Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюТюменской
областной Думы
от 23 сентября 2010 г. N 2415
Рекомендации
семинара-совещания по теме: "Актуальные вопросы кредитования
сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области"
Участники семинара-совещания, обсудив актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области, отмечают следующее.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетные кредиты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться юридическим лицам исключительно для целей закупки и доставки топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов. Предоставление бюджетных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В Тюменской области приоритетным направлением бюджетной политики по вопросам кредитования сельскохозяйственных предприятий является создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования сельскохозяйственного производства, обеспечение доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам финансовых организаций.
Меры поддержки, направленные на частичную компенсацию расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей по обслуживанию кредитов и займов, предусмотрены:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах";
- Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области";
- постановлением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 N 92-п "Об утверждении порядков возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и займам".
За счет средств областного и федерального бюджетов (на условиях софинансирования) предоставляются субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - К(Ф)Х), гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (далее также - ЛПХ), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее - СПК), и по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее также - СКПК) членами этих кредитных кооперативов - гражданами, ведущими ЛПХ, К(Ф)Х, а также СПК.
Субсидии предоставляются в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту.
Кроме того, за счёт областного бюджета организациям, занимающимся производством мяса крупного рогатого скота и (или) молока, организациям технического сервиса, машинно-технологическим станциям и лизинговым компаниям сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ субсидируются ещё три процентных пункта, но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту.
В Тюменской области за последние 2,5 года сумма бюджетных субсидий, выплаченная сельскохозяйственным товаропроизводителям, привлекшим кредитные ресурсы на развитие производства, составила 1,87 млрд. руб. В 2010 году планируется субсидирование по кредитным средствам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями, в объеме 12,6 млрд. руб. кредитной массы, из них 6,5 млрд. руб. - средства, полученные на инвестиционные цели. В 2009 году число рентабельно работающих хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством, составило 84%.
Во всех 22 муниципальных районах области организованы сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (кооперативы первого уровня), а также один областной кредитный кооператив (кооператив второго уровня), обеспечена методическая и консультационная помощь в организации их практической деятельности. В настоящее время членами-пайщиками кредитных кооперативов являются более 14 тысяч личных подсобных хозяйств (9% от общего количества ЛПХ в Тюменской области). Ежегодно сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами выдается 4 - 5 тыс. займов на сумму от 300 до 400 млн. руб.
В 2009 году в Тюменской области сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами выдано 5,4 тысячи займов на сумму 407,2 млн. руб. За тот же период сумма кредитов, выданных банками, составила 3,4 млрд. руб.
По информации Правительства Тюменской области в настоящее время Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области в рамках мероприятия "Гарантийный фонд" предоставляет поручительство по кредитам, оформляемым субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в сфере сельскохозяйственного производства.
Ежеквартально проводятся семинары-совещания по текущим вопросам деятельности кредитных кооперативов. Осуществляется ежемесячный мониторинг результатов их работы.
К числу позитивных моментов государственной кредитной политики можно отнести снижение с 1 июня 2010 года ставки рефинансирования ЦБ РФ до 7,75% годовых (ранее, с 30 апреля 2010 года, размер ставки рефинансирования был равен 8% годовых, а в 2009 году максимальный размер ставки составлял 13%).
Однако при этом в ОАО "Россельхозбанк" кредитная ставка по кредитам сроком до 1 года составляет 12% годовых, а по кредитам до 10 лет - 15%, то есть в 1,9 раза выше, чем ставка ЦБ РФ (которая субсидируется). Это привело к увеличению несубсидируемой части процентов по кредитам, взятым в Россельхозбанке.
Анализируя мнения и информации, представленные кредитными организациями и заёмщиками-сельхозтоваропроизводителями, можно отметить, что позиции сторон по таким вопросам, как величина процентной ставки, лёгкость получения кредитов и субсидий, наличие гарантий от изъятия заложенного земельного участка до момента сбора урожая и т.д., отражают объективно противоположные интересы сторон. Но как заёмщики, так и кредиторы единодушны во мнении, что главной причиной, сдерживающей развитие рынка агрокредитования, является отсутствие достаточной залоговой базы у заёмщиков при невозможности ипотеки земельных долей.
Подавляющее большинство собственников сельскохозяйственных угодий в России - это собственники земельных долей. Однако федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (п. 2 ст. 62) и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 1 ст. 12) запрещают обременять ипотекой земельные доли. Снятие существующих ограничений в сочетании с регистрацией прав на земельные участки в ЕГРП позволило бы увеличить объемы ипотечного кредитования. В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, предусматривающих изменение указанных норм, на рассмотрении нет.
Также способом решения проблемы залога могло бы стать предоставление кредитов под поручительство органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления.
Другими часто называемыми причинами, сдерживающими развитие рынка агрокредитования, являются:
- недостаточная финансовая устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие диспаритета цен на ГСМ, энергоносители, удобрения и продукты сельскохозяйственного производства;
- неравномерное поступление денежных средств от реализации сельскохозяйственной продукции в течение года, обусловленное сезонным характером производства;
- недостаточный объём фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных потребительских кооперативов, не обеспечивающий потребности малых форм хозяйствования в кредитных ресурсах;
- трудности, связанные с реализацией продукции;
- слишком сложная и длительная процедура оформления кредитов и субсидий;
- узкий перечень видов деятельности, на осуществление которых предоставляется кредит;
- отсутствие необходимых знаний у сельского населения, участвующего в кредитовании;
- недостаток квалифицированных бухгалтеров и руководителей, знающих специфику деятельности СКПК;
- отдаленность заемщиков от кредитных учреждений;
- нежелание банков кредитовать сельское хозяйство;
- недостаточное количество филиалов сети Россельхозбанка;
- нежелание банков кредитовать хозяйства, которые не получают государственных субсидий по кредиту.
