Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика объекта, воздействие на который предполагается
в рамках муниципальной программы"
Обеспечение жителей города Тюмени доступным жильем является одной из актуальных задач, стоящих перед Администрацией города Тюмени. Реализация последовательной политики, направленной на обеспечение потребностей жителей города Тюмени в доступном и современном жилье, позволит увеличить темпы жилищного строительства, модернизировать коммунальную инфраструктуру.
Направление 1. Стимулирование развития жилищного строительства
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Тюмени главным образом базируется на формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и способ их реализации.
С целью нормативно-правового обеспечения формирования рынка доступного жилья, а также приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства и законодательства Тюменской области Администрацией города Тюмени обеспечено утверждение Генерального плана городского округа города Тюмени, Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Принимая во внимание возможность и необходимость установления новых видов разрешенного использования земельных участков, а также их изменения на иной вид разрешенного использования, возникает необходимость постоянной корректировки территориального и функционального зонирования территории города, Генерального плана городского округа города Тюмени, Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Кроме того, в рамках обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан на территории города Тюмени Администрацией города Тюмени разработаны местные нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения территории объектами благоустройства территории, инженерной инфраструктуры, социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (в том числе инвалидов). В настоящее время местные нормативы градостроительного проектирования находятся в стадии согласования и утверждения.
Стоит отметить, что с целью обеспечения возможности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Тюмени Администрацией города Тюмени разработаны и утверждены ряд нормативных актов, регулирующих порядок развития застроенных территорий города, порядок организации работы администрации города Тюмени по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Принимая во внимание положения статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжение земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена (включая обеспечение выбора земельного участка, подготовку (изготовление) и утверждение проектов границ), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе. Администрация города Тюмени не осуществляет мероприятия по предоставлению гражданам и молодым семьям земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
Однако стоит отметить, что на основании статьи 29 Закона Тюменской области от 03.11.2009 N 78 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" органы местного самоуправления города Тюмени наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в части предоставления для строительства (включая подготовку (изготовление) и утверждение проектов границ) в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии. В рамках реализации указанного полномочия Администрацией города Тюмени разработан ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих возможность принятия решения о развитии застроенных территорий города Тюмени, предоставления для строительства земельных участков, в отношении которых принято решение о развитии, заключения договоров о развитии застроенной территории. На настоящий момент определены 72 земельных участка, в отношении которых может быть принято решение о развитии после анализа сведений об аварийном жилье, подлежащем сносу, реконструкции, сведений о предоставленных земельных участках, и земельных участков, на которых предварительно согласовано размещение объектов капитального строительства.
В целях увеличения объемов жилищного строительства Администрацией города определены границы застроенных территорий, в отношении которых возможно принять решение о развитии.
26.02.2009 года внесены изменения в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов на отдельных застроенных территориях города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 11, в части дополнения перечня многоквартирных домов, планируемых к сносу и реконструкции, и расположенных на 8 застроенных территориях, в отношении которых после вступления в силу Правил землепользования и застройки предполагается принятие решений о их развитии (решение Тюменской городской Думы от 26.02.2009 N 228).
В связи со сложившейся экономической ситуацией Тюменской городской Думой принято решение N 420 от 22.12.2009 о приостановлении действия муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на отдельных застроенных территориях города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 11.
Состояние рынка жилья и жилищного строительства на территории города Тюмени характеризуется следующими показателями.
Общая площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, 1 488 087 кв. м.
По состоянию на 01.01.2010, согласно заключению городской межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признано аварийными 205 домов, общей площадью 76450,8 кв. м.
Распоряжениями Администрации города Тюмени от 31.01.2003 N 297 "О признании муниципальных жилых домов ветхими", от 09.04.2003 N 1300 "О признании муниципальных жилых домов ветхими" признаны ветхими 388 жилых дома.
Значительная часть жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, имеют высокий процент износа конструктивных элементов, ввиду чего их техническое состояние не соответствует установленным нормам проживания.
Таким образом, практически каждый второй житель города Тюмени (из числа проживающих в муниципальном жилищном фонде) проживает в ветхом или аварийном жилье.
Проблема аварийного и ветхого жилья на территории города Тюмени может быть решена при помощи бюджетного финансирования в рамках реализации федеральных и областных программ по переселению граждан, посредством модернизации (реконструкции) жилья, привлечения частных инвестиций, в том числе путем развития застроенных территорий.
