Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению
Главы
города Тюмени
от 17 октября 2000 г. N 4060
1. Обоснование деятельности
Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему все больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.
Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.
В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. - те же, что и у "домашних" детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван прежде всего поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут.
Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи.
Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.
Существует три категории беспризорников:
1. Дети, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;
Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.
2. Дети, которые периодически живут на улице;
Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот - разрешения конфликта с воспитателями и т.д.
3. Дети, которые еще живут (ночуют) дома, но свои основные потребности удовлетворяют на улице.
Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).
Деятельность Службы полевой социальной работы на территории города может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности реабилитационного пространства (РП). Социальный работник этой службы становится первым представителем РП, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре РП и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества. В процессе мониторинга района группа "Поиск" как обходит известные группировки, так и ведет поиск новых детей. Кроме того, в меру своей компетентности, она решает вопросы, касающиеся социальной реабилитации конкретного ребенка, изъявившего желание вернуться в общество. В перспективе деятельности групп "Поиск" мониторинговая деятельность должна носить информационно дополняющий, контролирующий характер. Основным же содержанием работы должны стать информационно-рекламная и ситуационно-досуговая деятельность с детьми и подростками и информационно-консультационная деятельность с жителями курируемой территории в целом.
2. Цели и задачи службы
Основная перспективная цель деятельности Службы - создание на территории районов города единого реабилитационного пространства. (Реабилитационное пространство (РП) - территориальная система ведомств, служб, учреждений и общественных организаций, осуществляющих во взаимодействии с населением профилактику и реабилитацию дезадаптированных детей и подростков. Основная задача РП в широком смысле - защита и охрана прав детства; в узком смысле - обеспечение непрерывности и единого подхода к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий для полного и всестороннего восстановления детей и подростков (психосоматического, социального, правового).
Основные цели начального этапа деятельности - выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом. Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Задачи Службы
1. Реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу несовершеннолетних, подчиненному единой логике, основанному на едином информационном массиве.
2. Разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
3. Реализация международных правовых и нравственно-этических норм защиты интересов несовершеннолетних в системе помощи РП.
4. Содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав детей.
5. Исследование явления дезадаптированности несовершеннолетних, в том числе и безнадзорности; выявление специфики, характерной для территории РП, всесторонний анализ.
6. Формирование активной позиции населения территории РП по отношению к защите прав детства.
7. Создание сети информаторов, которая повысила бы оперативность работы.
3. Принципы деятельности
В своей деятельности Служба руководствуется следующими принципами:
- Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего
Создаваемое РП ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, РП всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствие его поведения общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступление, но как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.
- Принцип добровольности
Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.
- Принцип принятия
Ребенок принимается в сферу РП таким, какой он есть: со всеми его проблемами, привычками, болезнями. Наше общество сделало его таким, нам же с этим и работать.
- Системность
Работа на улице должна подразумевать под собой систему, позволяющую вести планомерную, систематическую многоуровневую работу с детьми улиц. Т.е. работа уличного работника должна представлять собой хорошо отлаженный механизм со своим четким графиком, формами и методами работы, функциональными обязанностями, критериями оценки деятельности, определенным уровнем знаний и культуры и т.д. В тоже время работник должен знать о том, что за его спиной стоит система РП (и иметь о ней представление), способная принять любого ребенка, согласившегося на процесс социализации.
- Комплексность
В работе с уличными детьми необходимо использовать комплексный подход, позволяющий максимально расширить формы работы и виды помощи данной категории детей. Только комплексный подход может помочь уличному ребенку вернуться в общество.
4. Структура службы
Деятельность Службы развивается в рамках социально-педагогического направления подросткового клуба "Дзержинец" г. Тюмени, подразделением которого она и является.
1. Отдел "Ребенок на улице" (группы "Поиск") - осуществление первого контакта, мониторинг и коррекция неформальных детско-подростковых сообществ на территории РП. Уличная социальная работа является первым или базовым звеном РП, своего рода буфером между детьми улиц и обществом.
2. Отдел ресурсной информации - координация ресурсов реабилитационного процесса, деятельность всех его участников, выполнение функции информационного обслуживания всей структуры РП, обработка информационных потоков осуществление информационно-координационных функций для жителей города по социально-педагогическим вопросам (днем) и телефон доверия (ночью).
