Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Тюменской
городской Думы
от 30 мая 1996 г. N 22
Положение
о статусе Депутата Тюменской городской Думы
9 октября 1997 г., 26 апреля 2001 г.
Настоящее Положение определяет права, обязанности и ответственность депутата Тюменской городской Думы, регламентирует условия и порядок осуществления депутатской деятельности, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатом своих полномочий.
I. Общие положения
Статья 1. Депутат Тюменской городской Думы
Депутатом Тюменской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации, гражданин иного государства, постоянно проживающий в городе Тюмени не менее одного года и обладающий избирательным правом.
В деятельности городской Думы (далее: Думы) депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Депутат взаимодействует с органами городского самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями, действующими на территории города.
В своей деятельности депутат руководствуется федеральным и областным законодательством, решениями органов городского самоуправления и своими убеждениями, учитывает интересы населения города и избирателей округа.
Статья 2. Правовая основа деятельности депутата
Статус депутат определяется в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством и законодательством области Уставом г. Тюмени, настоящим Положением, регламентом Думы, другими нормативными актами Думы.
Статья 3. Срок полномочий депутата
Срок полномочий депутата городской Думы - 4 года. Он не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Полномочия депутата начинаются со дня его образования и прекращаются в день начала работы городской Думы нового состава.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата
Полномочия депутат прекращаются досрочно в случаях:
- избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;
- утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
- выезда депутата на постоянное жительство и работу за пределы города;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
- письменного заявления депутата о сложении полномочий;
- признания гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
- признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- смерти депутата;
- в случае досрочного прекращения деятельности городской Думы;
- отзыве депутата избирателями;
- избрании депутата в иной представительный орган местного самоуправления или представительный орган государственной власти;
- в случае принятия судом решения о признании результатов выборов депутата недействительными полномочия депутата прекращаются со дня принятия решения;
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, включается в повестку дня заседания, если данный депутат был оповещен об этом не позднее чем за 10 дней до начала заседания.
Статья 5. Ответственность депутата за неисполнение своих обязанностей
Депутат Думы несет моральную ответственность за систематическое неучастие в ее работе.
Систематическим неучастием в работе Думы признается регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях Думы, органов Думы, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений Думы, ее органа, членом которого депутат является.
Депутат обязан принимать активное участие в работе Думы и других органах самоуправления.
В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся избирателям его избравшим.
Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата
Депутат имеет удостоверение, которым он пользуется в течение срока своих полномочий и которое подтверждает личность и полномочия депутата.
Образец удостоверения утверждается решением Думы
Удостоверение депутата городской Думы является документом, дающим право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения, находящиеся на территории города за исключением случаев, определенных федеральным законодательством.
По решению Думы депутат может иметь нагрудный знак, образец и описание которого утверждается решением Думы.
Статья 7. Условия осуществления депутатом городской Думы депутатской деятельности
Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на не освобожденной от своей постоянной оплачиваемой работы основе.
Решением Думы может быть установлено число депутатов, работающих в Думе на постоянной профессиональной основе.
Депутат городской Думы, работающий на постоянной основе не может быть депутатом иных представительных органов местного самоуправления и представительных органов государственной власти, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутат городской Думы не работающий на профессиональной постоянной основе, не может быть депутатом иных представительных органов местного самоуправления, депутатом представительного органа государственной власти, а также не может находиться на государственной и муниципальной службе.
Депутат городской Думы для осуществления своих полномочий вправе иметь помощников.
Статус помощника депутата городской Думы определяется городской Думой.
Статья 8. Формы осуществления депутатской деятельности
Депутат осуществляет свои полномочия в следующих формах:
- участие в заседаниях Думы;
- участие в работе органов Думы;
- выполнение поручений Думы, ее органов;
- работы в избирательном округе;
- обращения с депутатским запросом;
- обращение с вопросом к Главе города и его заместителям, руководителям структурных подразделений городской администрации на заседаниях городской Думы;
- обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, расположенные на территории города.
Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных в Уставе города, Регламенте Тюменской городской Думы и не противоречащих Конституции РФ, федеральным и областным законам и настоящему Положению.
Статья 9. Взаимоотношения депутата с избирателями, его подотчетность перед ними
Депутат поддерживает связь с избирателями и избирательными объединениями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций, государственными и иными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен. Отчет депутата осуществляется не реже чем раз в полгода на общем собрании избирателей избирательного округа.
Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутату предоставляется время для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе в порядке, определенном Думой.
Соответствующие должностные лица местного самоуправления оказывают помощь депутату в осуществлении депутатской деятельности в избирательном округе, обеспечивают извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяют для этого помещение.
Избирателям предоставляется право отзыва депутата в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 10. Взаимоотношения депутата с органами местного самоуправления.
Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности городской Думы.
Городская Дума вправе заслушать сообщение депутата о его работе в избирательном округе, о выполнении им решений и поручений Думы.
Глава города оказывает депутату необходимую помощь в его работе, информирует депутата о своей деятельности, о ходе выполнения программ экономического и социального развития города, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутата.
II. Права и обязанности депутата
Статья 11. Права, предоставляемые депутату, для осуществления депутатских полномочий
В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право:
- вести прием граждан своего избирательного округа;
- избирать и быть избранным в комиссии Думы;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых комиссий и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Думой;
- предлагать вопросы для рассмотрения Думой;
- вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- ставить вопросы о необходимости разработки (подготовки) нового решения Думы;
- вносить на рассмотрение проекты решений Думы;
- участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;
- вносить поправки к проектам решений, другим актам Думы;
- вступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;
- оглашать на заседании Думы обращения граждан, имеющие общественное значение;
- вносить предложения по реализации права законодательной инициативы органами местного самоуправления;
- вносить предложения о необходимости проведения депутатского расследования по вопросу, отнесенному к компетенции Думы.
- вносить предложения о заслушивании отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Думе;
- участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории города, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
- осуществлять по поручению Думы контроль за исполнением решений, принятых Думой;
- проверять по поручению Думы, а также по собственной инициативе, с привлечением соответствующих должностных лиц местного самоуправления общественных объединений, сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций;
- осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении;
- проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями;
- участвовать в работе различных объединении избирателей, органов территориального общественного самоуправления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
При голосовании по вопросам, рассматриваемым на заседании Думы, депутат голосует лично, имеет один голос.
Реализация указанных прав осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом правил и норм внутренней деятельности, установленных на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории города.
Статья 12. Обязанности депутата
Депутат обязан:
- поддерживать связь с избирателями, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций, государственными и иными органами, расположенными на территории его избирательного округа;
- принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей;
- рассматривать поступившие от избирателей предложения, жалобы и заявления, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
- изучать общественное мнение;
- периодически информировать избирателей о своей деятельности, деятельности городской Думы и постоянной комиссии, членом которой он является;
- принимать личное участие в заседаниях Думы;
- в случае невозможности прибытия на заседание Думы - уведомлять о причинах своего отсутствия председателя Думы в порядке и сроки, предусмотренные Регламентом Думы;
- в процессе выступлений, дачи справок, реализации иных прав на заседаниях Думы придерживаться правил, установленных в Регламенте, выступать по предмету обсуждения, соблюдать нормы депутатской этики;
- голосовать лично при принятии решений Думы;
- выполнять поручения, возложенные на него решением Думы по вопросам ее ведения:
- лично участвовать в заседаниях постоянной комиссии членом которой он является;
- выполнять поручения председателя постоянной комиссии по вопросам ведения комиссии;
- отчитываться не реже чем раз в полгода на общем собрании избирателей избирательного округа.
Статья 13. Участие депутата в работе Думы.
Председатель Думы заблаговременно в сроки, установленные Регламентом, через аппарат Думы сообщает депутату о времени созыва и месте проведения заседания, о вопросах, вносимых на рассмотрение заседания, представляет ему все необходимые материалы по этим вопросам.
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, а также комиссией рабочей группой и другим формированием, созданным Думой.
Депутат реализует на заседаниях Думы предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Думы.
Статья 14. Депутатский запрос
Депутатский запрос - адресованное депутатом конкретному государственному, муниципальному органу или должностному лицу требование дать на заседании Думы официальное объяснение или изложить позицию по вопросу, связанному с выполнением функций этого органа или лица.
Депутат, группа депутатов Думы имеют право на внесение депутатского запроса к любым структурам местного самоуправления города или к их должностным лицам, руководителям общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, к командованию войсковых частей, расположенных на территории города, а также к органам государственной власти области по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
Обращение депутата с предложением о внесении депутатского запроса представляется на заседание Думы, Обращение становится запросом только после соответствующего решения Думы.
Запрос вносится на заседание Думы в письменной форме.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должен дать на него ответ в устной (на заседании Думы) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной более поздний срок, установленный Думой.
Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем.
Статья 15. Порядок рассмотрения предложений и замечаний, внесенных депутатом на заседание Думы
Предложения и замечания по вопросам отнесенным к компетенции органов местного самоуправления, высказанные депутатом устно или переданные в письменной форме председательствующему на заседании рассматриваются Думой, его органами либо направляются на рассмотрение соответствующим органам и должностным лицам.
Государственные и иные органы, должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутата, внесенные на заседании Думы, обязаны рассмотреть их не позднее чем в пятнадцатидневный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также Главе города (мэру), осуществляющему контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутата.
