Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Тюменской области
от 1 июня 2009 г. N 700-рп
Порядок
принятия решений о разработке, формировании и реализации областных
целевых программ Тюменской области
31 августа 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации областных целевых программ Тюменской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Тюменской области, Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ".
1.2. Порядок определяет принятие решений о разработке, формировании, согласовании, утверждении, реализации, мониторинге, изменении и дополнении областных целевых программ.
1.3. Долгосрочная целевая программа - это областная целевая программа, которая представляет собой совокупность взаимоувязанных мер, направленных на достижение конкретных целей, решение актуальных социальных и экономических проблем, развитие отраслей социально-культурной ориентации и материального производства, имеющих долгосрочный характер.
Долгосрочная целевая программа разрабатывается на основе утвержденных в установленном порядке стратегии Тюменской области, Программы социально-экономического развития Тюменской области, отраслевых стратегий, схемы территориального планирования Тюменской области, иных документов и правовых актов по вопросам стратегического развития на долгосрочный период.
Долгосрочная целевая программа может включать в себя подпрограммы, направленные на решение отдельных конкретных задач долгосрочной программы, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию долгосрочной программы в целом.
1.4. Ведомственная целевая программа - это областная целевая программа, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на изменение качества реализации постоянных функций субъекта бюджетного планирования.
1.5. Срок реализации областной целевой программы определяется Правительством Тюменской области и составляет 3 и более лет.
1.6. Государственными заказчиками долгосрочных целевых программ могут быть органы исполнительной власти Тюменской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие разработку и реализацию программных мероприятий долгосрочных целевых программ, рациональное использование средств из бюджетных и внебюджетных источников, а также подготовку отчетности о реализации долгосрочной целевой программы.
Государственными заказчиками ведомственных целевых программ являются органы исполнительной власти Тюменской области, осуществляющие разработку и реализацию программных мероприятий ведомственных целевых программ, рациональное использование средств из бюджетных и внебюджетных источников, а также подготовку отчетности о реализации ведомственной целевой программы.
Государственный заказчик - координатор долгосрочной целевой программы (далее - государственный заказчик - координатор) - государственный заказчик, координирующий деятельность других государственных заказчиков по разработке и реализации программных мероприятий долгосрочной целевой программы, рациональному использованию средств из бюджетных и внебюджетных источников, а также по предоставлению отчетности по долгосрочной целевой программе.
1.7. Объект - предмет, деятельность, на которые будет направлена реализация областной целевой программы.
1.8. Исполнители - юридические лица, уполномоченные государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) осуществлять реализацию программных мероприятий.
1.9. Субъекты программы - государственный заказчик - координатор, государственный заказчик, исполнители программы.
2. Принятие решений о разработке областных целевых программ
и разработка областных целевых программ
2.1. Разработка областной целевой программы включает следующие основные этапы:
- разработка проекта областной целевой программы;
- рассмотрение проекта областной целевой программы на очередной финансовый год и плановый период на заседании Комиссии по рассмотрению проектов областных целевых программ;
- согласование проекта распоряжения об утверждении областной целевой программы в установленном порядке;
- рассмотрение проекта распоряжения об утверждении областной целевой программы и утверждение Правительством Тюменской области.
3. Формирование областной целевой программы
3.1. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) осуществляет разработку проекта областной целевой программы. При необходимости государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) организует проведение независимой экспертизы проекта областной целевой программы, в этом случае экспертное заключение прилагается к проекту областной целевой программы.
Для разработки проекта областной целевой программы и проведения независимой экспертизы проекта областной целевой программы могут привлекаться в установленном порядке научно-исследовательские, консалтинговые и иные организации.