Если сравнить объемы и темпы сноса ветхого и аварийного жилья, следует отметить, что снос аварийного и ветхого жилья в городе Тюмени имеет тенденцию роста, это, как правило, связано с предоставлением земельных участков для строительства при условии сноса существующих на территории участка ветхих домов. Тем не менее, общие темпы сноса свидетельствуют о том, что для приведения качества ветхого жилья в городе Тюмени к нормативным показателям либо его ликвидации в городе Тюмени требуется не менее 15 лет.
С целью обеспечения создания благоприятной среды жизнедеятельности жителей города, благоприятных условий для инвестиций в строительство, увеличения объемов жилищного строительства посредством градостроительного регулирования решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень, решением Тюменской городской Думы от 28.10.200 N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени. С целью реализации положений вышеуказанных актов в 2009 году в стадии разработки документации по планировке территории находились 16 проектов, в том числе 7 проектов за счет бюджетных средств. Утверждено 12 проектов планировки территории, в том числе 2 проекта - за счет бюджетных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "от 30.10.2008 г. N 154"
Администрацией города Тюмени принято решений о разработке комплексного проекта развития территорий города Тюмени. Конкурс на право выполнения комплексного проекта состоялся 16.09.2009 года. Данным проектом предусмотрено выполнение работ по разработке проектов планировки территорий города, внесению изменений в Генеральный план города Тюмени, Правила землепользования и застройки города Тюмени и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
С целью обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства на территории города Тюмени, Администрацией города создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности, установлено программное обеспечение, определен порядок взаимодействия всех участников ее ведения, что сократило число запросов на предоставление информации между отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Тюмени, органами государственной власти, что позволило сократить сроки подготовки исходно-разрешительной документации и исключить возможность принятия ошибочных решений.
Результатом эффективности указанных мероприятий является рост ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства.
Общий объем жилищного строительства в 2008 году в городе Тюмени составил 654 тыс. кв. м. В 2009 году сохранялась тенденция роста объемов строительства жилья на территории города Тюмени, в сравнении с 2008 годом ввод жилья составил 588 тыс. кв. м. Объем ввода жилья на территории города Тюмени в 2006 - 2009 годах приведен в таблиц.
Наименование показателей |
Ед. изм. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Ввод жилых домов, |
тыс. кв. м. | 513 | 606 | 654 | 588 |
в т.ч. объекты ИЖС |
тыс. кв. м. | 120,4 | 41,0 | 42.0 | 50.0 |
Направление 2. Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе
с помощью ипотечного жилищного кредитования
Среди прочих проблем особое внимание занимает проблема улучшения жилищных условий молодых семей, которые не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов и социальных выплат будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В связи с этим одним из важнейших направлений жилищной политики Администрации города Тюмени является поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.
С августа 2006 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Правительства Тюменской области от 16.06.2006 N 142-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома" организован выпуск и выдача молодым семьям свидетельств на приобретение (строительство) жилья. Молодым семьям, получившим свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета.
Не менее важной проблемой в сфере жилищного строительства для города Тюмени является значительная диспропорция между потребностями населения в жилье и платежеспособным спросом на жилье, недостаточное развитие системы долгосрочного жилищного кредитования. Основными экономическими причинами ограниченного платежеспособного спроса населения являются:
- невысокий уровень доходов населения при высокой доле текущего потребления;
- недостаточное развитие института долгосрочного ипотечного кредитования и высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов;
- недостаточный уровень накоплений граждан для оплаты первого взноса для получения ипотечных жилищных кредитов.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования и увеличения объемов предложения жилья посредством роста жилищного строительства. При этом важным фактором в развитии системы ипотечного кредитования в городе являются меры, направленные на снижение ставок по ипотечным кредитам. Одним из направлений по разрешению указанной задачи является направление социальных выплат молодым семьям в качестве первоначального взноса. Ставка ипотечного кредита в этом случае снижается до 10 - 11%.
Направление 3. Выполнение обязательств по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан.
В настоящее время в списках граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях состоит 13 113 семей, из них к расходным обязательствам муниципального образования городской округ город Тюмень относится только обеспечение жильем малоимущих граждан 476 чел.
