2. Внести в Программу поддержки предприятий промышленности города Тюмени на 1999-2003 г.г, утвержденную решением Тюменской городской Думы от 29.04.99 N 417, следующие изменения и дополнения:
- мероприятия 3 п. 6.2.1., 1 п. 6.2.2., 1, 2 п. 6.2.3., 3 п. 6.2.6., первые предложения мероприятия 7 п. 6.2.2., мероприятия 3 п. 6.2.4., включая содержание граф "Сроки проведения" и "Исполнители", и мероприятия 2 пункта 6.2.4, включая содержание графы "Сроки проведения", признать утратившими силу в связи с выполнением;
- содержание графы "Сроки проведения" мероприятия 3 п. 6.2.2. заменить словами "Ежегодно (январь-март)";
- дополнить п. 6.2.4. четвертым мероприятием: "Наименование мероприятия" - Передача объектов соцкультбыта на баланс города; "Сроки проведения" - 4 месяца со дня обращения предприятий в администрацию города; "Исполнители" - администрация города (комитет по управлению имуществом);
- привести нумерацию мероприятий п. 6.2. в соответствие с принятыми изменениями и дополнениями.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономическому развитию и жизнеобеспечению города.
Глава города Тюмени |
С.М. Киричук |
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 27 апреля 2000 г. N 35
Информация
о ходе реализации Программы поддержки
предприятий промышленности города Тюмени на
1999-2003 г.г.
Генеральный заказчик Заместитель Главы города
Федоренко В.П.
Руководитель Программы Начальник управления экономики
Тархова Н.А.
г.Тюмень, 2000 год
Исполнители программных мероприятий:
Управление экономики администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1,3 Программы), раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 1, 2, 3, 6), раздел 3 (п. 6.2.3. п.п. 3, 4), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 3, 5), раздел 6 (п. 6.2.6. п.п. 2, 3, 6), анализ и обобщение (оценка) выполненных работ по Программе, оформление отчета, предоставление материалов на заседание Тюменской городской Думы.
Комитет по управлению имуществом г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1), раздел 3 (п. 6.2.3. п.п. 1), раздел 4 (п. 6.2.4. п.п. 1,2), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 5). Управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 4, 5).
Финансовое управление администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1), раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 2), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 5). Земельный комитет администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1), раздел 4 (п. 6.2.4. п.п. 3), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 5).
Информационно-аналитическое управление - раздел 6 (п. 6.2.6. п.п 1,2) Тюменская торгово-промышленная палата - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1.), раздел 3 (п. 6.2.3. п.п. 5), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. I, 2, 4, 5), раздел 6 (п. 6.2.6. п.п.1,2). Государственная налоговая инспекция по г. Тюмени - раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 5, 6, 7)
Введение
Основными целями "Программы поддержки предприятий промышленности г. Тюмени на 1999-2003 г.г.", утвержденной решением Тюменской городской Думы от 29.04.99 N 417 (далее - Программы), являются:
- стабилизация положения и создание условий экономического роста для промышленных предприятий города;
- создание условий для воспроизводства налогооблагаемой базы в процессе производства и потребления товаров и услуг;
- обеспечение занятости населения города, создание устойчивого наполнения бюджетов всех уровней;
- снижение уровня техногенной нагрузки на городскую среду обитания, улучшение экологической ситуации.
В соответствии с программными целями усилия подразделений администрации г.Тюмени, Тюменской городской Думы и Тюменской торгово-промышленной палаты были сосредоточены на решении следующих программных задач:
- стимулирование притока инвестиций в промышленность;
- создание инфраструктуры рынка услуг промышленности города;
- осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей;
- обеспечение текущих платежей и снижение задолженности в бюджет города;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями города;
- создание условий для развития новых промышленных производств на основе конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий.
В течение 1999 года запланировано осуществление первого (подготовительного) этапа Программы, на котором предусматривалась разработка нормативных документов, распределение задач между исполнителями (при выполнении мероприятий несколькими подразделениями администрации города), создание необходимой инфраструктуры и проведение пробных мероприятий.
В системе, предусмотренной Программой, работа исполнителей осуществлялась в направлениях: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение налоговой нагрузки на предприятия, увеличение потока инвестиций в промышленность, снижение финансовой нагрузки на предприятия, расширение рынка сбыта, прочие мероприятия.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
На основании анализа нормативно-правовой базы по вопросам поддержки предприятий промышленности г.Тюмени для реализации основных положений Программы администрацией города и Тюменской городской Думой в 1999 году были подготовлены и утверждены (подписаны) следующие нормативно-правовые акты (п. 6.2.1. п.п. 1,2):
1. Решения Тюменской городской Думы:
- от 27.05.99 г. N 437 "Об утверждении Положения о порядке предоставления целевых займов (кредитов) из бюджета города".
- от 01.07.99 г. N 443 "Об утверждении Положения об инвестиционном налоговом кредите".
- от 30.09.99 г. N 495. "О порядке проведения в 1999 году реструктуризации задолженности организаций г.Тюмени по платежам в бюджет города".
2. Распоряжения Главы города:
- от 12.04.99 г. N 1046 "О проведении городского смотра-конкурса фирменных магазинов пищевой и перерабатывающей промышленности".
- от 19.05.99 г. N 1404 "О внесении изменений и дополнений в Положение об аренде муниципального имущества".
- от 16.08.99 г. N 2688 "Об утверждении Положения о порядке установления размера арендной платы за землю в городе Тюмени".
- от 25.10.99 г. N 3570 "О проведении реструктуризации задолженности в бюджет города".
- от 28.12.99 г. N 4574 "О развитии и совершенствовании фирменной торговли местных товаропроизводителей".
3. Постановления администрации г.Тюмени:
- от 28.04.99 г. N 16 "О порядке предоставления отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет города".
В перечень мероприятий данного блока входит разработка предложений по регулированию тарифов на продукцию естественных монополий (п. 6.2.1. п.п. 3). Администрация города совместно с Ассоциацией машиностроителей направила предложение Тюменской областной администрации о применении на предприятиях машиностроительной отрасли одноставочного тарифа при расчетах за потребленную электроэнергию.
Решением РЭК от 16.12.98 г. N 24 предприятия вышеуказанной отрасли были переведены на одноставочный тариф. Дополнительно на одноставочный тариф перевели ОАО "Тюменский аккумуляторный завод" и ОАО Текстильная корпорация "Кросно". Решением РЭК от 16.12.99 г. N 26 вышеназванные предприятия будут осуществлять плату за электроэнергию и в I полугодии 2000 года. Проводились работы по переводу на одноставочный тариф предприятий пищевой промышленности, а также ГУП "Химфармзавод". По этому вопросу администрация города обращалась к генеральному директору АП "Городские электросети" (письмо от 21.04.99 г. N 287/620) и Вице-Губернатору Тюменской области Первушину В.П. (письмо от 04.06.99 г. N 431/620). Администрация Тюменской области и заседание РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского АО, Ямало-Ненецкого АО оставили без изменения свое предыдущее решение, т.е. пищевая промышленность и ГУП "Химфармзавод" на одноставочный тариф переведены не были.
2. Снижение налоговой нагрузки на предприятия
С введением в действие с 1 января 2000 г. Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ, а также в связи с разработкой и принятием Положения о порядке предоставления целевых займов (кредитов) из бюджета города от 27.05.99 г. N 437 отпала необходимость вносить какие-либо изменения в ст. 18 Временного положения о бюджетном процессе города Тюмени от 30.10.97 г. N 181, так как в введенных в действие новых законодательных (нормативных) актах отражены все вопросы, необходимые для выполнения финансовых операций по предоставлению бюджетных займов и поручительств (гарантий) предприятиям города (п. 6.2.2. п.п. 1).
Снижение налоговой нагрузки на предприятия предусматривает изменение срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита (п. 6.2.2. п.п. 2). В течение 1999 года финансовым управлением были представлены отсрочки (рассрочки) трем предприятиям промышленности г.Тюмени. Общая сумма представленных отсрочек (рассрочек) промышленным предприятиям города составляет 3,7 млн. рублей (таблица N 1).
