Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Тюменской области от 3 ноября 2009 г. N 76 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Приложение 2
к Закону
Тюменской области
"О межбюджетных отношениях
в Тюменской области"
Методика
образования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов) и распределения средств указанного фонда
26 сентября, 10 ноября 2006 г., 7 ноября 2007 г., 7 ноября 2008 г., 25 февраля, 3 ноября 2009 г.
1. Порядок образования Фонда
1.1. Фонд формируется в объеме, установленном законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
1.2. Утратил силу с 1 января 2010 г.
См. текст пункта 1.2
1.3. Показатель численности населения, используемый для расчетов, принимается по данным органов государственной статистики по состоянию на 1 января текущего финансового года.
2. Порядок распределения средств регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных районов (городских округов) между бюджетами
муниципальных районов
2.1. Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных районов до изъятия "отрицательных трансфертов" и распределения средств Фонда рассчитывается по следующей формуле:
где УБОМР_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го муниципального района до изъятия "отрицательных трансфертов" и распределения средств Фонда;
НПМР_i - налоговый потенциал i-го муниципального района;
НМР_i - численность населения i-го муниципального района;
КPПМР_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
ДМР - средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных районов в очередном финансовом году.
2.1.1. Средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных районов в очередном финансовом году рассчитываются по формуле:
где ДМР - средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных районов в очередном финансовом году;
ПДМР - суммарный по Тюменской области прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных районов;
НМР - численность населения муниципальных районов Тюменской области.
2.1.2. Налоговый потенциал i-го муниципального района рассчитывается по формуле:
НПМР = ПДМР x НБМР / НБМР, (4)
i i
где НПМР_i - налоговый потенциал i-го муниципального района;
ПДМР - суммарный по Тюменской области прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных районов;
НБМР_i - прогнозируемый объем фонда оплаты труда в i-м муниципальном районе (по данным департамента экономики Тюменской области);
НБМР - суммарный по Тюменской области прогноз объема фонда оплаты труда во всех муниципальных районах (по данным департамента экономики Тюменской области).
2.1.3. Коэффициент расходных потребностей по i-му муниципальному району рассчитывается по формуле:
O Д
КРПМР = КРПМР x O/Р + КРПМР x Д/Р, (5)
i i i
где КРПМР_i - поправочный коэффициент расходных потребностей бюджетных расходов i-го муниципального района;
КРПМР.O_i - коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района по образованию;
КРПМР.Д_i - коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района по другим видам расходов;
О, Д - объемы расходов всех бюджетов муниципальных районов по соответствующим направлениям расходов, в том числе:
О - объем расходов всех бюджетов муниципальных районов на образование;
Д - объем других видов расходов всех бюджетов муниципальных районов;
Р = О + Д - суммарный объем расходов бюджетов муниципальных районов в очередном финансовом году.
2.1.3.1. Общая формула для расчета отраслевых коэффициентов расходных потребностей:
j j j
КРПМР = (УП / УП ) / (НМР / НМР), (6)
i i i
где КРПМР.j_i - коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района по j-му виду услуг;
УП.j_i - численность условных потребителей j-го вида услуг в i-м муниципальном районе;
УП.j - суммарная численность условных потребителей j-го вида услуг во всех муниципальных районах;
НМР_i - численность населения i-го муниципального района;
НМР - суммарная численность населения всех муниципальных районов.
2.1.3.2. Общая формула для расчета численности условных потребителей каждого вида услуг:
j j 1 2 n
УП = П х q х q х ... х q х К , (7)
i i i i i i
где П.j_i - численность целевой группы потребителей j-го вида услуг в i-м муниципальном районе;
q1_i, q2_i, ..., qn_i - корректирующие коэффициенты, отражающие факторы, влияющие на стоимость предоставляемых бюджетных услуг по j-му виду расходов, входящему в состав репрезентативной системы расходных обязательств, в расчете на одного потребителя муниципальных услуг в i-м муниципальном районе;
К_i - коэффициент относительного удорожания стоимости муниципальных услуг в i-м муниципальном районе.
2.1.3.3. В качестве целевых групп потребителей приняты:
1) для услуг образования - дети в возрасте до 17 лет включительно;
2) для других видов услуг - население.
