Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 23 сентября 2010 г. N 2411
Информация
о реализации Закона Тюменской области "Об основах функционирования
образовательной системы в Тюменской области", долгосрочной целевой
программы "Основные направления развития образования и науки
Тюменской области на 2009 - 2011 годы" (в части развития начального
и среднего профессионального образования), а также об итогах
проведения единого государственного экзамена в средних
общеобразовательных учреждениях Тюменской области
в 2009/2010 учебном году
(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 25.08. 2010)
1. Реализация Закона Тюменской области "Об основах функционирования
образовательной системы в Тюменской области" и долгосрочной
целевой программы "Основные направления развития
образования и науки Тюменской области
на 2009 - 2011 годы" (в части развития начального
и среднего профессионального образования)
На территории Тюменской области создана и функционирует сеть образовательных организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение потребности в предоставлении всех типов и видов образования.
Законом об областном бюджете ежегодно предусматриваются средства, передаваемые бюджетам муниципальных образований, на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере общего образования во втором квартале 2010 года являлись:
организованное завершение учебного года;
качественное проведение государственной (итоговой) аттестации;
организация работы муниципальных органов управления и образовательных учреждений по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Правительством Тюменской области проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ, созданию безопасных комфортных условий пребывания школьников в учебных учреждениях.
Ежегодно за счет средств областного бюджета проводится капитальный ремонт школ, при составлении проектно-сметной документации для нового строительства закладываются современные нормы и требования, учитываются принципы комплексного решения вопросов доступности различного спектра образовательных услуг.
Состояние здоровья учащихся наряду с уровнем обученности и воспитания является важным показателем качества образования. Начиная с 2005 года в Тюменской области реализуются целевые программы развития образования и науки, включающие в число приоритетов деятельности решение задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Среди главных направлений работы выделены следующие:
переход на 5-дневную учебную неделю;
переход школ на классно-урочную систему обучения;
внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование принципов здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса;
совершенствование организации школьного питания и медицинского сопровождения учащихся;
повышение квалификации педагогических работников по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
В системе общего образования развивается процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям:
создание специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах;
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах общеобразовательных школ вместе с нормально развивающимися сверстниками;
обучение на дому, в том числе с применением дистанционных форм.
В настоящее время интегрированным обучением охвачено более 4000 детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью методического сопровождения интегрированного образования в муниципальные органы управления образованием направлены инструктивно-методические письма по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по специальным (коррекционным) программам, в общеобразовательных классах массовой школы.
В целях совершенствования структуры и содержания образования, сохранения здоровья детей, повышения качества общего образования, создания условий индивидуализации, дифференциации и профилизации обучения, полного и эффективного использования материально-технических и кадровых ресурсов в Тюменской области функционируют 79 базовых сельских школ. В сеть общеобразовательных учреждений, которым данные базовые школы оказывают методическую помощь, вошли 171 средняя школа, 58 основных школ, 102 структурных подразделения школ (начальные и основные).
В Тюменской области с 2005 года введена отраслевая система оплаты и стимулирования работников общеобразовательных учреждений, установленная постановлением администрации Тюменской области от 06.12.2004 N 164-пк "Об утверждении Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области".
В целях реализации полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в структуре департамента образования и науки Тюменской создано управление по лицензированию, государственной аккредитации, контролю и надзору.
В Тюменской области сложилась система поддержки талантливой молодежи:
ведение банка данных талантливой молодежи;
грантовая поддержка, именные стипендии Губернатора;
реализация программ повышения квалификации педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми;
расширение перечня олимпиад, конкурсов и иных творческих мероприятий.
В настоящее время в банк данных внесена информация о более чем 34 тысячах талантливых и одаренных детей, обучающихся в школах Тюменской области, об участниках олимпиад, конференций и иных конкурсных мероприятий различного уровня.
С целью обеспечения экономики и социальной сферы региона востребованными квалифицированными профессиональными кадрами, в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2009 - 2011 годы", продолжается реализация мероприятий, направленных на развитие начального и среднего профессионального образования.
Система начального и среднего профессионального образования Тюменской области (по состоянию на 01.08.2010) включает в себя:
- 19 образовательных учреждений начального профессионального образования, из них: 18 автономных образовательных учреждений начального профессионального образования и 1 негосударственное образовательное учреждение - Тюменский профессиональный нефтепроводный лицей;
- 19 образовательных учреждений среднего профессионального образования, из них: 11 автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, 1 государственное областное образовательное учреждение (Тобольский техникум искусств и культуры им. Алябьева), 6 федеральных образовательных учреждений, 1 негосударственное учреждение (Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза).
С целью обеспечения развития системы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в Тюменской области и в соответствии с решением Совета по вопросам реализации национального проекта "Образование" об интеграции образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в апреле 2010 года автономное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 6" переименовано в автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области "Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства".