Таблица N 1
Информация о предоставлении отсрочек (рассрочек) предприятиям
промышленности г.Тюмени в 1999 году
N | Наименование организации |
Сроки отсрочек (рассрочек) |
Вид налога | Начисление процентов |
Основание предоставлен ия |
Общая сумма отсрочки (рассрочки), тыс.руб. |
1. | ОАО "Тюменская фабрика валяной обуви" |
20.01.-20.03 | НДС, налог на прибыль |
Беспроцентна я |
Задолженност ь бюджета перед предприятием |
56,562 |
2. | ОАО "Тюменский завод железобетонных изделий" |
01.08.-30.12 | НДС, аренда земли |
1/2 ставки рефинансиров ания ЦБ РФ |
Тяжелое финансовое положение предприятия |
1 140,977 |
3. | ОАО "Бенат", на освоение производства напитков "Джин-тоник", акцизы от производства ко торого в размере 100% поступают в бюджет города. |
24.08.-31.12 | НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество |
Беспроцентна я |
Распоряжение Главы города, поддержка местных товаропроизв одителей |
2 494,0 |
Итого: | 3691,593 |
У администрации города имелась задолженность за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги перед промышленными предприятиями ОАО "Тюменская домостроительная компания", 000 "Каприто-Тюмень", ОАО "Народный Дом", ГУП "Тюменский химико-фармацевтический завод", ОАО "Тюменский комбинат хлебопродуктов". Поэтому на имеющуюся задолженность этих предприятий перед городским бюджетом было принято решение не начислять пени.
Согласно решению Тюменской городской Думы от 01.07.99 г. N 443 "Об утверждении положения об инвестиционном налоговом кредите в г.Тюмени" Главе города рекомендовано предоставить инвестиционный налоговый кредит ОАО Промышленно-торговой компании "БКК" по ее заявлению сроком на 9 лет с общей суммой кредита 10550 тыс. руб., в т.ч. в 1999 году - 1650 тыс. руб.
Необходимым условием предоставления инвестиционного налогового кредита является обеспечение возврата кредита. ОАО ПТК "БКК" в качестве залога предоставила неликвидное и незастрахованное имущество (сначала -товары в обороте, а затем - оборудование) в объеме, не позволяющем обеспечить возврат кредита. По графику погашения инвестиционного налогового кредита имелись также существенные замечания, в частности, на первые два года не предусмотрено начисление и уплата процентов. Как известно, плата за кредит является одним из источников поступлений средств в городской бюджет. Отсрочка платежей или освобождение от их уплаты является компетенцией представительных органов власти, т.е. Тюменской городской Думы. Каких-либо решений по данному вопросу городская Дума не принимала. В связи с этим инвестиционный налоговый кредит ОАО ПТК "БКК" в 1999 году представлен не был.
Для определения порядка предоставления налоговых льгот и изменения налоговых ставок по платежам в городской бюджет (п. 6.2.2. п.п. 3) управлением экономики разработан и направлен на утверждение (в декабре 1999 года) проект решения Тюменской городской Думы "Об установлении категорий плательщиков, подлежащих льготному налогообложению в 2000 году". В соответствии с данным проектом от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы могут быть освобождены промышленные предприятия на прирост объемов производства, при условии вложения высвободившихся средств в развитие своего производства.
Разработан проект "Порядка предоставления налоговых льгот промышленным предприятиям, вкладывающим свои средства в развитие производства, расположенным на территории г.Тюмени". Согласно этому положению налоговые льготы планируется предоставлять предприятиям вышеперечисленных отраслей в виде освобождения от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, при условии увеличения объема производства выпускаемой продукции в количественном выражении, по сравнению с соответствующим периодом 1999 года - на сумму прироста указанного налога. Суммы, высвобождающиеся в результате использования налоговых льгот, должны направляться предприятиями на пополнение оборотных средств или расширение производства, которые составляют примерно 5-10 млн. рублей.
Мероприятиями данного блока предусматривалась подготовка материалов на заседания Тюменской городской Думы по предоставлению налоговых льгот при реализации предприятиями инвестиционных проектов (п. 6.2.2. п.п. 4), которая должна была производиться в соответствии с "Положением о поддержке и защите инвестиций и инвестиционной деятельности на территории г. Тюмени" от 26.06.98 г. N 274. Однако из-за отсутствия механизма исполнения указанного Положения и ряда дополнительных нормативно-правовых актов, необходимых для решения вопроса по предоставлению предприятиям льгот по налогам при реализации ими инвестиционных проектов, это мероприятие не выполнялось. Изъятие из налогооблагаемой базы определенных элементов в 1999 году также не производилось. Данное мероприятие производится по заявлению предприятия в случае наличия законсервированного имущества, при этом администрация города имеет право освободить его от уплаты налога на это имущество. Заявления от предприятий по освобождениям от налога на имущество не поступали.
Проводилась реструктуризация задолженности в городской бюджет, целью которого является поддержка предприятий путем снижения налоговой нагрузки и обеспечения уплаты ими текущих платежей в бюджет города (п. 6.2.2. п.п. 5, 6, 7). Основанием для проведения реструктуризации является постановление Правительства РФ от 03.09.99 г. N 1002, решение Тюменской городской Думы "О порядке проведения в 1999 году реструктуризации задолженности организаций г.Тюмени по платежам в бюджет города" от 30.09.99 г. N 495 и распоряжение Главы города "О проведении реструктуризации задолженности в бюджет города" от 25.10.99 г. N 3570. В данных документах полномочия по проведению реструктуризации делегированы ГосНИ по г.Тюмени, а по выдаче ходатайств - управлению экономики администрации города.
Государственная налоговая инспекция, в соответствии с постановлением Правительства, проводит организационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками. С момента выхода постановления по состоянию на 24.11.99 г. вручено 729 писем с предложением провести реструктуризацию, проведено 263 беседы с руководителями предприятий.
Выразили согласие на проведение реструктуризации и взяли комплект документов 122 налогоплательщика, в т.ч. ЗАО ТАТЭ, ЗАО "Завод Сибнефтегазмаш", МУП "Тюменьгормост", ГЦ "Химформзавод", 000 "Каприто-Тюмень", завод "Электрон" и др.
В отличие от порядка проведения реструктуризации 1998 года, в Постановлении N 1002 не ставится требование о платежах исключительно в денежной форме и в своевременной уплате налогов в течение последних двух месяцев. Этот фактор сыграл большую роль в том, что в 1999 году подало заявлений гораздо больше предприятий. Обязательным условием является своевременное внесение текущих платежей и соблюдение утвержденного графика реструктуризации.
За период с 01.10.99 г. по 31.12.1999 г. в администрацию города обратилось 39 предприятий за получением ходатайства и согласованием графика погашения задолженности, в том числе 11 предприятий промышленности, приведенным в таблице N 2.
Таблица N 2
Суммы задолженности перед городским бюджетом предприятий
промышленности, обратившихся в администрацию города за
ходатайством о проведении реструктуризации
N | Наименования предприятий | Сумма задолженности в городской бюджет, млн. руб. |
1. | ОАО ТТК "Кросно" | 14,8 |
2. | ОАО "Завод по розливу вин" | 6,86 |
3. | ОАО "Народный дом" | 4,12 |
4. | ОАО "Судостроительный завод" | 3,971 |
5. | ОАО "Завод БКУ" | 3,3 |
6. | ОАО "Сибпредком" | 2,9 |
7. | ОАО "Тюменские моторостроители" | 1,8 |
8. | ОАО "Опытный завод "Электрон" | 0,785 |
9. | 000 "Сургутгазпром" | 0,664 |
10. | ОАО "Металлист" | 0,5 |
11. | ОАО "Бенат" | 0,189 |
ИТОГО | 39,89 |
После рассмотрения документов было предоставлено ходатайство 33 предприятиям, 3 предприятиям отказано ввиду отсутствия источников по гашению задолженности, 2 предприятия после подачи заявления нашли возможность рассчитаться с бюджетом, на 1 предприятие сделан запрос о представлении дополнительных сведений. Окончательное решение о проведении реструктуризации конкретному предприятию принимает Госналогслужба при положительном заключении агентства ФСДН по Тюменской области.
