Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 1 марта 2001 г. N 144
Городская целевая программа
газификации жилищно-коммунального хозяйства г.Тюмени на
2001-2005 г.г.
Разработчики программы:
Департамент координации систем жизнеобеспечения
администрации г.Тюмени
г.Тюмень, ул.Урицкого, 27, тел.46-41-84
ОАО "Тюменьмежрайгаз" г.Тюмень, ул.Энергетиков, 163, тел.21-30-30
г.Тюмень-2001 г.
I. Основные понятия
В программе используются следующие основные понятия:
- газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом,
- система газоснабжения - имущественный производственный комплекс состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационного и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям,
- газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Город Тюмень имеет надежную кольцевую систему газоснабжения, разводящие сети среднего и низкого давления. В эксплуатации находится 300 км газопроводов, от которых газифицированы 68 промышленных, 18 коммунально-бытовых предприятий, 95 котельных. Подача газа необходимого давления осуществляется через 150 газорегуляторных установки.
Параллельно развивающейся системе газоснабжения природным газом существует и эксплуатируется система снабжения жилищного фонда сжиженным газом, которой охвачено 25,6 тыс.квартир. В работе находится 144 групповых резервуарных установки для хранения сжиженного углеводородного газа (СУГ). Кроме того, ежедневно доставляется абонентам 2000 газовых баллонов.
Городское газовое хозяйство - сложный инженерный комплекс, который содержится и развивается ОАО "Тюменьмежрайгаз", обеспечивая бесперебойное газоснабжение, безопасную эксплуатацию и аварийное прикрытие. Функционируют круглосуточная аварийно-диспетчерская служба, службы эксплуатации и ремонта газовых сетей, действует учебно-курсовой комбинат по подготовке специалистов газового хозяйства.
Для строительства новых газопроводов и ремонта существующих ОАО "Тюменьмежрайгаз" и ОАО "Запсибгазпром", располагая высокоэффективной производственной базой и передовой технологией по прокладке газопроводов, способны решать задачи газификации на новом уровне.
Наличие газового кольца диаметром 700 мм, через которое можно подать потребителям г.Тюмени 5,8 млрд.м3 газа в год, при фактической загрузке 6% от расчетной, позволяет пересмотреть концепцию энергообеспечения в пользу широкого использования природного газа в жилищно-коммунальном хозяйстве, на промышленных предприятиях города, для газификации частного сектора. Экономия средств при оплате коммунальных услуг с переходом на природный газ см. (Приложение N 5, 9)
Причиной низкого коэффициента загрузки газопровода является отставание строительства газораспределительных сетей на территории города и низкая платежеспособность потребителей природного газа.
До сих пор не получило развития создание локальных систем отопления на основе применения высокоэффективных котлов малой и средней мощности в многоэтажной жилой застройке, испытывающей дефицит в теплопотреблении (Затюменская часть города, п.Казачьи Луга).
По данным института "Градъ" удельные затраты на энергообеспечение многоэтажного жилого фонда с использованием природного газа в 1,4-1,5 раза ниже классической схемы энергообеспечения. (Приложения, NN 6, 7).
Медленными темпами идет газификация частного сектора. Уровень газификации составляет 3%, из 16 тыс.квартир используют природный газ 689 квартир.
Перевод жилья на природный газ предполагает улучшение экологической обстановки, сокращение затрат на приведение улиц и придомовых территорий в порядок, снятия напряженности с поставками твердого топлива и сжиженного газа.
Только для льготной категории населения необходимо ежегодно 20 тыс.м3 дров и 10 тыс.тонн угля. Сумма возмещаемых расходов на эти цели составляет 5 млн.рублей, за поставку сжиженного газа - 2,0 млн.рублей.
На практике в настоящее время газификация частной жилой застройки, включая строительство распределительных уличных газопроводов, осуществляется за счет средств граждан, привлекаемых в качестве инвестиций, по при возросших ценах на материалы и оборудование непосильна большинству населения. При этом вопросы собственности юридически не закрепляются, что приводит к бесхозности построенных газопроводов, возникновению спорных ситуаций при финансировании содержания и ремонта сетей газоснабжения.
Для 100 - процентной газификации частного сектора необходимо построить 486 км. газовых сетей, освоить 121,5 млн.рублей капвложений, т.е. необходимо около 30 лет, чтобы полностью газифицировать жилой фонд частного сектора теми темпами, которыми идет сейчас газификация в городе.
