Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 24 ноября 2010 г. N 2565
Рекомендации
совещания по теме "Проблемы и перспективы развития пчеловодства
в Тюменской области"
г. Тюмень 29.09.2010
Участники совещания, обсудив состояние пчеловодства в Тюменской области, отмечают следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" пчеловодство является одной из отраслей животноводства.
Пчеловодство в Тюменской области имеет большой потенциал для развития, который обусловлен наличием значительных площадей произрастания диких и посевных медоносных растений, существованием традиций пчеловодства, функционированием в городе Тюмени высшего учебного заведения - Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (ТГСХА), которая готовит специалистов-пчеловодов, Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной энтомологии и арахнологии Сибирского отделения Россельхозакадемии (ВНИИВЭА).
В ТГСХА курс "Пчеловодство" читается студентам пяти специальностей. В вузе ежегодно защищается 3 - 5 дипломных работ по темам, связанным с пчеловодством. В 2006 году выпущена группа студентов (17 человек) агрономического и зооинженерного факультетов, обучавшихся по 155-часовой программе специальности "пчеловод". В течение последних трех лет выпускаются небольшие коммерческие группы (7 - 10 человек) с присвоением рабочей профессии "пчеловод".
Сотрудником академии Г.Д. Елфимовым усовершенствована ранее им же разработанная в Научно-исследовательском институте сельского хозяйства Северного Зауралья "Тюменская технология ухода за пчелами", которая опубликована в книгах: "Пчеловодам - опыт, советы, рекомендации" (1985, 1991 годы), "Пчеловодство Северного Зауралья" (2005 год).
В отсутствие специального федерального закона о пчеловодстве для регулирования правоотношений в данной сфере используются другие федеральные законы.
В 2010 году Научно-исследовательским институтом пчеловодства (г. Рыбное) подготовлен для утверждения Минсельхозом России проект Правил содержания медоносных пчёл (далее - проект Правил). Однако среди пчеловодов этот документ вызвал резко негативную реакцию. Наибольшей критике подверглась норма, устанавливающая, что для размещения стационарных и мобильных пасек должно быть получено письменное согласие собственников участков, строений и граждан, границы или места проживания которых находятся в радиусе 100 м от границы пасеки. Согласие выдается сроком на один год.
В Интернете ведется сбор подписей против принятия документа в предложенной редакции. По состоянию на 21.09.2010 количество подписей против принятия документа составило 2 321.
Органы государственной власти 14 субъектов Российской Федерации, посчитав федеральную нормативную базу недостаточной, приняли свои законы о пчеловодстве. Такие законы приняты в Архангельской, Калужской, Калининградской, Орловской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Ивановской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, Чувашской Республике и Республике Башкортостан. В Воронежской и Курской областях законы о пчеловодстве приняты в 2010 году. В Республике Татарстан и Самарской области такой закон включен в план законопроектных работ на 2010 год.
Однако региональные законы о пчеловодстве не могут в полной мере восполнить отсутствие федерального закона, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Из-за этого значительная часть статей региональных законов представляет собой ссылки на федеральное законодательство, которое из-за специфики предмета правового регулирования иногда невозможно применить к правоотношениям в отрасли пчеловодства (например, о праве на рой).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 N 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" лесные планы приняты в Пензенской, Ярославской, Челябинской, Брянской, Смоленской, Курской областях, Хабаровском крае, Удмуртской Республике. Лесные планы включают в себя раздел, отражающий состояние и перспективы развития пчеловодства в лесных угодьях субъекта Российской Федерации.
В трех субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Новгородская область и Алтайский край) приняты и действуют долгосрочные целевые программы развития пчеловодства.
В Тюменской области нет ни специального закона, ни лесного плана, ни областной целевой программы развития пчеловодства.
Сведения о количестве пчелиных семей в Тюменской области противоречивы. Так, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 года в Тюменской области (без автономных округов) в хозяйствах всех категорий было 216 тыс. пчелосемей, из них 99,7% содержалось в хозяйствах населения (личные подсобные хозяйства, участки под объектами индивидуального жилищного строительства, садоводческие объединения).
По информации Правительства Тюменской области (письмо Вице-губернатора С.М. Сарычева от 20.08.2010 N 31/10345 Д/10-4651), приблизительное количество пасек в Тюменской области составляет 1 217, на которых содержится 12 869 пчелосемей (то есть количество пчелосемей в области в 2010 году по сравнению с 2006 годом сократилось в 16,7 раза). Однако есть основания считать, что приведенные цифры нуждаются в уточнении.
Вместе с прекращением деятельности колхозов и совхозов в Тюменской области исчезли и крупнотоварные пасеки, насчитывавшие до 100 и более пчелосемей. Исчезновение крупнотоварных пасек привело к тому, что хозяйствующих субъектов, которые применяют промышленные технологии в пчеловодстве, остались единицы.
Однако вопреки общей тенденции за последние годы возникло несколько частных пасек, содержащих по 150 и более пчелосемей.
