Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 22 апреля 2010 г. N 2133
Информация
"О состоянии и перспективах социально-экономического развития села"
(представлена Вице-губернатором Тюменской области
С.М. Сарычевым 18.03.2010)
1. Наличие программы социально-экономического развития сельской территории.
Мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие села, реализуются в рамках действующих долгосрочных целевых программ по различным социально-экономическим направлениям.
2. Сокращение темпов снижения численности сельского населения.
Сельское население на начало 2009 года составляло 480,8 тыс. человек (36%) при общей численности населения Тюменской области (без учета населения автономных округов) 1335,3 тыс. человек.
Одновременно с тенденцией роста населения Тюменской области, наметившейся с 2006 года, численность сельского населения и его доля в общей численности населения снижаются.
При этом необходимо отметить сокращение темпов снижения численности сельского населения. Так, за 2005 год сельское население с учетом естественной и миграционной убыли сократилось на 4,1 тыс. человек, за 2006 год - на 3,7 тыс. человек, за 2007 год - на 3,3 тыс. человек, за 2008 год - на 1,2 тыс. человек.
Темпы снижения численности сельского населения вследствие естественной убыли сокращаются. Так, в 2005 году этот показатель составил 2646 тыс. человек, в 2006 году - 1621 тыс. человек, в 2007 году - 382 человека. В 2008 году в области преодолена естественная убыль сельского населения - зафиксирован естественный прирост сельского населения на 224 человека.
По итогам 2009 года превышение числа родившихся над умершими было отмечено в Тюменском (469 человек), Уватском (103 человека), Исетском (60 человек), Казанском (56 человек), Ялуторовском (37 человек), Сорокинском (24 человека), Тобольском (13 человек), Упоровском (3 человека), Ярковском (2 человека) районах.
В сельских районах области за 2009 год родилось 9320 детей, что на 98 детей больше, чем в 2008 году.
Снижение численности сельского населения происходит в основном вследствие миграционных процессов, связанных с внутрирегиональным перемещением населения. В 2007 году миграционная убыль сельского населения составила 2953 человека, в 2008 году - 1388 человек.
Наибольший миграционный отток в 2009 году отмечен в Тюменском (158 человек), Абатском (111 человек), Бердюжском (88 человек), Тобольском (88 человек), Ишимском (81 человек), Викуловском (78 человек), Сладковском (67 человек), Армизонском (64 человека), Вагайском (58 человек) районах.
В то же время миграционный прирост отмечен в Нижнетавдинском (119 человек), Уватском (55 человек), Исетском (42 человека), Ялуторовском (28 человек), Юргинском (6 человек), Омутинском (5 человек) районах.
3. Привлечение молодых специалистов в сельские поселения.
Мероприятия по привлечению молодых специалистов в сельские поселения предусмотрены Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" и выполняются в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса в Тюменской области".
В соответствии с указанной программой предусмотрено выделение единовременной финансовой помощи специалистам, окончившим учебные заведения и заключившим трудовые договоры с предприятиями агропромышленного комплекса, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Размер единовременной финансовой помощи с 2009 года составляет 60 тыс. рублей для выпускников вузов, 40 тыс. рублей - для выпускников средних специальных учебных заведений, 30 тыс. рублей - для выпускников начальных профессиональных учебных заведений. В 2008 году размеры помощи соответственно составляли 50 тыс. рублей, 30 тыс. рублей и 20 тыс. рублей.
С 2009 года единовременная финансовая помощь предоставляется выпускникам не только текущего, но и предыдущего года выпуска.
В качестве меры поддержки и привлечения высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса также осуществляется выдача грантов Губернатора области в размере 100 тыс. рублей лучшим молодым специалистам и молодым руководителям сельскохозяйственных предприятий и организаций области.
В целях закрепления специалистов в сельскохозяйственном производстве активно реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
В 2009 году в сельхозорганизации и крестьянские хозяйства области принято 389 выпускников, из них на должности руководителей и специалистов трудоустроено 248 человек.
Общая численность молодых специалистов и руководителей в возрасте до 30 лет в 2009 году составила 615 человек (16% от общего числа специалистов и руководителей), прирост к уровню 2008 года - 23% (99 человек).
4. Повышение самозанятости сельского населения (реализация программы "Самообеспечение"), поддержка малого бизнеса.
Мероприятия по повышению самозанятости сельского населения предусмотрены Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" и выполняются в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Тюменской области".
В соответствии с данной программой осуществляются мероприятия по предоставлению адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам в целях содействия им в самостоятельном повышении своего среднедушевого дохода путем создания или развития личного подсобного хозяйства, реализации трудового потенциала (выход на самообеспечение).
Выплата предоставляется не чаще одного раза в год. Размер её определяется в соответствии с индивидуальным планом выхода семьи (одиноко проживающего гражданина) на самообеспечение. Основным видом деятельности, который выбирают семьи, участвующие в мероприятиях по выходу на самообеспечение, является ведение личного подсобного хозяйства.
В 2009 году адресная социальная помощь по выходу на самообеспечение оказана 1574 малоимущим семьям. За 2010 год по состоянию на 01.03.2010 помощь оказана 116 малоимущим семьям, проживающим в сельской местности.
Помимо того, с 2009 года в рамках Программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда реализуется дополнительная мера социальной поддержки в форме единовременной выплаты в целях содействия самозанятости граждан.
Выплата предоставляется безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, высвобожденным работодателями в связи со сложившейся ситуацией в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, для содействия самозанятости граждан и стимулирования создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с индивидуальным планом выхода на самозанятость.
Данная выплата направлена на поддержку организации гражданином собственного дела в отраслях сельскохозяйственного производства или производства иных товаров (работ, услуг), востребованных на соответствующей территории, с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или созданием юридического лица. Выплата производится в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, а в случае, если индивидуальный план выхода на самозанятость предусматривает мероприятия по созданию рабочих мест для безработных граждан, размер выплаты увеличивается за каждого безработного гражданина, предполагаемого к трудоустройству, на сумму максимального размера пособия по безработице в расчете на количество месяцев предполагаемого трудоустройства, но не более 12 месяцев.
За 2009 год выплата в целях содействия самозанятости предоставлена 1700 гражданам, проживающим в сельской местности. За 2010 год по состоянию на 01.03.2010 единовременная выплата на развитие самозанятости предоставлена 439 гражданам, проживающим в сельской местности.
