Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 23 апреля 1998 г. N 238
Основные направления поддержки молодежи на 1998 год
"Основные направления поддержки молодежи на 1998 год" разработаны на основании Указа Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" N 1075 от 16 сентября 1992 года с учетом Закона Тюменской области "О молодежной политике в Тюменской области", принятого областной Думой 19 декабря 1996 года.
I. Анализ исходного состояния проблемы.
По данным Управления статистики г. Тюмени на 01.01.98. доля подростков и молодежи от 14 до 30 лет составила 22% от всего постоянного населения города. В настоящее время начался прирост молодежной категории населения в связи с тем, что в молодежный возраст начали вступать родившиеся в 1982 - 1988 годах - в период повышенной рождаемости. Это создаст определенную напряженность в обществе, поскольку к вступлению в экономическую, политическую, культурную жизнь большой группы молодежи не сформированы соответствующие социальные, правовые, организационные условия. На ближайшую перспективу доля молодежи в составе населения города будет возрастать. И это потребует серьезной корректировки социальных стандартов - с учетом запросов молодежи и их более адекватного отражения в городской социальной политике.
Одной из самых острых является проблема общественно-полезной занятости подростков и молодежи. За год на 956 человек (на 25%) возросла численность молодых людей, обратившихся в городской Центр занятости населения в поисках работы. Если в целом количество обратившихся по вопросам трудоустройства составило 10181 человек, то из них 4833 (48%) - это горожане в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе, имеющие высшее образование - 1508 человек. При этом необходимо учитывать и "скрытую" молодежную безработицу, т.к. большая часть молодых людей ищет работу самостоятельно, не обращаясь в Центр занятости населения.
Трудовая мотивация начинает (формироваться в раннем подростковом возрасте и служит основой трудового поведения в дальнейшем.
Работа комитета по делам молодежи по организации трудоустройства подростков и молодежи началась в 1994 году. В 1996 году благодаря скоординированным действиям городского Центра занятости населения и комитета по делам молодежи на сезонные работы было устроено 2900 молодых людей, что на 70% больше по сравнению с прошлым годом.
В настоящее время складывается тревожная ситуация в сфере труда и трудовой мотивации среди молодежи. Основные тенденции - падение социальной ценности труда и связываемых с ним надежд, ориентация на материальный успех независимо от содержания труда, выхолащивание традиционных нравственных оценок из трудовой сферы. Для нынешней ситуации характерно превращение в самоценность любой деятельности, которая обеспечивает высокий жизненный уровень, материальное благосостояние. Такое смещение в системе ценностей связано с формирующейся тенденцией терпимости к неблаговидным способам получения вознаграждений. Взамен труда молодежь все больше ориентируется на досуг и престижное потребление, что совершенно неадекватно потребностям нашего общества, выход которого из кризиса возможен только через упорный труд всего народа, подъем экономики и культуры труда.
Здесь мы возлагаем большие надежды на созданный в городе молодежный социально-деловой центр, который будет решать вопросы не только трудоустройства, а также профориентации и трудового воспитания, а также содействия молодежному предпринимательству.
Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и молодежи продолжает усиливаться. В молодежных возрастах первые места среди наиболее распространенных заболеваний занимают болезни органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания. Стрессы, плохое питание, снижение возможностей участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых - эти и другие причины приводят к росту заболеваний неокрепшего организма.
Неуклонно растет детская инвалидность. Заболеваемость венерическими болезнями в молодежной среде имеет характер эпидемии, во многом вследствие раннего вступления в активную половую жизнь, распространения проституции.
За последние годы резко увеличилось число молодых людей, страдающих наркологическими заболеваниями. Особенно опасным представляется все большее распространение круга молодых людей, пробующих наркотики. По оценкам специалистов среди городской молодежи пробовали наркотики около 30%.
На состоянии здоровья детей и подростков существенно сказываются меры по организации летнего отдыха. За последние годы в 2-3 раза сократилось число школьников, отдохнувших в загородных оздоровительных лагерях. Прекратили свое существование лагеря труда и отдыха для старшеклассников и студентов. Все чаще подростки вынуждены оставаться на лето в городе, в неблагоприятной для здоровья среде.
