Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 11 февраля 2010 г. N 2003
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Актуальные проблемы обеспечения
финансовой стабильности региона"
г. Тюмень 15 декабря 2009 года
Участники заседания
"круглого стола"
Обсудив вопросы обеспечения финансовой стабильности в Тюменской области, участники "круглого стола" отмечают следующее.
Основой финансового потенциала региона служат финансы реального сектора экономики.
Тюменская область в последние годы развивалась ускоренными темпами. Ежегодно отмечался прирост валового регионального продукта, а также увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Экономический потенциал области обеспечивал стабильный, динамичный прирост доходов областного бюджета. А эффективная бюджетная политика позволяла из года в год создавать условия для устойчивого повышения уровня жизни населения области, обеспечения социальных гарантий.
В последние годы в Тюменской области созданы благоприятные организационно-хозяйственные и финансовые условия для развития не только промышленного производства, но и малого и среднего предпринимательства, для повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства, других секторов экономики, а также для привлечения инвестиций в экономику области.
Реализован комплекс мер, в том числе и финансовых, связанных с административной реформой. В системе органов государственного управления внедрен важнейший принцип "управления по результатам". Проведена работа по регламентации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Основные цели этих мер - повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров, повышение эффективности деятельности государственных органов власти.
Мировой финансово-экономический кризис серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Изменившаяся экономическая ситуация в регионе требует ускоренного и качественно нового решения сложившихся проблем. Главная задача власти - не просто сохранить стабильность, но и обеспечить максимально возможный рост, использовать все конкурентные преимущества, которые дает мировой кризис нашей экономике.
В целях снижения негативного влияния кризиса на экономику в конце 2008 года Правительством области утвержден комплексный план антикризисных мер. Согласно данному плану для поддержки отраслей экономики и привлечения инвестиций применяются различные механизмы.
Так, для предприятий, осуществляющих вложения в инвестиционные проекты Тюменской области, а также для предприятий отдельных отраслей установлены налоговые льготы. Ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлена в размере 5 процентов для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Оказывается поддержка в форме возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями, и части стоимости предметов лизинга. Нефтегазовым предприятиям возмещается часть стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других материальных ресурсов, произведенных на предприятиях юга области.
Из областного бюджета выделяются значительные средства для развития малого и среднего предпринимательства области. Это связано с тем, что данный сектор во многом обеспечивает гибкость и устойчивость экономики именно в кризисный период. В этих целях создана сеть бизнес-инкубаторов, а также венчурный фонд. Сформирован гарантийный фонд, который обеспечивает предпринимателям доступность кредитных ресурсов. Также предусмотрена и такая новая форма государственной поддержки, как грантовая поддержка начинающих предпринимателей.
Несмотря на сложность экономической ситуации, сохранены основные направления финансовой поддержки агропромышленного комплекса, который является одним из основных секторов экономики области.
При содействии Правительства области осуществляется реализация ряда крупных инвестиционных проектов. В их числе:
- "Уватский проект" компании "ТНК-ВР" по освоению месторождений нефти, в результате реализации которого в области будут существенно увеличены объемы добычи углеводородного сырья;
- строительство компанией "СИБУР Холдинг" первой очереди нефтехимических производств в городе Тобольске;
- строительство компанией "УГМК-Сталь" электрометаллургического завода в городе Тюмени. Предприятие будет выпускать новую для региона продукцию - до 545 тыс. тонн в год сортового проката;
- другие проекты.
Огромное значение для диверсификации региональной экономики имеет реализация проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".
Одна из важнейших стратегических задач развития области, без реализации которой не может быть экономического роста и повышения уровня жизни населения области, - повышение энергетической эффективности. Инструментом решения данной задачи станут региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В ближайшие годы необходимо провести модернизацию экономики и обеспечить выход предприятий на новый технологический уровень. Решить данную задачу можно только совместными усилиями бизнеса и власти. Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в среднесрочной перспективе должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти области.