Основными направлениями малого предпринимательства при выходе граждан на самозанятость в 2009 году стали сельскохозяйственное производство (животноводство, растениеводство, птицеводство, пчеловодство), торговая деятельность, предоставление бытовых услуг (парикмахерские, ремонт, пошив, вязание одежды, фотоуслуги), автосервис. Развитие малого предпринимательства способствует дальнейшему совершенствованию инфраструктуры населенных пунктов, приближает услуги к потребителю прежде всего в отдаленных сельских поселениях.
Мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса, также реализуются в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области". В рамках данной программы предусмотрено предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства, возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита и части затрат по лизинговым платежам. Субъекты малого и среднего предпринимательства также вправе претендовать на получение государственных гарантий Тюменской области в форме поручительства перед кредитными организациями.
В рамках реализации мероприятия "Грантовая поддержка начинающих предпринимателей" предусмотрено предоставление грантов в форме субсидии начинающим субъектам малого (среднего) предпринимательства на создание собственного бизнеса, в том числе в сфере производства продуктов питания, бытовых услуг, образования, культуры и медицинских услуг.
В рамках мероприятия "Организация информационной поддержки малого и среднего предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности, передового опыта субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через СМИ" осуществляется проведение семинаров и конференций, направленных на повышение уровня правовой и экономической грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов.
Мероприятия по обеспечению доступности и повышению качества коммунальных услуг в сельской местности выполняются в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области".
Электроснабжение сельских населенных пунктов на территории Тюменской области осуществляется централизованно, через объекты распределительного сетевого комплекса (электрические сети и подстанции). Основными хозяйствующими субъектами являются ОАО "Тюменьэнерго" и ОАО "СУЭНКО", в эксплуатации которых находятся как собственные объекты сетевого комплекса, так и муниципальные электросетевые объекты, переданные на техническое обслуживание.
Текущее состояние электросетевого комплекса позволяет оказывать качественные услуги в области электроснабжения на территории сельских поселений.
Развитие электросетевого комплекса, включающее строительство и реконструкцию электрических сетей, а также увеличение мощности подстанций, осуществляется в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, источником финансирования которых является инвестиционная составляющая в тарифах на передачу электрической энергии.
За счет средств муниципальных бюджетов ежегодно выполняются работы по реконструкции и ремонту муниципальных электросетевых комплексов. Во время подготовки к осенне-зимнему периоду 2009 - 2010 годов выполнены работы по ремонту и замене более 13 км сетей в сельских населенных пунктах.
Централизованные системы водоснабжения имеются в 537 сельских населенных пунктах юга Тюменской области. Услугами водоснабжения охвачено 67% сельского населения, проживающего на территории Тюменской области, остальное население для хозяйственно-питьевых нужд использует воду из частных колодцев.
Протяженность сетей водоснабжения в сельской местности составляет 3437 км, из них ветхих сетей около 1350 км. В 2009 году выполнена замена 125,8 км ветхих водопроводных сетей, отремонтировано 18 сельских водозаборов, 18 водонапорных башен, построено 23 шахтных колодца.
В настоящее время ведется строительство межпоселкового группового водопровода в Сладковском районе с забором воды из оз. Дедюхино. Начаты работы по расчистке озер, являющихся источниками питьевого водоснабжения, в том числе оз. Дедюхино, оз. Усово. Разработана проектная документация на строительство водовода Сладково - Кочкарное - Покровка, запланирована разработка проекта водовода Покровка - Таволжан - Михайловка - Александровка - Красивое. В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" из федерального бюджета выделены средства на строительство и реконструкцию сетей водопровода в с. Юргинском.
Для обеспечения сельского населения качественной питьевой водой ведется реконструкция и строительство водоочистных сооружений. В 2009 году введены в эксплуатацию водоочистные сооружения в с. Казанском Казанского района, с. Новая Заимка Заводоуковского городского округа, с. Андрюшкино Нижнетавдинского района.
Также ведется строительство блочных станций очистки воды малой производительности (павильонов подготовки питьевой воды для разлива в тару потребителя). В 2009 году установлено 3 павильона.
На объектах социальной сферы устанавливается оборудование малой производительности для подготовки питьевой воды. К настоящему времени установлено 175 комплектов оборудования.
В результате выполнения указанных мероприятий произошло увеличение доли сельских населенных пунктов, обеспеченных водой питьевого качества, с 2,46% в 2002 году до 13,06% в 2009 году. Водой питьевого качества обеспечено население 118 сельских населенных пунктов, 15 районных центров из 17, всего 52% населения, проживающего в сельской местности. В 2010 году планируется завершить пусконаладочные работы на станции водоочистки в с. Упорово, закончить строительство станции водоочистки в с. Сладково и обеспечить водой питьевого качества все районные центры.
Продолжается выполнение мероприятий по газификации сельских населенных пунктов - в 2009 году введено в эксплуатацию 182,99 км газовых сетей, в том числе 102,89 км межпоселковых и 80,1 км внутрипоселковых газопроводов. Общая протяженность газовых сетей в сельской местности в настоящее время составляет 5 924,4 км.
В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию 134,9 км газовых сетей, в том числе 72,5 км межпоселковых и 62,4 км внутрипоселковых.
В 2009 году газифицировано 5 404 жилых дома (квартиры) жителей сельских районов. За счет субсидий из областного бюджета, предоставляемых гражданам льготных категорий при газификации жилых домов (квартир) в сельской местности, в 2009 году газифицировано 3415 домов. Общее количество газифицированных жилых домов (квартир) жителей сельских районов в настоящее время составляет 91,36 тыс. единиц.
В 2010 году планируется начать газификацию жилых домов в 16 ранее не газифицированных населенных пунктах, запланировано предоставление субсидий гражданам льготной категории на газификацию 3292 жилых домов.
6. Обеспечение почтовой и телефонной связью.
В ведении Управления Федеральной почтовой связи по Тюменской области - филиала ФГУП "Почта России" по состоянию на 01.02.2010 находятся 475 объектов сети почтовой связи: 9 почтамтов и 466 отделений почтовой связи (ОПС), из них в сельской местности - 381 отделение почтовой связи.
Услуги почтовой связи предоставляются в 1253 населенных пунктах Тюменской области. В 10 населенных пунктах услуги почтовой связи не предоставляются по причине отсутствия жителей или проживания одного человека. В 9 населенных пунктах услуги почтовой связи не оказываются из-за отсутствия помещений для ОПС, услуги почтовой связи в данных населенных пунктах предоставляются почтальонами на дому.