Общее количество обучающихся по программам начального профессионального образования по состоянию на 01.01.2010 составило 12,0 тыс. человек, в том числе 10,7 тыс. обучающихся за счет средств областного бюджета (по состоянию на 01.01.2009 общее количество обучающихся составило 11,7 тыс. человек, в том числе за счет средств областного бюджета - 10,4 тыс. человек).
Выпуск квалифицированных рабочих кадров на 01.07.2010 составил 4,4 тыс. человек, в том числе за счет средств областного бюджета - 3,9 тыс. человек.
Количество обучающихся по программам среднего профессионального образования по состоянию на 01.01.2010 составило 23,4 тыс. человек (на 01.01.2009 - 23,9 тыс. человек), из них:
17,9 тыс. человек - по очной форме обучения (на 01.01.2009 - 18,4 тыс. человек);
5,5 тыс. человек - по заочной форме обучения (на 01.01.2009 - 5,4 тыс. человек).
Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием в 2010 году составил 4,8 тыс. человек.
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2009 - 2011 годы" и в соответствии с постановлением администрации Тюменской области от 15.12.2004 N 180-пк "Об организации предоставления начального профессионального и среднего профессионального образования в Тюменской области" проведена работа по формированию государственного заказа на предоставление начального и среднего профессионального образования на 2010/2011 учебный год.
Объем и структура государственного заказа сформированы с учетом потребностей регионального рынка труда и прогноза демографической ситуации в Тюменской области.
Количество бюджетных мест в рамках государственного заказа сохранено на уровне 2009 года. Объем государственного заказа на предоставление начального и среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета на 2010 год составил 6716 человек (2009 год - 6795), в том числе:
по программам начального профессионального образования - 4950 человек (2009 год - 5268);
по программам среднего профессионального образования - 1766 человек (2009 год - 1527).
С целью формирования привлекательного имиджа рабочих профессий проводились мероприятия по профессиональной ориентации молодежи в соответствии с состоянием спроса и предложения на рынке труда Тюменской области. В апреле - мае 2010 года во всех образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проведены дни открытых дверей, в 21 муниципальном районе Тюменской области в соответствии с графиком - ярмарки учебных мест. В ярмарке учебных мест в г. Тюмени, которая состоялась 28.04.2010, приняли участие 19 образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программам среднего и начального профессионального образования, и более 2 тыс. выпускников из 80 общеобразовательных школ г. Тюмени и Тюменского муниципального района.
Всеми учреждениями профессионального образования разработаны рекламные материалы по пропаганде рабочих профессий. Издан и распространен среди выпускников общеобразовательных учреждений сборник "Куда пойти учиться? Справочник учреждений профессионального образования Тюменской области на 2010/2011 учебный год".
В целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников различных отраслей 22 - 23 апреля 2010 года в рамках II областного фестиваля профессий состоялся областной конкурс "Лучший по профессии (специальности)". Конкурс проведен по 5 профессиям, востребованным на рынке труда: повар, каменщик, электросварщик ручной сварки, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, парикмахер. Участие в конкурсе приняли 90 человек. Победитель конкурса "Лучший по профессии "парикмахер" выдвинут на присуждение премии по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта "Образование".
Финансирование мероприятий по предоставлению начального и среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2009 - 2011 годы" осуществлялось по следующим направлениям:
социальная поддержка студентов из малообеспеченных семей и поддержка талантливой молодежи;
выплата именных стипендий Губернатора области;
проведение конкурсов профессионального мастерства, конференций;
оказание услуг по предоставлению начального профессионального образования в соответствии с государственным заказом и государственными контрактами.
С целью обеспечения качества профессионального образования, удовлетворяющего требованиям работодателей, проводилась реализация комплекса мероприятий по эффективному развитию учреждений профессионального образования и подготовке кадров. За 2009 - 2010 годы проведен капитальный ремонт в 13 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. В результате в нормативное состояние приведено более 50% образовательных учреждений.
В 2010 году, так же, как и в 2009 году, департаментом образования и науки Тюменской области совместно с иными органами государственной власти Тюменской области, образовательными учреждениями и предприятиями области продолжалась масштабная работа, направленная на стабилизацию и снижение напряженности на рынке труда и способствующая трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
Учитывая имеющийся положительный опыт работы по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования, в 2010 году департаментом образования и науки Тюменской области проводились следующие мероприятия:
межведомственное взаимодействие в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности от 26.03.2010 N 93-10 с департаментом труда и занятости населения Тюменской области, департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области, департаментом социального развития Тюменской области;
продолжение работы регионального оперативного штаба по содействию в трудоустройстве выпускников;
осуществление мониторинга предполагаемого трудоустройства и занятости выпускников в ежемесячном режиме.