2.1.3.4. В качестве корректирующих коэффициентов численности условных потребителей приняты:
1) для услуг образования - коэффициент дисперсности расселения, коэффициент возрастной структуры населения;
2) для других видов услуг - коэффициент дисперсности расселения.
2.1.3.5. Коэффициент дисперсности расселения рассчитывается по формуле:
д
q = 1 + S , (8)
i i
где q.д_i - коэффициент дисперсности расселения i-го муниципального района;
S_i - удельный вес населения, проживающего в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек, по i-му муниципальному району.
2.1.3.6. Коэффициент возрастной структуры населения рассчитывается по формуле:
в
q = F / F, (9)
i i
где q.в_i - коэффициент возрастной структуры i-го муниципального района;
F_i - для услуг образования - суммарный удельный вес населения в возрасте до 17 лет в общей численности населения i-го муниципального района;
F - для услуг образования - суммарный удельный вес населения в возрасте до 17 лет в общей численности населения по всем муниципальным районам.
2.1.3.7. Коэффициент относительного удорожания стоимости муниципальных услуг рассчитывается по формуле:
ЗП КУ
K = 0,65 x K + 0,18 x K + 0,17, (10)
i i i
где K.ЗП_i - коэффициент заработной платы, равный 1;
K.КУ_i - коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг бюджетным учреждениям в i-м муниципальном районе;
0,65 - доля расходов на заработную плату в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех муниципальных районах;
0,18 - доля расходов на коммунальные услуги в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех муниципальных районах;
0,17 - доля остальных расходов в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех муниципальных районах.
2.1.3.8. Коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг бюджетным потребителям в i-м муниципальном районе рассчитывается по формуле:
КУ вод вод вод тепл электр тепл тепл вод
K = {T х T / (T + T + T ) + T х T / (T +
i i
i
тепл электр электр электр вод тепл электр
+ T + T ) + T х T / (T + T + T )} /
i
вод тепл электр
/ (T + T + T ), (11)
где Tвод_i - средневзвешенный тариф на водоснабжение и водоотведение для бюджетных потребителей, утвержденный органами местного самоуправления i-го муниципального района;
Tвод - средний тариф на водоснабжение и водоотведение для бюджетных потребителей по всем муниципальным районам;
Tтепл_i - тариф на теплоснабжение бюджетных потребителей, утвержденный региональной энергетической комиссией для i-го муниципального района;
Tтепл - средний тариф на теплоснабжение бюджетных потребителей по всем муниципальным районам;
Tэлектр_1 - тариф на электроэнергию для бюджетных потребителей, утвержденный региональной энергетической комиссией для i-го муниципального района;
Tэлектр - средний тариф на электроэнергию для бюджетных потребителей в области по всем муниципальным районам.
2.2. Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по распределению средств Фонда между бюджетами муниципальных районов по методу доведения уровня бюджетной обеспеченности менее обеспеченных муниципальных районов до максимально возможного уровня.
2.3. Распределение средств Фонда, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, осуществляется в два этапа.
2.4. На первом этапе распределяется часть средств Фонда между бюджетами муниципальных районов по методу доведения бюджетной обеспеченности менее обеспеченных муниципальных районов до максимально возможного уровня по следующей формуле:
ФМР1 = НМР x КPПМР x ДМР x (альфа - УБОМР ), (12)
i i i МР i
где ФМР1_i - размер первой части дотации бюджету i-го муниципального района;
НМР_i - численность населения i-го муниципального района;
КPПМР_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
ДМР - средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных районов в прогнозируемом году;
альфа_МР - уровень, до которого осуществляется подтягивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, равный 1,4500;
УБОМР_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го муниципального района до распределения средств Фонда.
2.5. Уровень бюджетной обеспеченности i-го муниципального района после распределения первой части средств Фонда рассчитывается по формуле:
УБОМР1 = УБОМР + ФМР1 / (КPПМР x НМР x ДМР), (13)
i i i i i
где УБОМР1_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го муниципального района после распределения первой части средств Фонда;
УБОМР_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го муниципального района до распределения средств Фонда;
ФМР1_i - размер первой части дотации бюджету i-го муниципального района;
КPПМР_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
НМР_i - численность населения i-го муниципального района;
ДМР - средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных районов в очередном финансовом году.