3.2. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор):
- координирует взаимодействие соисполнителей при разработке областной целевой программы;
- в случае привлечения для разработки проекта областной целевой программы сторонней организации готовит техническое задание на разработку проекта областной целевой программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов и правовых актов, необходимых для выполнения областной целевой программы;
- разрабатывает перечень показателей измерения поставленных задач и проведения мониторинга реализации программных мероприятий, включая описание социальных, экономических и экологических последствий реализации областной целевой программы; общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели; оценку рисков ее реализации; планирует объем бюджетных средств по годам и этапам в течение всего срока реализации областной целевой программы;
- представляет проект областной целевой программы в Комиссию по рассмотрению проектов областных целевых программ;
- готовит проект распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении областной целевой программы, согласовывает его с заинтересованными органами, в том числе с департаментом экономики, департаментом финансов, главным правовым управлением Правительства Тюменской области в установленном порядке;
- при необходимости вносит изменения и дополнения в проект распоряжения об утверждении областной целевой программы, в этом случае проводит повторное согласование проекта областной целевой программы в установленном порядке;
- представляет проект распоряжения об утверждении областной целевой программы на рассмотрение и утверждение Правительством Тюменской области.
3.3. Областная целевая программа разрабатывается в виде единого документа и содержит титульный лист, паспорт областной целевой программы (приложение 7 к настоящему Порядку), основное содержание и приложения.
На титульном листе указываются полное наименование областной целевой программы, сроки ее реализации, наименование государственного заказчика (государственного заказчика - координатора).
В паспорте программы в строке "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффекта" отражаются показатели эффекта, которые будут достигнуты в результате реализации программы.
3.4. Основное содержание областной целевой программы состоит из разделов:
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках областной целевой программы.
Приводится развернутый анализ объекта, включая факторный анализ существующей ситуации, выявление проблем, сдерживающих развитие отрасли или препятствующих выполнению постоянных функций субъекта бюджетного планирования, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития области. Раздел также должен содержать нормативно-правовое обоснование полномочий органов государственной власти данной сферы управления, имеющих отношение к объекту.
При анализе приводятся данные (по возможности) статистической и ведомственной отчетности за предшествующие годы, включая сравнение показателей Тюменской области с сопоставимыми средними показателями Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом при наличии таких данных.
Если областная целевая программа разрабатывается на основании действующей областной целевой программы Тюменской области, приводится анализ реализации действующей областной целевой программы с указанием фактического уровня финансирования, степени реализации предусмотренных программой мероприятий, уровня достижения показателей целей и задач (в случае, когда плановые значения показателей не достигнуты, приводится анализ причин их недостижения).
Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации областной целевой программы.
Формируется конечная цель областной целевой программы. Перечисляются задачи областной целевой программы, которые должны быть решены для достижения конечной цели. Указываются сроки и этапы реализации областной целевой программы, дается их обоснование.
Раздел 3. Система основных программных мероприятий.
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач областной целевой программы. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, обеспечивать решение задач областной целевой программы.
Программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями и задачами областной целевой программы и оформлены приложениями к программе "Перечень мероприятий областной целевой программы" (приложение 1 к настоящему Порядку), "Бюджетные инвестиции в рамках областной целевой программы" (приложение 1.1 к настоящему Порядку) и "Сетевой график областной целевой программы" (приложение 3 к настоящему Порядку).
В приложениях 1 и 1.1. указываются только те мероприятия, по которым требуется финансирование.
В систему основных программных мероприятий может входить информационное сопровождение реализации областной целевой программы. Мероприятиями по информационному сопровождению реализации областной целевой программы являются: конференции, круглые столы, семинары с участием средств массовой информации (СМИ); пресс-конференции, брифинги; публикации, интервью и выступления в СМИ, выпуск целевых изданий (брошюры, листовки и т.д.), прямые линии на телевидении, радио, в печатных СМИ, размещение информации на портале органов исполнительной власти области.
Мероприятия по информационному сопровождению областной целевой программы оформляются в виде отдельного приложения к областной целевой программе "План мероприятий по информационному сопровождению реализации областной целевой программы" (приложение 6 к настоящему Порядку).
Раздел 4. Финансовое обеспечение областной целевой программы.
Объем финансового обеспечения на стадии разработки проекта областной целевой программы определяется на весь период реализации областной целевой программы как прогнозный, с разбивкой по годам и мероприятиям. По областным целевым программам, реализация которых осуществляется несколькими государственными заказчиками, распределение объемов финансирования указывается в разрезе государственных заказчиков по годам реализации.