После упразднения в ходе административной реформы в 2006 году Пчелопрома России территориальные агентства по пчеловодству реорганизовались в государственные унитарные предприятия со значительным сокращением штата сотрудников, а в ряде субъектов Российской Федерации акционировались. Акционирование бывших территориальных подразделений Пчелопрома России привело к разрушению специализированной государственной зоотехнической службы по пчеловодству.
Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например в Республике Татарстан (2009 год), территориальные государственные унитарные предприятия по пчеловодству реорганизовались в государственные автономные учреждения с обязанностью выполнения государственного задания, с сохранением государственного финансирования, закреплением за автономным учреждением занимаемых зданий на праве оперативного управления и земельных участков - на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Тюменское территориальное подразделение Пчелопрома России до 1996 года имело в каждом районе юга Тюменской области специалиста-зоотехника по пчеловодству (всего 25 человек). Зоотехники по пчеловодству выполняли функции надзора за ветеринарным состоянием пасек, качеством производимых и реализуемых продуктов пчеловодства, за соблюдением плана породного районирования медоносных пчел, обеспечивали проведение карантинных мероприятий на пасеках, проводили мероприятия по борьбе с болезнями пчёл, определяли причины гибели пчелиных семей, консультировали пчеловодов.
В 2009 году государственное унитарное предприятие Тюменской области "Тюменское агентство по пчеловодству "Тюменьпчелопром" реорганизовано в ОАО "Тюменьпчелопром", функции общества фактически свелись к торгово-закупочной деятельности продуктами пчеловодства и инвентарем. При этом в органах исполнительной власти Тюменской области не появилось ни структурного подразделения, ни специалиста, уполномоченных на осуществление функций ликвидированной государственной зоотехнической службы по пчеловодству.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01.02.2010 N 17-п имущество ОАО "Тюменьпчелопром", в том числе здание по ул. Кремлевской, 46 в г. Тюмени, в котором пчелоконтора размещалась с 1960 года, назначено к продаже с аукциона.
В настоящее время государственный ветеринарный контроль в пчеловодстве осуществляется при импорте - экспорте пчёл и продуктов пчеловодства в Российскую Федерацию и из нее (Россельхознадзор), при перевозке пчел и продукции пчеловодства по территории Тюменской области (ветеринарная служба Тюменской области). Кроме того, осуществляется санитарный надзор за продукцией пчеловодства, реализуемой на продовольственных рынках и в торговой сети (Роспотребнадзор).
В 2009 году в Тюменскую область ввезено и прошло ветеринарный контроль 118,1 т меда, 200 пчелосемей, 200 пчеломаток, 23 т воска, 237 шмелиных семей. За I полугодие 2010 года в Тюменскую область ввезено и прошло ветеринарный контроль 60,45 т меда, 224 пчелосемьи, 224 пчеломатки, 3 т воска, 60 шмелиных семей.
Однако контроль за ветеринарно-санитарным состоянием как стационарных, так и кочевых пасек находится на низком уровне. По информации Правительства Тюменской области, ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, который согласно инструкции Минсельхозпрода России от 17.08.1998 N 13-4-2/1362 должен быть заведен на каждую пасеку и служить документом для выдачи ветеринарных сопроводительных документов при вывозе (продаже) пчёл и продуктов пчеловодства, имеется только на 20% пасек.
Научными исследованиями болезней пчёл, а также проведением ветеринарных мероприятий на пасеках на договорной основе занимается лаборатория по изучению болезней пчёл ВНИИВЭА.
По информации ВНИИВЭА, несмотря на появление эффективных препаратов для борьбы с такими болезнями пчёл, как варроатоз, аскосфероз, нозематоз, заболеваемость пчёл в области растёт. Более того, стали возникать очаги новых для нашей области опасных болезней пчёл - экзоакарапидоз, американский гнилец, азиатский нозематоз (возбудитель - Nozema ceranae), колибактериоз, острый вирусный паралич, египтовироз (болезнь деформации крыла).
По мнению ученых, одной из причин появления в нашем регионе ранее нерегистрируемых болезней является недостаточный надзор за перевозкой пчелиных семей, пчелопакетов и маток, отсутствие соответствующих диагностических исследований на заболевания и контроля качества лечения пчёл.
В последние годы растёт процент гибели пчелиных семей во время зимовки. Причем из-за отсутствия в районах специальной зоотехнической службы истинные причины гибели пчелиных семей бывают установлены исключительно редко.
Фактором снижения численности пчелосемей является применение в сельском хозяйстве гербицидов при несоблюдении законодательства по обращению с пестицидами (несоблюдение сроков применения пестицидов, неоповещение пчеловодов о планируемых обработках полей и др.).
По информации Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, в 2009 и 2010 годах из-за нарушения сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности требований действующего законодательства по обращению с пестицидами случаи массовой гибели пчёл имели место в Ишимском, Заводоуковском, Ялуторовском, Упоровском районах. По результатам проверок шесть сельскохозяйственных предприятий привлечены к административной ответственности в виде штрафов от 4 до 20 тыс. руб.