Общая сумма представленной отсрочки составляет 47,4 млн. руб., в том числе по налогам и сборам - 21,4 млн. руб. сроком на 6 лет и по штрафам и пеням - 26 млн. руб. сроком еще на 4 года.
Оценка эффективности данного мероприятия складывается из следующих величин.
а) бюджетная эффективность:
- обеспечение предприятием выплаты текущих платежей в течение 6 лет (данная сумма определяется как разница между начисленными и уплаченными в течение года платежами);
- получение процентов за предоставление отсрочки в течение 6 лет;
- получение платежей по задолженности в соответствии с графиком погашения - ежегодно в течение 6 лет.
б) эффективность для предприятия:
- снижение финансовой нагрузки путем отсрочки просроченных платежей (21,4 млн. руб.) на 6 лет.
- списание суммы штрафов и пеней в размере 50 % через 2 года и 100 % - через 4 года уплаты предприятиями текущих налоговых платежей и выполнения графика (на сумму 26 млн. руб.).
- возможность стабильной работы в результате высвобождения оборотных ресурсов, снятие ограничений с использования расчетного счета и т.п.
3. Увеличение потока инвестиций в промышленность Мероприятиями данного блока Программы предусматривалось создание муниципального залогового фонда для обеспечения поручительств администрации города предприятиям под получаемые кредиты (п. 6.2.3. п.п. 1).
Комитет по управлению имуществом администрации города начал заниматься данным вопросом еще в декабре 1998 года в соответствии с проектом Программы, где предполагалось предоставлять в залог муниципальное недвижимое имущество, денежные средства, ценные бумаги, имущественные и неимущественные права.
Была проведена инвентаризация объектов из Реестра муниципальной собственности и определен перечень объектов, которые могли бы быть использованы в качестве залога.
Однако, в результате рассмотрения данного вопроса было выявлено следующее: п.2 ст.6 федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предусматривает запрет на передачу в залог объектов, подлежащих обязательной приватизации; ст. 69 данного закона устанавливает обязательность залога земельного участка при залоге недвижимости; в соответствии со ст. 63 данного закона, залог земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, запрещен.
Таким образом, в силу указанных норм названного закона, залог муниципального недвижимого имущества невозможен.
По названным выше причинам была также прекращена работа над проектом решения Тюменской городской Думы "Об утверждении положения о залоговом фонде города Тюмени".
Комитетом по управлению имуществом был разработан и внедрен механизм залогового обеспечения при аренде муниципального имущества.
23.06.98 г. распоряжением Главы города N 1863 внесены изменения в "Положение об аренде муниципального имущества". Положение дополнено разделом "обеспечение исполнения обязательств по внесению арендной платы", в котором речь идет об обеспечении внесения арендной платы залогом. Разработан типовой договор залога, договор аренды дополнен новым разделом "Обеспечение обязательств залогом". Кроме того, 19.05.99 г. распоряжением Главы города N 1404 "Положение об аренде муниципального имущества" дополнено условием, что обеспечение исполнения внесения арендной платы осуществляется также путем задатка.
Разработан типовой договор, предусматривающий обеспечение внесения арендной платы задатком. Задаток вносится в размере арендной платы за 2 последних месяца действия договора.
По состоянию на 01.01.2000 г. по данным комитета по управлению имуществом заключен 571 договор аренды муниципального имущества общей площадью 272477,0 кв. м на сумму 35154,583 тыс. руб. Из них 116 договоров на общую сумму 416,6 тыс. руб. заключены с условием внесения задатка, 5 договоров на сумму 7168,4 тыс. руб. - с условием внесения залога.
Для создания удобств клиентов по погашению задолженности на месте, оборудовано кассовое помещение и определен порядок приема и зачисления наличных платежей от предприятий. Всего в бюджет города через кассу комитета поступило около 10% арендных платежей, что способствовало сокращению недоимки и числа задолжников.
В общем итоге арендной платы по сравнению с 1998 годом собрано на 10794,3 тыс. руб. больше. Поступление пени уменьшилось на 355,5 тыс. руб. как результат эффективным мер по увеличению собираемости арендной платы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов" от 15.04.93 г. N 4807-1 в расходной части бюджета г.Тюмени на 2000 год предусматривалось создание целевого фонда по развитию промышленных предприятий г.Тюмени (п. 6.2.3. п.п. 2). Однако в связи с вводом с 01.01.2000 года Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 г. N 145-ФЗ вышеуказанный Федеральный Закон был отменен. В связи с этим работы по созданию фонда были приостановлены.
Для предоставления целевых займов промышленным предприятиям в бюджете г.Тюмени на 1999 год было предусмотрено 15 млн. руб (п. 6.2.3. п.п. 3). Было разработано и утверждено "Положение о порядке предоставления целевых займов (кредитов) из бюджета города" (решение Тюменской городской Думы от 27.05.99 г. N 437). В 1999 году в администрацию города с просьбой об оказании финансовой помощи в виде заемных средств на возвратной основе обратилось четырнадцать предприятий. Представили документы в полном объеме для получения целевых бюджетных займов 000 "Тюменская продовольственная компания", ЗАО "Вишенка", ЗАО "РиГ", ОАО "Тюменский хлебомакаронный комбинат". Три предприятия (ЗАО Завод "ЖБИ-3", ЗАО "Мальвинка", ОАО "Тюменьмолоко") представили неполный комплект документов, остальные предприятия материал для рассмотрения вопроса по займам в администрацию города не предоставляли, поэтому их заявления по предоставлению займов будут рассмотрены в текущем (2000) году.
Договор на предоставление целевого бюджетного займа администрация города заключила с 000 "Тюменская продовольственная компания" и ЗАО "Вишенка" соответственно на сумму 3,0 и 1,0 млн. рублей. Финансовое управление администрации из бюджета города 1999 года перечислила соответственно 2,0 и 0,5 млн. рублей.
Предоставленный бюджетный заем 000 "Тюменская продовольственная компания" направлен на приобретение дополнительного оборудования по очистке и розливу экологически чистой питьевой воды и пополнение оборотных средств. Новое высокопроизводительное оборудование закуплено в фирме 000 "Экстра Трейдинг" (США), его установка позволила обществу увеличить объем производства чистой воды в 1999 году по сравнению с предыдущим годом на 2126,8 тыс. литров, поступление налогов в бюджеты всех уровней в 1999 году увеличилось на 875 тыс. рублей. ЗАО "Вишенка" заемные средства выделены в декабре 1999 года, поэтому делать какие-либо выводы преждевременно.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы 01.07.99 г. N 461 "О даче согласия администрации города на заключение договора поручительства за Промышленно-торговую компанию "БКК" за ОАО ПТК "БКК" дано поручительство на сумму 18 млн. рублей за исполнение ей обязательств по возврату валютного кредита, выданного Запсибкомбанком (п. 6.2.3. п.п. 4).
Информационное обеспечение деловых интересов городских производителей товаров и услуг осуществлялось Тюменской ТПП различными методами и средствами (п. 6.2.3. п.п. 5).
Тюменской Торгово-промышленной палатой совместно с провайдером сети Интернет организован и функционирует информационный Центр делового сотрудничества на базе сервера Тюменской ТПП. Структура WWW-сервера включает специализированный раздел "ТюменьИнтернетЭкспо" - постоянно действующую Виртуальную выставку продукции Тюменских товаропроизводителей. Инвестиционные проекты, Международные контакты в виде "Экономического Моста" между странами (конкретными городами) и Тюменью в лице Торгово промышленных палат, Администраций, отдельных фирм и предпринимателей.
Предприятия г.Тюмени, представленные на данном сервере, рекламируются в других регионах и за рубежом, в том числе посредством Системы делового сотрудничества Торгово-промышленных палат России (RBCnet) и всемирной сети палат Worldchamber, через Центр международной торговли Тюмень на сервере Ассоциации Центров Международной Торговли WTCA. Таким образом, они получают возможность расширения торгово-экономических связей с деловыми партнерами.
Через информационный Центр делового сотрудничества Тюменской ТПП осуществляется поддержка и распространение информации о предприятиях.
