Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Общие положения
1. Главной задачей по организации обучения населения г.Тюмени в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций считать увеличение охвата и повышение эффективности обучения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера на основе совершенствования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Задачи подготовки населения по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций:
- обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- выработка у руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений навыков по подготовке и управлению силами и средствами гражданской обороны входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- практическое усвоение работниками по гражданской обороне и в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
3. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в зависимости от степени их участия в выполнении задач гражданской обороны, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организовать и осуществлять по следующим группам:
а) должностные лица гражданской обороны и РСЧС:
- начальники гражданской обороны;
- председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и устойчивости;
- руководители эвакуационных органов;
- руководители служб гражданской обороны;
- начальники (руководители) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и их заместители;
- руководители и заместители руководителей структурных подразделений и организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения гражданской обороны);
б) специалисты гражданской обороны и РСЧС:
- работники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- работники структурных подразделений гражданской обороны;
- работники курсов гражданской обороны;
- преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее ОБЖ).
в) работники организаций, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны (далее - формирования),
- руководители формирований;
- личный состав формирований.
г) работники организаций, не входящие в состав формирований;
д) учащиеся муниципальных общеобразовательных учреждений;
е) население, не занятое в сферах производства и обслуживания (далее - неработающее население).
4. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществлять в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в областном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, по месту работы, учебы и жительства.
Обучение в зависимости от групп обучаемых, осуществлять путем привлечения на переподготовку и повышение квалификации, обучения на плановых занятиях, проводимых по соответствующим программам, самостоятельной подготовки, участия в учебно-методических сборах, тренировках и учениях, а также с использованием других форм обучения.
5. В целях организации и обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) начальники гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям:
- обеспечивают дальнейшую реализацию положений федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об образовании", постановлений Правительства РФ от 24 июня 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- совершенствуют систему обучения населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
- на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней рассматривают вопросы совершенствования системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- приказами определяют порядок подготовки должностных лиц и работников предприятий, организаций и учреждений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- усиливают контроль за ходом и качеством подготовки формирований в организациях, повышают их готовность к выполнению задач по предназначению;
- принимают меры по воссозданию и активизации деятельности учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных органах;
- оказывают методическую и материально-финансовую помощь предприятиям, организациям и учреждениям в совершенствовании учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС, в подготовке и проведении учений и тренировок;
- ежегодно проводят учебно-методические (оперативно-специальные) сборы с должностными лицами гражданской обороны и РСЧС, руководителями предприятий, организаций и учреждений на которых подводят итоги за прошедший год и ставят задачи на следующий учебный год.
б) начальники (руководители) органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- совместно с органами управления образованием, а также организациями и общественными объединениями обеспечивают функционирование и развитие системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организовывают подготовку на курсах ГО города в каникулярное время на двухдневных сборах учителей начальных классов и классных руководителей школ. Продолжают практику привлечения для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ по наиболее сложным темам мастеров производственного обучения курсов ГО. Совместно с органами управления по образованию организовывают проверки общеобразовательных учреждений с целью определения состояния ГО и качества обучения по курсу ОБЖ;
- пропагандистскую работу направляют на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, их целей, задач, роли в общей системе политических, экологических, правовых, военных и иных мер используя в этих целях средства массовой информации, возможности местной печати, радио и телевидения, многотиражных газет организаций;
- пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций ведут в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распределение информационно-справочных учебных печатных пособий (брошюр, листовок, плакатов). Активно используют такие формы работы, как беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов, диспуты и викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- организовывают тематические показы фильмов по гражданской обороне на курсах ГО города, в организациях, в учебно-консультационных пунктах, и по местному телевидению;
- принимают активное участие в обсуждении проекта Базисного учебного плана для 12-летней школы, по вопросу изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
- усиливают контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения всех групп населения, организуют учет подготовки по всем категориям;
- реализовывают планы развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны и РСЧС;
- обеспечивают в учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно-материальной базы, в том числе и созданной с долевым участием организаций;
- активизируют работу по созданию при жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационных пунктов для обучения неработающего населения и их оснащению. Ежегодно проводить смотры-конкурсы на лучший учебно-консультационный пункт;
- усиливают контроль и помощь организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, привлекая для этих целей личный состав курсов гражданской обороны, а также работников гражданской обороны отраслевых органов. Ежегодно обобщают и распространяют положительный опыт в организации и проведении комплексных учений и тренировок в организациях;
- ежегодно в рамках "Дня города" организовывают и проводят "Дни (месячники) гражданской защиты", как смотра готовности гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Нумерация пунктов соответствует источнику
Постановлением Главы г. Тюмени от 2 июля 2003 г. N 35 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения
4. При организации обучения различных групп населения руководствоваться следующим:
а) подготовку должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществлять путем:
- переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, в областном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на городских курсах гражданской обороны (при назначении на должность, в последующем 1 раз в 5 лет);
- текущей подготовки руководящего состава и специалистов предприятий, организаций и учреждений организовать по месту работы из расчета 15 часов на учебный год. При этом, в зависимости от уровня подготовки обучаемых, специфики производства и местных условий, по согласованию с органами, специально уполномоченными на решать задачи по гражданской обороне, определять конкретные темы и время на их изучение без сокращения общего количества часов;
- участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;
- самостоятельной подготовки;
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучение нормативных правовых и планирующих документов, совершенствование практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Первичную подготовку руководителей и специалистов структурных подразделений гражданской обороны, созданных (назначенных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" осуществить в областном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на городских курсах гражданской обороны.