В 2001 году истекает нормативный 35-летний срок эксплуатации у 122 емкостей групповых установок СУГ, от которых снабжается 7431 квартира. В связи с выработкой расчетного ресурса сосудов возможности дальнейшей их эксплуатации или необходимости замены решаются после проведения дорогостоящего диагностирования технического состояния и определения остаточного ресурса. В последующие годы количество сосудов, отработавших нормативный срок службы будет возрастать, т.к. массовая газификация города от групповых емкостных установок сжиженного газа происходила в 1963-70 г.г. Несвоевременное проведение технического диагностирования подземных сосудов сжиженного газа поставит под угрозу безопасность жителей города и лишит значительную часть населения источника энергоснабжения. Оптимальный вывод из создавшейся ситуации - перевод жилищного фонда с групповых установок СУГ на природный газ, что не только упрощает сам процесс энергоснабжения потребителей, но и дает значительный экономический эффект при сравнении с вариантом замены емкостей, отработавших свой ресурс, на новые.
Усредненные затраты на перевод жилищного фонда с СУГ на природный газ с применением установки горизонтально-направленного бурения "Навигатор" составляют 545,2 тыс.руб. (Приложение N 8).
Газопроводы природного газа являются источником опасности. Распределительные уличные газопроводы частного сектора прокладываются в основном в надземном исполнении стальными трубами вдоль линий застройки на опорах и по (фасадам зданий, что не противоречит требованиям действующих СНИП. Однако учитывая, что большинство зданий частного сектора деревянные 4-й и 5-й степени огнеопасности, такая схема не обеспечивает пожарную безопасность. Предпочтительнее подземные полиэтиленовые газопроводы, более надежные и долговечные.
Самым дешевым и часто единственно доступным решением газификации частных домов является перевод существующих печей на газовое топливо путем установки в топку газогорелочных устройств, которые зачастую не обеспечивают отключения подачи газа при нарушениях тяги в печи. При обследовании дымоходов органами пожарной охраны проверяется только соблюдение безопасности, а не пригодность к работе на газовом топливе.
Необходимо организовать обследование печей обученными специалистами - печниками, обеспечить при необходимости переоборудование печей и их ремонт для безопасной работы на газе.
До настоящего времени, ввиду отсутствия финансирования, не откорректирована генеральная схема газоснабжения г.Тюмени. Строительство сетей ведутся хаотично, без учета транзитных расходов газа, попутных потребителей и нужд населения. Как показывает опыт, отсутствие единого заказчика по строительству систем газоснабжения, наличие городских газопроводов в долевой собственности предприятий и частных лиц сдерживает развитие газификации, т.к. предприятия - владельцы заинтересованы не в развитии и поддерживании на должном уровне сетей газоснабжения, а в том, чтобы компенсировать понесенные затраты на строительство, или получить прибыль за счет других, подключающихся к их газопроводам.
Поэтому необходимо передавать городские газопроводы, построенные при долевом участии администрации города и предприятий, на баланс эксплуатационных организаций газового хозяйства, имеющих лицензию и опыт эксплуатации.
Таким образом, решить весь комплекс вопросов, возникающих при газификации г.Тюмени, невозможно путем проведения отдельных, не связанных между собой действий. Достижение конечной цели можно достичь лишь при использование системного подхода к существующей проблеме.
III. Основные цели и задачи программы
3.1. В связи со сложностью решаемой проблемы программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
- повышение использования природного газа в энергетическом балансе города;
- обеспечение децентрализованного тепло- и энергоснабжения жилищно-коммунальных объектов;
- улучшение экологической обстановки;
- снятие напряженности с обеспечением твердым и жидким топливом для производства тепловой энергии;
- экономия средств бюджета на содержание муниципальных объектов;
- обеспечение бесперебойной поставки газа для коммунально-бытовых нужд;
- увеличение срока эксплуатации газопроводов за счет применения полиэтиленовых труб и фитингов;
- ликвидация устаревшей системы газоснабжения населения от групповых и газобаллонных установок сжиженного газа;
- улучшение социально-бытовых условий жизни населения, особенно в частном секторе.
3.2. Для достижения указанных целей усилия органов местного самоуправления необходимо сосредоточить на решении следующих главных задач:
- газификация частного сектора (приложение N 2);
- перевод жилищного фонда с групповых установок для хранения СУГ на природный газ, (приложение N 3);
перевод многоквартирных жилых домов с газобаллонных установок на природный газ, (приложение N 4).
