Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Тюменской области
от 18 ноября 2003 г. N 376
Временное положение
о единой дежурно-диспетчерской службе Главного управления по делам
ГО и ЧС Тюменской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования единой дежурно-диспетчерской службы (в дальнейшем единой службы спасения "01" - ЕСС-01) Главного управления по делам ГО и ЧС Тюменской области (ГУ ГОЧС).
1.2. ЕСС-01 ГУ ГОЧС области является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным звеном системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ) области в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности администрации и служб области к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
1.3. ЕСС-01 совмещает функции оперативной дежурной службы центра управления в кризисных ситуациях ГУ ГОЧС области, центра управления силами Управления государственной противопожарной службы области и ЕСС-01 Тюменской области.
1.4. ЕСС-01 области создается на штатной основе, при Главном управлении по делам ГО и ЧС Тюменской области на базе УГПС МЧС РФ по Тюменской области (ЦУС).
1.5. Создание и функционирование ЕСС-01 не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - "01","02","03","04" и др.).
1.6. Общее руководство ЕСС-01 осуществляет администрация области (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям) через Главное управление по делам ГО и ЧС области.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕСС-01 осуществляет начальник единой службы спасения области.
1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕСС-01 руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Губернатора области, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям области, приказами начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области, а также настоящим Положением.
II. Состав и задачи, решаемые единой службой спасения области
2.1. ЕСС-01 области включает: дежурно-диспетчерский персонал (ДДП), центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), пункт управления (ПУ) оперативной дежурной службы Главного управления по делам ГО и ЧС области и комплекс средств автоматизации.
2.2. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕСС-01 предусматриваются оперативные дежурные смены ДДП, ЦУКС и ПУ из расчета несения круглосуточного дежурства.
2.3. ЕСС-01 области решает следующие основные задачи:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до управлений по делам ГО и ЧС (У ГОЧС) категорированных городов, ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ЕДДС У ГОЧС категорированных городов и ДДС области полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных Главным управлением по делам ГО и ЧС области полномочий);
- информирование ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных им сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области, до ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.4. ЕСС-01 области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУКС и ПУ составом ОДС.
2.5. Старший смены (СС) ЕСС-01 имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС, администрации области или областных служб.
Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС СС ЕСС-01 докладывает начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.
Старший смены ЕСС-01 по вопросам несения службы подчиняется заместителю начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области по оперативным вопросам.
2.6. Старший смены ЕСС-01 области обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и наряду с руководством администрации области и областных служб несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Центр управления в кризисных ситуациях должен обеспечить:
устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования
ЕСС-01;
- взаимодействие с органами управления ДДС области;
- сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС области и областных служб;
- доведение информации об угрозе возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного РЦ, в соответствии с критериями информации о ЧС;
- анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС, УГОЧС категорированных городов, администраций городов и сельских районов области;
- своевременное наращивание сил и средств ЕСС-01 при переводе ее в повышенные режимы функционирования;
- несение постоянного дежурства, участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕСС-01, ДДС области, ЕДДС категорированных городов, ОДС городов и сельских районов области.
2.8. Пункт управления оперативной дежурной службы ЕСС-01 области должен обеспечить:
- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, ГУ ГОЧС и ЕСС-01 области;
- оповещение и вызов областных ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС области;
- оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС;
- соблюдение режима секретности информации, получаемой и передаваемой с использованием средств автоматизации.
2.9. Задействование средств централизованного оповещения осуществляется старшим оперативным дежурным по указанию начальника ГУ ГОЧС области или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом по подчиненности.
2.10. Оповещение населения области при возникновении ЧС осуществляется по команде председателя КЧС области старшим оперативным дежурным с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с задействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией.
2.11. Информационно-аналитическая группа должна обеспечить:
- создание, разработку и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных за область, областные органы управления (в том числе их дежурно-диспетчерские службы), силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасные объекты, возможные и планируемые мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание и разработку структуры информационно-справочной системы обеспечения принятия управленческих решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- моделирование и прогнозирование ЧС, их последствий на территории области на основе статистических данных по ЧС;
- создание компьютерных моделей прогнозирования возникновения ЧС для оперативного реагирования на них, а также анализ возможности их возникновения на основе исходных данных;
- обработку и анализ ситуаций, произошедших на территории области и занесение их в базу данных;
- подготовку и представление донесений (информации) вышестоящим органам управления, согласно табеля срочных донесений;
- повышение уровня подготовки персонала ЕСС-01 в работе с комплексом средств автоматизации (КСА).
2.12. Комплекс средств автоматизации ЕСС-01 предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕСС-01 следующих управленческих функций:
- накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных за область, областных органах управления, силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной карте территории области;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органом управления.
2.13. КСА ЕСС-01 должен сопрягаться с автоматизированными системами (АС) взаимодействующих ДДС (в рамках АС СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
2.14. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕСС-01, в последующем переход на использование единого общеевропейского телефонного номера (кода) "112".
III. Порядок функционирования ЕСС-01 области
3.1. ЕСС-01 функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ЕСС-01 осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕСС-01 обеспечивает:
- прием от населения, организаций, ДДС и ЕДДС категорированных городов сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕСС-01 на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕСС-01 в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕСС-01, диспетчером ЕСС-01 незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчер идентифицирует как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему смены ЕСС-01.
3.3. В режим повышенной готовности есс переводится по решению председателя комиссии по ЧС области старшим смены при угрозе возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕСС-01 дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС, ЕСС-01, областных ДДС и подчиненных ГУ ГОЧС сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕСС-01 на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС области;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕСС-01 переводится по решению председателя комиссии по ЧС области старшим оперативным дежурным при возникновении ЧС. В этом режиме ЕСС-01 осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕСС-01 области.
Для этого в ЕСС-01 от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕСС-01 до всех заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕСС-01, обрабатывается и обобщается старшим диспетчером. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕСС-01 информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
3.7. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная КЧС, ГУ ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕСС-01 обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕСС-01 в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
IV. Организация несения дежурства
4.1. В центре управления в кризисных ситуациях и в пункте управления оперативной дежурной службы ЕСС-01 области организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
4.2. Дежурная смена ЕСС-01 работает по утвержденному графику.
4.3. Дежурная смена обязана знать обстановку в области, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.
4.4. Порядок несения и смены дежурства определяется "Инструкцией старшему смены ЕСС-01", разрабатываемой ГУ ГОЧС области.
V. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1. Комплектование личным составом ЕСС-01 области осуществляется под руководством начальника ГУ ГОЧС и должно производиться из специалистов, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
5.2. Старшие смены и другие должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕСС-01 являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методическом центре ГУ ГОЧС.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕСС-01, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником ГУ ГОЧС.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕСС-01 должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЕСС-01.
VI. Нормативно-правовое, финансовое и техническое обеспечение ЕСС-01
6.1. Создание и функционирование ЕСС-01 Тюменской области обеспечивается данным Положением, а также другими необходимыми нормативно-методическими документами.
6.2. Функционирование и развитие ЕСС-01 Тюменской области осуществляется за счет средств выделяемых ежегодно на содержание Главного управления по делам ГО и ЧС Тюменской области.
6.3. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕСС-01 и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником Главного управления по делам ГО и ЧС Тюменской области и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.4. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕСС-01 с АС взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тюменской области от 18 ноября 2003 г. N 376 "О создании и функционировании единой дежурно-диспетчерской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.