Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлениюТюменской
областной Думы
от 24 ноября 2010 г. N 2566
Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 26.11.2009
N 1834 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Кадровое
обеспечение агропромышленного комплекса:
проблемы и перспективы"
(представлена в областную Думу ректором Тюменской государственной
сельскохозяйственной академии Н.В. Абрамовым 04.10.2010)
В целях совершенствования системы подготовки кадров для сельского хозяйства, создания условий для закрепления специалистов в сельскохозяйственном производстве образовательным учреждениям высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования необходимо:
1. Принять дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки выпускников и создание системы непрерывного профессионального образования.
2. Обеспечить соответствие образовательных услуг потребностям рынка труда и требованиям работодателей.
3. Развивать целевую контрактную подготовку кадров для агропромышленного комплекса области по заявкам муниципальных образований и сельскохозяйственных предприятий.
4. Развивать систему дистанционного образования.
5. Содействовать совершенствованию информационного обмена между сельскохозяйственными предприятиями, образовательными учреждениями, кадровыми агентствами для реальной оценки потребности в специалистах и рабочих кадрах для агропромышленного комплекса области.
6. Совершенствовать систему профессиональной подготовки, стажировки, переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса.
Исходя из данных рекомендаций Тюменская государственная сельскохозяйственная академия (далее - ТГСХА) приняла дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки выпускников, в частности:
- организована системная профориентационная работа среди учащихся школ совместно с департаментом АПК и работодателями. Проводятся встречи с участием глав администраций муниципальных районов (Викуловский, Сорокинский, Омутинский, Голышмановский, Упоровский и др.); с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Еженедельно происходят выезды преподавателей и студентов в школы районов, где проводятся презентации специальностей и направлений обучения в ТГСХА;
- осуществляется профориентационная работа со школьниками и подбор старшеклассников для целевой контрактной подготовки в академии (совместно с товаропроизводителями, администрациями районов, школ и родителями). На целевые места принято 62 студента: в Аромашевском - 8 студентов, Абатском - 2, Бердюжском - 9, Заводоуковском - 2, Упоровском - 11, Сладковском - 7, Тюменском - 7, Исетском - 2 человека и т.д.;
- организуются агроклассы и профильные классы по направлениям: агрономическое, зоотехническое, механизации сельского хозяйства, смешанные и т.д. (Юргинский, Ярковский, Сорокинский, Сладковский, Заводоуковский, Уватский и др. районы, в Каскаринской школе разрабатывается проект по получению старшеклассниками рабочих профессий);
- осуществлен переход на уровневую систему подготовки специалистов "бакалавр - специалист - магистр - аспирант - докторант";
- получена дополнительная лицензия на образовательные программы по 30 направлениям и профилям: "агрономия" (профили - агрономия, плодоовощеводство, сельскохозяйственная биотехнология); "агрохимия и агропочвоведение" (профиль - агроэкология), "зоотехния" (профили - технология производства продуктов животноводства, разведение, генетика и селекция животных, кормление животных и технологии кормов, непродуктивное животноводство); "водные биоресурсы и аквакультура" (профили - водные биоресурсы и аквакультура), "экономика" (профили - бухгалтерский учет, анализ и аудит), "менеджмент" (профили - производственный менеджмент, логистика), "торговое дело" (профиль - коммерция), "товароведение" (профили - товароведение и экспертиза продовольственных товаров), "агроинженерия" (профили - технические системы в агробизнесе, электрооборудование и электротехнологии, технологическое оборудование для хранения и переработки с.-х. продукции, технический сервис в агропромышленном комплексе), "землеустройство и кадастры" (профили - земельный кадастр, управление земельными ресурсами), "продукты питания из растительного сырья" (профили - технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, технология хранения и переработки зерна), "садоводство" (профили - плодоводство, овощеводство), "экология и природопользование" (профиль - экология), "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств" (профили - технология деревообработки, лесоинженерное дело), "лесное дело" (профили - лесное хозяйство, лесное дело), "технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" (профиль - технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции);
- в образовательные программы включены правовые, экономические аспекты ведения агробизнеса (например, правовая база для оценки земель, трудовое право, аграрное право, теория и практика рыночных отношений, рынок ценных бумаг, управление и маркетинг в АПК, организация производства и предпринимательства в АПК, основы бухгалтерского учета и финансы в АПК, основы агробизнеса, экономическая оценка земель и др);