Кроме того, информационная поддержка тюменских промышленников и предпринимателей осуществляется путем выполнения индивидуальных заявок (запросов) на поиск поставщиков продукции, потенциальных потребителей производимых товаров, на анализ цены по требуемой номенклатуре. Форма приема заявок разнообразна: лично от заявителя, по факсу, по электронной почте. Сроки выполнения определяются содержанием заявок. Всего за период исполнения Программы для коммерческих нужд тюменских хозяйствующих субъектов было удовлетворено более 200 индивидуальных обращений. Из них в качестве примера можно назвать следующие: выявить адреса поставщиков шпал, оборудования парикмахерских, транспортных перевозчиков, потребителей водогазопроводных труб, уровень закупочных и отпускных цен на пшеницу, ячмень, рожь, горох; цены на кирпич в тюменском регионе; мировые цены на удобрения; цены на палетные доски в Германии; планы выставок регионов России; адреса потенциальных зарубежных и отечественных партнеров по сбыту продукции; адреса компаний, торгующих мороженным, вином; магазинов детской одежды; производителей дубильного порошка; производителей пиломатериалов; табачных изделий; масла растительного; школьной мебели и т.д.
Наряду с применением телекоммуникационных средств связи, распространение деловой информации осуществляется через собственное печатное издание - ежеквартальный бюллетень Тюменской ТПП "Деловой перекресток". Он включает сведения о новых членах палаты (адреса, их вид деятельности, ФИО руководителей), деловые предложения зарубежных фирм, предприятий г.Тюмени, тюменской области и других регионов, характеристики инвестиционных проектов для привлечения инвестиций в область, обзор прошедших событий из жизни Торгово-промышленных палат, членов Тюменской палаты, информацию о выставках-ярмарках, бизнес-образовательных программах, стажировках и обучении в Москве, Тюмени и за рубежом, о работе Третейского суда и др. В конце 1999 г. вышел четвертый выпуск информационного сборника. Распространение бюллетеня осуществляется в системе российских торгово-промышленных палат, среди организаций и предприятий г.Тюмени и Тюменской области. Бюллетень направляется также в государственные и муниципальные органы власти.
Передача материалов о тюменских товаропроизводителях осуществляется также непосредственно участникам встреч, деловых гостиных, выставок и других мероприятий, проводимых Тюменской палатой.
Сведения о предприятиях г.Тюмени распространяются также через публикацию информационных материалов о них в справочниках федерального и общероссийского уровня (Навигатор, представительский Федеральный справочник).
С региональными и зарубежными Палатами производится обмен информационными изданиями. В целом, в стенах Тюменской ТПП накоплен к настоящему времени солидный информационный фонд. Он представлен в виде печатных изданий: Федеральный справочник - 5 томов, каталоги и бюллетени региональных ТПП, смешанных Палат, телефонные справочники (Желтые страницы) различных городов России, специализированные справочники производителей товаров и услуг (Навигатор, Ваш деловой партнер, Тюменский Агросправочник) и т.д.
Из числа зарубежных имеются экземпляры каталогов польского бизнеса-99, экспортеров и бизнеса Латвии, Республики Беларусь, Европроизводителей, Канадские экспортеры, корейские и тайваньские справочники, издания по предприятиям Чехии, информационные бюллетени смешанных палат - Российско-Британской, Финско-Русской и др. Деловая информация имеется и на магнитных носителях, например локальные базы данных: "Независимые производители товаров и услуг СНГ", "Промышленность России", "WA-2" Международной компании "Компасе", "Инфопартнер". Для привлечения зарубежных инвесторов Тюменская ТПП размещает информацию об инвестиционных проектах тюменских предприятиях в ежемесячном вестнике "Russian Busines Advertuser", который распространяется среди американских, европейских и азиатских компаний, проявляющих заинтересованность в совместном сотрудничестве с предприятиями России. В число подписчиков вестника входят более 2400 инвестиционных структур, он также доступен более 20000 американским и канадским фирмам.
Тюменская ТПП так же публикует материалы на сервере Палаты в сети Интернет и в информационном бюллетене Тюменской ТИП "Деловой перекресток". Опубликовано шесть инвестиционных бизнес-проектов. В их число вошли: ОАО "Тюменская домостроительная компания", ОАО ДОК "Красный октябрь", 000 "Тюменская продовольственная компания", Холдинговая компания "Сантра-Инвест". В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными партнерами за рубежом. К числу причин, затрудняющих сотрудничество с зарубежными партнерами, относятся настороженность последних по поводу общественно-политической ситуации в стране, неопределенность результатов готовящихся выборов и, как следствие, неуверенность за возврат денежных и материальных средств, необходимых для инвестирования совместных проектов.
Возможность участия региональных потенциальных инвесторов ограничивается разработанными условиями инвестиционных проектов. В будущем распространение информации об инвестиционных проектах тюменских предприятий планируется осуществлять путем адресного обращения к потенциальным инвесторам.
4. Снижение финансовой нагрузки на предприятия
Администрацией города в 1999 году переведено в муниципальную собственность 156 объектов недвижимости и 265,1 тыс. кв. м жилого фонда (п. 6.2.4. п.п. 1).
Передача в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда является одним из наиболее сложных вопросов. При этом ведомства распродают нежилые помещения до передачи в муниципальную собственность жилого фонда.
Содержание жилого фонда требует затрат, которые в значительной мере обеспечивают средства от аренды нежилых помещений (встроенных, пристроенных помещений), поэтому администрация города была вынуждена брать на учет все нежилые помещения в городе. В настоящее время ведется работа по обработке данных учета, т.к. при передаче часто оказывалось, что нежилые помещения в жилых домах ведомствами были распроданы, сами дома и инженерные сети к ним из-за отсутствия надлежащего обслуживания доведены до аварийного состояния. Многие выявленные объекты оказались бесхозными. Для содержания на балансе и обслуживании выявленного бесхозного и истребованного из чужого незаконного владения имущества было создано в 1994 году муниципальное предприятие Дирекция реестра муниципальной собственности.
На 30.12.99 г. на муниципальном балансе и в Реестре муниципальной собственности состоит 4873 объектов. Из них 54,6% составляют жилые помещения, 34,7% нежилые помещения, 0,56% объекты торговли, 5,3% -объекты народного образования, 0,2% объекты бытового обслуживания, 0,13% - объекты культуры, 0,06% - объекты общественного питания, 1,15% - объекты здравоохранения, 0,48% объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Проводится работа по оформлению учета нежилых помещений всех форм собственности, расположенных на территории г.Тюмени. Имеются данные о местонахождении объектов их краткие технические характеристики, сведения о собственниках, владельцах и пользователях, а также данные о регистрации права собственности (владения), об оформлении земельных участков и правоустанавливающих документов на право собственности, владения. Взято на учет более 3500 объектов. Из них право собственности зарегистрировано не более чем у 10% объектов, земельные участки оформили не более 20% владельцев.
Принято на баланс администрации от предприятий города 134 жилых домов и общежитии, 2 детских сада, 1 детская больница, 8 объектов электрохозяйства, 5 объектов хозназначения, 3 пристроенных помещения, 2 подъездные дороги. Жилые и нежилые объекты принимались в муниципальную собственность от ОАО "Тюменьмебель", ЗАО "Тюменский завод АТЭ", АООТ "Тюменский лесопромышленный комбинат", ОАО "Тюменский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Тюменский хлебокомбинат", 000 Завод "Пластмасс" и др.
Данным блоком мероприятий предусматривается изменение действующего порядка и условий предоставления прав на целевой имущественный найм городского имущества, в том числе на льготных условиях (п. 6.2.4. п.п. 2).
Сдача объектов муниципальной собственности в аренду с октября 1996 года осуществляется в соответствии с решением согласительной комиссии, которая отдает приоритет в первую очередь промышленным предприятиям города. Информация по помещениям, сданным в аренду местным товаропроизводителям (по состоянию на 30.12.99 г.) представлена в таблице N 4.
Таблица N 4
Информация по помещениям, сданным в аренду
товаропроизводителям (по состоянию на 30.12.99 г.)