IV. Сроки реализации программы
Полномасштабная реализация программы предусматривается в 2002-2005 годах. Объем программы см. (Приложение N 1)
V. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:
N п/п | Наименование мероприятий | Исполнители |
1 | 2 | 3 |
Налоговые | ||
1 | Проведение реструктуризации задолженно- сти предприятий и организаций в городской бюджет |
Администрация города |
2 | Проведение централизованного погашения задолженности в бюджет г.Тюмени в рамках договора о сотрудничестве на производство работ по газификации |
|
3 | Списание части штрафов и пени предприятиям, своевременно и в полном объеме выполняющих условия реструктуризации. |
|
Инвестиционные | ||
4 | Предоставление льготных кредитов, ссуд предприятиям, занятым в реализации программы газификации. |
Администрация города. |
5 | Выделение 10 процентов объема капвложений на развитие баз эксплуатации газового хозяйства. |
|
6 | Определение условий для выдачи Администрацией города поручительств по кредитам предприятий. |
|
7 | Внесение предложений о совместном финансировании Программы из городского и областного бюджетов |
|
Имущественные | ||
8 | Передача на баланс газораспределительных организаций законченных строительством газовых сетей с представлением льгот по налогу на имущество, ограничив срок действия этой льготы не более 5 лет. Газовые сети, финансирование строительства которых осуществлялось за счет средств бюджета города, передаются в муниципальную собственность. |
Администрация города. |
9 | Предоставление, в том числе на льготных условиях, прав на целевой имущественный найм городского имущества. |
|
10 | Передача предприятиям, участвующим в реализации программы тарификации, в целевое трастовое управление пакетов ценных бумаг или долей (наев), находящихся в собственности города |
|
Организационные | ||
11 | Предусмотреть введение в администрации го- рода должности специалиста-координатора целевой городской программы газификации жилищно-коммунального хозяйства г.Тюмени |
Администрация города. |
12 | Подготовка предложений по улучшению энергообеспечения районов города, имеющих дефицит тепла, развитию сетей газоснабжения. |
Департамент координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени, комитет по архитектуре и градостроительству. |
13 | Подготовка и предоставление материалов при корректировке генерального плана города в части развития сетей газоснабжения. |
Департамент координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени, комитет по архитектуре и градостроительству |
VI. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
6.1. Управление реализацией Программы возлагается на Департамент координации систем жизнеобеспечения администрации города, специалиста координатора в его составе.
6.2. Контроль за выполнением Программы осуществляет городская Дума не реже одного раза в год.
VII. Ресурсное обеспечение программы
7.1. Газификация частного сектора:
- строительство уличных сетей, ГРП, ШРП 70% - средства городского бюджета, 30% - привлеченные средства (ОАО "Запсибгазпром", ОАО "Тюменьмежрайгаз");
- строительство подводов к домам, внутридомовая обвязка, приобретение домового газового оборудования, обследование строений - за счет средств населения.
7.2. Перевод жилищного фонда с групповых установок для хранения СУГ на природный газ - за счет средств городского бюджета.
7.3. Перевод многоквартирных жилых домов с газобаллонных установок на природный газ:
- проектирование и строительство подводящего газопровода и ШРП:
50% - средства городского бюджета, 50% - привлеченные средства (ОАО "Запсибгазпром", ОАО "Тюменьмежрайгаз"):
- проектирование и строительство внутридомовой газовой обвязки - средства городского бюджета;
- подключение и приобретение бытового газового оборудования - за счет средств населения.
Пояснительная записка
к программе газификации жилищно-коммунального хозяйства г.Тюмени
на 2001-2005 гг.
Предлагаемая Программа состоит из 7 разделов:
В первом разделе даются пояснения основных терминов и определений ("газоснабжение", "система газоснабжения", "газораспределительные системы", "газификация").
Во втором разделе изложено содержание проблемы и необходимость ее решения. Определены основные направления газификации:
1. Газификация частного сектора.
Из 16 тысяч квартир, исключая коттеджную застройку, сетевой газ проведен всего в 689 домах. Перевод жилья на природный газ предполагает прежде всего улучшение социально-бытовых условий жизни населения, снижение загрязненности окружающей среды, снятие напряженности с поставками твердого топлива и сжиженного газа. Только для льготной категории населения необходимо ежегодно 20 тысяч м3 дров и 10 тысяч тонн угля. Сумма возмещаемых расходов на эти цели составляет 5 млн.руб., за поставку сжиженного газа - 2 млн.руб.
