Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Основные направления формирования опорной транспортной
сети и развития инфраструктуры отдельных видов транспорта
4.1. Формирование опорной транспортной сети и приоритетные инфраструктурные проекты
Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения.
К числу таких проектов относятся:
Строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск с дальнейшим развитием в направлении Ванино обеспечит завершение создания самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва - Владивосток, свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны, станет стимулом социально-экономического развития восточных территорий.
Железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск обеспечит повышение эффективности транспортного обеспечения Севера, возможность расширить разработку минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).
Завершение строительства кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, а также строительство обходов городов Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и ряда других позволит значительно увеличить скорость сообщения и безопасность движения на автомагистралях, снять нагрузку, оказываемую транзитным транспортом на городскую улично-дорожную сеть, улучшить экологическую обстановку в крупнейших городах России.
Модернизация и реконструкция федеральных магистралей "Беларусь", "Россия", "Дон" и других по нормативам I категории с устройством многополосной проезжей части позволит обеспечивать растущие межрегиональные и транзитные потоки автомобильного транспорта на основных направлениях международных транспортных коридоров.
Модернизация существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения: "Колыма", "Лена", Салехард - Новый Уренгой - Сургут, Якутск - Вилюй - Мирный - граница Иркутской области будет содействовать обеспечению Северного завоза и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Завершение строительства мостовых переходов через р. Волга у городов Ярославль, Ульяновск и Волгоград, через Кольский залив у г. Мурманска, через р. Кама у г. Перми, через р. Обь у г. Новосибирска, через р. Ангара у г. Иркутска и других позволит существенно снизить транспортные издержки при перевозке грузов и пассажиров.
Комплексная модернизация московского транспортного узла значительно повысит устойчивость транспортной системы Московского региона и будет способствовать повышению эффективности транспортных коридоров Транссиб и "Север-Юг".
Реконструкция аэропорта и морского вокзала в Сочи повысит качество обслуживания пассажиров в традиционном курортном регионе, будет способствовать повышению его привлекательности как места отдыха.
Развитие паромных линий на Балтике обеспечит надежное сообщение с Калининградом и развитие сотрудничества с регионом ЕС.
Выход на полную проектную мощность Балтийской Трубопроводной Системы в сочетании с созданием системы управления движением судов на Балтике значительно увеличит экспортные возможности и повысит независимость России при поставке нефтеналивных грузов на мировой рынок.
Модернизация арктической транспортной системы (включая завершение строительства атомного ледокола "50 лет Победы" и создание нового поколения атомных ледоколов) - обеспечит стратегический контроль российского сектора Арктики, повышение качества жизни людей в Заполярье, даст импульс для нового освоения ресурсов северных территорий, создаст предпосылки для транзитных перевозок по трассе СМП, а также будет способствовать улучшению условий жизни коренных малочисленных народов Севера и развитию экологичного туризма.
Выход на проектную мощность портового комплекса в Усть-Луге обеспечит устойчивое железнодорожно-паромное сообщение с Калининградской областью, переключение перевалки грузов из портов стран Балтии на российские порты. Будет достигнуто значительное увеличение экспорта угля через порты России. На Балтике начнет действовать крупнейший контейнерный терминал (0,5 млн. TEU к 2007 году). Благодаря созданию современных мощностей по переработке навалочных и пылевидных грузов значительно улучшится экологическая обстановка в регионе Санкт-Петербурга.
Завершение строительства железнодорожных линий Новый Уренгой - Надым, Новый Уренгой - Ямбург, обеспечат развитие транспортной инфраструктуры, необходимое для эффективного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, освоения его минерально-сырьевой базы.
Создание транспортного коридора "Урал Промышленный - Урал Полярный" по восточному склону Урала в направлении Полуночная - Лабытнанги обеспечит освоение полуострова Ямал, Карского шельфа, позволит, в том числе, стимулировать ускоренное развитие Северного морского пути.