Статья 16. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, лицами начальствующего состава воинских формирований, расположенных на территории города.
Статья 17. Право депутата на получение и распространение информации
Аппарат Думы обеспечивает депутатов в сроки и порядке, установленном в регламенте Думы, документами и материалами по вопросам повестки дня заседаний Думы, документами, принимаемыми Думой, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Главой города и городской администрацией, областной Думой и администрацией области.
По вопросам, относящимся к ведению Думы, депутат вправе обращаться к Главе города, руководителям и должностным лицам городской администрации, административных округов города, в другие государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, действующие на территории города, с требованиями о предоставлении необходимой информации и документов.
Должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, безотлагательно предоставляют необходимую информацию и документацию, и дают пояснения по ним. Предоставление информации и документации, содержащей государственную и военную тайну, регулируются Федеральным законодательством.
Депутат Думы имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, действующих на территории города, учредителем или соучредителем которых является орган местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета. При этом материалы, представляемые депутатом по поручению Думы, подлежат обязательному бесплатному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее 10 дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 18. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата
Должностные лица государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, к которым обратился депутат в рамках своих полномочии, обязаны в двухнедельный срок со дня получения обращения дать депутату ответ или представить запрашиваемые им документы и сведения.
При необходимости проверки или дополнительного изучения соответствующего вопроса руководители органов и лица, указанные в ч.1 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения его обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня обращения.
Депутат вправе принять непосредственное участие в рассмотрении его обращения. О дне и времени рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
III. Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 19. Неприкосновенность депутата
Депутат Тюменской городской Думы обладает на территории города депутатской неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Депутат Тюменской городской Думы на территории города не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Тюменской области.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личное (служебное) транспортное средство, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
Статья 20. Освобождение депутата от военной службы и военных сборов
Депутат Думы на срок его полномочий освобождается от военной службы и военных сборов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 21. Гарантии трудовых прав депутата.
Срок полномочий депутата Думы, работающего в Думе на постоянной оплачиваемой основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату, выполнявшему депутатские обязанности на постоянной оплачиваемой основе, по окончанию ею полномочий предоставляется прежняя работа, а при ее отсутствии с его согласия - другая равноценная работа на том же или другом предприятии, в учреждении, организации.
Статья 22. Права депутата в случае досрочного прекращения деятельности Думы
В случае досрочного прекращения деятельности Думы на депутата, работающего на постоянной основе, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым и пенсионным законодательством Российской Федерации при ликвидации предприятий.
Статья 23. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей
На время осуществления депутатской деятельности депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей производится на основании официального уведомления о вызове в Думу.
За время осуществления депутатской деятельности в Думе депутату выплачивается городской администрацией средний заработок по основному месту работы из бюджетных средств, выделенных на содержание Думы.
Статья 24. Материально финансовые условия осуществления полномочий депутатам, работающим на постоянной профессиональной основе. Страхование депутата.
Депутату, работающему в Думе на постоянной профессиональной основе, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение, размер которого устанавливается решением Думы, но не меньше его среднемесячного заработка по предыдущему основному месту работы.
По решению Думы жизнь и здоровье депутата могут подлежать страхованию за счет бюджета города.
Органы страхования выплачивают страховые суммы в случае:
- гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) депутата наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в период осуществления им депутатских полномочий;
- причинения депутату в период осуществления им полномочий депутата увечья или иного повреждения здоровья как не повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Дополнительные расходы, связанные с депутатской деятельностью, возмещается за счет бюджета города по представлению соответствующих документов.
Статья 25. Предоставление депутату служебного помещения.
Городская администрация предоставляет депутатам служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой (депутатская комната). Отдельное служебное помещение, оборудованное названными выше средствами, предоставляется также органам (постоянным комиссиям) Думы. Отдельное служебное помещение по решению Думы может быть предоставлено депутатам Думы, работающим в ней на постоянной основе.
Статья 26. Право депутата на бесплатный проезд
Абзац первый утратил силу.
См. текст абзаца первого статьи 26
Депутат Думы пользуется также правом внеочередного приобретения проездных документов по предъявлению депутатского удостоверения.
Статья 27. Ответственность за нарушение прав депутата.
Нарушение прав депутата, его неприкосновенности, посягательство на честь и достоинство депутата, неправомерное воздействие на него или членов его семьи непредоставление требуемой депутатом информации в связи с выполнением им депутатских обязанностей или предоставления заведомо ложной информации, а также несоблюдение установленных настоящим положением сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата влекут ответственность установленную законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Положения.
Настоящее Положение вступает в силу с момента его подписания Главой города (мэром) Тюмени.
<< Назад |
||
Содержание Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. N 22 "О внесении изменений дополнений в положение о статусе депутата... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.