Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Губернатора
Тюменской области
от 21 сентября 2000 г. N 218
Примерные правила
работы предприятий розничной торговли
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем - предприятие) независимо от его организационно-правовой формы.
2. Основной задачей предприятия является розничная продажа товаров народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов потребителей.
3. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания устанавливаются продавцом самостоятельно, в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. Ассортимент и объем реализуемых товаров в предприятиях продовольственной торговли должен быть предварительно согласован с центрами госсанэпиднадзора. Запрещается изменять утвержденный ассортимент реализуемой продукции без согласования с центрами госсанэпиднадзора.
4. Предприятие должно иметь вывеску с указанием типа предприятия, фирменного наименования (наименования), места нахождения (юридического адреса), режима работы. Продавец-индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
5. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой предприятием, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем эту лицензию.
6. Режим работы государственных, муниципальных предприятий торговли устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы предприятий розничной торговли иных форм собственности устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца должен соответствовать установленному.
7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в технически исправном состоянии, отвечать санитарным нормам и требованиям.
На все оборудование, агрегаты, механизмы, механизированный инструмент, контрольно-измерительные приборы должна быть техническая документация (паспорт, руководство по эксплуатации).
Персонал, допущенный к работе на оборудовании, должен соблюдать правила эксплуатации оборудования, охраны труда и техники безопасности и своевременно проходить инструктаж по технике безопасности.
Субъект торговли обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
Для проверки покупателем правильности меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее оборудование.
10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, подлежащие продаже по требованию покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
11. Функции, права и обязанности работников торгового предприятия, непосредственно участвующих в торговом процессе (обслуживающий персонал) должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия. Обслуживающий персонал должен быть ознакомлен под роспись со своими должностными обязанностями.
12. При поступлении на работу и в период работы на предприятиях продовольственной торговли персонал обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
13. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
14. Принятые предприятием товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию.
В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка количества, качества и др.) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика, общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
15. Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям нормативно-технической документации, без документов, подтверждающих их качество и безопасность.
16. Запрещаются прием, хранение и реализация скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов в предприятиях торговли, не обеспеченных средствами охлаждения.
17. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах должны строго соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования, санитарные правила и правила пожарной безопасности. При размещении товаров в складских помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2-0,5 м, от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15-0,30 м. Высота штабеля при ручной укладке не должна превышать 2 м. Допускается устанавливать стелажи и штабели с отступом от стен и пристенных колонн на 0,05-0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей. Размеры отступов должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара, установленные в нормативно-технической документации.
Запрещается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров.
Все товары в складских, подсобных помещениях и охлаждаемых камерах и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах и подтоварниках.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
Хранение спичек, одеколона, духов, аэрозольных упаковок и других опасных в пожарном отношении товаров необходимо осуществлять отдельно от других товаров в специально приспособленных помещениях.
Не допускается торговля товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1л каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающими надписями типа "Огнеопасно", "Не распылять вблизи огня" и т.п.
18. До подачи в торговый зал товар должен пройти предпродажную подготовку, включающую в себя: освобождение от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс, загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены, бутылки и консервные банки протерты, одежда отутюжена, куски тканей оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки и т.д.
III. Продажа товаров
19. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены единообразными и четко оформленными ценниками с указанием наименования товара, сорта, цены за весь или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, обновлена выкладка товара, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
20. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, Тюменской области, а также на основании решений органов местного самоуправления.
21. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь нормативно-техническую документацию, документы, содержащие сведения о поставщике (изготовителе) товара. На товары, подлежащие обязательной сертификации, в подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия и орган, выдавший сертификат или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона
Пищевые продукты, парфюмерная и косметическая продукция, средства и изделия гигиены полости рта, табачные изделия должны иметь удостоверения качества и безопасности.
Каждая партия производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции должна сопровождаться документами, подтверждающими легальность ее производства и оборота. Ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации пиво, табачные изделия, алкогольная продукция должны иметь соответствующим образом оформленные справки к грузовой таможенной декларации.
В соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и гражданским законодательством предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров, не имеющих сроков годности, сроков службы (если в отношении их установление сроков годности, сроков службы обязательно), с истекшими сроками годности, не соответствующими требованиям нормативных документов, без маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственными стандартами, без информации на русском языке, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
22. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
23. Развесные продовольственные товары, ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. По просьбе покупателя продавец обязан нарезать отпускаемые гастрономические товары.
24. В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.
25. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (алкогольная продукция, оружие, комиссионная торговля, продажа по образцам и т.д.) осуществляется с соблюдением этих правил.
26. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа лицам до 18 лет алкогольных напитков.
27. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
28. Предприятие торговли, осуществляющее денежные расчеты с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдать покупателю чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются: наименование товара и продавец, дата продажи, в зависимости от вида товара - артикул, сорт, марка товара, номера агрегатов, цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.
Обмен купленных в предприятии торговли непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателю производится в соответствии со ст.25 Закона РФ "О защите прав потребителей".
29. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.
30. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до 3-х суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за хранение.
IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях)
самообслуживания
31. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за 1 кг, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
32. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
33. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
34. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
V. Расчеты с покупателями
35. Денежные расчеты с покупателями осуществляются с применением контрольно-кассовых машин. Без применения контрольно-кассовых машин допускаются расчеты в торговых организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
36. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир, контролер-кассир определяют общую стоимость покупки по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств;
четко называют сумму полученных денег и кладут их отдельно на виду у покупателя;
печатают чек на контрольно-кассовой машине;
называют сумму причитающейся покупателю сдачи и выдают ее вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету должены выдать одновременно);
после окончания расчета кладут полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
37. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
38. Расчеты за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
39. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
VI. Права и обязанности покупателя
40. Покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, информацию о сертификации, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений Правил и других нормативных документов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
оставлять на хранение отобранные или оплаченные товары;
вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
41. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
(возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
VII. Информация для покупателей
42. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов;
фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
правила розничной продажи отдельными товарами;
порядок обмена товаров;
в предприятиях, торгующих мясом, - схема разруба мяса по сортам;
информация о номере и сроке действия
лицензии, а также об органе, ее выдавшем;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия;
информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа на дому, по образцам, комиссионная торговля и т.д.).
43. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила продажи и качество товаров в соответствии со специализацией.
VIII. Санитарные требования к содержанию предприятия розничной
торговли
44. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам.
45. Лица, работающие в предприятиях продовольственной торговли, должны подвергаться предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, где отмечаются результаты всех медицинских осмотров и обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении гигиенического обучения, аттестации. Личные медицинские книжки работников должны храниться у администрации предприятия.
IX. Контроль за работой предприятия
46. Контроль за работой предприятия осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст.45 Закона РФ "О защите прав Потребителей".
47. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения и направления на проверку с указанием наименования предприятия, срока полномочий на право его проверки. Направление должно быть подписано руководителем контролирующего органа (его заместителем) и заверено печатью.
48. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения, разрешается только в сопровождении представителя проверяемой организации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
49. В предприятиях ведутся контрольный и санитарный журналы, в которые проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
50. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
51. Руководитель предприятия несет ответственность за соблюдение Правил работы предприятия в целом.
Администрация несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический медицинский осмотр.
За надлежащее содержание складских помещений, правильное хранение пищевых продуктов, их качество и соблюдение сроков годности, наличие необходимой для реализации товаров документации ответственность возлагается на товароведов, заведующих магазинов и других ответственных лиц.
Ответственность за соблюдение правил личной гигиены, за санитарное состояние рабочего места, за соблюдение санитарных требований к отпуску пищевых продуктов и сроков их годности возлагается на продавцов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.