Модернизация Астраханского водно-транспортного узла и портов Махачкала и Оля, развитие системы паромного сообщения на Каспии в рамках развития МТК "Север-Юг" значительно усилят позиции России в борьбе за транзитные грузы в данном регионе.
Комплексная системная модернизация портов Дальнего Востока и железнодорожных подходов к ним обеспечит экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, стимулирует развитие экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Система обеспечения безопасности судоходства в Финском заливе станет важным фактором поддержки расширяющегося торгово-экономического диалога с Европой и США и обеспечит безопасное торговое судоходство на Балтике в соответствии с современными стандартами.
Модернизация системы управления воздушным движением обеспечит реализацию в Российской Федерации Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения и будет способствовать повышению безопасности полетов и увеличению экономической эффективности системы.
Строительство низконапорного гидроузла на р. Волге выше Нижнего Новгорода, совмещенного с автодорожным мостовым переходом, на автодорожном маршруте: Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области, обеспечит сохранение целостности Волги как судоходной реки, решение транспортных и экологических проблем в регионе, системное развитие инфраструктуры различных видов транспорта.
Реконструкция Кочетовского шлюза на р. Дон и строительство его II нитки обеспечит подготовку к открытию важнейших внутренних водных путей для иностранных перевозчиков, позволит предотвратить кризис пропускных возможностей при вводе стандарта на применение двухкорпусных танкеров. Реализация проекта должна стать примером государственно-частного партнерства и частичной коммерциализации объектов ВВП.
Развитие транспорта на о. Сахалин предполагает, прежде всего, модернизацию железнодорожной инфраструктуры с переходом на общесетевую колею 1520 мм и дальнейшее развитие сообщения между материком и островом на основе железнодорожно-паромных технологий с применением нового поколения паромов, а также посредством создания мостового перехода (прокладки тоннеля).
Строительство железной дороги в республике Тыва обеспечит разработку перспективных месторождений меди и коксующихся углей на территории республики.
Реализация проекта нефтепровода из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона направлена на создание нового экспортного направления для транспортировки российской нефти мощностью до 80 млн. тонн в год. Трасса проектируемого нефтепровода не должна проходить по территориям заповедников и охранных зон.
Строительство системы трубопроводов с выходом на побережье Баренцева моря и причальных комплексов с нефтяными терминалами расширит возможности поставок нефти из России на североамериканский и европейский рынки.
4.2. Направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта
Развитие транспортной инфраструктуры играет ключевую роль в реализации транспортной стратегии.
Основными направлениями в развитии инфраструктуры отдельных видов транспорта являются:
железнодорожного транспорта -
обновление и модернизация основных производственных фондов;
развитие информационно-управляющих систем;
модернизация и внедрение дистанционно диагностируемых и малообслуживаемых устройств автоматики, сигнализации, телемеханики, связи, электроснабжения;
развитие комплексных систем, обеспечивающих безопасность железнодорожных перевозок;
расширение пропускной способности основных направлений сети железных дорог, завершение мероприятий по интеграции с инфраструктурой международных транспортных коридоров;
расширение существующих и строительство новых железнодорожных подходов к крупным промышленным районам, месторождениям, портам и аэропортам;
реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам;
развитие скоростного (160-200км/ч) и высокоскоростного (250-350км/ч) пассажирского движения;
автодорожной инфраструктуры -
завершение формирования опорной сети федеральных автомобильных дорог для обеспечения межрегиональных связей и ее интеграция в системы автомобильных дорог Европы и Азии;
повышение несущей способности важнейших федеральных магистралей в полосе международных транспортных коридоров;
увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог за счет создания многополосных автомагистралей на существующих направлениях, улучшения организации движения путем устройства транспортных пересечений в разных уровнях, сокращения пересечений и примыканий в одном уровне к автодорогам с малой интенсивностью движения;
