Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 26 марта 2007 г. N 53-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 4 апреля 2006 г. N 85-п
Правила
пользования водными объектами для плавания на маломерных
судах на территории Тюменской области
26 марта 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Правила устанавливают порядок использования водных объектов для плавания на маломерных судах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ Тюменской области и являются обязательными для граждан и юридических лиц.
1.2. Правила регламентируют порядок пользования физическими и юридическими лицами:
самоходными судами внутреннего плавания и иными плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемыми на внутренних водах Тюменской области;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимость менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемыми в целях мореплавания;
базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов и иными плавучими объектами (средствами), пляжами и другими местами массового отдыха на водных объектах (далее - пляжи), переправами на которых используются маломерные суда, и ледовыми переправами, а также наплавными мостами во внутренних водах Тюменской области.
1.3. Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в порядке, установленном законодательством, о чем население должно оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иным способом.
1.4. Руководители организаций, имеющих маломерные суда, перечисленные в пункте 1.2. Правил, и базы (сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз (сооружений).
1.5. Проведение на водных объектах соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления, по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам Тюменской области (далее - ГИМС МЧС России по Тюменской области), Государственный надзор на внутреннем водном транспорте и территориальным органом с федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с соблюдением правил охраны жизни людей на водных объектах.
1.6. При использовании для плавания маломерных судов трансграничных (пограничных) водных объектов и водных объектов, расположенных в пределах пограничной зоны (полосы), в настоящие Правила вносятся дополнительно требования, установленные компетентными органами.
1.7. Нарушение настоящих правил влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Общие обязанности судоводителей
2.1. Лица, управляющие маломерными судами должны иметь при себе и предоставлять для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:
Удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно-моторным, парусным, гидроциклом);
Талон к удостоверению на право управления маломерным судном;
Судовой билет маломерного судна с отметкой о ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;
Оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);
Судовую роль (на судах с экипажем более 2 человек);
2.2. Судоводитель маломерного судна обязан:
2.2.1. Выполнять требования настоящих Правил, Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Особенности движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне и иных нормативных технических актов, регламентирующих вопросы безаварийного плавания судов, безопасности людей на водных объектах и охраны окружающей природной среды.
2.2.2. Проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами.
2.2.3. В целях обеспечения безопасности пассажиров при посадке и пребывания на судне лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения:
при плавании на маломерных судах;
в случае аварии.
2.2.4. Тип и класс маломерного судна, на котором осуществляется плавание, должен соответствовать категории бассейна (района), а также режиму судоходства;
2.2.5. Останавливать движение судна по требованию должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам и сотрудников транспортной милиции;
2.2.6. Оказывать незамедлительную помощь терпящим бедствие на воде, доставлять в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, сообщать обо всех случаях аварийных происшествий с судами и несчастных случаях с людьми на водных объектах в органы ГИМС МЧС России по Тюменской области;
2.2.7. Проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном;
2.2.8. По требованию должностных лиц ГИМС МЧС России по Тюменской области проходить освидетельствование на состояние опьянения;
2.2.9. Выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России по Тюменской области, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей природной среды на водных объектах;
2.2.10. Сообщать в органы ГИМС МЧС России по Тюменской области и природоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства;
2.2.11. Выполнять установленные требования при пользовании базами (сооружениями) для стоянок судов.
2.2.12. Судоводитель должен принимать все меры предосторожности с целью предотвращения:
опасности для человеческой жизни;
создания препятствий для судоходства;
загрязнения водной среды;
повреждения маломерных судов, гидротехнических сооружений, знаков навигационного оборудования судового хода.
2.2.13. Владельцы маломерных судов обеспечивают охрану своих судов и безопасную стоянку.
2.3. Судоводителю запрещено:
2.3.1. Управлять судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чрезмерной усталости;
2.3.2. Передавать управление маломерным судном лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном;
2.4. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3. Эксплуатация маломерных судов
3.1. Маломерное судно допускается к плаванию на водных объектах Тюменской области после государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования должностными лицами ГИМС МЧС России по Тюменской области, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Водопользователи (владельцы пляжей) на пляжах, протяженность береговой линии которых составляет более 200 метров, должны обеспечить установку на пляжах технических средств для экстренного вызова спасателей к месту происшествия.