По информации Правительства Тюменской области, посевные площади сельскохозяйственных культур, которые являются медоносами (донник, люцерна, козлятник, рапс и другие), составляют 20840 га.
Однако нежелательной для пчеловодов спецификой растениеводства в области является скашивание медоносных трав на силос в начале или середине цветения, что влечет сокращение сроков медосбора и гибель пчёл, работающих на растениях во время скашивания. Как правило, из медоносных сельскохозяйственных культур в области на семена возделывается только рапс. Рапс - хороший медонос, однако мед с рапса быстро кристаллизуется и поэтому ограниченно пригоден для зимовки.
Кроме того, встречаются сорта рапса с высоким содержанием эруковой кислоты, которая токсична для животных и пчёл.
Информацию о хозяйствах, выращивающих медоносные растения, пчеловоды могут получить в администрации районов. Сводной же информации о посевах медоносов на уровне областного департамента АПК нет. Это затрудняет поиск медоносных угодий для пчеловодов, проживающих в городе Тюмени, а хозяйства, в свою очередь, теряют в урожайности из-за недостаточного пыления энтомофильных культур.
Оценивая факторы, сдерживающие развитие пчеловодства в Тюменской области, можно назвать относительно длительную зимовку пчёл (более 5 месяцев). Однако главной причиной того, что производство тюменского мёда меньше, чем спрос на него, является отсутствие системной государственной политики в данной отрасли.
В результате на продовольственном рынке области преобладают меды из Китая (нередко под видом дальневосточного), из Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской областей, Алтайского края, Башкортостана.
Отмечая необходимость принятия мер комплексного характера для вывода пчеловодства Тюменской области на уровень конкурентоспособной отрасли, участники совещания рекомендуют:
1. Тюменской областной Думе:
1.1. Рассмотреть возможность совершенствования областного законодательства в части норм, регулирующих правоотношения в отрасли пчеловодства.
1.2. Направить настоящие рекомендации в Минсельхоз России с просьбой обратить внимание на необходимость учета предложений пчеловодов об исключении из проекта Правил содержания медоносных пчёл, разработанного НИИ пчеловодства, нормы, обязывающей пчеловодов для содержания пчёл получать письменное согласие владельцев земельных участков в радиусе 100 м от пасеки.
2. Правительству Тюменской области:
2.1. Обратить внимание на решение следующих проблем в пчеловодстве:
- уточнение количества пасек и пчелосемей в Тюменской области;
- исполнение требований федерального законодательства в части паспортизации пасек;
- предотвращение отравления пчёл пестицидами.
2.2. Организовать сбор сводной информации о сроках и местах посева медоносных трав в муниципальных районах Тюменской области и обеспечить доступность данной информации для пчеловодов, в том числе путем размещения ее в сети Интернет.
2.3. Рассмотреть возможность организации мероприятий по развитию отрасли пчеловодства в Тюменской области (в рамках действующих областных целевых программ).
3. Тюменской государственной сельскохозяйственной академии:
Рассмотреть возможность оказания лабораторией ТГСХА услуг по качественному и количественному определению пестицидов в пчелином подморе и продуктах пчеловодства.
4. Органам местного самоуправления Тюменской области:
Поощрять организацию учебно-производственных пасек при школах, детских домах, интернатах.
5. Пчеловодам:
5.1. В случае гибели пчелиных семей по неочевидным причинам в обязательном порядке направлять пробы патологического материала на анализ в Тюменскую областную ветеринарную лабораторию (Тюмень, ул. Механизаторов, 5).
5.2. Во избежание отравления пчел пестицидами ставить в известность органы местного самоуправления и руководство сельскохозяйственных предприятий о размещении пчел на массивах медоносов.
6. Сельскохозяйственным предприятиям Тюменской области:
6.1. Оповещать пчеловодов о сроках химических обработок растений и сроках скашивания медоносных трав через СМИ, а пчеловодов, заключивших договор о присутствии пчелиных семей на землях сельскохозяйственного предприятия, знакомить с данной информацией под роспись или телефонограммой.
6.2. При составлении схем севооборотов отдавать предпочтение кормовым, масличным и техническим культурам, которые одновременно являются хорошими медоносами (донник, люцерна, козлятник, белый клевер, эспарцет, подсолнечник, гречиха, фацелия, рапс).
6.3. Увеличивать площадь посевов медоносных трав, возделываемых на семена.
6.4. Возделывать сорта рапса с низким содержанием эруковой кислоты (0 - 1,5%).
7. Средствам массовой информации:
Обеспечить освещение проблем пчеловодства, рассмотренных в ходе настоящего совещания, пропагандировать необходимость охраны и защиты медоносных пчёл.
Участники совещания.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 24 ноября 2010 г. N 2565 "О рекомендациях совещания по теме "Проблемы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.