Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы
Тюменского
муниципального района
от 3 ноября 2009 г. N 816
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных
нормативных правовых актов Тюменского муниципального района
и иных документов в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий
для проявления коррупции
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов Тюменского муниципального района и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее по тексту - Порядок), разработан в целях выявления коррупционных факторов в проектах муниципальных нормативных правовых актов Тюменского муниципального района и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых# Тюменского муниципального района и иных документов (далее по тексту - муниципальные нормативные правовые акты).
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее по тексту - антикоррупционная экспертиза) - деятельность специалистов структурного подразделения администрации Тюменского муниципального района по юридическим вопросам, направленная на выявление в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов;
б) коррупциогенность - закрепленный в муниципальном нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
в) коррупционный фактор - положения муниципального нормативного правового акта, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов.
1.3. Проекты муниципальных нормативных правовых актов Тюменского муниципального района подвергаются антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком, а также независимой экспертизе на коррупциогенность.
1.4. Главой администрации Тюменского муниципального района принимается решение о проведении антикоррупционной экспертизы в отношении:
- проектов нормативных правовых актов администрации Тюменского муниципального района;
- проектов нормативных правовых актов Думы Тюменского муниципального района вносимых на рассмотрение Главой администрации Тюменского муниципального района;
- иных документов администрации Тюменского муниципального района, по распоряжению Главы администрации Тюменского муниципального района.
1.5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Думы Тюменского муниципального района принимается председателем Думы Тюменского муниципального района.
1.6. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимается должностным лицом органа местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта.
2. Коррупционные факторы
2.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц), выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
е) наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию муниципальных правовых актов Тюменского муниципального района, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Тюменского муниципального района, принявшего первоначальный муниципальный нормативный правовой акт;
ж) принятии муниципального нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц) при принятии муниципальных нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте муниципального нормативного правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления города Тюмени, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага), если они явно целесообразны;
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта муниципального нормативного правового акта, - нормативные коллизии.
Нормативными коллизиями являются противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления Тюменского муниципального района, муниципальных учреждений (их должностных лиц).
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы проектов
муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в ходе проведения согласования проводимого в соответствии со ст. 17 Положения о порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов и правовых актов Тюменского муниципального района (утвержденного решением Думы Тюменского муниципального района от 27.03.2009 N 683) и Инструкцией по делопроизводству (утвержденной распоряжением администрации Тюменского муниципального района от 17.03.2006 N 183ро) специалистами нормативно-методического отдела управления по вопросам правовой и кадровой работы администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - лица, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта);
3.2. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы лица, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта, отражают факт отсутствия в проекте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
3.3. При выявлении коррупционных факторов должностные лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов, излагают свои замечания и возражения в отдельной справке или заключении, которые прикладываются к проекту муниципального нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта муниципального нормативного правового акта;
3.4. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в нем коррупционных факторов решение данного вопроса возлагается на Антикоррупционную комиссию (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и его персональный состав утверждены решением Думы Тюменского муниципального района "О создании антикоррупционной экспертизы" от 26.09.2008 г. N 598.
4. Независимая экспертиза на коррупциогенность
4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), включенными Комиссией на основании их письменного обращения в перечень независимых экспертов, а также лицами, указанными в абзаце 3 настоящего пункта.
Комиссия рассматривает обращения физических и юридических лиц в течение 30 дней со дня их поступления и при соответствии требованиям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, включает их в перечень независимых экспертов, который размещается на официальном сайте администрации Тюменского муниципального района в сети Интернет (www.atmr.ru).
Независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов может также проводиться аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами, а также независимыми экспертами, включенными в перечень независимых экспертов в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п.
4.2. Требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения антикоррупционной экспертизы:
для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным абзацем 3 настоящего пункта;
для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.3. Для проведения независимой экспертизы разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов обеспечивают размещение проектов на официальном сайте администрации Тюменского муниципального района в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование. Разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше максимального срока (7 дней).
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое направляется независимыми экспертами по адресу (почтовому или электронному), указанному на официальном сайте администрации Тюменского муниципального района в сети Интернет. По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта принимает меры по доработке проекта, а в случае несогласия с экспертным заключением готовит дополнение к пояснительной записке, в котором указывает, в том числе, аргументы своего несогласия (возражения).
4.4. К проекту нормативного правового акта, подлежащему направлению на согласование в структурное подразделение администрации Тюменского муниципального района по юридическим вопросам, прилагаются все поступившие экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данной информацией дополняется пояснительная записка.
5. Ответственность
5.1. Ответственность за соответствие муниципального правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, в полном объеме возлагается на руководителей структурных подразделений администрации Тюменского муниципального района и муниципальных учреждений, подготовивших проекты, а также на лиц, осуществляющих подготовку соответствующего проекта муниципального нормативного правового акта.
5.2. Комиссия вправе рассматривать на своих заседаниях информацию контрольного (надзорного) органа о выявлении в муниципальных нормативных правовых актах (их проектах) коррупционных факторов.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Тюменского муниципального района от 3 ноября 2009 г. N 816 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.