N | Наименование арендатора | Адреса | Общая площадь кв.м. |
Сумма арендной платы в год, тыс. руб. |
Сумма предоставленны х льгот по арендной плате в год, тыс.руб. |
1. | ОАО "Промышленно-торговая компания "БКК" |
ул.Щербакова, 112, ул.Белинского, 12 ул.Комбинатская, 36 ул.Куйбышева, 89 ул.Орджоникидзе, 62, ул.Республики, 58 |
1090,9 | 399,1 | 408,3 |
2. | ЗАО "Мальвинка" | ул.Ленина, 77, ул.Ямаская, 99 |
149,5 | 97,1 | - |
3. | ОАО "Тюменский хлебокомбинат" |
ул.Баумана, 27, ул.Ватутина, 24 ул.Северная, 35 ул.Судоремонтная,15 ул.Циалковского, 15 |
646,9 | 117,8 | 134,6 |
4. | ОАО "Тюменский хладокомбинат" |
ул.Луначарского, 53. | 76,9 | 41,6 | - |
5. | ОАО "Пивоваренный завод "Тюменский" |
ул.Минская, 5а, ул. Береговая, 19. |
539,6 | 124,2 | - |
6. | ООО "Тюменьагрогаз" | ул.50 лет Октября, 51 | 75,1 | 35,1 | - |
7. | ОАО "Тюменский хлебомакаронпый комбинат" |
ул. Хохрякова, 69, ул. Карагандинская, 16 |
156,3 | 50,2 | |
8. | ООО Тюменская продовольственная компания" |
ул.Мельникайте, 135 | 18,8 | 4,2 | |
9. | ОАО "Заречье" | ул.Ленина, 3 | 549,5 | 543,3 | 1630,0 |
10 | ОАО Компания "Сибрыбпром" |
ул.Осипенко, 39а | 534,1 | 277,4 | 277,4 |
11 | 000 "Завод по розливу вин" |
ул.30 лет Победы, 26 | 795,6 | ||
ИТОГО | 3837,6 | 1690,0 | 3245,9 |
По решению комиссии в 1999 году льготы за пользование муниципальным имуществом предоставлялись в форме:
а) отсрочки сроков оплаты аренды (ОАО Компания "Сибрыбпром" - в связи с восстановлением данным предприятием здания магазина по ул. Осипенко, 39а, находящегося в муниципальной собственности, ОАО ПТК "БКК" - как поддержка предприятия, в связи с покупкой им (предприятием) нового технологического оборудования);
б) снижения арендной платы за счет уменьшения ставки (ОАО "Тюменский хлебокомбинат" - для поддержки предприятия, выпускающего товары первой необходимости, 000 "Завод по розливу вин" - для поддержки данного предприятия);
в) освобождения от уплаты пеней (ОАО ПТК "БКК" - в связи с приобретением нового технологического оборудования);
г) заключения договора безвозмездного пользования (ОАО "Заречье" - в связи с восстановлением данным предприятием здания по ул.Ленина, 3, находящегося в муниципальной собственности).
Мероприятием данного блока является также определение порядка и условий предоставления предприятиям льгот при использовании земли, являющейся собственностью города или находящейся в его распоряжении (п. 6.2.4. п.п. 3). Советом по управлению земельными ресурсами в 1999 году было рассмотрено около 20 заявлений от предприятий и организаций города по вопросу снижения арендной платы за земельные участки. Льготы предоставлены 15 предприятиям путем снижения коэффициента к ставке земельного налога, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки по договору аренды. Таким предприятиям, как ЗАО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод", ОАО "Бенат" коэффициент к ставке земельного налога снижен с 4,0 до 1,0 (минимально возможного). ОАО "Тюменьмолоко", ОАО "Тюменский судостроительный завод", ООО "Электрон", ЗАО "Мальвинка" коэффициент снижен с 2,0 до 1,0.
Распоряжением Главы города от 16.08.99 г. N 2688 утверждено "Положение о порядке установления размера арендной платы за землю в городе Тюмени", которым, в соответствии со ст. 23 Устава города. Совет по управлению земельными ресурсами вправе до 50% снижать ставки арендной платы за землю для тех категорий арендаторов, которые занимаются приоритетными для города видами деятельности.
Согласно решению Тюменской городской Думы от 26.02.98 г. N 215 "О мероприятиях по созданию экономических условий для роста объемов производства и торговли местных товаропроизводителей" в 1999 году были предоставлены льготы в виде освобождения на 50% от платы за распространение наружной рекламы ЗАО "Авторемонтный завод", ОАО "Тюменский завод медицинского оборудования", ОАО ДОК "Красный октябрь", ОАО "Тюменьсетеснасть", ОАО Мебельная фабрика "Заречье", АО ОПО "Восход", ЗАО "Алькор", ОАО "ТЭКС", ОАО "ТюменьавтоВАЗ", ОАО ПТК "БКК", ОАО "Сибрыбпром", ОАО "Бенат", ЗАО "Сибрыба", 000 "Тюменская продовольственная компания"
5. Расширение рынка сбыта
Данный блок мероприятий включает в себя:
- маркетинговые исследования потенциальных возможностей увеличения объемов реализации предприятиями товаров и услуг (п. 6.2.5. п.п. 1);
- содействие развитию связей предприятий промышленности и инвесторов на внутри- и межрегиональной основе (п. 6.2.5. п.п.2);
- формирование муниципального заказа из продукции местных предприятий (при прочих равных условиях) (п. 6.2.5. п.п. 3);
- развитие инфраструктуры для реализации продукции предприятиями (рынки, магазины, оптовые базы) (п. 6.2.5. п.п. 4);
- протекционизм в отношении предприятий, реализующих продукцию местного производства, или использующих продукцию местного производства (п. 6.2.5. п.п. 5).
В рамках данных мероприятий в апреле 1999 года организованы "Дни Польши в Тюмени", во время которых проведены двухсторонние переговоры, посещение предприятий г.Тюмени, г.Тобольска, презентации, встречи с руководителями Администраций г.Тюмени и области (апрель). Проведен аналогичный прием делегации Рязанской ТПП в Тюмень. Совместно с Ассоциацией мебельщиков проведена выставка мебели "Социальный заказ" (апрель) (п. 6.2.5. п.п. 1,5). Организована поездка Тюменской делегации предпринимателей Делового Форума "Финбизнес-99" в г. Екатеринбург (апрель).
Тюменская ТПП и промышленные предприятия приняли участие в организации и проведении "Деловой недели Санкт-Петербург-Тюмень", на которой представлена выставка 50-ти петербургских промышленных предприятий и коммерческих организаций (июнь). Представленные предприятия заняты в сфере производства оборудования и технологий, машиностроения, строительства, производства ТНП, продуктов питания, транспортных перевозок и экспедирования грузов, туризма и экологии. Проведены: выставка продукции предприятий, круглые столы и семинары, выездные встречи на тюменских предприятиях. Общее количество подписанных документов -192, из них контракты составляют - 4, протоколы о намерениях - 68, договоры сотрудничества -7, договоренности -113.
По результатам анкетирования Гостей ожидания от визита в г.Тюмень оправдались у 31% опрошенных, частично - у 70%, не оправдались - у 12%. На вопрос "Хотели бы Вы участвовать в мероприятиях, подобных "Деловой неделе?" все участники выставки ответили положительно. По данным регистрации "Деловую неделю" в г.Тюмени посетили представители предприятий различных отраслей и форм собственности:
- сектор продуктов питания, торгового оборудования, продукции легкой промышленности - 70 организаций;
- сектор транспорт, туризм, строительство, оборудование и технологии для промышленного комплекса - 86 организаций;
- сектор медицина и фармацевтика косметика и парфюмерия - 25 предприятий.
Администрациями города Тюмени и области при участии Тюменской ТПП и региональным Союзом предпринимателей организована выставка-ярмарка товаропроизводителей города "Тюменская Марка-99" (август). Число участников - 42 предприятия. Основная идея выставки - показать лучшие товары, привлечь внимание к проблемам предприятий и объединить все структуры для укрепления экономики города. Свою продукцию представили более 40 предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности из города Тюмени и области.