Реализация мероприятий по телефонизации сельских населенных пунктов Тюменской области осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления информационной политики Тюменской области" (подпрограмма "Основные направления развития связи и телекоммуникаций Тюменской области").
Данной программой предусмотрены мероприятия по строительству и модернизации телекоммуникационной сети в сельской местности. Приоритетным направлением развития связи в Тюменской области является обеспечение доступа населения к современным и качественным телекоммуникационным услугам путем внедрения новых видов информационных технологий, в том числе обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет. В сельских населенных пунктах ведется перевод телекоммуникационной инфраструктуры на цифровые стандарты, замена устаревшего оборудования современным, монтаж телекоммуникационных сетей на базе волоконно-оптических систем.
В перечень объектов, подлежащих телефонизации, в первую очередь включаются населенные пункты, имеющие невысокий уровень обеспеченности жителей услугами телефонной связи или низкое качество связи.
К началу 2010 года из 395 сельских станций количество цифровых станций составляет 191 шт. Завершены строительно-монтажные работы по сооружению объектов связи в 17 сельских населенных пунктах. Приобретено и смонтировано 14 цифровых автоматических телефонных станций общей номерной емкостью 2176 номеров. Построены межстанционные линии связи протяженностью 143,3 км, распределительные сети протяженностью 78 км. Проведенные мероприятия позволили обеспечить качественной и современной связью более 8000 человек.
Уровень обеспеченности квартирными телефонными аппаратами в сельской местности составляет 186,8 аппарата на 1000 человек населения (по данным за 2008 год), этот показатель на 32% превышает соответствующий показатель по Уральскому федеральному округу и на 37% - показатель по Российской Федерации.
В целях исполнения Перечня основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, утвержденного Президентом Российской Федерации, проведена работа по обеспечению ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих в сельской местности, телефонной связью. К началу 2010 года все стоявшие в очереди на установку телефона граждане данной категории обеспечены проводной телефонной связью, а при отсутствии технической возможности установки проводного телефона - сотовой телефонной связью.
7. Уровень бытового обслуживания населения (доступность услуг ателье, фотоателье, химчисток, парикмахерских).
Сфера бытовых услуг в сельской местности Тюменской области формируется преимущественно на основе предпринимательской инициативы.
В 2009 году в сельской местности было оказано бытовых услуг на сумму 470,2 млн. рублей, что составляет в сопоставимых ценах к уровню 2008 года 99,4%. На душу сельского населения оказано бытовых услуг на сумму 968 рублей.
По состоянию на 01.01.2010 в сельской местности насчитывается более 550 объектов бытового обслуживания, на которых занято около 1,2 тыс. человек работоспособного населения. В 2009 году отмечено увеличение количества объектов бытового обслуживания населения - в сфере оказания бытовых услуг населению появилось около 30 новых субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 12 человек - по программе "Самозанятость".
Так, в Аромашевском районе были открыты 2 станции технического обслуживания автомобилей, мастерская по ремонту теле- и радиоаппаратуры, парикмахерская. В Ишимском районе - станция по техническому обслуживанию автомобилей, шиномонтажная мастерская, предприятие по оказанию ритуальных услуг. В Бердюжском районе - 2 парикмахерские, 2 мастерские по ремонту и пошиву швейных изделий, фотосалон. В Упоровском районе открыты обновленный торгово-бытовой центр, оказывающий парикмахерские услуги, услуги по ремонту швейных изделий, ритуальные и фотоуслуги, а также современный оздоровительный центр "Родник", предоставляющий бытовые услуги (баня, сауна, солярий, парикмахерская, химчистка).
Мероприятия по повышению уровня бытового обслуживания населения реализуются в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области".
В соответствии с указанной программой предоставляются субвенции муниципальным образованиям на поддержку труднодоступных территорий в части обеспечения населения бытовыми услугами. Поддержка осуществляется муниципальными образованиями путем возмещения части расходов организациям и индивидуальным предпринимателям: транспортных расходов, расходов по приобретению автомобильного транспорта, технологического оборудования и инструмента, по аренде помещений и оплате коммунальных услуг, по капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, предназначенных для оказания социально значимых видов бытовых услуг.
В системе учреждений социального обслуживания, предоставляющих социально-бытовые услуги населению сельских территорий, действует 24 муниципальных центра социального обслуживания населения, оказывающих бытовые услуги (парикмахерская, прачечная, пошив и ремонт одежды, обуви, ремонт электробытовой техники). В 2009 году центрами оказано 29,0 тыс. бытовых услуг.
Органами местного самоуправления организуется выездное обслуживание по оказанию социально значимых видов бытовых услуг населению отдаленных местностей. На 01.01.2010 выездным обслуживанием были охвачены жители более 240 населенных пунктов Тюменской области.
В 9 муниципальных районах (Абатский, Бердюжский, Голышмановский, Казанский, Омутинский, Сорокинский, Тобольский, Уватский, Ялуторовский) организовано льготное торговое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Число граждан, обслуженных со льготной скидкой в 2009 году, составило 14,9 тыс. человек.
8. Уровень торгового обслуживания населения.
На начало 2010 года в сельских районах Тюменской области функционировало 3670 предприятий торговли, в том числе 3655 предприятий розничной торговли (магазины, павильоны, киоски) торговой площадью 162,7 тыс. кв. м, 15 розничных рынков с общим количеством торговых мест 805.
В 2009 году в среднем на одного жителя сельской местности было продано товаров на сумму 31252 рубля.
Сельское население большинства районов области обслуживают предприятия и организации потребительской кооперации Тюменского облпотребсоюза.
Мероприятия по повышению уровня торгового обслуживания населения реализуются в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области".
В соответствии с указанной программой предоставляются субвенции муниципальным образованиям на поддержку труднодоступных территорий в части обеспечения населения товарами первой необходимости. Поддержка осуществляется муниципальными образованиями путем возмещения части расходов организациям и индивидуальным предпринимателям: расходов по доставке товаров первой необходимости автомобильным транспортом, расходов по приобретению автомобильного транспорта, холодильного оборудования, по аренде помещений и оплате коммунальных услуг, по капитальному и текущему ремонту объектов торговли в труднодоступных местностях.
В 2009 году организациям и индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы в сумме 28,4 млн. рублей по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты, частично возмещены расходы по приобретению 99 единиц холодильного оборудования, 18 единиц автомобильного транспорта, проведению текущего ремонта 5 магазинов. За 2009 год организациями и индивидуальными предпринимателями было завезено около 8 тыс. тонн товаров первой необходимости в 414 труднодоступных населенных пунктах.