В подростковых клубах города накоплен опыт организации нетрадиционных форм подростково-молодежного отдыха: палаточные и туристические лагеря, молодежные экспедиции и т.д., которыми охвачено большое количество подростков Слетом 1997 года около 3-х тысяч). Но все они испытывают большие трудности с туристическим снаряжением.
Ситуация с состоянием здоровья подростков и молодежи требует серьезных мер по организации оздоровления и отдыха, особенно в летний период, поддержки спортивно-оздоровительных, подростково-молодежных клубов и объединений, а также системы мероприятий по профилактике подростково-молодежной наркомании и токсикомании, пропаганде здорового образа жизни.
Состояние здоровья молодежи сказывается на призыве в ряды Вооруженных Сил РФ. Примером тому могут служить результаты весеннего призыва 1997 года на действительную службу. Так из 3672 призывников явилось на призывной пункт 2983, годными к военной службе оказалось - 769, ограниченно годными - 646, временно негодными - 229 человек. Таким образом, каждый третий из явившихся на призывную комиссию имеет ослабленное здоровье. По-прежнему высоким сохраняется процент уклоняющихся от призыва.
В настоящее время, когда из школьных программ исключена начальная военная подготовка, призывники приходят в армию совершенно неподготовленными, что значительно усложняет их первый год службы, а в некоторых случаях приводит к травмам и гибели военнослужащих.
В г. Тюмени существует сеть подростковых военно-спортивных клубов, имеющих опыт подготовки юношей к службе в армии, которые могли бы стать базовыми методическими центрами по добровольной подготовке к службе в рядах Вооруженных Сил РФ для образовательных учреждений города.
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации у подростков и молодежи. Политическая и экономическая нестабильность в обществе, тяжелое материальное положение многих семей, безработица родителей оказали влияние на развитие таких явлений, как снижение правовой культуры, безнадзорность, бродяжничество, попрошайничество, воровство среди детей и подростков. Из общего количества преступлений, совершенных за 10 месяцев 1997 года на долю подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет приходится 63%, наблюдается тенденция снижения числа преступлений по сравнению с этим же периодом 1996 года, но настораживает то, что в 2 раза возросло количество преступлений, совершенных в стадии наркотического опьянения, а также лицами, не имеющими постоянного дохода.
Наряду с данными официальной статистики необходимо учитывать число несовершеннолетних, совершивших общественно-опасное деяние до достижения возраста, о которого наступает уголовная ответственность.
В условиях растущей криминализации подростковой среды возрастает роль подростково-молодежных клубов, которые имеют в нашем городе большой воспитательный потенциал.
В городе работают 54 подростковых клуба. Занятия в клубах являются альтернативой бесцельному времяпрепровождению. Направления работы клубов соответствуют сегодняшним интересам подростков и пользуются их спросом.
На сегодняшний день в подростковых клубах города организован досуг более 19,5 тысяч детей , подростков и молодежи, в том числе:
Центральный округ - 8300 чел.
Ленинский округ - 6519 чел.
Калининский округ - 4650 чел.
Основным содержанием деятельности клубов является ежедневная работа но организации досуга детей, подростков и молодежи посредством занятий в кружках, секциях и объединениях, обучение определенным знаниям, умениям и навыкам в рамках программ дополнительного образования.
Комитет по делам молодежи считает поддержку подростковых клубов одним из приоритетных направлений своей работы. В связи с этим необходимо организационно-методическое обеспечение деятельности этих учреждений, проведение обучающих семинаров, выпуск методических сборников, а также поддержка наиболее интересных программ организации молодежного досуга в виде грантов.
В городе имеется большой спектр досуговой деятельности, но к сожалению в плачевном состоянии находятся спортивно-технические виды творчества. Это хорошо подтверждает статистика. К началу 1997 года количество занимающихся спортивно-техническим творчеством сократилось в 4 раза по сравнению с 1994 годом, а это были в основном дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и подростки, склонные к правонарушениям. В 1997 году комитет по делам молодежи начал работу по реализации программы "Поддержка спортивно-технического творчества молодежи". Для того, чтобы технические виды спорта в Тюмени сохранились и продолжали развиваться, необходимо в первую очередь приобретение техники, что требует целевого финансирования.
Эффективная реализация молодежной политики в современных условиях невозможна без опоры на информацию. Информация сегодня играет важную роль, выступая одним из ведущих факторов, определяющих нормальное функционирование структур, работающих в сфере молодежных интересов.