создания автомобильных дорог с реверсивным движением на подходах к крупным городам и населенным пунктам;
формирование новых автодорожных маршрутов, обеспечивающих оптимальное распределение автотранспортных потоков на направлениях в обход перегруженного движением автотранспорта Московского дорожного узла и других крупнейших городов;
модернизация и развитие подходов к крупным городам и сооружение их обходов;
модернизация и реконструкция подъездов к железнодорожным станциям, речным и морским портам и другим объектам транспортной инфраструктуры;
ликвидация грунтовых разрывов на опорной дорожной сети страны;
развитие автомобильных дорог субъектов Российской Федерации в целях обеспечения устойчивых межрегиональных транспортных связей с соседними регионами, районными центрами и населенными пунктами, а также связей автомобильных дорог субъектов Российской Федерации с федеральными автомобильными дорогами;
строительство автомобильных дорог в зоне Севера и районах нового освоения в целях обеспечения Северного завоза и связи с опорной сетью автомобильных дорог страны;
развитие муниципальных дорог и улично-дорожной сети городов и населенных пунктов с учетом потребности населенных пунктов и в увязке с развитием федеральных автомобильных дорог и автомобильных дорог субъектов Российской Федерации;
улучшение городских улично-дорожных сетей и совершенствование системы организации и регулирования дорожного движения;
создание крупных терминальных комплексов, в первую очередь в регионах, примыкающих к международным транспортным коридорам;
обустройство до 2010 года 94 автомобильных пунктов пропуска и строительство 11 инспекционно-досмотровых комплексов для таможенного контроля крупнотоннажных контейнеров;
внедрение системы электронно-логистического сопровождения автотранспортных средств и грузов на основных международных автомобильных пунктах пропуска и организация пропуска автотранспортных средств по "зеленому коридору".
воздушного транспорта -
оптимизация количества международных и узловых аэропортов, переход к единой системе опорных аэропортов, осуществление в приоритетных аэропортах глубокой модернизации производственных объектов;
развитие основных международных и узловых аэропортов как современных мультимодальных транспортных узлов;
создание и развитие федеральной аэронавигационной системы в соответствии с Концепцией модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
комплексная модернизация Московского авиаузла;
техническое перевооружение системы ОРВД на основе внедрения технологий и технических решений перспективной концепции CNS/ATM Международной организации гражданской авиации;
открытие новых воздушных трасс для полетов воздушных судов отечественных и зарубежных авиакомпаний;
развитие инфраструктуры региональной авиации;
повышение эффективности взаимодействия национальной системы с зарубежными системами организации воздушного движения;
техническое перевооружение и модернизация досмотровых систем аэропортовой безопасности;
создание систем охраны контура аэродромов и посадочных глиссад.
морского транспорта -
диверсификация портовой индустрии в соответствии с перспективными сценариями развития внешней торговли и соответствующей им структурой грузопотоков, наращивание мощностей для обеспечения экспорта наливных грузов, угля, удобрений, а также для переработки контейнеров с целью дальнейшего повышения доли отечественных портов в переработке внешнеторговых грузов;
облегчение формальностей в портах и требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания;
внедрение системы автоматической обработки данных (АDP) для целей облегчения формальностей в международном морском судоходстве;
совершенствование систем безопасности мореплавания, включая систему навигационно-гидрографического обеспечения;
восстановление инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство на трассе Северного морского пути;
переход после завершения строительства атомного ледокола "50-лет Победы" к созданию нового поколения атомных ледоколов. Начало строительства вспомогательного ледокольного флота с учетом развития экспортных перевозок через замерзающие порты, а также для обеспечения освоения перспективных месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе;
развитие систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства;
строительство инспекционно-досмотровых комплексов для таможенного контроля крупногабаритных грузов;
строительство специализированных спортивных (яхтенных) портов для развития спорта и туризма;
обновление и строительство портового флота, включая портовые ледоколы.