Расчет финансовых ресурсов производится в ценах года разработки областной целевой программы с учетом индекса дефлятора.
В данном разделе необходимо также отразить:
- средства федерального бюджета, привлекаемые для реализации областной целевой программы;
- возможности привлечения внебюджетных средств для реализации программных мероприятий и механизм привлечения внебюджетных средств;
- предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий, включенных в утвержденные аналогичные муниципальные целевые программы, реализуемые за счет средств местных бюджетов.
В областные целевые программы (подпрограммы) включаются расходы на исполнение публичных нормативных обязательств Тюменской области.
Объем финансовых ресурсов утвержденной областной целевой программы может корректироваться в соответствии с главой 7 "Изменение и дополнение областной целевой программы" настоящего Порядка.
Распределение объемов и источников финансирования областной целевой программы оформляется приложением "Объемы и источники финансирования областной целевой программы" (приложение 2 к настоящему Порядку).
Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и показатели областной целевой программы.
Показатели должны оценивать результаты достижения целей и задач областной целевой программы, быть проверяемыми (т.е. иметь статистическую, бухгалтерскую или налоговую отчетность) и по возможности статистически наблюдаемыми, иметь конкретное количественное значение по годам реализации областной целевой программы.
При разработке системы показателей областной целевой программы рекомендуется руководствоваться принципом минимизации количества показателей при сохранении полноты информации о достижении целей и задач и своевременности ее представления.
По каждому показателю приводятся планируемые значения на период реализации областной целевой программы и целевые значения, являющиеся планируемым конечным результатом реализации областной целевой программы.
При установлении плановых и целевых значений показателей рекомендуется учитывать следующие требования:
- реалистичность - означает, что устанавливаемые плановые значения показателей должны быть достижимы в установленный период времени, исходя из имеющихся ресурсов;
- напряженность - требует, чтобы устанавливаемые плановые значения показателей стимулировали интенсивную работу государственных заказчиков областной целевой программы;
- ориентированность на результат - должны соответствовать целям и характеризовать их достижение;
- однозначность трактовки - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг;
- достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных прямым образом или посредством других показателей;
- надежность - означает, что информация является надежной, выдерживает возникающие из-за человеческого фактора ошибки, отказ систем и изменения в организации, в том числе сбои в электронных системах;
- полезность - информация должна быть полезна для анализа ситуации и принятия управленческих решений.
Система показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и задач областной целевой программы, приводится в приложении "Показатели областной целевой программы" (приложение 4 к настоящему Порядку).
Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов реализации областной целевой программы.
В разделе проводится анализ выполнения планируемых мероприятий с точки зрения возможности возникновения неблагоприятных правовых, финансовых, организационных и иных факторов в ходе реализации областной целевой программы, угрожающих надлежащему выполнению мероприятий и достижению целей областной целевой программы.
Рассматриваются меры, которые могут быть направлены на предотвращение и (или) уменьшение вероятности появления и воздействия рисков.
Раздел 7. Механизм реализации областной целевой программы.
Механизм реализации областной целевой программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации областной целевой программы, и порядок корректировки этапов, объемов финансирования и сроков реализации мероприятий областной целевой программы, условия ее досрочного прекращения.
Механизм реализации областной целевой программы предусматривает описание последовательности выполнения программных мероприятий, их взаимосвязи.
Этапы выполнения программных мероприятий осуществляются в соответствии с приложением "Сетевой график областной целевой программы" (приложение 3 к настоящему Порядку).
Раздел 8. Мониторинг реализации областной целевой программы.
В разделе определяется схема взаимодействия между государственным заказчиком (государственным заказчиком- координатором) областной целевой программы и иными субъектами программы по осуществлению внутреннего мониторинга реализации областной целевой программы, с указанием сроков, порядка предоставления и оформления сведений, необходимых для мониторинга. Внутренний мониторинг осуществляется государственным заказчиком (государственным заказчиком - координатором) областной целевой программы.
Методика и алгоритм расчета значений показателей с указанием источника информации и периодичности ее представления указываются в приложении к областной целевой программе "Мониторинг реализации областной целевой программы" (приложение 5 к настоящему Порядку).