Приоритетными направлениями по развитию потребительского рынка для сельского населения являются: открытие крытых рынков, строительство стационарных торговых объектов, магазинов, находящихся в удобном для покупателя месте, предприятий общественного питания с предоставлением дополнительных услуг, активизация современной передвижной торговли для обслуживания жителей отдаленных сельских населенных пунктов, реорганизация мелкорозничной торговой сети.
9. Уровень и доступность обеспечения населения банковскими услугами (для получения пенсий, оплаты коммунальных услуг, получения и оплаты кредитов).
Прием платежей за коммунальные услуги осуществляется отделениями банков в Ишимском, Казанском, Омутинском, Уватском, Юргинском, Ялуторовском районах, а также расчетно-кассовыми центрами, кассами предприятий жилищно-коммунальной сферы. Организован сбор платежей выездными кассирами предприятий по постоянному графику.
Особенность предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской местности заключается в том, что в основном данные услуги предоставляются одним поставщиком, что позволяет осуществлять прием платежей от населения по принципу "единого окна".
Доставка пенсий и пособий жителям сельской местности организована федеральным почтовым оператором ФГУП "Почта России".
10. Доступность для юридических и физических лиц государственных услуг Федеральной налоговой службы (консультирование, оплата налогов).
Федеральная налоговая служба входит в систему федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем Правительство Тюменской области не располагает информацией по данному вопросу.
11. Объем производства сельскохозяйственной продукции (по отраслям).
Динамика производства продукции растениеводства и животноводства за 2009 год в Тюменской области характеризуется следующими показателями:
1) производство основных видов продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских хозяйствах:
- валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки - 1525,1 тыс. тонн (к уровню 2008 года - 123,2%);
- валовой сбор картофеля - 183,2 тыс. тонн (к уровню 2008 года - 131,2%);
- валовой сбор овощей открытого грунта - 69,9 тыс. тонн (к уровню 2008 года - 91,7%);
2) урожайность сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских хозяйствах:
- урожайность зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки - 21,2 ц/га (к уровню 2008 года - 108,2%);
- урожайность картофеля - 254,4 ц/га (к уровню 2008 года - 108,9%);
- урожайность овощей - 388,3 ц/га (к уровню 2008 года - 97,7%);
3) производство основных видов продукции животноводства:
- скот и птица на убой в живом весе - 137,8 тыс. тонн (к уровню 2008 года - 102%);
- молоко - 556,7 тыс. тонн (к уровню 2008 года - 104,4%);
- яйца - 1302 млн. штук (к уровню 2008 года - 103,5%);
4) продуктивность скота и птицы:
- среднегодовой надой молока на 1 корову - 4775 кг (к уровню 2008 года - 101,9%);
- среднесуточные привесы КРС в крупных и средних сельхозпредприятиях - 551 грамм (к уровню 2008 года - 100,7%);
- среднесуточные привесы свиней в крупных и средних сельхозпредприятиях - 421 грамм (к уровню 2008 года - 104,5%);
- яйценоскость курицы-несушки - 324 шт. в год (к уровню 2008 года - 96,7%).
12. Состояние и перспективы развития материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания населения.
В целях приведения учреждений и организаций социальной направленности в нормативное состояние и повышения качества предоставления социальных услуг в плановом порядке проводится строительство (реконструкция) и капитальный ремонт, комплектование необходимым оборудованием объектов социальной инфраструктуры.
Развитие материально-технической базы учреждений образования ориентировано на создание сельских базовых школ как ресурсно-методических центров общего образования в сельской местности. В настоящее время все сельские базовые школы приведены в нормативное состояние, обеспечены необходимым оборудованием для кабинетов истории, географии, биологии, математики, оборудованием для проведения лабораторных и практических работ. Во всех базовых школах установлены электронные доски, закуплены электронные учебники.
В рамках инвестиционных мероприятий, направленных на окончание строительства и реконструкции незавершенных объектов сельской образовательной сети и замену ветхого фонда, в 2008 - 2009 годах велось строительство 11 сельских школ (5 введены в эксплуатацию).
В целях внедрения новых технологий строительства объектов образования, адаптированных к различным типам сельских поселений, разработаны и успешно реализуются типовые проекты на строительство (пристрой):
- школьного спортивного зала в арочном исполнении из облегченных конструкций;
- универсальных учреждений образования, включающих школу в блоке с детским садом, для улучшения технико-экономических показателей (снижения себестоимости объекта);
- малогабаритной школы в модульном исполнении с высокой степенью возводимости и низкой себестоимостью, в целях возведения объектов образования в районах Заболотья.
В 2010 году на территории сельской местности планируется ввести в эксплуатацию следующие объекты образования, строительство и реконструкция которых проводятся за счет средств областного бюджета:
- школы в д. Осиновская Вагайского района, р.п. Голышманово Голышмановского района;
- школы-сады в с. Бызово Упоровского района и с. Лесном Юргинского района.
Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения позволило к настоящему времени привести в нормативное состояние санитарный автотранспорт и парк автомобилей скорой медицинской помощи, полностью укомплектовать учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, лабораторным, эндоскопическим оборудованием, аппаратами УЗИ и ЭКГ. Лечебные учреждения на 100% оснащены наркозно-дыхательным и стоматологическим оборудованием.
В 2009 году завершено строительство складских помещений и гаража в автономном стационарном учреждении социального обслуживания населения "Ишимский геронтологический центр".
Ведется оснащение ГЛПУ ТО "Областной онкологический диспансер" высокотехнологичным лечебным и диагностическим оборудованием, которое позволит значительно увеличить качество диагностики и эффективность лечения новообразований.
Проведение указанных мероприятий позволило значительно улучшить качество диагностики и лечения многих заболеваний и приблизить специализированную помощь к населению сельских районов области.
В 2010 - 2012 годах в рамках долгосрочных целевых программ планируется реализация проектов по оснащению лечебных учреждений области автотранспортом, оборудованием для повышения противопожарной безопасности.
В целях развития материально-технической базы учреждений культуры в 2009 году осуществлено строительство районного Дома культуры "Колос" в с. Юргинском Юргинского района, реконструкция Дома культуры в г. Ялуторовске, капитальный ремонт здания Дома культуры в с. Сингуль Ялуторовского района.
В 2010 году планируется завершить строительство Дома культуры в с. Байкалово Тобольского района, капитальный ремонт Дома культуры в с. Киндер Нижнетавдинского района.
