Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Уватского муниципального района от 5 августа 2009 г. N 44 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с момента обнародования названного постановления
Приложение
к постановлению
Главы администрации
Уватского
муниципального района
от 28 октября 2008 г. N 81
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных
правовых, правовых актов Уватского муниципального района и иных
документов в целях выявления в них положений, способствующих
созданию условий для проявления коррупции
5 августа 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений администрации Уватского муниципального района, проектов решений Думы Уватского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, вносимых Главой Уватского муниципального района в порядке правотворческой инициативы, в том числе вносимых поправок в тексты проектов постановлений, решений и иных документов (далее по тексту настоящего порядка - муниципальные нормативные правовые, правовые акты района и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов осуществляет юридический отдел администрации Уватского муниципального района (далее по тексту - уполномоченный орган).
1.4. Руководители структурных подразделений администрации Уватского муниципального района (далее - разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов разработчик проекта осуществляет обязательное визирование проектов и обеспечивает отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования и методика проведения антикоррупционной
экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых,
правовых актов района и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района осуществляется уполномоченным органом на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений Главы Уватского муниципального района с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих муниципальных нормативных правовых, правовых актах района и иных документах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению уполномоченного органа проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения уполномоченного органа, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных нормативных правовых, правовых актов района о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных нормативных правовых, правовых актов района.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определенной Правительством Российской Федерации.
2.8.1. Коррупционными факторами являются:
- факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
- факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
- факторы системного характера.
2.8.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
- широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятии муниципального правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
- заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
- существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
- отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
- нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.8.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.9. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению уполномоченного органа могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы по проектам
муниципальных нормативных правовых, правовых актов района
и иных документов, направление заключений
разработчикам проектов
3.1. В правовых заключениях уполномоченного органа по муниципальным нормативным правовым, правовым актам района в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении уполномоченного органа проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений проекты муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов направляются в уполномоченный орган для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются уполномоченным органом без заключения и возвращаются разработчикам проектов, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Независимая экспертиза на коррупциогенность
4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Советом по противодействию коррупции в Уватском муниципальном районе, в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимые эксперты в целях проведения экспертизы обращаются в администрацию Уватского муниципального района.
Совет по противодействию коррупции в Уватском муниципальном районе в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района.
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
4.2. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик проектов нормативных правовых, правовых актов района размещает проект в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района в разделе "Нормативно-правовая база" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие структурные подразделения.
4.3. При размещении проекта нормативного правового, правового акта района в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района.
К проекту нормативного правового, правового акта района прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия с экспертным заключением, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Уватского муниципального района Тюменской области от 28 октября 2008 г. N 81 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.