Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Губернатора
Тюменской области
от 29 марта 2001 г. N 103
Положение
о департаменте по охране окружающей среды администрации Тюменской области
(утв. постановлением Губернатора Тюменской области от 29 марта 2001 г. N 103)
I. Общие положения
1.1. Департамент по охране окружающей среды (далее именуемый - Департамент) является структурным подразделением администрации Тюменской области, осуществляющим полномочия в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, предусмотренные Конституцией РФ и действующим природоохранительным законодательством.
1.2. Департамент создается и ликвидируется постановлением Губернатора области. Положение о Департаменте, его структуру и численность работников утверждает Губернатор области.
1.3. Департамент обладает правами юридического лица, открывает в соответствии с действующим законодательством счета, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и изображением Государственного Герба Российской Федерации, штампы и другие необходимые реквизиты.
Место нахождения Департамента: г. Тюмень, ул. Малыгина, 48.
1.4. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом и законами Тюменской области, постановлениями Тюменской областной Думы, постановлениями и распоряжениями Губернатора Тюменской области, настоящим Положением.
1.5. Департамент финансируется за счет средств областного бюджета.
1.6. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, структурными подразделениями администрации области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
II. Основные задачи департамента
Основными задачами Департамента в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия являются:
2.1. Реализация единой государственной экологической политики, направленной на сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
2.2. Комплексная оценка, анализ и прогноз состояния окружающей среды, подготовка рекомендаций по планированию природоохранной деятельности.
2.3. Совершенствование экономического механизма природопользования в целях финансового обеспечения решения неотложных природоохранных задач, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды и создания заинтересованности природопользователей в снижении негативного воздействия на окружающую среду и рациональном использовании природных ресурсов.
2.4. Реализация полномочий Тюменской области в сфере государственного управления в области обращения с отходами.
2.5. Осуществление межрегионального и международного сотрудничества; участие в реализации обязательств Тюменской области, вытекающих из ее членства в международных организациях и участия в межрегиональных и международных соглашениях (договорах) в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
III. Основные функции департамента
В соответствии с основными задачами в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Департамент:
3.1. Участвует в подготовке предложений по основным направлениям государственной экологической политики.
3.2. Участвует в разработке и реализации целевых общеобластных, областных и федеральных программ в области охраны окружающей природной среды (в том числе по снижению уровня антропогенного влияния), а также программ по охране, защите и воспроизводству биологических ресурсов.
3.3. Вносит в установленном порядке предложения по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий, организации системы экологического мониторинга.
3.4. Координирует реализацию региональных планов действий (а также планов мероприятий) по охране окружающей среды.
3.5. Организует и координирует проведение научно-исследовательских работ экологического характера, в том числе в области изучения, охраны и использования биоресурсов.
3.6. Осуществляет общее руководство созданием и функционированием Единой территориальной системы экологического мониторинга Тюменской области в рамках Единой государственной системы, координирует деятельность ведомственных подсистем мониторинга источников воздействия и окружающей среды.
3.7. Выполняет функции генерального заказчика по реализации областной программы "Создание Единой территориальной системы экологического мониторинга (ЕТСЭМ)".
3.8. Организует и координирует создание и функционирование системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, а также существующих на прилегающих к ним участках земли и водного пространства охранных зон и округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности; готовит представления органам исполнительной власти Российской Федерации по созданию государственных природных заказников и памятников природы федерального значения, согласовывает документы по созданию национальных парков и государственных заповедников; готовит и согласовывает материалы по определению режима особо охраняемых водных объектов.
3.9. Участвует в подготовке решений о создании государственных рыбохозяйственных заповедных зон областного значения.
3.10. Готовит предложения по резервированию земельных участков (в том числе земель водного фонда), на которых предполагается создание ООПТ регионального значения, а также организует работу по ограничению в их пределах хозяйственной деятельности.
3.11. Осуществляет государственное управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального значения, контроль за их состоянием и режимом охраны.
3.12. Организует работы по ограничению хозяйственной деятельности на территориях ООПТ регионального значения, изъятию (в случае необходимости) земельных участков и водного пространства при создании ООПТ.
3.13. Осуществляет ведение сводного Кадастра ООПТ Тюменской области, предоставляет кадастровые сведения в органы власти РФ.
3.14. Организует периодическое издание кадастров ООПТ Тюменской области.
3.15. В обязательном порядке участвует в рассмотрении материалов по размещению новых объектов (расширению существующих), планированию проведения геологоразведочных, изыскательских, сейсморазведочных работ на территории Тюменской области, материалов лесо-, земле-, водо- и охотустройства с целью соблюдения действующих законов и иных нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий.
