
от 25-26 июня 1998 г. N 278
Паспорт
городской программы
"Автоматизированная система управления
лечебно-диагностическим процессом"
Разработчик программы: Управление по здравоохранению и медицине
кому страхованию Администрации г. Тюмени, ул.
Герцена, 76. Начальник управления, д.м.н.
Макаров Александр Иванович.
Тюменский научно-инновационный центр тех-
нологий муниципального здравоохранения,
ул. Челюскинцев, 40. Директор, к.м.н. Бергман
Александр Викторович.
1. Состояние проблемы, пути решения, общая эффективность
программы.
Существовавшая до внедрения в 1995 году автоматизированной системы управления система управления лечебно-диагностическим процессом не соответствовала ни уровню современного медицинского знания, ни сложности структуры здравоохранения. Неуправляемость лечебно-диагностического процесса привела к необходимости коренной, системной, тотальной реорганизации управления лечебно-диагностическим процессом. Это возможно лишь при наличии современных средств обработки информации (электронно-вычислительных комплексов), при наличии теории лечебно-диагностического процесса, объясняющей какую информацию надо собирать и обрабатывать, какие решения принимать для обеспечения конечных результатов.
В настоящее время функционирует 669 автоматизированных рабочих мест Для достижения конечной цели необходимо развернуть еще 486 автоматизированных рабочих мест, что позволит полностью автоматизировать систему управления лечебно-диагностического процесса.
Общая эффективность реализации программы:
- снижение и стабилизация на одном уровне показателя смертности населения, госпитальной летальности, снижение удельного веса запущенных форм туберкулеза, онкологических заболеваний и т.д.
2. Конечная цель программы - повышение эффективности работы врача с пациентом, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности населения.
3. Срок выполнения программы. Конец 2001 г.
4. Генеральный заказчик: Управление по здравоохранению и медицинскому страхованию Администрации г. Тюмени.
5. Руководитель программы: Тюменский научно-инновационный центр технологий муниципального здравоохранения. Директор канд.мед.наук Бергман Александр Викторович.
6. Финансовые затраты на реализацию программы.
Основные направления и этапы работ |
Источники финансирования |
Финансовые затраты на программу |
|
Всего млн. рублей |
В том числе рубл.часть |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Всего по программе | Всего из них: средства админи- страций регионов в том числе - городской бюджет |
10.23 | 10.23 |
Из них по основным направлениям 1.1. приобретение программного обеспечения 1.2. Приобретение оборудования (ЭВМ) 1.3. Текущие затраты |
Всего: из них городской бюджет |
2.91 5.15 2.16 |
2.91 5.15 2.16 |
7. Экономическая и социальная эффективность программы
Прогноз основных показателей профилактической работы
- привитость подлежащих контингентов не < 95%
- удельный вес запущенных форм туберкулеза среди выявленных при флюорографических осмотрах не < 1.3%
- удельный вес запущенных форм онкологических заболеваний среди вновь выявленных не меньше 34.0%
- уровень территориальной летальности при сахарном диабете на 1000 больных, состоящих на учете не меньше 7
- уровень смертности от цереброваскулярных заболеваний вне стационара на 100 тыс. населения не меньше 88
- уровень смертности от ишемической болезни вне стационара на 100 тыс.населения не меньше 250
- больничная летальность экстренных больных на 1000 доставленных в больницы не меньше 28
8. Реализация программы:
Основные направления и этапы работы |
Исполнители | Сроки окончания работ |
1 | 2 | 3 |
1. Оснащение муниципаль- ных медицинских лечебно-профилактических предприятий электронно-вычислитель- ной техникой |
Управление по здравоохранению и медицинскому стра- хованию |
4 квартал 2001 |
2. Развертывание автоматизированных рабо- чих мест в ММЛПП города |
ТНИЦ технологий муниципального здравоохранения г. Тюмени |
4 квартал 2001г. |
3. Обучение кадров | -"- | до 2001 года |
4. Поддержка АСУ в ММЛПП |
-"- | до 2001 года и в после- дующие годы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменской городской Думы от 25-26 июня 1998 г. N 278 "Об утверждении целевой программы "Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом"
Текст решения официально опубликован не был