2.6. На втором этапе распределяется часть средств Фонда между бюджетами муниципальных районов исходя из численности жителей муниципального района, за исключением муниципальных районов, указанных в части 1 статьи 15 настоящего Закона, по следующей формуле:
ФМР2 = НМР х КРПМР х ФМР2 / SUM (НМР х КРПМР ), (14)
i i i i i
где ФМР2_i - размер второй части дотации бюджету i-го муниципального района;
НМР_i - численность населения i-го муниципального района;
КPПМР_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го муниципального района, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих бюджетных услуг в расчете на одного потребителя;
ФМР2 - общий объем второй части средств Фонда, подлежащий распределению между муниципальными районами.
2.7. Исключен с 1 января 2009 г.
См. текст пункта 2.7
2.8. Общий объем дотации из средств Фонда i-му муниципальному району рассчитывается по формуле:
ФМР = ФМР1 + ФМР2 , (17)
i i i
где ФМР_i - общий объем дотации i-му муниципальному району;
ФМР1_i - размер первой части дотации бюджету i-го муниципального района;
ФМР2_i - размер второй части дотации бюджету i-го муниципального района.
Порядок расчета норматива отчислений от налога на доходы физических
лиц, заменяющего полностью или частично объем дотации
2.9. Норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично объем дотации i-му муниципальному району, определяется по следующей формуле (в процентах):
, (18)
где - норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично объем дотации i-му муниципальному району;
- общий объем дотации i-му муниципальному району;
- коэффициент, определяющий часть дотации, которая заменяется отчислениями по дополнительному нормативу от налога на доходы физических лиц, 0 =< =< 1, равен 1;
- прогнозируемый на очередной финансовый год объем поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Тюменской области по i-му муниципальному району.
Значение норматива округляется до ближайшего наименьшего целого.
2.9.1. Часть дотации, остающаяся после замены отчислениями от налога на доходы физических лиц, передаваемая i-му муниципальному району из Фонда, в этом случае рассчитывается по следующей формуле:
, (19)
где - часть дотации, остающаяся после замены отчислениями от налога на доходы физических лиц;
- общий объем дотации i-му муниципальному району;
- норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично дотации из Фонда i-му муниципальному району;
- прогнозируемый на очередной финансовый год объем поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Тюменской области по i-му муниципальному району.
3. Порядок распределения средств регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных районов (городских округов)
между бюджетами городских округов
3.1. Уровень бюджетной обеспеченности городских округов до изъятия "отрицательных трансфертов" и распределения средств Фонда рассчитывается по следующей формуле:
УБОГО = (НПГО / {НГО x КPПГО }) / ДГО, (20)
i i i i
где УБОГО_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го городского округа до изъятия "отрицательных трансфертов" и распределения средств Фонда;
НПГО_i - налоговый потенциал i-го городского округа;
НГО_i - численность населения i-го городского округа;
КPПГО_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го городского округа, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
ДГО - средние подушевые налоговые доходы всех городских округов в очередном финансовом году.
3.1.1. Средние подушевые налоговые доходы всех городских округов в очередном финансовом году рассчитываются по формуле:
ДГО = ПДГО / НГО, (21)
где ДГО - средние подушевые налоговые доходы всех городских округов в очередном финансовом году;
ПДГО - суммарный по Тюменской области прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех городских округов;
НГО - численность населения городских округов Тюменской области.
3.1.2. Налоговый потенциал i-го городского округа рассчитывается по формуле:
НПГО = ПДГО x НБГО / НБГО, (22)
i i
где НПГО_i - налоговый потенциал i-го городского округа;
ПДГО - суммарный по Тюменской области прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех городских округов;
НБГО_i - прогнозируемый объем фонда оплаты труда в i-м городском округе (по данным департамента экономики Тюменской области);
НБГО - суммарный по Тюменской области прогноз объема фонда оплаты труда во всех городских округах (по данным департамента экономики Тюменской области).
3.1.3. Коэффициент расходных потребностей по i-му городскому округу рассчитывается по формуле:
КРПГО = КРПГО x О / Р + КРПГО x Д / Р, (23)
i i i
где КРПГОi - поправочный коэффициент расходных потребностей бюджетных расходов i-го городского округа;
КРПГО.О_i - коэффициент расходных потребностей i-го городского округа по образованию;
КРПГО.Д_i - коэффициент расходных потребностей i-го городского округа по другим видам расходов;
О, Д - объемы расходов всех бюджетов городских округов по соответствующим направлениям расходов, в том числе:
О - объем расходов всех бюджетов городских округов на образование;
Д - объем других видов расходов всех бюджетов городских округов;
Р = О + Д - суммарный объем расходов бюджетов городских округов в очередном финансовом году.