Образовательным учреждениям рекомендовано продолжить работу:
по содействию в трудоустройстве выпускников 2010 года (сотрудничество с предприятиями-партнерами, центрами занятости населения в целях дальнейшего трудоустройства выпускников, организация стажировок);
по корректировке банка данных выпускников 2010 года, в том числе имеющих риск быть нетрудоустроенными.
Одним из мероприятий, способствующих трудоустройству и занятости выпускников, является организация стажировок выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, федеральных и региональных органах государственной власти.
Основными направлениями и задачами развития профессионального образования в 2010 году являются:
организация работы по трудоустройству и обеспечению занятости выпускников 2010 года;
обеспечение перехода на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам, расширение перечня оказываемых образовательных услуг.
2. Об итогах проведения единого государственного экзамена в средних
общеобразовательных учреждениях Тюменской области
в 2009/2010 учебном году
В 2010 году в Тюменской области впервые единый государственный экзамен был организован в два этапа: в досрочный период (апрель) для 10 выпускников текущего года, выезжающих на российские тренировочные сборы, и основной (май - июнь) - для остальных выпускников.
В 2010 году схема проведения единого государственного экзамена в регионе осталась без изменений. Для проведения экзаменов в 26 муниципальных районах и городских округах Тюменской области было организовано 69 пунктов проведения экзамена, создана государственная экзаменационная комиссия, сформированы региональные предметные комиссии для проверки заданий части "С" экзаменационных работ, конфликтная комиссия, подготовлены 69 руководителей пунктов проведения экзамена и 83 ассистента руководителя, 1807 организаторов экзамена, 294 дежурных. С целью своевременной доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзамена, расположенные в труднодоступных и отдаленных местностях, были созданы три территориально-координационных пункта в городах Ишиме, Тобольске и Заводоуковске.
Для обеспечения проведения единого государственного экзамена в соответствии с установленным Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 N 57, проведены обучающие семинары для руководителей пунктов проведения экзаменов и их ассистентов, специалистов органов управления образованием (6-часовые); для организаторов в аудиториях и дежурных в пункте проведения экзамена (4-часовые), а также обеспечено постоянное консультирование всех лиц, ответственных за организацию и проведение единого государственного экзамена в муниципальных районах и городских округах области.
Важной особенностью этого года стало увеличение количества общественных наблюдателей за ходом проведения единого государственного экзамена, количество которых по сравнению с показателем 2009 года возросло почти в 9 раз (с 14 человек в 2009 году до 124 человек в 2010 году). "Прозрачность" процедуры экзамена обеспечивали представители родительской общественности (60%), а также общественных организаций, политических партий, фондов, средств массовой информации, органов законодательной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, во все пункты проведения экзамена были направлены уполномоченные представители государственной экзаменационной комиссии - представители вузов, ссузов, департамента образования и науки Тюменской области, Тюменского областного государственного института развития регионального образования (всего 137 человек).
Для информирования участников единого государственного экзамена с 1 апреля по 1 сентября 2010 года организована "горячая линия". Специалисты департамента образования и науки Тюменской области и регионального центра обработки информации Тюменского областного государственного института развития регионального образования консультировали выпускников, их родителей по вопросам организации и проведения единого государственного экзамена.
Характеризуя особенности проведения государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена в 2010 году, необходимо отметить следующее:
увеличилось количество выпускников с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в едином государственном экзамене;
увеличилась численность обучающихся, сдающих предметы по выбору;
снизилось количество участников единого государственного экзамена, получивших "незачет" по обязательным предметам;
обеспечена "прозрачность" процедуры экзамена;
возросло число выпускников, завершивших обучение с золотой медалью.
В форме единого государственного экзамена проходили государственную (итоговую) аттестацию 8187 человек, что на 839 человек меньше уровня 2009 года (количество участников снизилось в связи с демографической ситуацией). Из участников единого государственного экзамена 7633 человека - выпускники дневных общеобразовательных школ, 554 - выпускники вечерних (сменных) школ, учреждений начального и среднего профессионального образования и выпускники прошлых лет.
Среди участников единого государственного экзамена были также: 51 выпускник школ, расположенных в труднодоступных местах Вагайского и Тобольского муниципальных районов; 62 ребенка-инвалида (в 2,3 раза больше, чем в 2009 году), для 13 детей-инвалидов были созданы особые условия проведения экзамена. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имели право выбрать иную форму прохождения итоговой аттестации по обязательным предметам - государственный выпускной экзамен, что сделали 64 человека.
Анализ данных единого государственного экзамена показал, что в Тюменской области результаты экзамена по русскому языку на уровне среднероссийских показателей: средний балл по Тюменской области составил 57,6; по Российской Федерации - 57,9. При этом количество участников, получивших "незачет" по предмету, в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России.