3.16. Рассматривает предложения по организации или ликвидации ООПТ, изменению их границ или режима охраны, функционального зонирования, статуса, подчиненности и вносит соответствующие предложения.
3.17. Оказывает содействие лицам, принявшим на себя обязательства по охране памятников природы, а также дирекциям государственных природных заказников, природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам по решению вопросов финансирования ООПТ за счет областного и местных бюджетов.
3.18. Организует работы по учреждению, ведению Красной книги Тюменской области, списков редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; участвует в ведении Красной книги РФ.
3.19. Организует работу комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов в соответствии с постановлениями Губернатора области от 23.04.99 N 80 и от 13.12.2000 N 306.
3.20. В случаях, предусмотренных законодательством, участвует в согласовании материалов по изъятию биологических ресурсов из среды их обитания.
3.21. Осуществляет ведение кадастра отходов (в части токсичных отходов) и выбросов в атмосферу.
3.22. Осуществляет учет и оценку экологически вредных объектов.
3.23. Участвует в реализации международных договоров РФ и Конвенций в области охраны и использования объектов животного и растительного мира.
3.24. Участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
- осуществляет управление, распределение и расходование средств областного бюджета по разделам функциональной классификации "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия" (водные и лесные ресурсы), "Целевые бюджетные фонды" (территориальный экологический фонд);
- рассматривает сметно-финансовые материалы, обосновывающие затраты на выполнение работ природоохранного назначения, способных оказать позитивное воздействие на окружающую среду;
- формирует и направляет на утверждение Губернатору области сметы использования средств целевого бюджетного экологического фонда Тюменской области, а также средств на охрану и восстановление водных и лесных ресурсов;
- осуществляет контроль за расходованием средств, направленных на осуществление природоохранных и ресурсосберегающих работ;
- рассматривает предложения природопользователей по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождению от нее по согласованию с территориальным органом МПР России.
3.25. Заключает государственные контракты с юридическими и физическими лицами на выполнение работ природоохранного и ресурсосберегающего направления в пределах своей компетенции.
3.26. Участвует совместно с другими департаментами и комитетами администрации области в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов о предоставлении налоговых и иных льгот, стимулирующих природоохранную и ресурсосберегающую деятельность природопользователей.
3.27. Содействует добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, развитию экологического предпринимательства.
3.28. Выполняет функции субъекта Российской Федерации в сфере государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления.
3.29. Организует и осуществляет на территории области государственный экологический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами и гражданами требований природоохранительного законодательства Российской Федерации и Тюменской области, экологических норм и правил (в том числе при обращении с отходами производства и потребления); соблюдением нормативов качества окружающей природной среды;
3.30. Осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, в том числе за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в сфере использования лесов.
3.31. Осуществляет государственный контроль за использованием объектов животного мира и среды их обитания, а также, в пределах своей компетенции, за использованием и охраной других видов природных ресурсов и объектов.
3.32. Участвует в разработке и осуществляет контроль за реализацией планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов.
3.33. Рассматривает сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по представлению территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
3.34. Участвует в согласовании схем размещения производительных сил и иных объектов на территории области.
3.35. Согласовывает в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством материалы, обосновывающие получение лицензий и сертификатов на различные виды деятельности, в части соответствия требованиям экологической безопасности.
3.36. Производит сбор и обработку информации, организует информационное обеспечение органов власти и населения по вопросам состояния окружающей природной среды, отдельных ее сфер и компонентов, использования природных ресурсов.
3.37. Организует создание и функционирование экологических информационных систем.
3.38. Готовит аналитические справки, обзоры, доклады о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
3.39. Участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в области.
3.40. Оказывает методическую помощь и координирует деятельность Областного государственного учреждения "Тюменский научно-практический центр "Экология" (ОГУ ТНПЦ "Экология").
3.41. Выполняет иные функции в соответствии с действующим природоохранительным законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
IV. Права департамента
Департамент в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. В установленном действующим законодательством порядке давать рекомендации другим департаментам, комитетам и управлениям администрации Тюменской области, органам местного самоуправления по совершенствованию экологической политики и осуществлять государственное управление природоохранной деятельностью в Тюменской области.
4.2. Координировать деятельность экологических служб предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения.
4.3. Разрабатывать и утверждать в установленном порядке инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
4.4. Участвовать в разработке и выходить с инициативой о разработке федеральных, областных и общеобластных программ экологической направленности.