Для укрепления материально-технической базы в сфере физической культуры и спорта в 2009 году осуществлено строительство спортивных сооружений в Тюменском, Исетском, Омутинском, Казанском, Бердюжском, Ишимском, Сладковском, Уватском, Упоровском, Вагайском, Викуловском, Тобольском районах. За счет средств, предусмотренных на реализацию областных программ, а также средств муниципальных бюджетов велось строительство 38 и реконструкция 15 спортивных объектов, проводился капитальный ремонт 20 спортивных объектов в 15 муниципальных образованиях.
Региональная материально-спортивная база по состоянию на конец 2009 года представлена 3037 объектами, в том числе 819 спортзалами, 59 лыжными базами и биатлонными комплексами, 58 бассейнами, 72 тирами и стрельбищами, 4 дворцами спорта с искусственным льдом, 2 манежами, 1 гребным каналом, 31 стадионом.
В целях стимулирования развития массового спорта и привлечения населения к занятиям лыжными гонками в 2009 году сооружено 19 лыжных баз (модульные конструкции) в 16 муниципальных образованиях области, 7 модульных зданий-раздевалок.
В 2010 году на территории сельской местности планируется ввести в эксплуатацию следующие объекты:
- спортивные комплексы в с. Б. Сорокино, п. Богандинском Тюменского района, универсальная спортивная площадка в с. Онохино Тюменского района, спорткомплекс в Тюменском районе (38-й километр Салаирского тракта);
- центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири" в районе д. Мичурино Тюменского района (3-й этап).
В 2009 году завершено строительство и реконструкция иных объектов социальной инфраструктуры: автовокзала в с. Вагай, детского сада в п. Горьковка Тюменского района, гостиницы в с. Абалак, детского оздоровительного центра "Алые паруса" в Тюменском районе.
В 2010 году на территории сельской местности планируется ввести в эксплуатацию следующие объекты, строительство и реконструкция которых проводится за счет средств областного бюджета:
- автовокзал в с. Нижняя Тавда;
- детские сады в с. Новоселезнево Казанского района, с. Луговое Тюменского района, п. Винзили Тюменского района;
- спальные корпуса дома-интерната для престарелых и инвалидов "Пышма", АСУ СОН ТО "Кунчурский психоневрологический интернат";
спальный корпус и корпус восстановительной терапии областного социально-оздоровительного центра граждан пожилого возраста и инвалидов "Красная гвоздика" в Тюменском районе;
- Успенский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Реализация мероприятий по развитию материально-технической базы объектов социальной инфраструктуры позволяет обеспечить комплексную безопасность и комфортность проживания граждан в стационарных учреждениях, а также получение гражданами услуг в нестационарных учреждениях социального обслуживания.
13. Обеспечение квалифицированными кадрами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания населения, повышение квалификации и переподготовка кадров.
В школах сельской местности работает 4578 учителей, что составляет 55% от общего количества педагогов. Высшее профессиональное образование имеют 73% учителей, квалификационные категории - 80%.
В муниципальных районах осуществляется комплекс мер, предусмотренных областными программами, направленных на создание условий для привлечения и закрепления педагогических кадров на селе: улучшение жилищных условий путем предоставления благоустроенных квартир, земельных участков под индивидуальное строительство, выплата единовременных пособий, оплата услуг по договору найма жилья, предоставление мест в детских садах для детей педагогов.
В результате в 2009 - 2010 учебном году в сельские школы пришло 184 выпускника педагогических вузов. Учителя со стажем работы до 10 лет составляют 18% от общего числа сельских педагогов.
Функционирует система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, проводятся курсы и проблемные семинары, организуемые Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования, ведется работа в творческих группах, в школьных и районных методических объединениях учителей-предметников.
Внедряются новые формы и методы работы с учителями и руководителями образовательных учреждений - дистанционное обучение, работа на стажерских площадках на базе школ-победителей национального проекта "Образование", накопительная система повышения квалификации, модульные программы.
Сельские учителя активно повышают квалификацию, получают дополнительные специальности. Ежегодно различные формы повышения квалификации проходят около 4 тыс. учителей Тюменской области, из них более 65% - сельские учителя.
Ежегодно лауреатами и призерами региональных конкурсов профессионального мастерства становятся более 100 сельских учителей.
В течение последних 4 лет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" премии Президента Российской Федерации получили 272 сельских учителя (63% от общего количества лучших учителей Тюменской области).
Подготовка кадров с высшим медицинским образованием в Тюменской области осуществляется в ГОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия", средним медицинским образованием - в 4 автономных образовательных учреждениях (Тобольский, Тюменский, Ялуторовский медицинские колледжи, Ишимский медицинский техникум).
Для обеспечения сельского здравоохранения квалифицированными кадрами в рамках целевой контрактной подготовки в ТюмГМА ежегодно поступают 65 выпускников средних общеобразовательных школ из сельских районов области.
Выпускники ТюмГМА, прошедшие целевую подготовку, направляются на последипломную подготовку по специальностям, необходимым учреждениям здравоохранения сельских территорий, и в дальнейшем должны отработать в сельских лечебно-профилактических учреждениях не менее 3 лет.
При направлении выпускников ТюмГМА на последипломную подготовку особое внимание уделяется подготовке врачей первичного звена для системы практического здравоохранения - участковых терапевтов, врачей общей (семейной) практики.
В целях закрепления кадров в сельском здравоохранении в 2009 году выделено 75 квартир в качестве служебного жилья для проживания работников здравоохранения.
Практикуется проведение стажировок медицинских работников, работающих в сельском здравоохранении, у ведущих специалистов областных клиник.
Принимаемые меры позволяют укомплектовать сельское практическое здравоохранение востребованными специалистами и обеспечить необходимый уровень квалификации специалистов.
В сфере культуры отмечается позитивная тенденция, связанная с сохранением численности работников и отсутствием сокращения рабочих мест. В 2009 году численность работающих в муниципальных учреждениях культуры по сравнению с показателями 2008 года увеличилась на 3,7%. В библиотечной сфере численность работников возросла на 2%, в культурно-досуговых организациях - на 7%.
В сфере физической культуры и спорта обеспеченность тренерами и инструкторами-методистами составляет 2682 человека, или 77% от нормативной потребности. Среднее специальное и высшее образование имеют 78% специалистов.