4. Утверждение областной целевой программы
4.1. Решение о возможности представления областной целевой программы на очередной финансовый год и плановый период на утверждение Правительством Тюменской области принимается Комиссией по рассмотрению проектов областных целевых программ.
Областные целевые программы на очередной финансовый год и плановый период выносятся на рассмотрение Комиссии по рассмотрению проектов областных целевых программ в соответствии с графиком, утвержденным Комиссией по рассмотрению проектов областных целевых программ.
4.2. Областные целевые программы утверждаются распоряжением Правительства Тюменской области. Проект распоряжения об утверждении областной целевой программы вносится на рассмотрение Правительства Тюменской области государственным заказчиком (государственным заказчиком - координатором) областной целевой программы в установленном Регламентом Правительства Тюменской области порядке.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 31 августа 2009 г. N 1272-рп в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Областные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Тюменскую областную Думу.
Распоряжение об утверждении областной целевой программы вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено распоряжением.
4.4. Ежегодно в областных целевых программах, действующих в текущем финансовом году, уточняются параметры на очередной финансовый год и плановый период с дополнением параметрами второго года планового периода.
5. Реализация областной целевой программы
5.1. Реализация областной целевой программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей областной целевой программы.
5.2. Реализация областной целевой программы осуществляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) областной целевой программы.
5.3. Государственный заказчик (государственный заказчик- координатор) областной целевой программы несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение областной целевой программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией областной целевой программой.
5.4. Долгосрочная целевая программа реализуется во взаимодействии государственного заказчика (государственного заказчика- координатора) долгосрочной целевой программы с органами исполнительной власти Тюменской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Ведомственная целевая программа реализуется органом исполнительной власти Тюменской области.
5.5. Государственный заказчик (государственный заказчик- координатор) областной целевой программы с учетом ежегодно выделяемых финансовых средств уточняет показатели и объемы финансирования по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы, состав исполнителей. Готовит предложения по прогнозу расходов на планируемый период.
5.6. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) областной целевой программы:
- определяет исполнителей работ (услуг) для реализации предусмотренных областной целевой программой программных мероприятий путем формирования и размещения государственного заказа, в том числе на конкурсной основе, и (или) государственного задания в соответствии с действующим законодательством;
- контролирует работу исполнителей, принимает по акту законченные этапы работы и отдельные мероприятия, производит оплату этапов и выполненных работ в соответствии с договорами (контрактами);
- вносит изменения и дополнения в областную целевую программу в соответствии с разделом 7 "Изменение и дополнение областной целевой программы" настоящего Порядка.
6. Мониторинг реализации областной целевой программы
6.1. Мониторинг реализации областной целевой программы осуществляется в целях контроля за ходом реализации областной целевой программы, включая:
- сбор и анализ сведений о ходе реализации областной целевой программы с определенной периодичностью;
- оценку эффективности реализации областной целевой программы, достижения плановых значений показателей, результативности расходования бюджетных средств, оценку эффективности использования финансовых средств, анализ факторов, оказавших влияние на результаты реализации областной целевой программы.
6.2. Мониторинг реализации областной целевой программы включает проведение полугодового и годового мониторинга на основании отчетов о ходе реализации областной целевой программы и докладов о реализации областной целевой программы.
6.3. Государственные заказчики областной целевой программы представляют государственному заказчику-координатору:
- полугодовую и годовую отчетность в соответствии со сроками, определенными государственным заказчиком-координатором;
- предложения по уточнению показателей и объемам финансирования по программным мероприятиям, составу исполнителей.
6.4. Государственные заказчики (государственные заказчики- координаторы) представляют отчет о реализации областной целевой программы в департамент экономики и копию отчета в департамент финансов Тюменской области на бумажных и электронных носителях по итогам полугодия в срок до 20 июля и по итогам года в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом.
Отчет о реализации областной целевой программы (далее - отчет) включает:
- отчет о финансировании областной целевой программы (приложение N 8 к Порядку);
- отчет о достижении показателей областной целевой программы (приложение N 9 к Порядку);
- отчет о выполнении сетевого графика областной целевой программы (приложение N 11 к Порядку);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 10 к Порядку"
- пояснительную записку, которая является неотъемлемой частью отчета.