внутреннего водного транспорта -
создание условий для устойчивого и безопасного судоходства по внутренним водным путям Единой глубоководной системы Европейской части России - маршрутом МТК "Север-Юг" с гарантированными глубинами на судовом ходу не менее 4 метров;
устранение лимитирующих участков на основных внутренних водных путях: реконструкция Кочетовского гидроузла, строительство низконапорного гидроузла на р. Волге выше Нижнего Новгорода, совмещенного с автодорожным мостовым переходом, на автодорожном маршруте: Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области; реализация системы мер по повышению пропускной способности Волго-Балтийского водного пути;
развитие Хабаровского водно-транспортного узла в целях обеспечения безопасности судоходства и защиты интересов российских судовладельцев;
реконструкция наиболее изношенных напорных гидросооружений в целях обеспечения их безопасности и непрерывности эксплуатации;
внедрение систем автоматизированной проводки судов с использованием спутниковых навигационных систем с созданием электронных карт внутренних водных путей.
трубопроводного транспорта -
развитие трубопроводной транспортной инфраструктуры в восточных регионах страны в соответствии с приоритетами обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей и диверсификации экспорта энергоносителей с учетом требований законодательства по охране природы;
увеличение пропускных возможностей Балтийской трубопроводной системы до 62 млн. тонн нефти в год позволит увеличить возможности России по экспорту нефти независимо от других стран;
реконструкция и техническое переоснащение действующих нефтепроводов;
сооружение новых магистральных трубопроводов к морским терминалам;
расширение и реконструкция газотранспортной системы;
проектирование Северо-Европейского газопровода;
создание новых мощностей для экспорта нефти на побережье Баренцева моря в увязке с развитием морских портов;
формирование трубопроводной сети на Востоке России с выходами на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
строительство нефтепровода, газопровода и морских терминалов для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона нефти и сжиженного природного газа и в рамках проекта "Сахалин-2".
4.3. Региональные аспекты развития транспортной инфраструктуры
Реализация транспортной стратегии основана на общих принципах федеративных отношений и учитывает особенности социально-экономического развития и транспортных потребностей отдельных регионов страны.
Правильный учет регионального фактора при развитии транспортной системы способствует преодолению существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов и инфраструктурных ограничений, развитию единого экономического пространства, рациональному межрегиональному разделению труда.
Для регионов с развитым потенциалом обрабатывающей промышленности и высокой плотностью населения прогнозируется ускоренное развитие высокотехнологичных производств и сферы обслуживания. В этих регионах следует ожидать опережающего развития автомобильных перевозок грузов и пассажиров, интенсивного роста числа автомобилей в личном пользовании. В области транспортной инфраструктуры требуется скоординированное развитие конкурирующих коммуникаций различных видов транспорта, повышение пропускной способности существующей дорожной сети, сооружение автодорожных обходов крупнейших городов, создание сети мультимодальных транспортных терминалов.
Регионы преимущественно сырьевой направленности и с низкой плотностью населения, особенно северные территории, будут характеризоваться крупными концентрированными потоками энергетических, рудных, лесных и химических грузов, перевозимых на расстояния в 4-5 тыс. км, в том числе в значительных объемах на экспорт. В этих регионах актуально решение задачи завершения создания опорной железнодорожной транспортной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. Безальтернативность внутреннего водного транспорта и региональной авиации в таких районах предполагает принятие специальных мер по их поддержке.
В регионах с преимущественным развитием агропромышленного комплекса предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем населенным пунктам.
Оптимальным уровнем для увязки стратегии развития транспортной системы с региональными приоритетами является уровень федерального округа.
При развитии системы управления транспортом должны стимулироваться разработка перспективных транспортных планов в разрезе федеральных округов, согласование инфраструктурных транспортных проектов субъектов Федерации, относящихся к одному федеральному округу, другие формы координации развития региональных транспортных систем в пределах федеральных округов.