С целью повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта проводятся обучающие семинары и мастер-классы для тренеров-преподавателей, судей по видам спорта, педагогов дополнительного образования, инструкторов-методистов. Проводятся областные смотры-конкурсы: смотр-конкурс на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; смотр-конкурс на лучшее учреждение дополнительного образования спортивной направленности; конкурс "Мастер педагогического труда по внеурочным формам физкультурно-оздоровительной работы"; конкурс "Спортивная элита"; региональный конкурс "Лучший детский тренер страны".
Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами достигнуто соглашение об организации очного обучения в Институте физической культуры ГОУ ВПО "Тюменский государственный университет" на условиях обязательной эквивалентной сроку обучения работы в муниципальных образованиях Тюменской области.
В организациях и учреждениях отрасли "Социальная политика" занято 4492 человека, 64% от общей численности работников имеют высшее и среднее специальное образование.
В 2008 году курсы повышения квалификации прошли 1302 сотрудника. В 2009 году повысили квалификацию 247 руководителей и работников, на семинарах обучились 699 человек, участвовали в работе областных стажерских площадок 111 человек.
С 2009 года введена процедура организации и проведения аттестации работников отрасли, которая является одной из актуальных форм мотивации повышения профессионального уровня работников, создания эффективного кадрового состава, выявления потребности в формировании государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации сотрудников. Всего в 2009 году аттестовано 144 человека.
В целях обеспечения отрасли квалифицированными кадрами в рамках договора с Тюменским государственным нефтегазовым университетом и автономным учреждением дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий "Семья" реализуется проект "Молодежная практика". В ходе выполнения данного проекта студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям, проходят практику в организациях и учреждениях отрасли, осуществляют подготовку дипломных работ на практическом материале.
14. Оплата и условия труда работников социальной сферы.
В Тюменской области разработаны отраслевые системы оплаты труда работников социальной сферы, ориентированные на оценку эффективности и результативности работы, стимулирование труда работников.
Приняты меры, направленные на сокращение неэффективных расходов, высвобождение внутренних резервов для повышения заработной платы работников бюджетной сферы.
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в 2009 году увеличилась по сравнению с показателями 2008 года на 5% и составила 13,3 тыс. рублей, в том числе:
в здравоохранении - 11,4 тыс. рублей;
в образовании - 10 тыс. рублей;
в культуре - 9,1 тыс. рублей;
в социальной сфере - 12 тыс. рублей.
В целях обеспечения нормальных условий труда, снижения производственного травматизма в муниципальных образованиях работают межведомственные комиссии по охране труда, проводятся мероприятия по повышению уровня знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций.
За период с 2007 по 2009 год обучение по охране труда прошли 454 руководителя и специалиста учреждений сельской местности.
В 2009 году в сельской местности проведена аттестация 662 рабочих мест.
15. Осуществление мер социальной поддержки населения.
На территории Тюменской области проживают более 290 тыс. человек, относящихся к льготным категориям граждан, из них 141 тыс. человек проживает в сельской местности.
Меры социальной поддержки населения предусмотрены Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" и выполняются в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Тюменской области".
С целью повышения уровня жизни и кадрового потенциала сельской местности осуществляются меры социальной поддержки, связанные с возмещением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, услуг связи, проезда.
Возмещение расходов осуществляется ежеквартально авансовым платежом. Размер соответствующих мер социальной поддержки соответствует тарифам на услуги и увеличивается соответственно росту тарифов.
Плановые ассигнования на финансирование мер социальной поддержки в сельской местности на 2010 год составляют 102,3% по отношению к ассигнованиям на 2009 год.
16. Обеспеченность жильем специалистов социальной сферы.
В 2009 году на территории сельской местности за счет средств областного бюджета построено и введено в эксплуатацию 11 жилых домов общей площадью 10 047,8 кв. м для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставления жилья отдельным категориям граждан по договорам социального найма и формирования специализированного жилищного фонда.
С начала 2010 года на территории сельской местности введены в эксплуатацию 2 жилых дома общей площадью 4 634,2 кв. м в с. Нижняя Тавда Нижнетавдинского района и в c. Б. Сорокино Сорокинского района, построенные за счет средств областного бюджета.
До конца 2010 года планируется ввести в эксплуатацию еще 9 жилых домов общей площадью 12130,88 кв. м в с. Аромашево Аромашевского района, с. Бердюжье Бердюжского района, п. Новоселезнево Казанского района, п. Московском Тюменского района, с. Упорово Упоровского района, с. Юргинском Юргинского района, с. Киево Ялуторовского района, с. Ярково Ярковского района.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" осуществляются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Законом Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" также предусмотрено предоставление социальных выплат (безвозмездных субсидий) гражданам на строительство или приобретение жилья, в том числе дополнительных мер поддержки молодых семей в виде субсидий и займов. Данные меры реализуются в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления градостроительной политики и развития жилищного строительства в Тюменской области".
17. В сфере образования: доступность и качество образования; непрерывность профессиональной подготовки молодежи, включая профильное обучение в школе и профессиональное образование; возможность получения высшего и среднего профессионального образования для молодежи из сельской местности; доступность современных источников информации для сельского населения.
В настоящее время в области работает 444 сельских образовательных учреждения (75% от общего числа школ), из них 75 начальных, 84 основных, 272 средних, 10 специальных (коррекционных), 3 вечерних.
Всего в сельской местности обучается 54290 человек, что составляет 39% от общей численности обучающихся.
Обеспечение доступности и повышение качества образования в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области".
Данной программой предусмотрены следующие мероприятия:
- поощрение лучших учителей, работающих в сельской местности, - в 2009 году 65 учителей сельских школ в числе лучших 108 учителей Тюменской области получили денежное вознаграждение в размере 100 тыс. рублей;
- вознаграждение за классное руководство в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- организация работы с одаренными детьми (областные, всероссийские предметные олимпиады, летняя многопрофильная школа);
- проведение капитального ремонта образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, проведение противопожарных мероприятий;
- приобретение автотранспорта - в 2009 году закуплено 18 единиц автотранспорта для организации подвоза обучающихся в общеобразовательные школы сельской местности, всего за период 2007 - 2009 годов приобретено 129 автобусов, в настоящее время для подвоза учащихся задействовано 526 автобусов.
Во всех сельских школах введено раннее изучение информатики и иностранного языка в начальной школе, организована предпрофильная подготовка для всех учащихся 9-х классов (в 2009 - 2010 учебном году предпрофильной подготовкой охвачено 100% девятиклассников).
С 2009 - 2010 учебного года в 31 сельской школе введены профильные классы. Профильным обучением охвачено более 850 учащихся старших классов. Наиболее востребованными являются физико-математический, технологический и естественнонаучный профили. В Сладковской средней школе включен в учебный план агротехнологический профиль.