Наиболее остро недостаток информации проявляется в вопросах и проблемах, связанных с молодежью, т.к. это наиболее мобильная часть населения, испытывающая в настоящее время сложности с выбором профессии, трудоустройством и занятостью, а также в вопросах, связанных с социальными гарантиями. Теряющаяся в условиях рынка, не имеющая достоверной и доступной экономической, социальной, юридической и иной необходимой информации, молодежь не может сориентироваться в этой сложной для себя обстановке сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.
Удовлетворение потребностей молодежи в информации, необходимой ей в период гражданского становления, является сегодня неотъемлемой частью молодежной политики.
В настоящее время сложилась ситуация, когда по сути дела отсутствуют механизмы получения надежной информации о реальном положении молодежи в нашем городе. Необходимая информация существует в различных ведомствах (УВД, ЗАГС, здравоохранение, статистика и т.д.), она разрознена, не носит комплексного характера. Часто имеющаяся информация не анализируется, не публикуется.
Для изменения ситуации необходимо создание механизма, который бы регулярно поставлял разнообразную и комплексную информацию о состоянии молодежи как социальной группы для государственных и общественных организаций, а также обеспечивал информированность молодежи об имеющихся возможностях в плане образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, участия в жизни общества, проведения досуга и т.д., помочь ей сопоставить эти возможности со своими потребностями.
Обеспечение комитета по делам молодежи и его структурных подразделений оперативной достоверной информацией о проблемах, тенденциях и развитии ситуации в молодежной среде способствует принятию правильных управленческих решений.
Благодаря скоординированным усилиям заинтересованных сторон реализация "Основных направлений поддержки молодежи на 1998 год" позволит остановить ухудшение социально-экономического положения молодежи, в едином комплексе развивать систему трудоустройства, досуга подростков и молодежи города.
II. Цели и задачи.
1. Создание социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодого поколения, реализация его потенциала в интересах развития города.
2. Повышение эффективности работы муниципальных и общественных организации и учреждении, деятельность которых направлена на социализацию молодого поколения.
3. Развитие физических, духовных и гражданских качеств подростков и молодежи.
4. Координация деятельности органов местного самоуправления, направленной на комплексное решение молодежных проблем.
III. Основные направления деятельности.
1. Содействие трудоустройству подростков и молодежи.
- создание городского молодежного социально-делового центра;
- организация выездных трудовых отрядов старшеклассников в летний период;
- организация городских и пригородных трудовых лагерей для подростков в летний период;
- содействие организации постоянных рабочих мест для подростков и молодежи;
- организация практики студентов педагогических ВУЗов в городских и пригородных лагерях, а также в качестве "дворовых" педагогов;
- организация работы трудовых молодежных отрядов по благоустройству города;
- изучение проблем трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями (инвалиды).
2. Профилактика правонарушений, подростковой наркомании и токсикомании.
- повышение правовой культуры подростков и молодежи, оказание юридической помощи путем создания консультационных пунктов для подростков и их родителей;
- взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде правовых знаний в подростково-молодежной среде;
- социально-правовая поддержка и реабилитация дезадаптированной молодежи, в том числе с девиантным поведением;
- анализ положения детей и подростков в городе, наиболее значимых и остро стоящих социальных проблем в подростково-молодежной среде;
- оказание медико-психологической помощи молодым людям, переживающим кризисные состояния, находящимися в конфликтных ситуациях;
- социальные исследования и формирование банка данных о молодежи с девиантным поведением.
- социальный мониторинг для неблагополучных семей;
- разработка методических материалов для родителей, педагогов, социальных работников.
3. Военно-патриотическое воспитание, подготовка молодежи к службе в армии.
- поддержка деятельности военно-спортивных и военно-патриотических клубов;
- совместная работа по договору со специализированным учебным центром "Аванпост" по подготовке призывников к службе в армии;
- поддержка деятельности подростковых спортивных клубов и общественных спортивных объединений, проведение городских соревнований;
- проведение городских военно-патриотических праздников, славных дней военной истории;
- создание городского методического объединения по добровольной подготовке к военной службе.
4. Развитие подростково-молодежных клубов по месту жительства. Организация досуга, отдыха и оздоровления детей и подростков.