- открываются филиалы кафедр непосредственно на производстве и в учреждениях (филиал кафедры почвоведения и агрохимии - ЗАО "Агрохимсервис", технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции - ЗАО "Племзавод "Юбилейный", плодоовощеводства - ЗАО "Агрофирма "Каскара", земледелия - ООО "Возрождение", технологии хлеба, кондитерских и макаронных производств - ОАО "Тюменский хлебокомбинат" и ОАО "Тюменский комбинат хлебопродуктов", механизации переработки и хранения сельскохозяйственной продукции - ОАО "Компания ЮНИМИЛК" филиал "Молочный комбинат "Ялуторовский" и др.). Многие кафедры академии проводят переговоры с предприятиями об организации филиалов;
- для проведения учебной и производственной практики заключены договоры со 140 высокотехнологичными предприятиями, агрофирмами, ветклиниками, супермаркетами (ООО "КРиММ", ООО "Заводоуковская агропромышленная компания", ОАО "Мясокомбинат "Ялуторовский", ООО "ЗапСибХлеб-Исеть", ОАО "Кооппром", ОАО "Пурагроук", ООО "Молоко", ЗАО "Успенское", ООО "Сельхозинтеграция", ЗАО "Казанская рыба", ЗАО "Птицефабрика "Пышминская", ООО "Зенит", ОАО "Россельхозбанк", ЗАО "Сибирская нефтяная лизинговая компания", ОАО "Аудит-контакт", ЗАО "Мальвинка", ОАО "Тюменский фанерный комбинат", ФГУ ВНИИЛМ "Тюменская лесная опытная станция", ФГУП "Госрыбцентр", ООО "Земля", ГУ "Тюменская областная ветеринарная лаборатория", торгово-промышленная компания "Дом" и др.);
- согласован с департаментом АПК список базовых хозяйств для прохождения производственной практики (Армизонский район - СПК "Сибирь", СПК "Плоское", КХ "Севостьянова"; Заводоуковский район - ООО "Согласие", ООО "Заводоуковская агропромышленная компания", ООО "Возрождение", ЗАО "Флагман", ОАО "Пурагроук", ЗАО НПФ "Сибирская аграрная компания", ЗАО "Падунская"; Исетский район - ООО "ЗапСибХлеб-Исеть и другие. Департаментом АПК всего рекомендовано 108 базовых хозяйств).
Создаваемая система непрерывного профессионального образования в Тюменском регионе представляет собой совокупность преемственных профессиональных образовательных программ начального, среднего, высшего и послевузовского аграрного образования и сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций начального, среднего, высшего и послевузовского аграрного образования.
В настоящее время региональная система непрерывного аграрного образования представлена Тюменским аграрным академическим союзом, объединяющим Тюменскую государственную сельскохозяйственную академию, Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса, научно-исследовательские учреждения, сельскохозяйственные колледжи, техникумы, лицеи, училища, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации, Министерства образования и науки и Министерства сельского хозяйства.
Непрерывное аграрное образование - это динамично развивающаяся многоуровневая система, которая характеризуется открытостью, гибкостью, многофункциональностью, постоянным обновлением содержания и структуры аграрного образования на всех ступенях и уровнях.
Многое сделано в последнее время по обновлению содержания аграрного образования. С внедрением государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования осуществлен значительный вклад в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного аграрного образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты третьего поколения по специальностям и направлениям высшего аграрного образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей с учетом новейших достижений науки и технологий обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы аграрного образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию аграрного образования. Направления подготовки обеспечивают вариативность высшего аграрного образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка услуг и запросов в сфере аграрного сектора.
В последние годы академией создается и развивается единый аппаратно-программный информационно-телекоммуникационный аналитический комплекс, включающий в себя "научную", "учебную", "административную" сети с перспективой объединения информационных ресурсов всех образовательных учреждений аграрного направления на базе ТГСХА.
В академии функционирует развитая внутривузовская корпоративная компьютерная сеть (сеть ТГСХА). Сеть объединяет локальные сети подразделений, расположенных во всех зданиях академии (кроме нового корпуса), в единый аппаратно-программный комплекс. Сеть построена на современных технологических принципах и является открытой системой. Каждый из более чем 400 компьютеров, подключенных к сети, обеспечивает пользователям доступ ко всем ее ресурсам и Internet.
Анализ информационной инфраструктуры академии показал, что в настоящее время академия располагает более чем 500 персональными компьютерами на базе процессоров Intel (от Pentium III до Pentium Core2Duo) и 6 серверов (3 компьютера Intel и 3 - SUN). Более 70% компьютеров используются в учебном процессе, остальные - при проведении научных исследований и в сфере управления.
