Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 6 апреля 2009 г. N 100-п настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 9 апреля 2009 г.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 11 февраля 2008 г. N 42-п
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых
актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них
положений, способствующих созданию условий
для проявления коррупции
6 апреля, 13 июля, 26 октября 2009 г.
1. Общие положения
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2009 г. N 199-п пункт 1.1 раздела 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Губернатора и Правительства Тюменской области, проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором в порядке законодательной инициативы, в том числе технических заданий на их разработку (далее также - нормативные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.3. Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области.
1.4. Руководители органов исполнительной власти области (разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов юридические службы (специалисты-юристы) органов исполнительной власти области осуществляют обязательное визирование проектов и обеспечивают отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования и методика проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются к заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений начальника главного правового управления Правительства области с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до введения настоящего порядка, в том числе, связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению начальника главного правового управления Правительства области проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения в соответствующие органы исполнительной власти области.
Руководители органов исполнительной власти области при получении соответствующего заключения главного правового управления Правительства области, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определенной в данном порядке.
2.8.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.8.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.8.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.9. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению начальника главного правового управления Правительства области могут привлекаться представители разработчиков проектов нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы по проектам
нормативных правовых актов и иным документам, направление
заключений в органы исполнительной власти
и должностным лицам
3.1. В правовых заключениях главного правового управления Правительства области по нормативным правовым актам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении главного правового управления Правительства Тюменской области проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке главного правового управления Правительства области и подписывается его начальником в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.
3.4. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, направляется в соответствующие органы исполнительной власти области и должностным лицам.
Доработанные проекты нормативных правовых актов и иных документов направляются в главное правовое управление Правительства Тюменской области для повторной антикоррупционной экспертизы, при отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются начальником главного правового управления Правительства области без заключения и возвращаются руководителям органов исполнительной власти и должностным лицам, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение Губернатору области и на заседание Президиума Правительства или Правительства области к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Независимая экспертиза на коррупциогенность
Постановлением Правительства Тюменской области от 26 октября 2009 г. N 299-п в пункт 4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Комиссией по проведению административной реформы в Тюменской области, которые в инициативном порядке обращаются в аппарат Губернатора Тюменской области.
Комиссия по проведению административной реформы в Тюменской области в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Перечень независимых экспертов".
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Независимая экспертиза на коррупциогенность может проводиться также аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами.
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2009 г. N 199-п пункт 4.2 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.2. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проекта постановления Губернатора области или проекта постановления Правительства Тюменской области (за исключением постановлений, предусматривающих утверждение программных мероприятий, не имеющих нормативного характера) орган исполнительной власти Тюменской области (разработчик проекта) размещает проект постановления Губернатора области или проект постановления Правительства Тюменской области в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие органы власти.
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2009 г. N 199-п раздел 4 настоящего приложения дополнен пунктом 4.3, в связи с чем пункт 4.3 считать пунктом 4.4 соответственно
4.3. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проекта закона Тюменской области законопроект одновременно с направлением на согласование руководителю аппарата Губернатора области размещается Главным правовым управлением в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
4.4. При размещении проекта постановления Губернатора области, проекта постановления Правительства Тюменской области в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше максимального срока (7 дней), установленного в Регламенте Правительства области для согласования заинтересованными органами исполнительной власти области.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
Проведение независимой экспертизы проекта закона Тюменской области и направление соответствующих экспертных заключений в адрес Главного правового управления осуществляются независимыми экспертами в течение 5 дней со дня размещения законопроекта в сети Интернет на официальном Портале органов государственной власти Тюменской области в разделе "Власть" - "Административная реформа" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза".
К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие в орган исполнительной власти экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 г. N 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.