3.1.3.1. Общая формула для расчета отраслевых коэффициентов расходных потребностей:
j j j
КРПГО = (УП / УП ) / (НГО / НГО), (24)
i i i
где КРПГО.j_i - коэффициент расходных потребностей i-го городского округа по j-му виду услуг;
УП.j_i - численность условных потребителей j-го вида услуг в i-м городском округе;
УП.j - суммарная численность условных потребителей j-го вида услуг во всех городских округах;
НГО_i - численность населения i-го городского округа;
НГО - суммарная численность населения всех городских округов.
3.1.3.2. Общая формула для расчета численности условных потребителей каждого вида услуг:
j j 1 2 n
УП = П х q х q х ... х q х K , (25)
i i i i i i
где П.j_i - численность целевой группы потребителей j-го вида услуг в i-м городском округе;
q1_i, q2_i, ..., qn_i - корректирующие коэффициенты, отражающие факторы, влияющие на стоимость предоставляемых муниципальных услуг по j-му виду расходов, входящему в состав репрезентативной системы расходных обязательств, в расчете на одного потребителя муниципальных услуг в i-м городском округе;
K_i - коэффициент относительного удорожания стоимости муниципальных услуг в i-м городском округе.
3.1.3.3. В качестве целевых групп потребителей приняты:
1) для услуг образования - дети в возрасте до 17 лет включительно;
2) для других видов услуг - население.
3.1.3.4. В качестве корректирующих коэффициентов численности условных потребителей приняты:
1) для услуг образования - коэффициент дисперсности расселения, коэффициент возрастной структуры населения;
2) для других видов услуг - коэффициент дисперсности расселения.
3.1.3.5. Коэффициент дисперсности расселения рассчитывается по формуле:
д
q = 1 + S , (26)
i i
где q.д_i - коэффициент дисперсности расселения i-го городского округа;
S_i - удельный вес населения, проживающего в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек, по i-му городскому округу.
3.1.3.6. Коэффициент возрастной структуры населения рассчитывается по формуле:
в
q = F / F, (27)
i i
где q.в_i - коэффициент возрастной структуры i-го городского округа;
F_i - для услуг образования - суммарный удельный вес населения в возрасте до 17 лет в общей численности населения i-го городского округа;
F - для услуг образования - суммарный удельный вес населения в возрасте до 17 лет в общей численности населения по всем городским округам.
3.1.3.7. Коэффициент относительного удорожания стоимости муниципальных услуг рассчитывается по формуле:
ЗП КУ
K = 0,65 x K + 0,18 x K + 0,17, (28)
i i i
где K.ЗП_i - коэффициент заработной платы, равный 1;
K.КУ_i - коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг бюджетным учреждениям в i-м городском округе;
0,65 - доля расходов на заработную плату в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех городских округах;
0,18 - доля расходов на коммунальные услуги в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех городских округах;
0,17 - доля остальных расходов в общем объеме расходов бюджетной сферы во всех городских округах.
3.1.3.8. Коэффициент стоимости предоставления коммунальных услуг бюджетным потребителям в i-м городском округе рассчитывается по формуле:
КУ вод вод вод тепл электр тепл тепл вод
K = { T х T / (T + T + T ) + T х T / (T +
i i i
тепл электр электр электр вод тепл электр
+ T + T )+ T х T / (T + T + T )} /
i
вод тепл электр
/ (T + T + T ), (29)
где Tвод_i - средневзвешенный тариф на водоснабжение и водоотведение для бюджетных потребителей, утвержденный органами местного самоуправления i-го городского округа;
Tвод - средний тариф на водоснабжение и водоотведение для бюджетных потребителей по всем городским округам;
Tтепл_i - тариф на теплоснабжение бюджетных потребителей, утвержденный региональной энергетической комиссией для i-го городского округа;
Tтепл - средний тариф на теплоснабжение бюджетных потребителей по всем городским округам;
Tэлектр_i - тариф на электроэнергию для бюджетных потребителей, утвержденный региональной энергетической комиссией для i-го городского округа;
Tэлектр - средний тариф на электроэнергию для бюджетных потребителей в области по всем городским округам.