3. Отдел первичной диагностики - определение травмирующего фактора, осуществление диагностики, на основании которой составляются рекомендации по программе реабилитации конкретного несовершеннолетнего (прием психолога и др. специалистов в перспективе);
4. Отдел "Ребенок дома" (в случае отсутствия на данной территории службы семейных социальных работников) - работа с ближайшим окружением ребенка, попавшего в поле зрения РП. Совместно с органами опеки и попечительства, КДН, правоохранительными органами, педагогами и родителями социальным работником составляются для каждой семьи индивидуальные программы реабилитации, и он контролирует ход их выполнения.
5. Нормативы деятельности
1. Объем работы уличного работника составляет 36 часов в неделю. Эта работа занимает 6 дней в неделю по 6 часов в день (обычно с 16.00. по 22.00). В среднем, 2 часа в день посвящается оформлению документации и 4 - рейдам по району (в зимнее время режим может быть несколько изменен по решению руководства Службы). Если есть необходимость, вечерние часы можно перенести на день для встреч с представителями местной власти или руководителями различных организаций. В качестве исключения некоторые пары, сокращая время работы в один день, пропорционально увеличивают его в другой. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
Еженедельно - собрания уличных работников. Собрания ориентировочно состоит из трех частей. В первой части пары рассказывают о проделанной за неделю работе (результаты мониторинга, ход индивидуальных реабилитационных программ, о проведенных мероприятиях и т.д.), делятся своими находками и приобретенным опытом и т.п., обмениваются информацией о детях, которые попали в поле зрения других работников и о возникших проблемах. Во второй части решаются организационные вопросы, связанные с совместными мероприятиями, решением насущных проблем и т.д. Третья часть собрания посвящалась планированию деятельности уличных работников на следующую неделю. В процессе планирования социальные работники должны попытаться максимально точно определить дни недели и время проведения тех или иных действий, а также где и когда их можно найти на территории.
Один день в неделю в течение 3 часов выделяется время для обучения уличных работников. В курсы лекций могут входить следующие темы: "Ребенок и наркотики", "Детская психология", "Групповая динамика формирование групп" и т.п. По внутреннему графику работники службы могут привлекаться к информационно-консультационной деятельности на телефоне (в этом случае время для рейда пропорционально сокращается).
2. Работа в парах "парень-девушка" является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.
3. Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.
4. Территориальная принадлежность: каждой паре уличных работников (группа "Поиск") отводится определенная территория, которую они должны хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников.
5. Атрибутика: имеет смысл сделать красочную яркую эмблему, которую можно было бы пришить или приклеить на груди\спине куртки, майки и т.д. С одной стороны, это снижает страх детей при первом знакомстве, с другой, излишние вопросы со стороны прохожих и милиции. Эта эмблема должна быть достаточно большой и разборчивой. Конечно, наиболее разумным было бы иметь специальную рабочую одежду.
6. Рабочие инструменты. Уличные работники всегда должны при себе иметь записную книжку с ручкой для фиксации оперативной информации (которую потом нужно будет занести в дневник), список телефонов организаций, оказывающих экстренную помощь детям (приютов, больниц, местных органов власти и т.д.), фонарик для обследования чердаков, подвалов, заброшенных домов. Если имеется возможность, то у социального работника при себе должны быть специальные деньги "на карманные расходы", позволяющие разговорить ребенка через угощение его сдобной булкой, чаем и т.д.
6. Формы отчетности
Бланки документации дают возможность без излишней бюрократизации получать полное и четкое представление о проделанной работе и о состоянии детско-подросткового сообщества в районе.
На первом этапе в обязанности социальных работников входит ведение следующей документации:
- ежедневное ведение дневника. Позволяет сохранить максимум собранной информации, которую в дальнейшем не составит труда подвергнуть системной обработке. Ежедневная схема заполнения может быть различной, в зависимости от преследуемых целей;
- заполнение списка детей (обычных и группы риска) района. Благодаря этим спискам можно оперативно разыскать интересующего вас ребенка, собрать детей на мероприятие, проследить работу уличных работников и т.д;
- ведение списка группировок района. По данным спискам можно реально оценить ситуацию в районе, проведенное уличными работниками мероприятие, разработать комплекс мер по социальной реабилитации криминальных группировок, организовать работу с лидерами группировок и т.д;
- заполнение информационных листков. Из них формируется банк данных по детям группы риска, для которых в дальнейшем разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы;
- оформление своего района на карте. Оформленная карта позволяет визуально определить границы районов, место расположения и характеристику группировок, досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации она систематически обновляется на карте;
- ежемесячные отчеты о проделанной работе в районе. Вся эта информация, за исключением дневников, хранится в индивидуальных папках в помещении для собраний.