3.2. Маломерное судно, подлежащее регистрации в судовой книге, должно иметь свое название или номер. При государственной регистрации судну присваивается идентификационный номер. Данный номер установленного размера наносится на видном месте с внутренней и наружной стороны судна по обоим бортам на расстоянии 1/4 длины от форштевня контрастной краской.
3.3. К управлению моторными, парусно-моторными, парусными (площадью парусов 5 и более кв. метров) судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклами и др.) допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, аттестованные экзаменационной комиссией ГИМС МЧС России по Тюменской области и получившие в установленном порядке удостоверения на право управления маломерным судном.
3.4. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на участках рек, включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, разрешается с открытия до закрытия физической навигации, а на участках рек, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, водных объектах - после схода льда до ледостава.
3.5. Число индивидуальных спасательных средств на судне должно соответствовать количеству членов экипажа и пассажиров. При плавании на скоростных судах индивидуальные, спасательные средства должно быть одеты.
3.6. Техническое освидетельствование маломерных судов проводится по графику в пунктах, определенных Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Тюменской области до 1 июля текущего года должностными лицами в установленном порядке.
4. Порядок плавания маломерных судов
4.1. Движение судов на реках и водных объектах Тюменской области производится в соответствии с действующими Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Особенностями движения и стоянки судов в Обь-Иртышском бассейне.
4.2. На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а в близи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается уполномоченным органом в соответствии с порядком определенным действующим законодательством.
4.3. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств на внутренних водных путях РФ разрешается только днем, при хорошей видимости и в установленных зонах органом, регулирующим судоходство, после освидетельствования ГИМС МЧС России по Тюменской области. На закрытых водных объектах и за пределами внутренних водных путей РФ, в местах установленных органами местного самоуправления, после освидетельствования ГИМС МЧС России по Тюменской области.
4.4. При эксплуатации маломерных судов запрещается:
4.4.1. Управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке;
не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущих бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
имеющих неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация
4.4.2. Выход в плавание на моторных и парусных судах при отсутствии у судоводителя удостоверения на право управления судном; передавать управление судном лицу, не имеющему права управления судном.
4.4.3. Управлять судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а равно передавать управление маломерным судном лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
4.4.4. Превышать установленные скорости движения, нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несение бортовых огней и знаков.
4.4.5. Швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и внутреннего водного транспорта, пересекать им курс на расстоянии 0,5 км, создавая своими действиями помехи судоходству.
4.4.6. Нарушать правила пассажировместимости; требования обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на судно, в пути следования и при высадке их с судов; перевозить на судне детей без сопровождения взрослых.
4.4.7. Нарушать правила погрузки и разгрузки судов.
4.4.8. Заходить и маневрировать моторным и парусным судам на акваториях пляжей, купален и других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах. Приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстоянии менее 100 м к купающимся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания.
4.4.9. Выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости; выход в плавание в темное время суток на судоходные пути (ВВП) с неосвещаемой судоходной навигационной обстановкой.
4.4.10. Использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий.
4.4.11. Транспортировка к водным объектам и вывоз маломерных судов без документов, удостоверяющих их принадлежность.
4.4.12. Перевозка взрывоопасных грузов на судах не предназначенных для этого.
4.4.13. Сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты и нефтесодержащие жидкости.
4.4.14. Заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом.
4.4.15. Эксплуатировать суда при несоблюдении их владельцами установленных ограничений по району и условиям плавания.
4.4.16. Выпуск в плавание и эксплуатация маломерных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы.
4.4.17. Движение судов в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости невозможно ориентироваться.
5. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов
на водных объектах Тюменской области
5.1. Термины и понятия применяемые в настоящих правилах:
База (сооружение) для стоянки маломерных судов - пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.
Причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
5.2. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, как правило, размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водных объектов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места их размещения устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с ГИМС МЧС России по Тюменской области, территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, с органом исполнительной власти Тюменской области, реализующим полномочия в сфере водных отношений и охраны окружающей природной среды и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Границы баз (сооружений) должны располагаться на расстоянии не менее 200 метров выше или ниже дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и менее 150 метров от линий жилой застройки. Акватория базы и подходы к причалам по ширине и глубине должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование приписанных к данной базе (сооружению) судов с максимальными размерами и осадкой. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей природной среды.
В общем случае, техническое оснащение и оборудование баз должно обеспечить:
безопасность круглосуточной стоянки и сохранность судов в течении навигации;
возможность и безопасность посадки и высадки людей, выполнения судоводителями профилактических, погрузо-разгрузочных и иных работ, связанных с эксплуатацией судов.