4.5. Запрашивать и получать в установленном порядке от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, регулирования природопользования, планирования и контроля за реализацией природоохранных мероприятий, в том числе:
- информацию, необходимую для формирования прогнозов социально-экономического развития области, бюджета целевого бюджетного экологического фонда на планируемый финансовый год;
- отчетность по использованию средств экологического фонда, направленных на решение неотложных природоохранных задач;
- информацию о произведенных затратах природоохранного назначения за счет всех источников финансирования.
4.6. Публиковать или передавать для публикации информацию о качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое отношение к экологической безопасности населения.
4.7. Вносить в установленном порядке предложения по разработке и принятию законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области.
4.8. Вносить в установленном порядке предложения об отмене нормативных правовых актов и иных разрешительных документов, принятых в нарушение действующего природоохранительного законодательства.
4.9. Вносить предложения по формированию бюджета целевого бюджетного экологического фонда.
4.10. Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий и программ экологической направленности.
4.11. Заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, о выполнении программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования.
4.12. Беспрепятственно посещать с целью проверки предприятия, учреждения, организации (в том числе в установленном порядке режимные), особо охраняемые природные территории, другие объекты и охраняемые территории, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Тюменской области, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования.
4.13. Ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, лицензионных условий.
4.14. Принимать решения о прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, не отвечающей требованиям природоохранительного законодательства, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
4.15. Привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях природоохранительного законодательства, к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
4.16. Предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде нарушениями природоохранительного законодательства.
4.17. Вносить в установленном порядке предложения об изъятии земель (в том числе в пределах ООПТ) при использовании их способами, приводящими к их деградации, развитию эрозии, химическому, биологическому и радиоактивному загрязнению, угнетению растительности, а также создающими угрозу утраты ценных природных объектов.
4.18. Проводить экологическую экспертизу проектов, планируемых к реализации в области.
4.19. Давать разрешения на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов.
4.20. Запрещать ввоз на территорию Тюменской области, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемых с нарушением экологических норм и правил.
4.21. Участвовать в работе:
- комиссий по расследованию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нанесших ущерб окружающей природной среде;
- экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
- иных комиссий и советов по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
V. Руководство департаментом
5.1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором области по представлению курирующего Департамент заместителя Губернатора. Заместитель директора департамента назначается на должность и освобождается в том же порядке, что и директор Департамента.
5.2. Директор Департамента:
5.2.1. Осуществляет общее руководство деятельностью Департамента на основе единоначалия, определяет обязанности своего заместителя и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на возглавляемый им Департамент, за подготовку и повышение квалификации кадров, за соблюдение требований закона "О государственной службе в Тюменской области".
5.2.2. Утверждает штатное расписание Департамента в пределах утвержденных лимитов численности работников и фонда оплаты труда.
5.2.3. Определяет функции структурных подразделений Департамента, утверждает Положения о них и должностные инструкции работников Департамента.
5.2.4. По согласованию с главным управлением государственной кадровой службы и кадровой политики администрации области и курирующим Департамент заместителем Губернатора области, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности главного бухгалтера Департамента, начальников отделов Департамента.
Принимает на работу и увольняет с работы других работников Департамента.
5.2.5. Организует бухгалтерский учет и утверждает бухгалтерскую отчетность.
5.2.6. Издает приказы, дает указания, утверждает (в соответствии с его компетенцией) инструкции и иные документы, обязательные для исполнения работниками Департамента.
5.2.7. Действует от имени Департамента без доверенности, представляет его интересы во всех учреждениях, организациях и предприятиях; распоряжается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имуществом Департамента, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности; открывает счета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, распоряжается финансовыми средствами.
5.2.8. Реализует меры, направленные на обеспечение социальной защиты и улучшение условий труда работников Департамента.
5.2.9. В случае временного отсутствия директора Департамента выполнение его обязанностей возлагается на заместителя или одного из начальников отделов, входящих в состав Департамента.
5.3. В целях определения приоритетности финансирования природоохранных мероприятий, обоснованности заявочных материалов и обеспечения коллегиальности принимаемых по данному вопросу решений при Департаменте образуется Координационный совет в составе директора Департамента (председатель совета), его заместителя по должности, представителей федеральных и областных структур, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия (по согласованию). При необходимости на заседания Совета приглашаются ведущие ученые и специалисты в названной области деятельности.
Персональный состав Координационного совета и положение о нем утверждается директором Департамента по согласованию с заместителем Губернатора области, курирующим деятельность Департамента.
VI. Имущество департамента
6.1. Департамент в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.
6.2. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Департамента осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
VII. Прекращение деятельности департамента
7.1. Деятельность Департамента прекращается в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. При реорганизации, ликвидации Департамента высвобождаемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.