Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по общенаучной дисциплине "История и философия науки"
I. При организации повышения квалификации проводится разработка программ, учебных планов курса "История и философия науки" и разрабатывается график проведения занятий, учитывающий:
- специализацию потоков слушателей по отраслям в целях повышения эффективности подготовки слушателей;
- информационное обеспечение системы повышения квалификации преподавателей по данной дисциплине, включая своевременное оповещение вузов и научных учреждений о графике проведения занятий.
II. В целях оптимизации процесса повышения квалификации по курсу "История и философия науки" рекомендуется формировать потоки слушателей в зависимости от специализации.
Формирование потоков слушателей по отраслям науки может быть проведено путем их распределения по четырем направлениям:
- физика, математика, астрономия, химия (физхимия);
- биология, экология, медицина, сельскохозяйственные науки, науки о земле, химия (биохимия);
- технические науки и информатика;
- социально-гуманитарные науки, военные науки.
III. При формировании программы целесообразно выделить следующие темы:
1. Проблемы философии науки и истории науки (XIX-XX вв.).
2. Проблема специфики научного знания, его отличие от других форм познавательной деятельности.
3. Структура научного знания (теоретическое и эмпирическое знание, их структура и функции, проблема оснований науки).
4. Социокультурная динамика науки (основные этапы исторического развития науки: возникновение математики, естествознания, технических и социально-гуманитарных наук; проблемы научных революций, исторических типов научной рациональности, интеграции и дифференциации научного знания; историческое изменение функций науки и ее значимости в обществе).
Основные темы, рассматриваемые в курсе и выбранные из программ по философским проблемам областей научного знания, должны быть тесно увязаны с темами из блоков "История отраслей науки" и "Общие проблемы истории и философии науки". К ним, в первую очередь, следует отнести: проблему возникновения конкретной области научного знания; сущность и специфику исторически сложившихся областей научного знания, проблему оснований в конкретных областях научного знания (развитие научной картины мира, идеалы и нормы науки, эволюция философских оснований науки и т.д.); проблему междисциплинарного взаимодействия различных областей научного знания.
Согласование отбираемых тем из этих разделов может быть осуществлено следующим образом:
раздел "История отраслей науки" должен базироваться на развитии наук в XIX-XX веках. Такой подход может обеспечить наибольшую эффективность для реализации программы повышения квалификации преподавателей, которым предстоит осуществлять подготовку аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки";
раздел "Философские проблемы областей научного знания" в соответствии с программой кандидатского экзамена должен быть сосредоточен на анализе философских проблем современной науки. Таким образом обеспечивается связь двух разделов курса друг с другом, равно как и с разделом "Общие проблемы философии науки".
Основная проблематика лекций и семинаров по данным блокам определяется специалистами в области философии и истории соответствующих отраслей науки с учетом выделяемых на освоение данного раздела курса учебных часов и утвержденных программ кандидатского экзамена.
IV. Ввиду специфики социально-гуманитарных наук для этого направления предлагается общий (объединенный) курс лекций "История и философские проблемы социально-гуманитарных наук".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.