7. Критерии оценки эффективности деятельности службы
Критериями оценки эффективности деятельности уличных социальных работников в нашем проекте являлись:
Количество детей, которых удалось увести с улицы.
Это могут быть дети, которые, благодаря правильно продуманной работе сотрудников, вернулись к учебе (в свою или другую школу, ПТУ, училище и т.д.), в семью, стали посещать кружки, секции, были устроены в приют, переехали жить к родственникам, - в общем, решили уйти с улицы.
Количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества (ПАВ). Это дети, которые, благодаря влиянию уличных работников, отказались от употребления наркотиков, токсичных веществ, алкоголя, табака.
Количество детей и группировок, включенных в процесс реабилитации. Это количество зависит от объема и массовости внутрирайонных программ, проводимых уличными работниками для детей группы риска. Сюда могут входить как индивидуальные программы, так и мероприятия общерайонного масштаба. Это программы направлены прежде всего на реабилитацию детей и детских группировок.
Количество детей, задействованных в мероприятиях, проводимых уличными работниками. Это количество детей, включенных в районные мероприятия досугового, культурно-спортивного плана: футбольные, хоккейные и другие турниры, посещение выставок, музеев, ярмарок, выходы на природу и т.п.
Наличие положительной динамики в снижении детской преступности в районе. Эти данные могут быть получены в районных отделах по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН).
Количество организаций и добровольцев, включившихся в РП благодаря деятельности уличных работников. Обладание информацией об учреждениях и организациях своего района дает возможность уличным работникам, используя все свои "дипломатические" способности, наращивать потенциал РП в районе. Чем он больше, тем эффективнее работа с уличными детьми. Этот же результат достигается благодаря вовлечению в работу с уличными детьми как можно большего числа добровольцев, живущих на этой же территории.
Качество работы с органами местной власти. Это может быть оценка, данная работникам инспекторами ОППН, секретарем КДН, УМП города, участковыми и т.д. Качество также может определяться интенсивностью сотрудничества в реализации общих районных программ для детей.
Соблюдение трудовой дисциплины. Отсутствие опозданий, прогулов, посещение всех учебных программ, проводимых в рамках повышения квалификации, выработка полного объема рабочих часов, правильное, аккуратное и своевременное ведение документации и сдача отчетов, отсутствие ЧП в районе, связанных с деятельностью уличных работников.
Работа по самообразованию. Успешная учеба в ВУЗе по своей специальности, чтение специальной литературы, изучение опыта коллег из других стран и т.д.
Все эти данные заносятся в бланк ежемесячных отчетов.
Дополнительные формы контроля работы групп "Поиск"
- контрольные звонки по домашним телефонам сотрудников службы в их рабочее время;
- посещение территории с учетом еженедельного плана уличных работников;
- совместный обход территории, знакомство с детьми и группировками, указанными в отчете (выбор произвольный);
- просмотр дневников;
- проверка информации по процессу реабилитации конкретного ребенка.
Экономическое обоснование
программы деятельности Службы полевой социальной работы
Статья расходов и расчет материалов | Сумма (руб.) |
Источник фи- нансирования |
|
1. | Расходы на оплату труда социальных педагогов (52 ставки 10 разряда), всего из них: начисления на зарплату |
345,0 96,0 |
бюджет |
2. | Расходы по приобретению формы, всего: в т.ч.: - зимний вариант (50 компл. х 1200 руб. - весенне-осенний (50 компл. х 800 руб. - футболки (50 шт. х 80 руб.) - бейсболки (50 шт. х 60 руб.) |
107,0 60,0 40,0 4,0 3,0 |
привлеченные средства |
3. | Изготовление: - шевронов (2 вида, 100 шт. х 200 руб.) - значков (100 шт. х 21 руб.) |
20,0 2,1 |
привлеченные средства |
4. | Приобретение: - бытовые фонарики для работы в вечернее время (50 шт. х 60 руб.) - средств самозащиты газовые баллончики (50 шт. х 50 руб.) |
3,0 2,5 |
привлеченные средства |
5. | Канцелярские товары (ватман, скотч, фломастеры, степлеры, краски, папки, тетради) |
5,0 |
привлеченные средства |
6. | Приобретение оргтехники | 20,0 | привлеченные средства |
Итого: | 514,6 | ||
в т.ч. бюджет |
345,0 |
||
привлеченные средства | 169,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.