Основным системообразующим элементом сети ТГСХА является центральный информационно-коммуникационный узел, созданный на базе мощных компьютерных серверов SUN и оснащенный современным телекоммуникационным оборудованием. Узел обеспечивает доступ к российским и зарубежным компьютерным сетям, служит базой для развертывания информационных систем различного назначения. Для выхода в Internet используется скоростной канал оптической связи.
Разработана и внедряется единая информационная система управления учебным процессом в академии (ИСУ ВУЗ), на базе которой работают подсистемы:
- обеспечения, планирования и организации учебного процесса (очное, заочное, дистанционное);
- контроля исполнительской дисциплины;
- архивации действий в информационной системе;
- дистанционного образования;
- информационно-аналитическая подсистема.
Создан WWW-сервер академии, который предоставляет информацию об академии, институтах, кафедрах и базы данных для дистанционного образования.
Развитие системы непрерывного аграрного образования в академии решается путем усиления адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на конкретные запросы товаропроизводителей всех типов и субъектов рынка образовательных услуг и сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории.
К настоящему времени в академии проведена большая работа по организации использования технологий дистанционного обучения. Согласно принятым на государственном уровне нормативным документам дистанционное обучение - это совокупность образовательных процессов, основанных на информационных и коммуникационных технологиях. В ТГСХА используются две основных технологии, которые комбинируются друг с другом: кейс-технология (специальный набор учебно-методических материалов (кейс), который пересылается обучаемым для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-тьюторов) и сетевая технология (использование сети Internet для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами и организации интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми).
С целью дальнейшего развития системы дистанционного образования (ДО) на базе ТГСХА осуществляется разработка внутренних нормативно-правовых и организационно-методических документов, регламентирующих использование технологий дистанционного обучения; организация переподготовки профессорско-преподавательского состава по осуществлению образовательного процесса с использованием технологий ДО; формирование и развитие единой информационно-образовательной среды дистанционного обучения; создание и организация работы виртуального класса (контакты между преподавателем и студентом через Internet, зависящие от выбранной методики обучения).
Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного образования, следует признать наличие следующих проблем:
- снижение престижности аграрного образования, понижение социального статуса преподавателя;
- отсутствие концепции, нормативно-правовой базы и экономических механизмов для развития непрерывного аграрного образования;
- отсутствие утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по специальностям и направлениям высшего аграрного образования;
- наличие противоречий между содержанием современного аграрного образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время работодателями, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности специалиста;
- несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных программ для всех уровней и ступеней аграрного образования, механизма их мониторинга;
- отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;
- слабая материально-техническая база аграрных учебных учреждений;
- недостаточная координация тематики научных исследований в учреждениях системы аграрного образования, отсутствие заказов на прикладные исследования от департамента АПК.
Выявленные проблемы позволяют определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы непрерывного аграрного образования, в том числе необходимо:
- разработать программу развития сельских территорий;
- совершенствовать систему непрерывного образования на принципах преемственности и многоуровневости подготовки специалистов;
- стимулировать внедрение новых информационных технологий для развития системы непрерывного аграрного образования;
- организовать при академии аграрный лицей для одаренных детей из сельской местности;
- создать учебный центр новых агротехнологий (подготовка механизаторов, переподготовка и повышение квалификации специалистов, научное сопровождение внедряемых технологий);
- сформировать материально-техническую базу для обеспечения дистанционного образования студентов-заочников аграрного профиля с целью приближения образовательных услуг к потребителю;
- оснастить образовательные учреждения всех уровней современным оборудованием, приборами, материалами;
- создать Тюменский университетский аграрный учебно-научно-инновационный комплекс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 676 "Об университетских комплексах" и совместным приказом Минсельхоза России и РАСХН N 36/2 от 25 января 2002 года "Об аграрных университетских комплексах" на принципах единства учебного, научного и производственного процессов во взаимосвязи с экономической и социальной сферой, на основе непрерывности и преемственности образовательного процесса;
- организовать стажировки и обучение студентов и аспирантов за рубежом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым агропромышленным производством;
- создать на базе ТГСХА учебно-выставочный центр;
- для решения существующих проблем, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий, рассмотреть вопрос изменения статуса академии на статус аграрного университета.
Перевод ТГСХА в статус аграрного университета является важным фактором в модернизации подготовки специалистов всех уровней в соответствии с новейшими достижениями науки и потребностями бизнеса и позволит участвовать в конкурсах российских и международных грантов на выполнение научных исследований. На данный момент в Уральском регионе аграрные вузы в статусе университета отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.