В 2009 - 2010 учебном году в 163 сельских школах во всех муниципальных образованиях организованы групповые траектории обучения, предусматривающие формирование для каждого учащегося (группы учащихся) индивидуального набора элективных курсов, соответствующих интересам и запросам школьников.
Интенсивно развиваются инновационные процессы - инновационные программы реализуют более половины сельских школ, 3 из них являются областными опытно-экспериментальными площадками. Из 96 школ - победителей конкурсного отбора школ в рамках национального проекта "Образование" - 56 являются сельскими.
Активно ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Ежегодно около 50% участников областных олимпиад школьников, научно-практических конференций "Шаг в будущее", конкурсов сочинений и других конкурсных мероприятий составляют школьники из сельских школ.
Указанные мероприятия способствуют повышению качества образования в сельских школах - уровень обученности выпускников 9-х классов сельской местности составляет 95%, 11-х классов - 98%.
В 2009 году 30% учащихся, набравших 100 баллов на едином государственном экзамене, - выпускники сельских школ.
Каждый третий выпускник сельской школы по результатам ЕГЭ зачислен в вузы на бюджетные места.
Внедряются дистанционные формы обучения детей-инвалидов, планируется охват дистанционными формами обучения 45 сельских детей из числа инвалидов.
Для обеспечения доступа к современным источникам информации все общеобразовательные школы в сельской местности подключены к сети Интернет. Оснащенность образовательных учреждений компьютерным оборудованием составляет 100%. Во всех сельских районах в 22 базовых школах установлено оборудование для проведения видеоконференцсвязи.
В перспективе запланирована работа по развитию в сельских муниципальных образованиях ресурсных центров на базе школ, целью деятельности которых будет являться дистанционное образование детей и взрослых, повышение квалификации и переподготовка кадров. Для обеспечения доступа сельского населения к новейшей информации формируются различные информационные структуры - клубы, консультационные пункты, курсы дополнительного образования.
18. В сфере здравоохранения: организация медицинского обслуживания населения муниципального района и сельских поселений района (в том числе обеспечение квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи, повышение доступности обслуживания в областных и федеральных учреждениях здравоохранения); обеспеченность населения лекарственными средствами (своевременность и полнота), организация розничной торговли лекарственными средствами в муниципальном районе и сельских поселениях района.
Повышение доступности и качества медицинской помощи является приоритетным направлением в здравоохранении Тюменской области.
С этой целью изменен режим работы амбулаторно-поликлинических учреждений - в сельской местности время работы продлено до 18.00, введены прием больных и обслуживание вызовов в субботние дни, в клинических лабораториях продлено время забора лабораторных анализов.
В целях своевременного оказания врачебной помощи жителям отдаленных районов во всех районных поликлиниках сформированы выездные бригады.
С 1 декабря 2009 года на базе лечебно-профилактических учреждений открыто 13 центров здоровья, к каждому из которых прикреплено от 50 до 200 тыс. человек, в том числе в сельской местности. Предусмотрены выездные формы работы центров здоровья.
В целях оказания экстренной медицинской помощи жителям труднодоступных территорий функционирует Тобольское отделение центра медицины катастроф, оснащенное санитарным вертолетом МИ-8.
С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи жителям села для проведения консультативных приемов и профилактических осмотров в 2009 году организована работа выездных бригад:
ГЛПУ "Тюменская областная клиническая больница" - проведен осмотр 98 больных, ЭХО-кардиографическое исследование 53 пациентов;
ГЛПУ ТО "Областной офтальмологический диспансер" - прооперированы 328 человек, проконсультированы 714 пациентов;
ГЛПУ ТО "Областной онкологический диспансер" - обследованы 2178 человек;
Центр травматологии ГЛПУ ТО "Областная клиническая больница N 2" - проконсультированы 311 человек, в том числе 163 ребенка;
ГЛПУ ТО "Перинатальный центр" г. Тюмени - проведен осмотр 315 женщин;
ГЛПУ ТО "Областной врачебно-физкультурный диспансер" - осуществлены 2 выезда с целью оказания организационно-методической помощи, проведен осмотр детей в Юргинском и Ялуторовском районах;
ГЛПУ ТО "Областная больница N 4" - проведен осмотр 490 человек;
ГЛПУ ТО "Перинатальный центр" г. Тобольска - проконсультированы 1149 пациенток.
Расширяется сеть аптечных учреждений в сельской местности - розничную торговлю лекарственными средствами осуществляют 117 аптечных учреждений, из них 95 занимаются льготным отпуском лекарств. Также отпуск лекарств населению производится в фельдшерско-акушерских пунктах.
19. В сфере физической культуры и спорта: условия для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта; популяризация массового спорта, формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни, повышения уровня информированности населения о возможности получения физкультурно-оздоровительных услуг.
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетов социальной политики Тюменской области. Основной целью деятельности в сфере физической культуры и спорта является развитие физкультурно-спортивной активности, пропаганда здорового образа жизни населения, а также обеспечение подготовки областных сборных команд по видам спорта. Достижение данной цели осуществляется посредством реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Основные направления развития физической культуры, спорта и молодежной политики в Тюменской области".
В целях развития массового спорта во всех муниципальных районах и городских округах действуют центры физкультурно-оздоровительной работы. Деятельность центров направлена на создание комфортных условий для занятий населения физической культурой и спортом, массовое привлечение к участию в спортивных соревнованиях, выявление и отбор одаренных детей.
Важным фактором привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом является временная, территориальная, и финансовая доступность центров: занятия организованы в вечерние часы, после завершения трудового дня, а также в выходные дни, проводятся в жилых районах, что минимизирует транспортные затраты, являются бесплатными для всех желающих, плата взимается только за прокат спортивного инвентаря и специальные услуги.
В 2009 году в центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства регулярно занимались 83,1 тыс. человек, из них 1,5 тыс. человек с ограниченными физическими возможностями и 1,1 тыс. человек несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Физкультурно-оздоровительную работу на селе также осуществляют 20 учреждений, из них 4 клуба, 15 детско-юношеских спортивных школ, 1 детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
В целях пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса к спорту в 2009 году были проведены массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, такие как: зимний и осенний "День здоровья", "Лыжня России", "Кросс наций", "Оранжевый мяч".
В целях активизации культурно-досуговой деятельности в сельской местности на базе центров спортивно-массовых мероприятий регулярно проводятся сельские игры, спартакиады, паралимпийские игры.
