Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Главы Администрации
г. Тюмени
от 9 июня 2008 г. N 195-рг
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных
нормативных правовых актов города Тюмени
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях выявления коррупционных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов города Тюмени (далее по тексту - муниципальные нормативные правовые акты).
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза) - деятельность юридических служб (специалистов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности органов Администрации города Тюмени) отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений, направленная на выявление в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов;
б) коррупциогенность - закрепленный в муниципальном нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупционный фактор - положение муниципального нормативного правового акта, прямо или косвенно допускающее (провоцирующее) коррупционные проявления субъектов правоприменения при его реализации (исполнении);
г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов.
1.3. Настоящий Порядок распространяется на отношения, связанные с подготовкой проектов муниципальных нормативных правовых актов Главы Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени, проектов нормативных правовых актов Тюменской городской Думы, вносимых Главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу.
2. Коррупционные факторы
2.1. Необоснованно широкие пределы усмотрения для органа местного самоуправления города Тюмени, должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией компетенции.
Не допускается установление в муниципальном нормативном правовом акте нескольких возможных вариантов решений (действий) без точного определения основания для принятия одного из них. Пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены.
Например, в муниципальном нормативном правовом акте, по возможности, следует установить четкие варианты решений, компетенции органа (должностного лица, руководителя муниципального учреждения), основания и условия принятия того или иного решения.
2.2. Наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих
полномочия органа местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения.
Проект муниципального нормативного правового акта должен точно отражать компетенцию должностных лиц, органов управления и руководителей муниципальных учреждений. Если реализация этого требования в проекте невозможна или нецелесообразна, то в нем должно содержаться положение о разработке проектов соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, которые необходимы для его реализации (с указанием их характера и сроков подготовки).
2.3. Нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений.
В проекте муниципального нормативного правового акта фиксация полномочия органа ("может и должен") не должна подменяться перечнем его прав ("может" и "вправе", но не должен). В проекте муниципального нормативного правового акта недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения ("осуществляет", "рассматривает", "принимает" и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия ("может", "вправе" и т.д.). В муниципальном нормативном правовом акте должна быть установлена четкая связь между зафиксированными в нем субъективными правами гражданина, правами юридического лица и соответствующими обязанностями органа местного самоуправления, что позволит исключить отказ в реализации их прав под предлогом отсутствия законных полномочий.
2.4. Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа местного самоуправления (организации) без четкого разграничения их компетенции.
Если за принятие одного решения отвечают несколько должностных лиц одного и того же органа Администрации города Тюмени, руководителей муниципальных учреждений и при этом отсутствует четкое разграничение их компетенции, то, снижению коррупциогенности проекта муниципального нормативного правового акта служит закрепление в нем принципа "одного окна", когда все необходимые согласования для вынесения окончательного решения по заявлению заинтересованного физического или юридического лица должностные лица органа Администрации города Тюмени осуществляют самостоятельно.
2.5. Отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения.
В случае если в проекте муниципального нормативного правового акта содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц или муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, иные виды ответственности) предусмотрены нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами, в проекте необходимо отразить это обстоятельство.
2.6. Установление явно завышенных требований, предъявляемых к физическому или юридическому лицу, которые необходимы для предоставления им конкретного права.
Не допускается в проекте муниципального нормативного правового акта устанавливать требований, которые выходят за разумно допустимый уровень. Например, приведен "открытый" перечень оснований предоставления права; основанием для отказа выступает "представление сведений, не соответствующих действительности", то есть без указания, в чем именно это выражается, или "представление сведений не в полном объеме", то есть без конкретизации сведений, отсутствие которых исключает положительное решение вопроса.
2.7. Использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием.
Не допускается в проекте муниципального нормативного правового акта устанавливать нормы с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, а также содержащие отсылку к несуществующим нормам права. Например, "в случае необходимости", "при наличии достаточных оснований", "согласно установленному порядку", хотя он отсутствует. Не допускается использование в проекте муниципального нормативного правового акта норм, допускающих расширительное толкование компетенции уполномоченного органа (должностного лица, руководителя муниципального учреждения) при наличии следующих формулировок: "принимает решения по отдельным вопросам", "по ряду вопросов вправе принимать решения единолично", "обладает иными полномочиями", иные аналогичные формулировки.
2.8. Отсутствие конкурсных процедур (если они явно целесообразны).
В случае, когда на получении одного определенного права претендуют несколько лиц, необходимо закрепление норм, предусматривающих состязательный характер: установление проведения конкурсов, аукционов.
2.9. Наличие очевидных противоречий (коллизий) между муниципальными правовыми нормами единого муниципального нормативного правового акта или нормами различных муниципальных правовых актов.
При подготовке муниципального нормативного правового акта необходимо учитывать нормы действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени.
2.10. Использование норм с бланкетной или отсылочной диспозицией при возможности сформулировать конкретное нормативное предписание.
В целом использование бланкетных и отсылочных диспозиций правовых норм не может рассматриваться как недостаток законодательной техники. Однако желательно сформулировать конкретное нормативное предписание. Не допускается установление норм в проектах муниципальных нормативных правовых актов, которые содержат отсылку к норме, которая в свою очередь отсылает к другой норме либо к еще не принятым нормативным правовым актам Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы проектов
муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется:
а) в ходе подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности органов Администрации города Тюмени) (далее по тексту - лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы) отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений, являющихся разработчиками проекта муниципального правового акта согласно Инструкции по подготовке муниципальных правовых актов Главы Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2007 N 149-рг, Инструкции о порядке подготовки муниципальных правовых актов, иных документов, вносимых на рассмотрение Тюменской городской Думы, постоянных комиссий Тюменской городской Думы, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2006 N 137-рг;
б) правовым департаментом Администрации города Тюмени в ходе осуществления правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводимой в соответствии с Инструкциями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "а" настоящего пункта
3.2. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы лица, уполномоченные на проведение антикоррупционной экспертизы, отражают факт отсутствия в проекте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
3.3. При выявлении коррупционных факторов:
а) должностные лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов, излагают свои замечания и возражения в отдельной справке или заключении, которые прикладываются к проекту муниципального нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта муниципального нормативного правового акта;
б) правовой департамент Администрации города Тюмени осуществляет подготовку заключения о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов.
3.4. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в нем коррупционных факторов решение данного вопроса возлагается на Антикоррупционную комиссию (далее по тексту - Комиссия). Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждается Главой Администрации города Тюмени.
4. Ответственность
4.1. Ответственность за соответствие муниципального правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, в полном объеме возлагается на руководителей органов Администрации города Тюмени и муниципальных учреждений, подготовивших проекты, а также на лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
4.2. В случае выявления контрольным (надзорным) органом коррупционных факторов в тексте принятого муниципального нормативного правового акта, информация контрольного (надзорного) органа рассматривается Комиссией.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Администрации г. Тюмени от 9 июня 2008 г. N 195-рг "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.