Администрация города и Тюменская ТПП провели активную координационную работу по формированию и участию тюменской Делегации на престижном IV Всероссийском Форуме "Россия на рубеже веков" в Нижнем Новгороде (сентябрь). Часть средств на поездку тюменских предпринимателей была выделена Администрацией г.Тюмени, что позволило расширить состав участников. Свою продукцию смогли показать на объединенном стенде "Город Тюмень" 12 предприятий, их представители вошли в состав делегации. Тюменская ТПП оказалась в числе 18 Дипломантов Форума. В результате участия тюменской делегации повысился авторитет местных производителей, многие из участников расширили сотрудничество с другими регионами (ОАО "Сибнефтеавтоматика", завод АО "ТАТЭ", ПК БКК, ОАО "Завод Медицинского оборудования и инструментов" и др. Члены делегации обсудили вопросы развития предпринимательства на проводимых семинарах, "Круглых столах".
В октябре состоялся визит в г.Тюмень делегации из Чешской Республики в составе представителей правительственных и предпринимательских кругов, в том числе директоров крупнейших чешских фирм.
В результате переговоров, а их состоялось более тридцати в течение трех дней, с Тюменской стороной определены первоочередные Проекты сотрудничества, подписан соответствующий Меморандум. Стороны подтвердили важность таких встреч с точки зрения повышения осведомленности об экономических и политических условиях региона конкретных возможностях реализации совместных проектов, положения дел на тюменских предприятиях, использующих чешское оборудование и технологии, и, наконец, знание региональных партнеров в лицо, минуя столичных посредников различного уровня, для обеспечения надежного, стабильно развивающегося сотрудничества.
При содействии Тюменской ТПП для московского представительства "ФАТАГрупп" концерна ФАТА (Италия) по России и странам СНГ выполнен анализ экономических тенденций в перерабатывающей, легкой, фармацевтической, табачной, сельскохозяйственной отраслях экономики г.Тюмени, Уральского и Западно-Сибирского регионов (октябрь-ноябрь) (п. 6.2.5. п.п. 1). Работа выполнена с целью принятия решения по проекту строительства Тюменского завода упаковочных материалов. (Отчет представлен в областную Администрацию). В рамках Программы "Красивый город", Тюменской ТПП выполняется проект "Гостевая улица".
Задача проекта - посредством рекламных установок, площадью 18 кв. м. на ул.Ямской по дороге в Аэропорт показать тюменцам и гостям города достижения местных промышленников и предпринимателей. В настоящее время данный проект находится в стадии завершения. Из десяти двухсторонних рекламных установок свободной пока остается одна.
В соответствии с решением Госкомитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии совместно с Академией проблем качества и редакцией журнала "Стандарты и качество" с 1998 года проводится Программа "100 лучших товаров России" по Тюменской области. Цель программы - стимулирование повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий города и области в интересах потребителей, создания высокой общественной репутации и моральной поддержки региональных общественных инициатив. Работа проводилась с двадцатью тюменскими предприятиями.
По итогам, подведенным в декабре 1999 г., Лауреатом признано Тюменское предприятие ЗАО "Сибгазприбор" за создание и производство газового водогрейного котла "Сибиряк" ГЦО 29-06. Дипломантами конкурса стали члены ТТПП АО "Заречье" (двойной дипломант) за выпуск набора корпусной мебели "Хельга", а также набора "Пифагор", завод АО "ТАТЭ" - за выпуск электробензонасоса для автомобильных двигателей.
Лауреат конкурса получил право маркировать свое изделие золотым логотипом "Российское качество 100 лучших товаров России", повысил свою репутацию на рынке потребительских товаров.
В 1999 году был сформирован муниципальных заказ из продукции местных товаропроизводителей на сумму 252096,3 тыс. руб. (п. 6.2.5. п.п. 3). Из-за недостатка бюджетных средств 60% муниципального заказа составили горюче-смазочные материалы и отопление для муниципальных котельных. Для погашения долгов по детским пособиям за 1997 год был размещен муниципальный заказ ОАО ТТК "Кросно" и ЗАО "Петровский кафтан". Для нужд здравоохранения и социальной защиты населения муниципальный заказ размещался на ОАО "ОдЖен", ОАО "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов", ГУП "Химфармзавод", ОАО ТТК "Кросно". Для расчетов за газ и энергоресурсы для нужд города в Ямало-Ненецкий округ была поставлена продукция промышленных предприятий Тюмени на сумму 16,7 млн. рублей. В Ханты-Мансийский округ за нефть для городских котельных поставлена продукция на сумму 2 млн. рублей.
Данное мероприятие позволяет увеличить не только объем выпускаемой продукции на предприятиях, но и повысить уровень собираемости налогов. Так, за счет выполнения данного мероприятия, в городской бюджет поступили средства в размере 15,8 млн. рублей.
Муниципальных заказ на, 2000 год находится в стадии его формирования. По предварительной оценке он составит 260 млн. руб. Удельный вес промышленных предприятий поставщиков продукции увеличится в 1,2 раза.
Управлением по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг администрации города для расширения рынка сбыта местных промышленных предприятий были проведены следующие мероприятия (п. 6.2.5. п.п. 4,5):
1. В октябре-ноябре были проведены дегустации продукции предприятий по производству мясных изделий в торговых центрах "Пассаж", "Юбилейный", "Эльдорадо", "Ишим" (Водопроводная, 1). В ноябре 1999 года в ОАО "Тюменьмолоко" была проведена презентация всего ассортимента молочной продукции, выпускаемой предприятиями Тюменской области. Регулярно проводятся презентации с дегустациями новых видов кондитерских и хлебобулочных изделий. После запуска новых линий - на ОАО "Тюменский хлебокомбинат" (по производству подового ржаного хлеба) и на ОАО ПТК "БКК" (по производству вафель) были проведены презентации новых видов продукции в фирменных магазинах этих производителей. Постоянно проводятся презентации и дегустации бисквитно-кремовых изделий данных производителей не только в их фирменных магазинах, но и в магазинах ЗАО "Тюменский бройлер", ЗАО Птицефабрики "Боровской".
2. Организованы и проведены: выставка "Продукты-99" (март), оптовая выставка-ярмарка по заключению договоров сотрудничества на 2000 год (28.10.99 г.), розничные торговые ярмарки "Весна-99", "Осень-99", рождественская ярмарка.
3. Публикации и выступления в СМИ:
- подготовлена серия статей в газете "Наше время", "Вестник рынка" и в других городских и областных газетах;
- участие в шести радиопередачах "За честь тюменской марки";
- подготовка информационных материалов о состоянии потребительского рынка, предприятиях и продукции в региональных журналах издательства "Филантроп" (г.Екатеринбург);
4. Проводятся маркетинговые исследования рынка и выработка предложений и рекомендаций для предприятий промышленности. Регулярно осуществляется анализ потребительского рынка молочных продуктов, кондитерских, хлебобулочных изделий, алкогольной продукции, отслеживаются цены на продукцию, определяется потребность населения города в данной продукции. На основании анализа даются рекомендации предприятиям по поводу ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованию для обеспечения всех потребностей населения.
5. Проводится анализ потребительского рынка текстильных и швейных товаров. Согласно совещанию, состоявшегося 13.07.99 г. у заместителя Главы города Федоренко В.П. принято решение об обязательном размещении муниципального заказа 2000 года на этих предприятиях, о проведении выставки "Тюменская марка" и организации деловых встреч делегации тюменских товаропроизводителей в северных городах Тюменской области.
6. Для развития фирменной торговли в городе согласно распоряжениям Главы города N 4574 от 28.12.98 г. "О развитии и совершенствовании фирменной торговли местных товаропроизводителей" и N 1046 от 12.04.99 г. "О проведении городского смотра-конкурса фирменных магазинов пищевой и перерабатывающей промышленности" был проведен городской смотр-конкурс фирменных магазинов пищевой и перерабатывающей промышленности. В конкурсе участвовали 4 промышленно-торговые фирмы -акционерные общества "Тюменский хлебокомбинат", "БКК", "Тюменский бройлер", "Птицефабрика "Боровская". Ежеквартально проводятся результаты смотра участников. Победителями за 9 месяцев стали магазины ЗАО "Тюменский бройлер" (ул. Судоремонтая, 14), ОАО "Тюменский хлебокомбинат" (ул.Д.Бедного, 5).