В условиях снижения доходов областного бюджета в связи с централизацией в федеральном бюджете с 1 января 2010 года налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья основными доходными источниками областного бюджета на среднесрочную перспективу будут налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Поступления в казну области по данным налогам во многом зависят от экономической ситуации, в связи с этим в ближайшие годы с целью сохранения стабильности в области необходимо создать все условия для развития региональной экономики и пополнения доходной части областного бюджета.
В условиях ожидаемого дефицита финансовых ресурсов необходимо сохранить наиболее эффективные формы государственной поддержки реального сектора экономики, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств и оптимизации расходов бюджетных учреждений.
Важной задачей в условиях сокращения доходов бюджета Тюменской области является также обеспечение сбалансированности местных финансов.
В складывающейся экономической ситуации установление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов - как один из механизмов обеспечения сбалансированности местных бюджетов - лишает органы государственной власти области возможности оперативного управления финансовыми ресурсами региона. Выходом из этого является возвращение к практике дифференцированных нормативов.
Финансовое положение муниципалитетов напрямую зависит от благополучия региона в целом. В целях сокращения сырьевой зависимости доходов областного бюджета и повышения финансовой стабильности региона необходимы диверсификация экономики, развитие инвестиционного и инновационного потенциала области.
Отмечая актуальность проблемы обеспечения финансовой стабильности региона, участники "круглого стола" рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Разработать комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Завершить работу по разграничению расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.
2. Рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих:
- право субъектов Российской Федерации по установлению дифференцированных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты с целью обеспечения сбалансированности местных бюджетов в зависимости от налогового потенциала муниципальных образований;
- увеличение отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от федеральных налогов, а также от отдельных неналоговых платежей с учетом возложенных на субъекты Российской Федерации бюджетных полномочий.
3. Завершить формирование системы мониторинга эффективности бюджетных расходов, разработать критерии эффективности и результативности бюджетных расходов.
Тюменской областной Думе:
Продолжить работу по осуществлению контроля за эффективностью реализации:
- областных целевых программ, направленных на развитие реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства;
- инвестиционной и инновационной политики, проводимой Правительством Тюменской области.
Правительству Тюменской области:
1. В целях обеспечения динамичного и устойчивого экономического развития области продолжить работу:
- по оказанию государственной поддержки предприятиям приоритетных отраслей экономики: машиностроения, нефтегазового, лесного, транспортного и агропромышленного комплексов;
- по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг), производимой организациями Тюменской области;
- по развитию инновационной инфраструктуры в области (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры);
- по повышению прозрачности деятельности органов исполнительной власти с целью устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности в области;
- по повышению эффективности реализуемых антикризисных мер, а также усилению контроля за использованием бюджетных средств, направленных на поддержку реального сектора экономики.
2. В соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года продолжить осуществление следующих мер:
- инвентаризация и оптимизация расходов бюджета Тюменской области, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти и местного самоуправления;
- финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
- обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов.
3. Продолжить мониторинг качества управления муниципальными финансами.
Управлению Федеральной налоговой службы России
по Тюменской области:
1. Продолжить работу по взысканию недоимки по налогам и сборам.
2. В целях улучшения администрирования местных налогов наладить постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления.
3. Рассмотреть возможность публикации в средствах массовой информации либо на официальном сайте УФНС по Тюменской области списков крупнейших недоимщиков по налогам и другим обязательным платежам в бюджет области.
Счетной палате Тюменской области:
1. Продолжить работу по контролю за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и областной собственности.
2. Продолжить практику проведения совместных контрольных мероприятий с муниципальными контрольно-счетными органами.
3. Содействовать формированию и становлению муниципальных контрольно-счетных органов.
Органам местного самоуправления:
1. Скорректировать и активизировать работу по реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований с учетом новых экономических условий.
2. Обеспечить жесткий режим экономного и рационального использования бюджетных средств.
3. Ежегодно осуществлять контроль за эффективностью бюджетных расходов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 11 февраля 2010 г. N 2003 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.