Основной причиной возникновения задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей является недостаток собственных финансовых ресурсов в результате:
- недополучения запланированных объемов товарной сельскохозяйственной продукции вследствие неблагоприятных климатических факторов;
- снижения закупочных цен на сельскохозяйственное сырье при одновременном росте стоимости материальных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве (ГСМ, удобрения, пестициды, электроэнергия).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей позволил выделить характерную особенность действующей системы кредитования, состоящую в использовании кредитных ресурсов и, как следствие, бюджетных субсидий лишь финансово устойчивыми организациями, и ограниченном доступе к ним предприятий малых форм хозяйствования по причине отсутствия залоговой базы.
Особенностью конъюнктуры рынка явилось то, что цены на зерно, сложившиеся в период 2009 года - первой половины 2010 года, были ниже или сопоставимы с себестоимостью его производства. По указанной причине больше возможности рассчитаться по кредитам имели производители, занимающиеся животноводством, тем более что им субсидируются проценты по кредиту на три процентных пункта больше, чем остальным сельхозтоваропроизводителям.
Кроме того, в рамках антикризисных мер Правительством Тюменской области предусмотрено предоставление дополнительных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, содержащим не менее 200 коров, привлекшим кредитные ресурсы и (или) заключившим договоры лизинга, на погашение обязательств по кредитам и договорам лизинга.
По информации ОАО "Запсибкомбанк", на стадии банкротства банки сталкиваются с проблемами недостаточной оперативности работы арбитражных/конкурсных управляющих, что приводит к затягиванию процедуры взыскания, и как следствие - отнесению просроченной задолженности к категории "безнадежной". Эти обстоятельства, в свою очередь, формируют риски кредитных организаций и не стимулируют их к упрощению процедуры предоставления кредита.
В целях развития рынка агрокредитования участники семинара-совещания рекомендуют:
1. Тюменской областной Думе:
Дополнительно изучить вопросы о целесообразности:
- подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в действующее федеральное законодательство в части установления возможности ипотеки земельных долей;
- обращения в органы государственной власти Российской Федерации по вопросу упрощения механизма субсидирования процентов по кредитам путём непосредственного направления бюджетных средств кредитным организациям для компенсации льготных кредитов, выдаваемых сельхозтоваропроизводителям.
2. Правительству Тюменской области:
2.1. Продолжить работу по следующим направлениям:
- стимулирование развития кредитной сельскохозяйственной кооперации;
- субсидирование лизинговых платежей.
2.2. Рассмотреть возможность оказания содействия в создании в муниципальных образованиях гарантийных (залоговых) фондов для обеспечения кредитов, получаемых сельскохозяйственными производителями малых форм хозяйствования.
3. Органам местного самоуправления:
Обеспечить соответствие порядка ведения похозяйственных книг, являющихся документом для выдачи кредита на развитие ЛПХ, требованиям действующего законодательства.
4. Банкам:
4.1. ОАО "Россельхозбанк"
Рассмотреть возможность:
- снижения процентной ставки пропорционально снижению ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации;
- увеличения лимита кредита, выдаваемого ЛПХ и К(Ф)Х без поручительства и залога;
- установления для ЛПХ льготного периода выплаты процентов по займам и возврата основного долга в соответствии с циклом сельскохозяйственного воспроизводства;
- выдачи кредитов под залог урожая текущего года.
4.2. Тюменскому филиалу ОАО "Россельхозбанк"
Рассмотреть возможность:
- усиления разъяснительной работы и консультационной помощи в оформлении документов на получение кредитов и субсидий;
- открытия на территории муниципальных образований консультационных пунктов с унифицированной системой обслуживания заемщиков (консультации, оценка и страхование недвижимости, оформление и выдача кредитов, реструктуризация проблемной задолженности), а также развития инфраструктуры обслуживания банковских карт (установка банкоматов, торгово-сервисных точек, электронных терминалов).
4.3. Банкам и их филиалам, работающим в Тюменской области
Рассмотреть возможность:
- увеличения максимального срока кредитов до 20 лет на реализацию отдельных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
- предоставления кредитов сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на таких условиях, при которых с учётом нормы прибыли кредитных кооперативов их услуги не потеряли бы своей привлекательности для сельхозтоваропроизводителей.
5. ТГСХА, ФГОУ "Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса":
5.1. При подготовке учебных программ, методических рекомендаций и экзаменационных билетов по учебным дисциплинам, связанным с экономикой сельского хозяйства, уделить особое внимание теме страхования и кредитования сельскохозяйственных предприятий.
5.2. Рассмотреть вопрос об актуальности разработки программного комплекса по автоматизации выполнения основных операций в кредитных кооперативах.
6. Управлению Росреестра по Тюменской области:
Усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих при процедуре банкротства сельскохозяйственных предприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 23 сентября 2010 г. N 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Актуальные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.