3.2. Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по распределению средств Фонда между бюджетами городских округов по методу доведения уровня бюджетной обеспеченности менее обеспеченных городских округов до максимально возможного уровня.
3.3. Распределение средств Фонда, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности городских округов, осуществляется в два этапа.
3.4. На первом этапе распределяется часть средств Фонда между бюджетами городских округов по методу доведения бюджетной обеспеченности менее обеспеченных городских округов до максимально возможного уровня по следующей формуле:
ФГО1 = НГО x КPПГО x ДГО x (альфа - УБОГО ), (30)
i i i ГО i
где ФГО1_i - размер первой части дотации бюджету i-го городского округа;
НГО_i - численность населения i-го городского округа;
КPПГО_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го городского округа, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
ДГО - средние подушевые налоговые доходы всех городских округов в очередном финансовом году;
альфа_ГО - уровень, до которого осуществляется подтягивание бюджетной обеспеченности городских округов, равный в 2010 году - 1,1865; в 2011 году - 0,7868; в 2012 году - 0,7868;
УБОГО_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го городского округа до распределения средств Фонда.
3.5. Уровень бюджетной обеспеченности i-го городского округа после распределения указанной части средств Фонда рассчитывается по формуле:
УБОГО1 = УБОГО + ФГО1 / (КPПГО x НГО x ДГО), (31)
i i i i i
где УБОГО1_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го городского округа после распределения указанной части средств Фонда;
УБОГО_i - уровень бюджетной обеспеченности i-го городского округа до распределения средств Фонда;
ФГО1_i - размер первой части дотации бюджету i-го городского округа;
КPПГО_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го городского округа, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
НГО_i - численность населения i-го городского округа;
ДГО - средние подушевые налоговые доходы всех городских округов в очередном финансовом году.
3.6. На втором этапе распределяется часть средств Фонда между бюджетами городских округов исходя из численности жителей городского округа, за исключением городских округов, указанных в части 1 статьи 15 настоящего Закона, по следующей формуле:
ФГО2 = НГО х КРПГО х ФГО2 / SUM (НГО х КРПГО ), (32)
i i i i i
где ФГО2_i - размер второй части дотации бюджету i-го городского округа;
НГО_i - численность населения i-го городского округа;
КPПГО_i - поправочный коэффициент расходных потребностей i-го городского округа, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих муниципальных услуг в расчете на одного потребителя;
ФГО2 - общий объем второй части средств Фонда, подлежащий распределению между городскими округами.
3.7. Исключен с 1 января 2009 г.
См. текст пункта 3.7
3.8. Общий объем дотации из средств Фонда i-му городскому округу рассчитывается по формуле:
ФГО = ФГО1 + ФГО2 , (35)
i i i
где ФГО_i - общий объем дотации из средств Фонда i-му городскому округу;
ФГО1_i - размер первой части дотации бюджету i-го городского округа;
ФГО2_i - размер второй части дотации бюджету i-го городского округа.
Порядок расчета норматива отчислений от налога на доходы физических лиц,
заменяющего полностью или частично объем дотации
3.9. Норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично объем дотации i-му городскому округу, определяется по следующей формуле (в процентах):
, (36)
где - норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично объем дотации i-му городскому округу;
- общий объем дотации из средств Фонда i-му городскому округу;
- коэффициент, определяющий часть дотации, которая заменяется отчислениями по дополнительному нормативу от налога на доходы физических лиц, 0 =< =< 1, равен 1;
- прогнозируемый на очередной финансовый год объем поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Тюменской области по i-му городскому округу.
Значение норматива округляется до ближайшего наименьшего целого.
3.9.1. Часть дотации, остающаяся после замены отчислениями от налога на доходы физических лиц, передаваемая i-му городскому округу из Фонда, в этом случае рассчитывается по следующей формуле:
, (37)
где - часть дотации, остающаяся после замены отчислениями от налога на доходы физических лиц;
- общий объем дотации из средств Фонда i-му городскому округу;
- норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий полностью или частично дотации из Фонда i-му городскому округу;
- прогнозируемый на очередной финансовый год объем поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Тюменской области по i-му городскому округу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.