- разработка комплексных программ развития социально-клубной работы;
- создание экспериментальных площадок для отработки методики работы с детьми и подростками по месту жительства;
- поддержка программ развития подростково-молодежных клубов и центров;
- организация летнего отдыха детей и подростков;
- организация досуга детей и подростков во дворах;
- поддержка общественных молодежных организаций, движений и инициатив, поддержка технического творчества подростков и молодежи;
- проведение городских молодежных массовых мероприятий: праздников, фестивалей, конкурсов и т.д.
5. Создание системы информационного обеспечения молодежи. Подготовка кадров для работы с молодежью.
- сбор, обработка и анализ информации социологического, демографического характера о процессах, происходящих в молодежной среде;
- информирование молодежи по таким направлениям , как образование, профориентация и трудоустройство, спорт, отдых, социальные проблемы, правовые вопросы и т.д. создание городского информационно-методического центра по работе с молодежью;
- тесное взаимодействие со средствами массовой информации с целью освещения работы комитета по делам молодежи, его структурных подразделений и учреждений по реализации государственной молодежной политики в г. Тюмени;
- подготовка и переподготовка кадров для работы с молодежью;
- изучение опыта других регионов по реализации государственной молодежной политики;
- издание методических сборников, разработок, а также справочных материалов по вопросам работы с молодежью;
- привлечение студентов для проведения исследований по проблемам молодежной среды;
- подготовка к открытию в Высшей Педагогической Школе Тюменской о государственной о университета новой специальности "педагог - организатор досуга подростков и молодежи"
- проведение методических семинаров для специалистов, работающих с молодежью по различным направлениям;
- обобщение и распространение передового опыта работы с детьми, подростками и молодежью;
- проведение конкурсов профессионального мастерства;
- аттестация педагогических кадров учреждений комитета по делам молодежи.
Механизм реализации.
Общее руководство реализацией "Основных направлений поддержки молодежи на 1998 год" осуществляется комитетом по делам молодежи администрации г. Тюмени, который для осуществления отдельных мероприятий вправе привлекать другие структурные подразделения администрации города, органы по делам молодежи территориальных округов, детские, подростковые и молодежные клубы и организации любых форм собственности.
Ресурсное обеспечение.
Для реализации "Основных направлений поддержки молодежи на 1998 год" предполагается использовать в основном средства городского бюджета. На мероприятия, являющиеся составной частью областной программы "Государственная поддержка молодежи" планируется получение средств областного бюджета.
Для оплаты труда несовершеннолетних, а также создания рабочих мест для молодежи предполагается привлечение средств Центра занятости населения.
Внебюджетные средства планируется привлекать в виде добровольных взносов предприятий и организаций любых форм собственности. Бюджетное финансирование осуществляется в виде субвенций.
Расчет необходимых финансовых ресурсов прилагается.
Эффект, ожидаемый от реализации "Основных направлений
поддержки молодежи на 1998 год"
В ходе реализации "Основных направлений поддержки молодежи на 1998 год" предполагается достичь следующих результатов:
1. Обеспечение всех желающих подростков временной сезонной работой, увеличение количества трудоустраиваемой молодежи.
2. Духовное обогащение молодежи путем поддержки творческих коллективов, организации их выступлений в городе,
3. Создание в городе социальных служб для молодежи.
4. Доступ к специализированной информации по молодежным проблемам и регулярное освещение этой информации в прессе.
5. Развитие сети клубов по месту жительства.
6. Создание летних оздоровительных лагерей всех типов, увеличение количества отдыхающих в них детей.
7. Поднятие патриотизма среди молодежи путем поддержки деятельности военно-патриотических клубов и объединений.
8. Снижение подростковой преступности посредством организации досуга молодежи во внеурочное время.
Потребность в финансовых ресурсах для реализации
"Основные направлений поддержки молодежи на 1998 год"
тыс. руб.
из средств из других
гор.бюджета источников
1. Содействие трудоустройству молодежи.
