Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации признаны утратившими силу.
В связи с этими изменениями к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесены вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда соответственно работников государственных учреждений и работников муниципальных учреждений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают законодательные и нормативные правовые акты, в том числе, регламентирующие вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые вступают в силу с 1 января 2005 года.
Для сохранения общих принципов подхода к регулированию оплаты труда работников бюджетной сферы, единых критериев при определении квалификации работников учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней при разработке законодательства по вопросам оплаты труда работников субъекты Российской Федерации должны руководствоваться "Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год" (далее - Рекомендации), утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 года и направленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такие Рекомендации будут разрабатываться ежегодно в соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации.
По информации, поступающей из субъектов Российской Федерации в ряде регионов уже приняты необходимые законодательные и нормативно-правовые акты, вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации возникают трудности при разработке новой законодательной базы по вопросам оплаты труда.
В Трудовой кодекс Российской Федерации законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были внесены изменения и дополнения, в т.ч. в статьи, регламентирующие вопросы установления минимальной заработной платы, установления тарифной системы оплаты труда и порядка ее применения (ст. 130, 133, 135, 143), которыми следует руководствоваться при разработке новых законодательных актов. Работа по внесению поправок в Трудовой кодекс продолжается.
В Рекомендациях субъектам Российской Федерации предлагается утвердить на 2005 год систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, аналогичную действующей на федеральном уровне, что значительно облегчает задачу, так как нет необходимости разрабатывать принципиально новые системы оплаты труда.
Для чего органами государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются соответствующие нормативные акты, устанавливающие для данного субъекта систему оплаты труда на 2005 год на основе Единой тарифной сетки, с сохранением ее параметров, в т.ч. межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и 18 разрядов как 1:4,5.
Вместе с тем, параметры вводимых в субъектах тарифных сеток могут быть установлены, как на уровне ЕТС, действующей на федеральном уровне, так и иные (в более высоких размерах), в зависимости от финансовых возможностей региона, за исключением субъектов, получающих дотации из федерального бюджета.
С учетом принятого повышения минимального размера оплаты труда на 20% с 1 января 2005 года в регионе должны быть осуществлены меры по повышению заработной платы в таком же размере.
Ставка 1 разряда ЕТС устанавливается соответствующим нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативно-правовыми актами субъектов производится отнесение к разрядам оплаты труда ЕТС по должностям работников государственных учреждений;
утверждаются тарифно-классификационные характеристики и квалификационные требования по должностям (профессиям) работников;
утверждается порядок и условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений;
утверждаются показатели и порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей учреждений культуры;
устанавливаются повышенные тарифные ставки (оклады) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда;
устанавливается порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих (размеры оплаты, условия, перечни профессий рабочих, или виды работ, за которые производится повышенная оплата);
устанавливаются условия оплаты труда работников государственных учреждений с учетом отраслевых особенностей (положение об оплате труда);
утверждается порядок аттестации руководителей, специалистов и служащих на соответствии занимаемой должности.
При разработке нормативной базы по оплате труда субъекты могут руководствоваться нормативными актами, принятыми на федеральном уровне на основе которых, с учетом региональных и отраслевых особенностей организации и оплаты труда утверждаются новые нормативно-правовые акты.
Так, постановление Минтруда России от 01.02.1995 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации", может быть взято за основу при разработке субъектов нормативного акта по отнесению к разрядам оплаты труда ЕТС по должностям работников культуры.
В настоящее время Минздравсоцразвития России разрабатываются для федеральных учреждений новые нормативные документы по отнесению к разрядам оплаты труда по должностям работников бюджетных отраслей, в том числе по отрасли культуры.
Квалификационные характеристики по должностям (профессиям) работников будут сформированы на основе отраслевых нормативных правовых актов в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), порядок утверждения которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 787. В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, разработка указанных справочников возложена на данное министерство.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что устанавливаемые размеры и условия оплаты труда не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, предоставлявшихся отдельным категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Поэтому, при разработке новых нормативных актов, следует учесть, что все нормы отмененных федеральных актов должны быть сохранены в соответствующих законодательных актах субъекта.
Так, например, в связи с отменой Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", по которому специалистам учреждений культуры, расположенным в сельской местности, устанавливались повышенные на 25 процентов тарифные ставки (оклады), следует предусмотреть установление аналогичной нормы для этой категории работников соответствующим нормативным актом, с целью недопущения ущемления прав специалистов, принятых на работу после 1 января 2005 года.
То же относится и к устанавливаемым работникам размерам тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок и повышений оплаты труда отдельным категориям работников.
Помимо нормативных актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями культуры разрабатываются и утверждаются в установленном порядке локальные нормативные акты, которые (статья 8 ТК РФ) принимаются работодателем и действует в пределах конкретного учреждения.
Таким локальным нормативным актом может являться положение об оплате труда, (надбавках, премировании), которое является юридической основной для осуществления выплат работникам данного учреждения. Причем положений в учреждении может быть несколько, по видам выплат.
Так в Положении об оплате труда (надбавках (доплатах), премировании, материальной помощи) должны быть отражены следующие моменты: условия оплаты труда, применяемые в учреждении с указанием нормативных актов; на кого распространяется данное положение (например положение о премировании - распространяется на всех работников, или только на штатных, и т.д.); периодичность и сроки выплаты заработной платы (премий) работникам, источники выплат, виды применяемых в учреждении доплат, надбавок, повышений (в т.ч. за почетные звания, за ученую степень, за непрерывный стаж работы, за знание и владение иностранными языками, за работу в ночное время, за работу в сельской местности, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иные), порядок установления размеров выплат и др.
В Положении о премировании, помимо показателей премирования, оговариваются условия, при которых размер премии может быть уменьшен, либо премия не выплачивается работнику совсем.
В дополнение к изложенному, Минкультуры России просит ускорить представление информации о принятых субъектом законодательных и нормативно-правовых актах по оплате труда в государственных учреждениях культуры (с представлениями копий документов) на наш запрос от 17 февраля 2005 г. N 2-01-16/07.
|
Д.М. Амунц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ отнесены вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений и работников муниципальных учреждений.
Органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно разрабатывают и принимают законодательные и нормативные правовые акты, в том числе, регламентирующие вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые вступают в силу с 1 января 2005 года.
При разработке законодательства по вопросам оплаты труда работников субъекты РФ должны руководствоваться "Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год".
В Рекомендациях субъектам РФ предлагается утвердить на 2005 год систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, аналогичную действующей на федеральном уровне, что значительно облегчает задачу, так как нет необходимости разрабатывать принципиально новые системы оплаты труда.
Учреждениями культуры разрабатываются и утверждаются в установленном порядке локальные нормативные акты, которые принимаются работодателем и действует в пределах конкретного учреждения.
В Положении об оплате труда должны быть отражены условия оплаты труда, на кого распространяется данное положение, периодичность и сроки выплаты заработной платы работникам, источники выплат, виды применяемых в учреждении доплат, надбавок, повышений, порядок установления размеров выплат и др.
В Положении о премировании, помимо показателей премирования, оговариваются условия, при которых размер премии может быть уменьшен, либо премия не выплачивается работнику совсем.
Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 23 марта 2005 г. N 8-01-16/08-ДА "О введении условий оплаты труда в государственных учреждениях культуры"
Текст письма официально опубликован не был