Удельный вес сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2009 году составил 24,2%.
Важной составляющей пропаганды здорового образа жизни и приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом является организация информационно-просветительской работы с использованием всех видов медиаресурсов: публикации в печатных СМИ, размещение информации на телевидении, радио, интернет-ресурсах.
Основную информационно-пропагандистскую деятельность в сфере физической культуры и спорта проводит АНО "Спортивный меридиан". В течение 2009 года вышло 50 номеров газеты "Спортивный меридиан", тиражом 10 000 экземпляров каждого номера. Полные электронные версии газеты размещаются на интернет-портале АСН "Тюменская арена".
В 2009 году вышел специальный выпуск "Дневник здоровья школьника" журнала "Тюменское детство", содержащий информацию о занятиях физической культурой и спортом для детей младшего школьного возраста.
20. В сфере труда и занятости населения: обеспечение занятости населения в сельской местности (в том числе молодежи), переподготовка кадров, повышение квалификации; организация временной занятости несовершеннолетних граждан; трудоустройство выпускников школ, профтехучилищ, вузов; организация ярмарок вакансий.
Среднесписочная численность работников в сельской местности за январь-ноябрь 2009 года составила 77,4 тыс. человек (без учета субъектов малого предпринимательства). По состоянию на 1 января 2010 года численность зарегистрированных безработных в сельской местности составила 1,7 тыс. человек и в течение 2009 года она снизилась в 2,6 раза.
В сельской местности уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2010 составил 0,71% от численности экономически активного населения, что ниже среднеобластного показателя (0,85%).
В составе безработных граждан по основаниям незанятости преобладают лица, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников, - 39,5%.
По показателю образования среди безработных преобладают лица, не имеющие профессионального образования, - 38,8%.
По возрастному показателю среди безработных преобладают граждане от 30 лет до предпенсионного возраста - 74%. Молодежь в возрасте от 16 до 29 лет в числе безработных в сельской местности составляет 15,1%, что ниже среднеобластного показателя (21%).
В целом по итогам 2009 года показатели занятости населения в сельской местности выше, чем в городской. Достигнутым результатам способствовала реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления в области содействия занятости населения Тюменской области" и Программа по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
В рамках указанных программ проводятся мероприятия по организации общественных работ, созданию временных рабочих мест и содействию занятости выпускников образовательных учреждений в сельской местности.
В 2009 году в общественных работах приняли участие 3,7 тыс. человек жителей сельской местности (75% от общего числа граждан, занятых на общественных работах), в том числе 939 человек в возрасте от 16 до 29 лет.
В рамках реализации мероприятий временного трудоустройства безработных граждан было трудоустроено 917 жителей сельской местности (68% от общего числа трудоустроенных), из них 349 человек из числа молодежи в возрасте от 16 до 29 лет.
В 2009 году 639 выпускников образовательных учреждений, являющихся жителями сельской местности, направлены на стажировку. В 2010 году планируется создание 991 рабочего места для жителей сельской местности.
Из числа безработных граждан сельской местности 1,9 тыс. человек в 2009 году приступили к профессиональному обучению, которое организовано по профессиям строительного профиля, сферы обслуживания, а также по специальностям, дающим возможность трудиться в личных подсобных хозяйствах. В 2010 году планируется направить на профессиональное обучение 1,3 тыс. граждан, проживающих в сельской местности.
В 2009 году организовано трудоустройство 10,7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих в сельской местности, что составило 45% от общего числа трудоустроенных несовершеннолетних и 40% от общего числа граждан данной возрастной категории, проживающих на селе.
Особое внимание было уделено обеспечению занятости детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей безработных родителей, и других категорий социально незащищенных детей. Показатель трудоустройства несовершеннолетних граждан данной категории в 2009 году составил 65%.
В целях содействия трудоустройству безработных и ищущих работу граждан, снижения напряженности на рынке труда организуются и проводятся ярмарки вакансий учебных рабочих мест. В 2009 году организована 91 ярмарка вакансий рабочих мест в сельской местности, что составило 73,4% от общего числа проведенных ярмарок. В 2010 году планируется провести 69 ярмарок.
21. В сфере культуры: состояние и перспективы развития культуно-досуговой и культурно-просветительской, библиографической и библиотечной деятельности на селе (в том числе комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов, электронных изданий).
Мероприятия по поддержке и развитию сферы культуры, реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры предусмотрены долгосрочной целевой программой "Основные направления развития культуры в Тюменской области".
Уровень обеспеченности Тюменской области объектами культуры и искусства соответствует нормативам, установленным Правительством Российской Федерации. В сфере досуговой деятельности услуги населению муниципальных образований оказывают 1276 учреждений культуры, 41% из них составляют библиотеки, 55% - учреждения клубного типа, 2% - музеи, 2% - учреждения дополнительного образования детей.
Для повышения качества и эффективности оказания услуг культуры населению реализуются мероприятия по модернизации материально-технических ресурсов учреждений культуры в части приобретения специализированного оборудования, проведения капитального ремонта муниципальных объектов культуры, создания электронного каталога муниципальных библиотек, внедрения системы единого комплектования муниципальных библиотек.
За счет средств областного и федерального бюджетов предоставляются субсидии на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований. Выделение средств муниципальным образованиям осуществляется в зависимости от состояния библиотечного фонда и уровня показателя книгообеспеченности населения. В 2009 году пополнение библиотечного муниципального фонда районов составило 111,97 тыс. экземпляров, всего по муниципальным образованиям - 172,08 тыс. экземпляров.
В 2009 году завершилась работа по компьютеризации и установке программы "Ирбис" во всех централизованных библиотечных системах муниципальных районов, что позволило на 95% (по состоянию на 01.01.2010) сформировать электронный каталог библиотечных фондов.
Приоритетным направлением также является реализация мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи. В учреждениях культуры функционирует свыше 3 тыс. объединений народного творчества, участниками которых являются более 47 тыс. человек. Проводится открытый конкурс юных дарований "Дебют", собирающий свыше 500 представителей региона. Лауреаты и дипломанты конкурса получают денежные премии и финансовую поддержку участия в конкурсах всероссийского и международного уровня.
В целях организации досуга жителей малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных объектов культуры, действует 41 передвижной культурный комплекс. В 2009 году охват населения передвижными культурными комплексами составил 78%.
Большое внимание уделяется развитию материально-технической базы учреждений культуры.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 22 апреля 2010 г. N 2133 "Об информациях Правительства Тюменской области и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.