5.3. На территории базы должны быть построены причалы (пирсы), служебные помещения и другие сооружения, обеспечивающие безопасность людей и техническую устойчивость судов при длительной эксплуатации, а также дороги и подъездные пути, обеспечивающие подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянки судов и объектам на берегу.
5.4. На выступающих в сторону хода причалах, сооружениях выставляются белые огни, видимые по горизонту на 3600 на расстоянии не менее 4-х км. Огни устанавливаются на высоте не менее 2-х м от настила причала через каждые 50 м, но не менее 3-х огней на причал. Огни должны гореть от захода до восхода солнца. Затопляемые в половодье (паводок) защитные сооружения и устройства базы ограждаются соответствующими знаками судоходной обстановки на весь период половодья.
5.5. На причалах, пирсах, мостках и сходнях необходимо иметь сплошной настил, который рассчитывается и один раз в год испытывается на максимальную нагрузку в условиях повседневной эксплуатации. Результаты испытаний оформляются актом, подписываются председателем и членами комиссии с указанием занимаемых должностей и фамилий.
5.6. Причалы и пирсы, используемые для швартовки судов, должны иметь:
площадь, обеспечивающую возможность и безопасность проведения работ, связанных с эксплуатацией судов;
трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между собой, обеспечивающие одновременный проход не менее 2-х человек, при этом постоянные лестничные сходы должны иметь уклон не более 1 : 2,5;
рационально расставленные (с учетом швартовых устройств на судах) и прочно закрепленных швартовых устройств (битенги, кнехты, рымы, утки) для надежного крепления судов при максимально неблагоприятных для района гидрометеоусловиях и уровне воды.
привальные рымы, брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждения корпусов судов при швартовке и стоянке;
противопожарное и спасательное имущество по норме: огнетушитель, спасательный круг (конец Александрова) на каждые 50 м причальной линии, но не менее одного комплекта на причал;
надежное леерное ограждение высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м;
спасательный леер (по наружному периметру причала, пирса), закрепленный на расстоянии 10-15 см от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 м.
Расстояние между судами у причала базы (сооружения) не должны быть менее 0,5 м для гребных и 1,0 м для моторных и парусных судов. Причалы для скоростных судов и для переправ размещаются крайними.
Плавучие причалы, понтоны и т.п. надежно швартуются к берегу или закрепляются на штатных местах с использованием мертвых якорей.
5.7. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.
5.8. В зависимости от разрядности и местных условий базы оборудуются, имеют постройки, помещения, информационные стенды и обеспечиваются имуществом и документацией в соответствии с требованиями, утвержденными Главным управлением ГИМС МЧС России.
5.9. Руководство деятельностью баз осуществляют лица, назначенные приказом (распоряжением) юридических или физических лиц, которым принадлежит база.
5.10. Руководство обязано предъявлять базу для ежегодного технического освидетельствования до начала навигации с целью проверки готовности к эксплуатации и обеспечению безопасности стоянок маломерных судов. Эксплуатация базы (сооружения) для стоянок маломерных судов без Разрешения ГИМС - запрещается.
5.11. Руководитель базы по согласованию с территориальными ГИМС устанавливает выпускной режим, который должен предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.
5.12. На базах запрещается:
стоянка незарегистрированных в установленном порядке маломерных судов;
нарушение установленных норм, условий и технических требований для безопасной эксплуатации базы и судов;
нарушение установленного на базе выпускного режима.
5.13. При выходе судна в плавание и его возвращении на базу в журнале "Учета выхода (прихода) судов" производится порядковая запись с указанием номера судна, фамилии и инициалов его владельца, времени выхода судна, цели и маршрута его плавания, конечного пункта назначения, ориентировочное и фактическое время возвращения на базу.
5.14. Выпуск маломерных судов с базы запрещается в случаях:
не предъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой в нем о прохождении технического освидетельствования, а водителем судна с экипажем 2 и более человек, дополнительно-судовой роли;
несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете;
отсутствия у судоводителя или собственника судна доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);
обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;
отсутствия на судне установленных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;
неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающих крен или дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водном объекте опасна для плавания судов данного типа.
5.15. Суда прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в органы ГИМС МЧС России по Тюменской области.
6. Ответственность за невыполнение настоящих правил
Лица, допустившие нарушения настоящих Правил несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.