Организована торговля местных товаропроизводителей на рынке "Центральный", где представлены 13 предприятий города и Тюменской области (ОАО "Сибрыбпром", ОАО "Тюменский хлебомакаронный комбинат", ОАО "Тюменский хлебокомбинат" и др.).
7. Проводится работа по расширению рынков сбыта, развитию сотрудничества с северными городами области. С этой целью была организована выставка продукции в Салехарде, в которой приняли участие 25 тюменских предприятий, среди которых ОАО "Промышленно-торговая компания БКК", ОАО "Тюменский хлебокомбинат", ЗАО "Вишенка", ЗАО "Квартет", ОАО фирма "ОдЖен", ЗАО "Петровский кафтан". Планируются поездки в города Ханты-Мансийского округа.
8. Проведен анализ структуры производства и потребления алкогольной продукции на рынке города, ее ценообразование и на его основе выработаны предложения по развитию отрасли, выбора ассортимента выпускаемой продукции. В результате проведенного исследования выявлено, что в городе Тюмени за 1 полугодие 1999 года было выпущено всего 749 тыс. дал. алкогольной продукции. По состоянию на 01.07.99 г. распределение выпуска алкогольной продукции выглядит следующим образом:
- ОАО "Бенат" - 39,4%
- ОАО "Сибпредком" - 25,6%
- ОАО "Тюменский водочный завод" - 22,7%
- ОАО "Завод по розливу вин" - 11,2%
- ЗАО "Мальвинка" -1,1%
Значительную часть потребности населения г.Тюмени в алкогольной продукции удовлетворяют иногородние поставщики из Татарстана, Башкортостана, Омска, С-Петербурга. В Тюменскую область ввозится извне в среднем 3800 тыс. дал. в год. В то же время предприятия г.Тюмени имеют возможность удовлетворять всю потребность города по ликеро-водочным изделиям и винным напиткам. Коэффициент использования установленных мощностей предприятий алкогольной промышленности города составляет 57%. Это объясняется сравнительно, высокими ценами на продукцию местных товаропроизводителей (в среднем на 26%), а также введением демпинговой политики ряда субъектов РФ, узаконивших снижение ставки акцизного налога.
По мнению управления по защите прав потребителей администрации города для стимулирования производства алкогольной продукции необходимо освоение принципиально новых технологий и видов продукции (слабоалкогольных газированных напитков и вин).
В 1999 году на ОАО "Бенат" была установлена новая линия по производству слабоалкогольного газированного напитка "Джин-тоник", в I полугодии 2000 года планируется пуск в эксплуатацию винного цеха ОАО "Плодоовощ".
9. Проведен анализ производства и потребления пищевых товаров на потребительском рынке города, подведены итоги развития отрасли за период 1994- 1998 годы и 9 месяцев 1999 года.
Как показал анализ, местные товаропроизводители практически полностью обеспечивают потребность населения города Тюмени в хлебе. хлебобулочных изделиях, вафлях, муке. На 40% ОАО "Тюменьмолоко" обеспечивает потребность города в молоке и кисло-молочной продукции. Макаронные изделия местного производства практически отсутствуют, 6-7% потребности в колбасных изделиях населения удовлетворяют местные товаропроизводители. В пересчете на городской розничный оборот доля товаров местного производства составляет не более 30%. Сложившееся положение - следствие политики экономической экспансии ряда регионов России по завоевыванию потребительского рынка города и области - рынков с высокой покупательской способность населения.
Продукция тюменских товаропроизводителей оказалась неконкурентоспособной, в основном по ценовому фактору в сравнении с аналогичной, производимой в других регионах. Отпускные цены на продукты питания местных производителей выше от 5 до 30 % по сравнению с аналогами из других регионов.
На основании проведенного анализа проведено совещание с руководителями пищевых предприятий города по итогам деятельности за 9 месяцев 1999 года, на котором принято решение о разработке дополнительных мер по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности на ближайшие два года.
6. Прочие мероприятия
Для информационного обеспечения предприятий города Тюмени (п. 6.2.6. п.п. 1) Тюменская ТПП выпускает информационно-аналитическую программу "Деловая Тюмень" на канале ТРТР, каждый вторник в 20.05 с повтором на следующее утро. Постоянная рубрика программы "Бизнес и Власть" посвящена важным новостям и новым документам от тюменских органов власти, в рубрике "Тюменская марка" освещается деятельность местных производителей, в рубрике "Фонды и финансы", даются разъяснения вопросов, наиболее актуальных для предпринимателей. К участию в программе приглашаются представители власти, государственных, общественных организаций, известные политики, бизнесмены, специалисты, располагающие значимой информацией. За 1999 год состоялось 30 выпусков телепрограммы.
Кроме того, на Радио-7 два раза в неделю по вторникам и пятницам регулярно выходит программа "Вестник Тюменской торгово-промышленной палаты". Передачи транслируются в утреннее и вечернее время, где также дается информация по предприятиям г.Тюмени.
В стадии подготовки еженедельная информационно-аналитическая программа на Радио-7 "Деловая волна", к участию в которой будут приглашены ведущие ученые и бизнесмены нашего города.
Помимо теле- и радиовещательных Программ в газете "Тюменская правда сегодня" выходит страничка деловой жизни города "Торгово-промышленные вести" в целях ознакомления предпринимателей г.Тюмени с деловой жизнью города (выставки, ярмарки, деловые визиты делегаций и т. п.).
В процессе своей деятельности по исполнению программных мероприятий особое внимание управление экономики администрации города уделяло проведению консультаций по разработке инвестиционных проектов и составлению бизнеспланов, а также другой документации, необходимой для инвесторов (п. 6.2.6. п.п. 2). Основные требования, которые предъявляет администрация города к представленным инвестиционным проектам регламентируются "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпром России от 31 марта 1994 г. N 7-12/47.
Как известно, эффективность инвестиционных проектов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников (промышленные предприятия, администрация города и др.).
К основным показателям эффективности инвестиционных проектов относятся показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников, а также показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов. Именно правильность расчетов коммерческой и бюджетной эффективности способствует созданию высокорентабельных производств промышленной продукции на предприятиях города. В 1999 году в администрацию обратились около 30 предприятий.
Для поддержки промышленных предприятий большое значение имеет создание информационной базы экономических и финансовых показателей предприятий города (п. 6.2.6. п.п. 3). Данный вопрос планировалось решать путем ведения реестра. Согласно Постановлению Губернатора Тюменской области от 20.08.99 г. N 183 и утвержденного им "Положения о реестре субъектов малого предпринимательства Тюменской области" сектором малого предпринимательства управления экономики с 16 июля 1999 года и по настоящее время ведется работа в данном направлении.
Планировалась работа по оценке соответствия организационной структуры и технологической оснащенности предприятий требованиям производства и реализации продукции (п. 6.2.6. п.п. 4). Исполнителем данного мероприятия являлась Тюменская торгово-промышленная палата, которая с целью сбора данных от промышленных предприятий города об их технологической оснащенности и. организационно и структуре подготовила комплект документов по паспортизации субъектов хозяйственной деятельности города Тюмени. Предлагалось данный вопрос рассмотреть на заседании Тюменской городской Думы, однако прокуратура г.Тюмени на представленные документы дала отрицательное заключение. В рабочем порядке необходимую информацию для исполнения данного мероприятия не удалось собрать в полном объеме. Несмотря на то, что эта проблема для города весьма актуальна, из-за отсутствия необходимых данных это мероприятие практически не исполнялось.
Специалистами управления экономики оказывалось содействие в оздоровлении промышленных и социально значимых предприятий (п. 6.2.5. п.п. 5) - принималось участие в собраниях кредиторов, заседаниях суда, заседаниях комитетов кредиторов. Направлялись предложения в Агентство федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, администрацию Тюменской области, арбитражный суд для доведения позиции администрации города по вопросам процедуры банкротства. Проводились переговоры с руководством предприятий для выработки дополнительных мер по финансовому оздоровлению. В течение года осуществлялся контроль над ходом банкротства.