2. Перевод жилищного фонда снабжаемого от групповых установок СУГ на природный газ.
В г.Тюмени более 140 групповых установок сжиженного газа (СУГ) с истекающим 35-летним нормативным сроком эксплуатации, от которых обслуживается свыше 25000 абонентов.
В этой связи существует угроза безопасности жителей города. Перевод таких систем газоснабжения на природный газ не только упрощает сам процесс энергоснабжения потребителей, но и дает значительный экономический эффект при сравнении с вариантом замены емкостей, отработавших свой ресурс, на новые.
3. Перевод многоэтажных жилых домов с ГБУ на природный газ. В г.Тюмени 201 многоэтажных жилых дома (3837 квартир), снабжаемые сжиженным углеводородным газом от газобаллонных установок (ГБУ). Ликвидация этой устаревшей системы газоснабжения позволит значительно упростить подачу топлива в дома на нужды пищеприготовления, снизить суммы дотаций из бюджета для льготной категории населения за поставленный сжиженный газ в пределах 700 тыс.руб. в год.
Полномасштабная реализация Программы предусматривается в 2002-2005 г.г.
Формы, методы и механизм реализации Программы определяются генеральным заказчиком - администрацией города Тюмени. Реализация Программы осуществляется посредством выполнения соответствующих мероприятий - налоговый инвестиционных, имущественных и прочих мероприятий.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации изложены в шестом разделе. Управление Программой предлагается возложить на Департамент координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени. Контроль за выполнением Программы в целом осуществляет городская Дума не реже 1 раза в год.
В седьмом разделе указывается, за счет каких источников планируется производить финансирование Программы. Основным источником является городской бюджет.
Важно отметить, что в последние 2-3 года немало сделано по газификации в г.Тюмени. Проложено более 40 км. разводящих газопроводов, для газификации жил. массивов в районе магазина "Маяк", Крестьянские места, п.Парфеново, п.Мыс, п.Андреевский, д.Плеханово, где уже сейчас имеется возможность подключения части домов к природному газу.
Паспорт
городской Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства
г.Тюмени на 2001-2005 гг.
Основание для разработки Программы Распоряжение Главы города
от 09.03.2000 N 789
Разработчики Программы Департамент координации систем
жизнеобеспечения администрации
г.Тюмени
ОАО "Тюменьмежрайгаз"
1. Состояние проблемы, пути решения, общая
эффективность программы
Уровень газификации природным газом жилищного фонда города Тюмени составляет 1,4%, в то время как загрузка существующего газового кольца высокого давления не более 6%.
Из 16 тыс. квартир в частном секторе пользуются природным газом около 689. Истекает нормативный 35-летний срок эксплуатации групповых установок сжиженного газа (СУГ) от которых обслуживается свыше 25000 абонентов. Несвоевременное проведение дорогостоящего технического диагностирования или замены емкостей поставит под угрозу безопасность жителей города.
Кроме того, около 4000 квартир в многоквартирных жилых домах на газобаллонных установках. Не развиваются эффективные локальные системы отопления в многоэтажной жилой застройке.
Данная проблема решается путем проведения специальных мероприятий. Это прежде всего, наряду со средствами городского бюджета, привлечение инвестиций заинтересованных предприятий, личных сбережений граждан.
2. Конечная цель программы
Ликвидация устаревшей системы газоснабжения населения от групповых и газобаллонных установок сжиженного газа, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, особенно в частном секторе.
3. Срок выполнения программы
2001-2005 гг.
4. Генеральный заказчик
Администрация г.Тюмени.
5. Руководитель программы
Директор Департамента координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени Маторыгин А.А.
6. Финансовые затраты на реализацию программы
Источниками финансирования Программы являются бюджетные средства - 187 млн.руб., собственные средства предприятий - 40 млн.руб., средства населения - 19 млн.руб.
7. Экономическая и социальная эффективность программы
Экономия средств на диагностировании и периодическом переосвидетельствовании подземных емкостей сжиженного газа, уменьшение сумм возмещаемых расходов за поставку льготной категории граждан, топлива и сжиженного газа. Уменьшение расходов граждан на оплату коммунальных услуг, улучшение условий их жизни. Снижение загрязнения окружающей среды.
8. Реализация программы
Исполнение программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.