Северо-Западный федеральный округ
Транспортная система данного региона играет важнейшую роль в развитии экспортно-импортных связей России и транзитных перевозок.
Основной задачей развития транспортной системы региона является формирование российских частей евроазиатских транспортных коридоров "Север-Юг" и "Северный морской путь", а также коридоров регионального значения - паневропейских транспортных коридоров N 1 и 9.
В системе МТК "Север-Юг" предусматривается использование внутренних водных путей, в том числе Волго-Балтийского канала, речных портов для осуществления перевозок с использованием судов смешанного (река-море) плавания в направлении Северная Европа - страны Каспийского региона, а также с выходом в Черное море и далее на Дунай.
Приоритетами являются модернизация и строительство новых портовых комплексов на Балтике, Белом и Баренцевом морях и развитие железнодорожных и автомобильных и трубопроводных подходов к ним, формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области с другими регионами России.
Важную роль в развитии морского туризма сыграет модернизация пассажирского морского вокзала и Центрального яхт-клуба в Санкт-Петербурге.
Основными задачами развития железнодорожного транспорта региона являются развитие подходов к портам Балтийского моря, подготовка инфраструктуры участка Санкт-Петербург - Бусловская для организации скоростного пассажирского сообщения с Хельсинки, дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Важнейшими задачами развития морского транспорта являются обеспечение регулярного судоходства в западном секторе Северного морского пути, а также создание комплексной системы обеспечения безопасности судоходства на Балтике.
В дорожном хозяйстве, наряду с развитием автодорог в составе Санкт-Петербургского дорожного узла, предполагается завершить строительство и реконструкцию автомобильных дорог по направлениям: Санкт-Петербург - Вологда - Киров и далее на Урал, Вологда - Медвежьегорск, Санкт-Петербург - Петрозаводск - Котлас - Сыктывкар - Воркута - Салехард с подъездом на Нарьян-Мар, Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск с подъездом на Мезень. Будут построены обходы городов Санкт-Петербург, Псков, Вологда, Великий Новгород.
Специфической задачей развития транспортной системы округа является обеспечение устойчивого железнодорожного, автомобильного и паромного сообщения с Калининградской областью. При этом должны быть решены проблемы беспрепятственного сухопутного транзита через территорию государств - членов ЕС. В Калининградской области планируется построить и реконструировать автомобильные дороги граница Польши - Калининград - Толпаки - Неман с обходом г. Советска и Калининград - Черняховск - граница Литвы.
Центральный федеральный округ
На территории округа находится крупнейший в стране Московский транспортный узел (МТУ), в котором пересекаются транссибирский транспортный коридор и транспортный коридор "Север-Юг". Округ обладает развитой транспортной системой, главными задачами развития которой является технологическая модернизация, повышение конкурентоспособности и качества обслуживания населения и экономики, обеспечение устойчивой работы транспорта в условиях растущей интенсивности движения.
Основными направлениями модернизации железнодорожного транспорта МТУ являются: создание скоростного движения поездов на направлениях Москва - Минск, Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, Москва - Нижний Новгород, Москва - Самара, максимальный вынос грузовой работы за пределы Московской кольцевой железной дороги, развитие современных технологий организации пригородных перевозок.
Перспективными проектами в области развития автодорожной инфраструктуры являются реконструкция выходящих из Москвы головных участков федеральных магистралей - "Беларусь", "Россия", "Украина", "Холмогоры" и "Волга" с устройством 6-8 полосной проезжей части и далее в пределах округа с устройством 4 полос движения. В целях разгрузки радиальных магистралей Московского автодорожного узла будут построены хордовые и соединительные дороги. Предусматривается также завершить строительство обходов городов Ярославль, Кострома, Тула, Курск, Воронеж, Рязань, Саратов, Орел. Будет завершено строительство и реконструкция участков автомобильной дороги граница Украины - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск, обеспечивающей кратчайший выход из центральной Европы на Казахстан и Китай.