б) Подготовку работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны осуществлять путем:
- повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и на курсах гражданской обороны;
- проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки формирований, утвержденным МЧС России 03.11.1994, в объеме 20 часов. При этом общая тематика - 14 часов изучается всеми формированиями, а специальная тематика - 6 часов изучается с учетом предназначения формирований;
- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.
При подготовке руководителей формирований особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению, организации выполнения поставленных задач и управлению формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Добиться освоения личным составом формирований наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований, при выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
При проведении практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций наиболее характерных для данной организации.
Начальникам ГО разрешить вносить в программы (раздел специальной подготовки) уточнения и дополнения с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.
в) обучение работников организаций, не входящих в состав формирований осуществлять путем:
- проведения занятий по месту работы без отрыва от производственной деятельности, на плановых занятиях по утвержденной программе в объеме 14 часов;
- проведения занятий по месту работы без отрыва от производственной деятельности, на плановых занятиях по утвержденной программе в объеме 12 часов;
- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
- индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий.
Для проведения занятий привлекать должностных лиц, инженерно-технических работников организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.
С руководителями занятий (учебных групп), назначенных приказами начальников гражданской обороны организаций, перед началом нового учебного года проводить одно-двухдневные сборы на базе курсов гражданской обороны, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения.
При обучении шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Начальникам гражданской обороны организаций постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведением.
г) обучение неработающего населения осуществлять по месту жительства по утвержденной программе в объеме 12 часов путем:
- проведения занятий в учебно-консультационных пунктах по программе утвержденной МЧС России;
- посещения пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;
- чтения памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- участия, в установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
Основное внимание при обучении этой группы населения обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
Подготовку организаторов (консультантов) учебно-консультационных пунктов осуществлять на курсах гражданской обороны.
Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по предупредительному сигналу "Внимание всем" и в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест проживания.
д) обучение учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений осуществлять:
- в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в объеме 400 часов, а также путем участия в установленном порядке в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
- проведением на заключительном этапе занятий с учащимися по курсу ОБЖ "День защиты в чрезвычайных ситуациях" методом тренировки. В рамках дополнительного образования по курсу ОБЖ активизировать работу по дальнейшему развитию Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности", шире привлекая для этих целей учреждения детско-юношеского туризма;
- путем проведения ежегодных окружных и городских соревнований учащихся общеобразовательных учреждений Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности". Организовывать и проводить полевой лагерь "Юный спасатель".
При подготовке этой группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у учащихся и чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и военного характера.
е) в дошкольных образовательных учреждениях:
- организовать проведение занятий по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", введенной в действие письмом Министерства образования России от 18.07.97 г. N 112/34-16;
Цель данной программы - научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте. При общении с незнакомыми людьми, при столкновении с опасными предметами, животными или ядовитыми растениями, способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни.
5. В целях практической подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить:
- командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях - ежегодно продолжительностью до одних суток;
- тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводить с формированиями повышенной готовности - один раз в год, с остальными формированиями - одни раз в три года;
- комплексные учения продолжительностью до двух суток, периодичностью один раз в три года проводить на предприятиях, в организациях и учреждениях, отнесенных к категории по гражданской обороне, на объектах с численностью работающих 5 тыс. и более комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов;
- в других организациях один раз в три года проводить объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов;
- тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений проводить ежегодно.
Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводить командно-штабные учения.
Одной из важнейших задач, при проведении комплексных учений и тренировок, считать отработку действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
6. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять:
- за счет средств городского бюджета - подготовку руководителей и обучение работников в составе городских территориальных гражданских организаций гражданской обороны, тренировки и учения, в том числе окружные и городские слеты-соревнования "Школа безопасности и полевые лагеря "Юный спасатель", проводимые администрацией города, а также участие в учениях, проводимых администрацией области;
- за счет средств предприятий, организаций и учреждений не зависимо от их организационно-правовой формы - подготовку населения занятого в сфере производства и обслуживания, комплексные учения и тренировки проводимые на объектах, а также участие в учениях проводимых органами администрацией города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.