Отчет о финансировании областной целевой программы в обязательном порядке согласовывается с департаментом финансов Тюменской области.
Пояснительная записка носит описательный характер, в ней должны содержаться:
- сведения о результатах реализации областной целевой программы за отчетный период;
- данные об объемах, источниках полученных финансовых средств и их целевом использовании;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства в рамках областной целевой программы;
- сведения о степени достижения плановых показателей реализации областной целевой программы;
- оценку эффективности результатов реализации областной целевой программы и использования финансовых средств;
- объяснения отклонений плановых и фактических значений показателей;
- обоснование причин недоосвоения бюджетных средств;
- описание негативных факторов, оказавших влияние на ход реализации программы, и мер, принятых для их нейтрализации;
- предложения государственного заказчика (государственного заказчика - координатора) областной целевой программы по дальнейшей реализации областной целевой программы в случае значительных отклонений плановых и фактических значений показателей или недоосвоения бюджетных средств (целесообразно указать перечень принятых и планируемых мер для достижения целей областной целевой программы и повышения эффективности бюджетных расходов).
Отчет подписывается руководителем органа исполнительной власти - государственного заказчика (государственного заказчика - координатора) областной целевой программы.
6.5. На основе предоставленных государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) отчетов департамент экономики Тюменской области ежегодно в установленные сроки готовит информацию о реализации областных целевых программ и достигнутых результатах за отчетный период для представления информации в Правительство Тюменской области и Тюменскую областную Думу в соответствии с законодательством.
6.6. Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) областной целевой программы готовит доклад о ходе реализации областной целевой программы согласно планам основных мероприятий Правительства Тюменской области и представляет его на согласование в департамент экономики Тюменской области не позднее трех рабочих дней до установленного срока представления доклада в аппарат Губернатора области.
6.7. Департамент экономики Тюменской области ежегодно проводит оценку эффективности и результативности реализации областных целевых программ (далее - оценка) в порядке и сроки, установленные Методикой оценки эффективности и результативности реализации областных целевых программ.
По результатам оценки государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) областной целевой программы вырабатываются меры, направленные на улучшение результатов областной целевой программы, достижение плановых значений показателей, повышению эффективности и результативности расходования бюджетных средств.
6.8. По областной целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) в срок до 1 марта года, следующего за последним годом реализации областной целевой программы, представляет в департамент экономики Тюменской области отчет о выполнении областной целевой программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
7. Изменение и дополнение областной целевой программы
7.1. Основаниями для внесения изменений и дополнений в областную целевую программу могут являться:
- изменение объемов финансирования областной целевой программы, позволяющих в более короткий срок и (или) более эффективно осуществить реализацию областной целевой программы;
- возникновение необходимости осуществления дополнительных мероприятий для успешного выполнения задач областной целевой программы и достижения ее целей;
- отсутствие потребности в осуществлении тех или иных программных мероприятий;
- выделения дополнительных средств по отдельным распоряжениям Правительства области;
- результаты оценки эффективности и результативности реализации областной целевой программы;
- наличие иных обстоятельств, требующих внесения изменений (дополнений) в областную целевую программу.
7.2. При наличии оснований для внесения изменений и дополнений в областную целевую программу предложения об изменении или дополнении областной целевой программы вносятся в Правительство области государственным заказчиком (государственным заказчиком - координатором) областной целевой программы ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, за исключением случаев необходимости внесения изменений и дополнений на основании поручений Губернатора Тюменской области.
В IV квартале предложения о внесении изменений и дополнений в областные целевые программы вносятся не позднее 15 декабря текущего года.
7.3. Вносимые по поручениям Губернатора Тюменской области изменения и дополнения в действующие областные целевые программы рассматриваются комиссией по рассмотрению проектов областных целевых программ.
7.4. Решение об изменении или дополнении областной целевой программы принимает Правительство Тюменской области в установленном порядке.
7.5. Изменения и дополнения в областную целевую программу оформляются распоряжением Правительства области о внесении изменений и дополнений в ранее принятое распоряжение в виде новой редакции областной целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.