В области развития воздушного сообщения основной задачей является комплексная модернизация Московского авиаузла посредством реконструкции аэропортов "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково", направленной на создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок, что позволит повысить качество обслуживания, уровень безопасности и регулярности полетов, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках.
Модернизация Московского авиаузла направлена на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов (аэропортов), а также на создание скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города.
Важным для Центрального Федерального округа направлением совершенствования межрайонных связей, учитывая агропромышленную специализацию Центрально-Черноземного района, является создание транспортно-логистической системы для приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.
Южный федеральный округ
Транспортная система округа представляет собой "Южные ворота России", обеспечивая выход на транспортные коммуникации стран черноморского и прикаспийского регионов.
Развитие транспортной системы округа предполагает решение двух первоочередных задач:
- развитие коммуникаций в полосе международного транспортного коридора "Север-Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и международного транзита и привлечения на российские коммуникации грузопотоков из региона Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана;
- транспортное обеспечение развития рекреационных возможностей причерноморского региона.
В период до 2010 года будет осуществлена модернизация Астраханского водно-транспортного узла, порта Махачкала, получит дальнейшее развитие система паромного сообщения на Каспии.
Будут развиваться перегрузочные комплексы для увеличения объемов перевалки нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском порту, строительство нового порта на мысе Железный Рог, строительство нового грузового порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского порта и улучшения экологической обстановки в городе.
В дорожном хозяйстве, помимо развития магистралей "Дон", "Каспий", "Кавказ" и других федеральных дорог в составе МТК "Север-Юг" планируется реконструировать и построить автомобильные дороги Ростов-на-Дону - Буденовск - Кисляковка - Тимашевск - Крымск, Минеральные Воды - Кочубейск, Майкоп - Дагомыс, Армавир - Ставрополь - Элиста, а также реконструировать автодорогу граница Украины - Волгоград - Астрахань - гр.Казахстана (Атырау), которая обеспечит кратчайший выход из южной Европы на Казахстан и Среднюю Азию. Предусматривается завершить строительство мостового перехода через р. Волгу у г. Волгограда.
Комплекс задач, связанных с развитием рекреационных возможностей российского черноморского побережья, предполагает, прежде всего, защиту курортной части побережья от негативных воздействий транспорта, недопущение развития транспортных узлов и коммуникаций - в первую очередь, обеспечивающих перевозки грузов - за счет рекреационных территорий. Сообщение в пределах курортных зон должно обеспечиваться транспортными системами с повышенными экологическими характеристиками.
Для улучшения условий доступа на российское черноморское побережье необходимо обеспечить реконструкцию, техническое перевооружение и развитие аэродромных комплексов в первую очередь в городах Сочи, Владикавказ, Минеральные Воды, Краснодар, Ставрополь, формирование современной системы сервиса для пассажиров и грузовладельцев на воздушном транспорте и обновление самолетно-вертолетного парка авиатранспортных компаний Северного Кавказа.
Приволжский федеральный округ
Благоприятное транспортно-географическое положение региона оказывает исключительно большое влияние на формирование его производственного комплекса и торговли. При этом транспортный комплекс может стать "локомотивом" экономического развития округа, на территории которого расположены ведущие предприятия отраслей транспортного машиностроения.
Развитие транспортной системы округа во многом связано с повышением конкурентоспособности МТК "Север-Юг". Важнейшей задачей является создание гидротехнического комплекса в районе Городца для сохранения неразрывности Волги как важнейшего судоходного пути.
Для повышения эффективности и качества перевозок во внутреннем и международном сообщении будет осуществлена реконструкция грузовых железнодорожных станций, строительство грузовых распределительных центров, а также логистических центров управления интермодальными перевозками.