1. Создание городского молодежного
социально-делового центра
фонд оплаты труда с начислениями 548,5
приобретение
оборудования, инвентаря
(оргтехника, мебель) 85,0
программное обеспечение 50,0
коммунальные платежи, связь 100,0
расходы на
рекламно-информационную деятельность 60,0
канцелярские расходы 25,0
2. Организация сезонных рабочих мест для
несовершеннолетних
компенсация оплаты труда за счет центра за счет
занятости населения: ГЦЗ
ГЦЗ 3000 чел. в летний период 576,0
100 чел. в зимний период 192,0
3. Организация работы студентов в городских
и загородных лагерях (по распоряжению Главы
города об организации общественных работ)
оплата труда 100 чел. * 0,5 тыс. руб. * 2 мес. 100,0
4. Создание постоянных рабочих мест для молодежи
ссуды ГЦЗ на создание рабочих мест
из расчета 100 мин. з/пл. на 1 раб. место
120 раб. мест 1002,0
Итого по разделу 1: 868,5 1870,0
Военно-патриотическое воспитание, подготовки молодежи к
службе в армии
1. Приведение городских военно-патриотических 80,0
2. Торжественные проводы призывников города
на службу в ряды Вооруженных Сил 50,0
3. Организация концертов для призывников на
областном сборном пункте 15,0
4. Поддержка военно-патриотических и
военно-спортивных клубов 50,0
5. Организация летнего военно-спортивного
лагеря для допризывников 50,0
6. Проведение городских соревнований по
военно-прикладным видам
спорта 30,0
7. Проведение семинаров:
а) городской семинар-совещание по проблемам
подготовки к военной службе 10,0
б) семинар для руководителей военно-
спортивных клубов и преподавателей ОБЖ 15,0
Итого по разделу 2: 300,0
3. Профилактика правонарушений, подростковой наркомании
и токсикомании.
1. Организация лагеря труда и отдыха для
подростков, состоящих на учете в комиссии
по делам несовершеннолетних на базе
оздоровительного лагеря им. А. Матросова.
50 человек * 3 смены * 1,7 тыс. руб. 255,0
2. Проведение рейдов по выявлению безнадзорных
подростков, (совместно с комиссией по делам
несовершеннолетних), привлечение специалистов для
индивидуальной работы с безнадзорными детьми и
подростками (психологи, медики, юристы) оплата
труда по договорам 30,0
3. Проведение городской акции "Молодежь
Тюмени против наркотиков" 24,5
Итого по разделу 3: 309,5
4. Организация оздоровления, отдыхи и досуга детей, подростков
и молодежи. Поддержка подростково-молодежных клубов и
общественных организаций.
1. Поддержка детских и подростково-молодежных 150,0 500,0
досуговых учреждений (в виде грантов) (за счет
обл. КДМТ)
2. Проведение городских мероприятий:
праздников, конкурсов, фестивалей, спортивных
соревнований (согласно плана) 500,0
3. Создание городского прокатного фонда турис- 200,0
тического снаряжения и инвентаря
4. Организация работы городских лагерей при за счет фонда
подростковых клубах и загородных полевых лагерей соц.страх.
оплата питания 4800 чел. * 12 руб. * 40 дней 2304,0
5. Поддержка спортивно-технического
творчества молодежи.
а) укрепление и развитие материально-
технической базы спортивно-технических
кружков
картинг 100,0
авиамодельный спорт 42,0
начальное судо-автомоделирование 15,0
б) средства на проведение городских соревнований:
картинг 45,0
авиа 30,0
авто 13,0
Итого по разделу 4: 1252,0 2804,0
5. Создание системы информационного обеспечения молодежи.
Работа с кадрами.
1. Создание городского информационно-методического
центра по работе с молодежью:
приобретение техники 50,0
проведение социологических исследований по изучению
ситуации в молодежной среде (расходы на
изготовление анкет, оплату труда привлеченных
специалистов) 40,0
издательские расходы 50,0 200,0
(за
счет
гос.
КДМТ)
2. Проведение обучающих семинаров для
работников молодежных структур и 50,0 50,0
учреждений (согласно плана) (за
счет
обл.
КДМТ)
3. Городской конкурс "Педагог
дополнительного образования - 98" 30,0
4. Работа городской аттестационной комиссии 50,0
Итого по разделу 5: 270,0 250,0
Итого: 3000,0 4924,0
Всего расходов: 7924,0 тыс. руб.
<< Назад |
||
Содержание Решение Тюменской городской Думы от 23 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении "Основных направлений поддержки молодежи... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.