Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Заводоуковского городского округа от 26 мая 2009 г. N 715 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
Главы администрации
Заводоуковского
городского округа
от 21 октября 2008 г. N 1777
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных
правовых актов Заводоуковского городского округа и иных
документов в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий
для проявления коррупции
26 мая 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений администрации Заводоуковского городского округа (далее по тексту - администрация городского округа), проектов решений Думы Заводоуковского городского округа (далее по тексту - Дума городского округа) по вопросам местного значения, вносимых главой администрации в порядке правотворческой инициативы, в том числе вносимых поправок в тексты проектов решений (далее по тексту настоящего порядка - муниципальные правовые акты и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов осуществляет правовой отдел администрации городского округа (далее - правовой отдел).
1.4. Руководители структурных подразделений администрации городского округа (далее - разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов муниципальных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов муниципальных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов муниципальных правовых актов и иных документов разработчик проекта осуществляет обязательное визирование проектов и обеспечивает отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования и методика проведения антикоррупционной
экспертизы проектов муниципальных правовых
актов и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов муниципальных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется её системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать её результаты в заключении с учётом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в заключении указываются возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов осуществляется правовым отделом на стадии согласования документов одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений заместителя главы администрации городского округа по организационно-правовым вопросам с указанием сроков её проведения в зависимости от объёма и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих муниципальных правовых актах и иных документах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению правового отдела проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения правового отдела, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных правовых актов.
2.8. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определённой в данном порядке.
2.8.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2.8.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределённости сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии чёткой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объёма прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии муниципального правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределённости - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.8.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определённые правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.8.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность её разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
2.9. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению заместителя главы администрации городского округа по организационно-правовым вопросам могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определённой области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы по проектам
муниципальных правовых актов и иным документам, направление
заключения разработчикам проектов
3.1. В правовых заключениях правового отдела по муниципальным правовым актам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении правового отдела проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупционных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и иных документов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учётом заключений проекты муниципальных правовых актов и иных документов направляются в правовой отдел для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются правовым отделом без заключения и возвращаются разработчикам проектов, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение главе администрации городского округа и на заседание Думы городского округа для принятия, к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Независимая экспертиза на коррупциогенность
4.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определёнными сыоветом# по противодействию коррупции, которые в инициативном порядке обращаются в администрацию городского округа.
Совет по противодействию коррупции в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа.
Основные требования и условия включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.2. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик проектов размещает проект муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие структурные подразделения.
4.3. При размещении проекта муниципального правового акта в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.
По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу, указанному в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа.
К проекту муниципального правового акта прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесённым экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия с экспертным заключением, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение главе администрации городского округа, на заседание Думы городского округа для принятия к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области от 21 октября 2008 г. N 1777 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.