Предусматривается реконструкция федеральных автомобильных дорог, а также развитие автомобильных дорог по направлениям: Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск, Казань - Екатеринбург, Нижний Новгород - Пенза - Саратов, Казань - Саранск - Тамбов. Предусматривается завершить строительство моста через р. Волгу у г. Ульяновска, построить обходы городов Пермь, Нижний Новгород, Саратов.
Уральский федеральный округ
Транспортная система округа обеспечивает развитие старейшего в России индустриального региона, а также освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. Основные коммуникации опорной транспортной сети региона связаны с Транссибирским транспортным коридором. Важной задачей является их модернизация для продления европейского транспортного коридора N 2 до Екатеринбурга. Основными проектами в области развития магистрального железнодорожного транспорта, наряду с развитием Транссиба, станут завершение строительства железнодорожных линий Новый Уренгой-Ямбург, Новый Уренгой-Надым.
На территории округа будет решаться задача развития транспортных коммуникаций в направлении Казахстана и Китая, что обеспечит в перспективе привлечение в Россию дополнительных транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одной из приоритетных задач в регионе является создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта. Основными центрами транспортной логистики являются крупнейшие промышленные и транспортные узлы - Екатеринбург и Челябинск.
Для обеспечения растущих автомобильных перевозок планируется построить и реконструировать отдельные участки автомобильных дорог по маршрутам: Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Салехард.
В северной части территории округа актуально развитие региональной авиации.
Сибирский федеральный округ
Задачи модернизации и развития транспортной системы округа неодинаковы для различных его регионов.
В южных районах Сибири требуется дальнейшее развитие коммуникаций в полосе транссибирского транспортного коридора, строительства железной дороги в Читинской области к крупнейшему в мире Удоканскому месторождению меди, а также завершение реконструкции федеральных автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - госграница; Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск. Предусматривается строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области, Эвенкийском АО, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона для обеспечения прямых выходов на Китай.
На речном транспорте требуется поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, проведение реконструктивных работ Новосибирской шлюзовой системы, на судоподъемнике Красноярской ГЭС.
Главной задачей для Севера является строительство и развитие меридиональных опорных автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири морской транспорт останется безальтернативным видом транспорта. Сохранится его роль в вывозе продукции Норильского горно-металлургического комбината, леса из Игарки на экспорт. Особой задачей является транспортное освоение месторождений полуострова Ямал.
Важнейшими объектами развития сети аэропортов в Сибири являются строительство нового аэропорта в г. Омске, реконструкция взлетно-посадочных полос в Новосибирске (Толмачево), строительство грузовых комплексов мощностью по 300 тонн/сутки в аэропорту Новосибирска.
Дальневосточный федеральный округ
Занимая 40 процентов территории России, регион имеет относительно слабое развитие транспортной сети, что в значительной степени сдерживает развитие его экономики. Не полностью реализуются и благоприятные возможности для развития международных торговых связей, прежде всего, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевыми задачами развития транспорта в регионе являются:
завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети). Создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК "Транссиб", "Приморье - 1", "Приморье - 2");
завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Выход железной дороги к Якутску в сочетании с развитием автодорожной сети региона радикально изменит картину транспортного обеспечения северных территорий;
реконструкция железных дорог Сахалина, модернизация паромной переправы Ванино-Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога-Ванино;
развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино.
развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортные условия для пассажиров.
Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Кроме завершения строительства федеральной магистрали Чита - Хабаровск планируется осуществить строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Ванино и Находка, Якутск - Мирный - Ленск, Комсомольск-на-Амуре - Николаев-на-Амуре, Билибино-Помолом и других дорог, обеспечивающих северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, а также автодорог Раздольное - Хасан, Южно-Сахалинск - Ноглики.
Перспективными направлениями развития речного транспорта, наряду с переносом базового порта в Якутск после сооружения Амуро-Якутской железной дороги, являются поддержание глубин на верхней Лене (участок Осетрово - Витим), пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного (река-море) плавания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.