Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тобольской
городской Думы
от 25 мая 2010 г. N 72
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов Тобольской
городской Думы и председателя городской Думы
24 февраля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, принимаемых Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы, их последующего устранения, и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение выявления при подготовке и принятии муниципальных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Разработчики проектов нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в главе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
Факт отсутствия в проекте нормативного правового акта коррупционных факторов разработчики проекта отражают в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
1.4. Проекты нормативных правовых актов Тобольской городской Думы, вносимые в Тобольскую городскую Думу в порядке, предусмотренном Положением "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы", поправки в тексты проектов решений Тобольской городской Думы, а также проекты нормативных правовых актов Председателя городской Думы, подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком, а также могут быть направлены на общественную экспертизу на коррупциогенность, в соответствии с настоящим порядком.
1.5. Принятые Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы нормативные правовые акты подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с действующим законодательством и настоящим порядком.
2. Коррупционные факторы
2.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
б) факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Решением Тобольской городской Думы Тюменской области от 24 февраля 2016 г. N 19 в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установление возможности совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организации;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный муниципальный правовой акт;
д) принятие муниципального правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка:
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.3. Факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требовании к гражданам и организациям;
Решением Тобольской городской Думы Тюменской области от 24 февраля 2016 г. N 19 в подпункт "б" пункта 2.3 настоящего приложения внесены изменения
б) злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов
3.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
3.2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проектов нормативных правовых актов и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
3.3. По результатам проведения экспертизы в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проектах нормативных правовых актов выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупциогенным в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
3.4. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих муниципальных правовых актах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению Председателя городской Думы проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов этих муниципальных правовых актов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных правовых актов о внесении изменении и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных правовых актов.
3.5. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов, определенных в главе 2 настоящего порядка.
3.6. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению Председателя городской Думы могут привлекаться разработчики проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3.7. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется:
а) в ходе проведения правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводимой в соответствии с Положением "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы" - сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности;
б) в ходе согласования проектов нормативных правовых актов - сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности, юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности) Администрации города Тобольска, ее органов и территориальных подразделений, муниципальных учреждений и иными должностными лицами.
3.8. При выявлении коррупционных факторов:
а) лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов (подпункт б пункта 3.7.), излагают свои замечания и возражения в отдельном заключении, которое прикладывается к проекту нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта нормативного правового акта,
б) сотрудник Тобольской городской Думы в ходе осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов отражает в заключении о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов.
В заключение проводится описание коррупционных факторов, указываются предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе следующие сведения:
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.9. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений проекты нормативных правовых актов направляются в организационный отдел городской Думы (приемную Председателя городской Думы) для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются лицом, давшим заключение, без заключения.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта нормативного правового акта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение городской Думой, Председателем городской Думы, к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Общественная экспертиза проектов муниципальных правовых актов
4.1. Общественная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными постоянной комиссией по правовому обеспечению местного самоуправления Тобольской городской Думы, которые в инициативном порядке обращаются в городскую Думу.
Комиссия по правовому обеспечению местного самоуправления на очередном заседании рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям, включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте Тобольской городской Думы.
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.2. Для проведения общественной экспертизы разработчик проекта размещает проект нормативного правового акта в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления города Тобольска в течение рабочего дня, соответствующего дню направления его на согласование.
4.3. При размещении проекта муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте разработчиком указывается период (срок) для проведения общественной экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам общественной экспертизы составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления города Тобольска.
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия с экспертным заключением, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в Тобольскую городскую Думу, Председателю городской Думы, к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
4.4. Не позднее недели с момента принятия нормативного правового акта проект удаляется с официального сайта органов местного самоуправления города Тобольска.
4.5. Общественная экспертиза не проводится в случае приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.
5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Тобольской городской Думы и Председателя
городской Думы
5.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) сотрудниками Тобольской городской Думы, осуществляющими правовое обеспечение ее деятельности - в соответствии с настоящим порядком.
5.2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочии проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы.
5.3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу Устава города Тобольска и нормативных правовых актов о внесении изменений в Устав города Тобольска - при их государственной регистрации.
5.4. Сотрудники Тобольской городской Думы проводят антикоррупционную экспертизу принятых Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы нормативных правовых актов при мониторинге их применения.
5.5. Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 5.3., 5.4. настоящего порядка.
5.5.1. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
5.5.2. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению Председателем городской Думы не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в соответствии с его компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Тобольскую городскую Думу, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании городской Думы и учитывается в установленном порядке, в соответствии с его компетенцией.
5.6. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
5.7. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Тобольской городской Думой и Председателем городской Думы.
5.8. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.
5.9. С целью проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тобольской городской Думы и Председателя городской Думы органами, предусмотренными подпунктами 1, 2 пункта 5.1. настоящего порядка:
5.9.1. Организационный отдел городской Думы в течение 10 дней со дня принятия городской Думой нормативного правового акта, направляет в прокуратуру города его текст на бумажном носителе.
5.9.2. Сотрудник городской Думы, осуществляющий регистрацию принятых Председателем городской Думой нормативных правовых актов, направляет в прокуратуру города их текст на бумажном носителе в срок, не позднее 7 дней с даты их принятия Председателем городской Думы.
5.9.3. Представление в федеральный орган исполнительной власти в области юстиции Устава города Тобольска и нормативных правовых актов о внесении изменений в Устав города Тобольска производится сотрудником городской Думы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
<< Назад |
||
Содержание Решение Тобольской городской Думы Тюменской области от 25 мая 2010 г. N 72 "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.