По математике: средний балл по Тюменской области составил 46,5; по Российской Федерации - 43,3; число "незачетов" по Тюменской области ниже в 5 раз среднероссийского показателя.
Сравнительный анализ результатов единого государственного экзамена между субъектами Российской Федерации по Уральскому федеральному округу показал, что Тюменская область уступает только по русскому языку Свердловской области, а по математике средний балл выше, чем в других субъектах округа.
Доля выпускников Тюменской области, получивших "незачет" по двум обязательным предметам, составила 0,13%.
Анализ результатов экзамена по русскому языку показывает, что положительная динамика относительно среднероссийских показателей сопровождается снижением на 1 балл среднеобластного балла по сравнению с аналогичным показателем 2009 года, который преодолели семь территорий: г. Тюмень, г. Тобольск, Бердюжский, Тюменский, Казанский, Исетский и Викуловский муниципальные районы. Выше среднеобластного получены баллы в городах Тюмени и Тобольске, ниже - в городах Ялуторовске, Ишиме и Заводоуковске.
По математике снижение среднеобластного показателя по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составило 2 балла. Так, 13 муниципальных районов и городских округов области получили результаты выше 46,5 балла, при этом выпускники г. Заводоуковска и г. Ялуторовска набрали более низкие баллы.
В целом стабильные результаты по русскому языку и математике продемонстрировали Бердюжский, Тюменский, Казанский и Викуловский муниципальные районы.
В качестве предметов по выбору участники единого государственного экзамена сдавали физику, химию, биологию, географию, историю, обществознание, литературу, английский, немецкий и французский языки, информатику и информационно-коммуникативные технологии. В текущем году до 80% возросла доля участников, сдававших 3 и более предмета, также стало больше выпускников, выбирающих физику, химию, иностранный язык.
По предметам естественнонаучного цикла - физике, химии, биологии и географии - наблюдается увеличение среднего балла и качества выполнения тестовых заданий, а количество "незачетов" по данным предметам значительно ниже общероссийских и имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Результаты по гуманитарным предметам в целом сохраняются стабильными.
Следует отметить, что выпускники 2010 года показали более высокие результаты почти по всем общеобразовательным предметам по выбору, кроме немецкого и английского языков, литературы (данные приведены в таблице).
Результаты единого государственного экзамена в 2010 году в Тюменской
области (средние общеобразовательные учреждения)
Предмет |
Средний балл |
Доля "незачетов", % |
||
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год |
|
Физика |
48,4 |
53,3 |
5 |
2 |
Химия |
57,2 |
59,9 |
3 |
1 |
Биология |
54,1 |
56,2 |
4 |
3 |
География |
59,8 |
61,4 |
2 |
4 |
Информатика и ИКТ |
61,5 |
68 |
4 |
2 |
История |
51,7 |
52,1 |
4 |
4 |
Обществознание |
57,7 |
57,1 |
2 |
2 |
Литература |
52,6 |
50 |
1 |
3 |
Английский язык |
70 |
61,6 |
1 |
4 |
Немецкий язык |
48,4 |
39,5 |
12 |
0 |
Французский язык |
52 |
61,7 |
0 |
0 |
По сравнению с показателем 2009 года количество выпускников, набравших 90 баллов и более, не увеличилось, при этом "обладатели" высоких баллов есть теперь по всем предметам, а по информатике количество выпускников, набравших высокие баллы, возросло в два раза.
В ходе итоговой аттестации 4 выпускника Тюменской области набрали 100 баллов: по литературе - Иванова Ксения (гимназия ТюмГУ, г. Тюмень), по географии - Полякова Яна (гимназия им. Лицмана, г. Тобольск), Николаева Екатерина (МОУ "Окуневская COШ", Омутинский муниципальный район), по информатике - Плесовских Владимир (лицей при ТюмГНГУ, г. Тюмень).
На этапе государственной (итоговой) аттестации участниками единого государственного экзамена было подано 452 апелляции о несогласии с выставленными баллами (1,7% от общего количества участвовавших в сдаче экзаменов), из них удовлетворены 117, или 25% (по России 31%). По сравнению с показателем 2009 года количество поданных апелляций увеличилось более чем в два раза, при этом почти в 3 раза больше апелляций было удовлетворено с повышением балла. Доля удовлетворенных апелляций по русскому языку увеличилась с 32% в 2009 году до 47% в 2010 году, по математике - с 4,3% до 11,5%. По процедуре проведения единого государственного экзамена, как и в прошлом году, поступила 1 апелляция (г. Тюмень). Решением территориальной конфликтной комиссии она была отклонена.
В целом процедура государственной (итоговой) аттестации в Тюменской области прошла организованно, без нарушений требований нормативных правовых документов Российской Федерации и Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 23 сентября 2010 г. N 2411 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.