Согласно статье 11 Закона Тюменской области от 03.11.2009 N 78 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" муниципальное образование городской округ город Тюмень наделено государственным полномочием по социальной поддержке граждан в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, граждан в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляемой в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, в части выполнения следующих мероприятий:
1) регистрация заявлений о предоставлении социальной выплаты и проверка сведений, содержащихся в прилагаемых к ним документах;
2) проверка факта постановки на учет, а также отсутствия оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
3) формирование списков граждан на получение социальной выплаты, их утверждение и направление в уполномоченный орган исполнительной власти области;
4) направление в установленных случаях уведомлений об отказе в признании заявителя претендентом на получение социальной выплаты;
5) формирование учетных дел граждан, претендующих на получение социальной выплаты;
6) направление уведомлений о включении граждан в основной либо резервный список получателей социальной выплаты;
7) заполнение и выдача свидетельств о предоставлении социальной выплаты, выдача новых свидетельств взамен утраченных или испорченных.
В связи с этим увеличивается число граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, которым предоставлены льготные условия для получения жилых помещений - судьи, прокуратура, МВД, ветераны ВОВ, молодые семьи и др. Часть льготных категорий обеспечивается за счет средств бюджета Тюменской области (948 чел.), остальные обеспечиваются за счет средств федерального бюджета. Также существенным фактором стабильно высоких показателей числа граждан, имеющих жилищные льготы, нуждающихся в предоставлении жилья, является снижение объемов муниципального жилищного фонда, связанное с приватизацией муниципального жилья.
В городе Тюмени принято решение о переводе домов - общежитий в статус жилых домов. Данное решение позволит гражданам в них проживающим приватизировать занимаемые ими жилые помещения.
С 2001 года в городе имелось 162 общежития муниципального жилищного фонда, в настоящее время их осталось 52. Этот фактор имеет существенное значение для развития рынка жилья в городе Тюмени, поскольку происходит объективное перераспределение жилья среди граждан. Часть граждан, имеющих малогабаритные жилые помещения на праве собственности (после приватизации), при поддержке государства (социальные выплаты молодым семьям и т.п.) либо при помощи ипотечных кредитов приобретают благоустроенные жилые помещения, а малогабаритное жилье приобретается гражданами с недостаточным уровнем платежеспособности.
Жилые помещения по договорам социального найма в городе Тюмени предоставляются в соответствии с жилищным законодательством и, как правило, в порядке очередности. Следует отметить, что период ожидания социального жилья в Тюмени составляет почти 40 лет (жилые помещения по договорам социального найма в городе Тюмени в настоящее время предоставляются гражданам, состоящим на учете с 70 годов). Приоритетным направлением остается предоставление жилья гражданам в связи со сносом жилых домов.
Направление 4. Повышение качества жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий
многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям
многоквартирных домов
Процессы создания жилищного фонда на территории города Тюмени в результате жилищного строительства, его распределения и перераспределения на рынке жилья неразрывно связаны с состоянием объектов коммунальной инфраструктуры, качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, капитальным ремонтом и ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
В настоящее время на неудовлетворительном уровне находится теплоснабжение населения города Тюмени. Так, высокая изношенность тепловых сетей (износ оборудования в муниципальных котельных составляет 20% при нормативном в 7%) и недостаточный уровень замены ветхих сетей приводит к значительному числу внеплановых отключений на тепловых сетях (в 2009 году данный показатель составил 2202 отключение).
В городе Тюмени имеется 177 центральных тепловых пункта, из них 145 не соответствует требованиям правил технической эксплуатации.
Серьезной проблемой для теплоснабжения города является недостаточная протяженность магистральных сетей, обеспечивающих перераспределение тепловой энергии, вследствие чего в отдельных районах Тюмени наблюдается значительный дефицит тепла (центральная часть города, район "Затюменки", район дома Обороны).
Техническое состояние системы электроснабжения в городе Тюмени также характеризуется высокой степенью износа основных фондов, высокий процент износа также имеют здания трансформаторных подстанций и трансформаторов. Неудовлетворительное техническое состояние электрических сетей приводит к значительному числу внеплановых отключений (в 2009 году данный показатель составил 373 отключения).
Следует отметить, что неудовлетворительным техническим состоянием характеризуется также и система водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, в сложившихся условиях в целях формирования качественного жилищного фонда требует решения проблема модернизации коммунальной инфраструктуры, привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство новых объектов.
Необходимо обеспечить комфортные условия проживания населения на территориях жилой застройки.
Комплексное решение выявленных проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие населения города Тюмени, позволит увеличить объемы жилищного строительства, снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, и, как следствие, позволит обеспечить потребности города Тюмени в благоустроенном жилье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.