Интересы администрации города как кредитора представляет Агентство ФСДН на основании подписанного соглашения и выданной доверенности. Соглашением предусмотрено составление ежемесячной отчетности Агентством по проведенной работе, а также обязательное согласование с администрацией вопросов по банкротству предприятий, имеющих важное социальное и экономическое значение для города.
В 1999 году на предприятиях промышленности города применялись различные формы процедуры банкротства (введение внешнего управления, процедура конкурсного производства и мировое соглашение), вызванные возникновением просроченной кредиторской задолженности перед бюджетом и другими кредиторами.
Основной целью введения внешнего управления на предприятиях является поиск путей его финансового оздоровления и постепенного изменения ситуации - расчета с кредиторами, увеличение объема выпускаемой продукции, повышение рентабельности производства и финансовой устойчивости предприятия. При этом, в случае успешной работы внешнего управляющего, ликвидация юридического лица не производится. Внешнее управление в течение года действовало на 3 промышленных предприятиях - ОАО "Тюменский мясокомбинат" (Шилов С.М.), ОАО "Тюменский водочный завод" (Русаков Н.Л.) и ОАО ПТШФ "Оджен" (Шинкаренко А.А.). В результате работы внешних управляющих на ОАО "Тюменский водочный завод" и ОАО ПТШФ "Оджен" сохранился единый производственный комплекс, стабилизировались объемы выпускаемой продукции, часть работников сохранила свои места, осуществляется выплата текущих налогов и зарплаты.
На ОАО "Тюменский мясокомбинат" сложилось более сложная ситуация производство было полностью остановлено, часть имущества реализована за долги, руководители не занимались проблемами производства. Для восстановления производства в данном случае потребуется гораздо больше усилий. Процедура конкурсного производства предусматривает продажу имущества предприятия и его ликвидацию после проведения расчетов. В 1999 году данная процедура проводилась на 20 промышленных предприятиях, в том числе 13 из них являются дочерними структурами холдингов ОАО "Тюменские моторостроители", ОАО "ТТК Кросно" и ОАО "Судостроительный завод". Процедура банкротства данных дочерних предприятий в большинстве случаев не характеризует состояние всего холдинга, а сложилась в связи с общим кризисом в экономике в 1996-1998 годах. Эффективность данной процедуры гораздо ниже, так как у предприятий обычно недостаточно средств для расчета с кредиторами в полном объеме.
Процедура мирового соглашения была принята в отношении ОАО "Народный дом". В декабре 1999 года было подано заявление в арбитражный суд о начале в отношении предприятия процедуры банкротства. Однако, в результате привлечения стратегического инвестора и разработки долгосрочного плана финансового оздоровления и развития предприятия в мае 1999 года суд принял решение о достижении мирового соглашения и утверждения графика гашения задолженности перед кредиторами. В результате прекращения процедуры банкротства предприятие заплатило в бюджет в 1999 году 4 миллиона рублей (без дочерних структур).
Особая ситуация сложилась на ОАО "Импульс", которое по различным причинам более года простаивало. К нему была применена процедура конкурсного производства, но основные средства до начала процедуры были целиком приобретены сторонним инвестором, и на них начато производство продуктов питания. Таким образом, предприятие получило более эффективного собственника.
В течение 1999 года предприятиям промышленности оказывалась помощь в выборе коммерческих банков для получения кредитов и банковских гарантий (п. 6.2.6. п.п. 6). Критериями выбора банков являлись их надежность и минимальная плата за кредит. Наиболее надежным банком в г.Тюмени является Сберегательный банк Российской Федерации, достаточно надежным является "Сургутнефтегазбанк", "Тюменский городской банк". Минимальная плата за кредит при ставке рефинансирования Центрального Банка РФ 55% составляет 43-47% годовых (Тюменский филиал коммерческого банка развития предпринимательской деятельности "ГУТА-БАНК").
Банковская гарантия была дана "Сургутнефтегазбанком" ООО "Тюменская продовольственная компания" при получении компанией займа из бюджета города Тюмени. Тюменским региональным экономическим агентством безопасности, учредителем которого является "Тюменский городской банк" дано поручительство за возврат средств при предоставлении администрацией города ЗАО "РиГ" бюджетного займа. С "Тюменским городским банком". учредителем которого является администрация города, изучается возможность предоставления кредитов промышленным предприятиям по ставке ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет льгот по налогам.
Заключение
В 1999 году наметилась тенденция к стабилизации и развитию промышленных предприятий города. Выпуск товаров и услуг промышленного характера в действующих ценах составил 4527,6 млн. руб., рост к уровню 1998 года составил 105,7%.
Поступление налогов в 1999 году увеличилось по сравнению с 1998 годом. Налоговые поступления в бюджетную систему от предприятий и организаций города составили 5134 млн. рублей, в том числе от предприятий промышленности поступило 1066 млн. рублей (20,8%). Из 98 крупных и средних предприятий промышленности, представивших отчетность за 11 месяцев 1999 года прибыльных предприятий 59, сумма полученной ими прибыли составляет 691 млн. рублей. 39 предприятий убыточных, сумма убытка составляет 60 млн. рублей. Своевременно и полном объеме уплачивают налоги такие предприятия, как ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", ОАО "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов, ОАО Мебельная фабрика "Заречье", ОАО "Тюменский хлебокомбинат" и другие. Наибольшую задолженность в городской бюджет имеют ОАО ТТК "Кросно", ОАО "Народный дом" ОАО "ДСП-250", ОАО "Завод БКУ", ЗАО "Тюменский завод АТЭ".
В общем объеме налоговых поступлений среди отраслей промышленности наибольший удельный вес имеет машиностроение и металлообработка- 37% (395,8 млн. руб). Далее идут пищевая промышленность - 24%, медицинская промышленность - 5%, легкая промышленность - 4%, лесная и деревообрабатывающая промышленность - 4%, химическая и нефтехимическая промышленность - 3%.
Отмечая определенную роль администрации в поддержке промышленных предприятий города нельзя не остановиться на недостатках ее работы. Во-первых, большинство исполнителей программных мероприятий не осуществляет анализ своей деятельности по поддержке предприятий промышленности, ограничиваясь лишь выполнением работ, предусмотренных Программой. Во многих случаях не проводятся расчеты эффективности выполняемых мероприятий, некоторые исполнители программных мероприятий не просчитывают затраты города в денежном выражении, не отслеживают, какой получен бюджетный и коммерческий эффект на предприятиях.
Поэтому, несмотря на большой объем работ, выполняемых структурными подразделениями администрации города и Тюменской ТПП по поддержке промышленности г.Тюмени, не представляется возможности в полном объеме оценить их (исполнителей программных мероприятий) вклад в стабилизацию и развитие промышленности города. Ставится под сомнение целесообразность дальнейшего проведения некоторых мероприятий, предусмотренных в Программе. Все вышесказанное диктует необходимость в изменении некоторых программных положений (мероприятий) и в продолжении тех работ, которые дают значительный эффект для города, такие как: реструктуризация задолженности предприятий по налогам и сборам, позволяющая не только снижать финансовую нагрузку на предприятия путем отсрочки просроченных платежей и списания суммы штрафов и пеней, но и увеличивать поступления средств в городской бюджет за счет обеспечения своевременной и в полном объеме выплаты текущих платежей предприятий, уплаты процентов за предоставленные отсрочки и дополнительных платежей, предусмотренных графиком погашения задолженностей; предоставление бюджетных займов; привлечение частных иностранных инвестиций и др.
Устранение выявленных упущений при исполнении ряда положений Программы, мобилизация усилий исполнителей программных мероприятии на тех проводимых операциях (работах), которые дают наибольший эффект для города, учет всех бюджетных средств города в прямой или косвенной форме направленных на поддержку промышленности и учет эффективности использования бюджетных средств позволит в 2000 году в большей мере стабилизировать работу промышленных предприятий города и создать предпосылки для их дальнейшего развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменской городской Думы от 27 апреля 2000 г. N 35 "О внесении изменений и дополнений в Программу поддержки предприятий промышленности города Тюмени на 1999-2003 г.г., утвержденную решением Тюменской городской Думы от 29.04.99 N 417"
Текст решения официально опубликован не был