Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 20 января 2011 г. N 8-рк
Ведомственная целевая программа
"Основные направления развития охраны окружающей среды
города Тюмени на 2011 - 2013 годы"
4 июля 2011 г.
1. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программой
Ведомственная целевая программа "Основные направления развития охраны окружающей среды города Тюмени на 2011 - 2013 годы" (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Водным кодексом Российской Федерации;
Лесным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Законом Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 06.07.2006 N 411 "О Положении о программах развития города Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 18.10.2007 N 24-пк "Об утверждении порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 30.10.2008 N 142-пк "О порядке сноса зеленых насаждений в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 65-пк "Об утверждении Правил создания (строительства), реконструкции, капитального ремонта, учета озелененных территорий и контроля состояния зеленых насаждений на территории города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 25.08.2006 N 1473-рк "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и выполнения ведомственных целевых программ";
распоряжением Администрации города Тюмени от 28.03.2008 N 250-рк "О текущем содержании территории зон отдыха в городских лесах города Тюмени в летний и зимний периоды";
распоряжением Главы города Тюмени от 13.04.2006 N 73-рг "О создании координационной комиссии по нормализации воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду города Тюмени".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
2.1. Динамика роста потребления природных ресурсов, использование новых технологий стремительно растут, поэтому необходимо усилить бережное отношение к той природной среде, в которой мы живем и частью которой мы являемся.
Качество атмосферного воздуха, воды, почв, лесов оказывает влияние на здоровье человека.
В результате анализа показателей влияния эксплуатации автотранспорта на окружающую среду в городе Тюмени выявлены превышения экологических параметров в отработанных выхлопных газах автомобилей, что негативно сказывается на состоянии атмосферного воздуха (в 2008 году выявлены превышения у 2397 ед. или 4,8% от общего количества проверенного автотранспорта, в 2009 году - 11104 ед. или 9,5%, в 2010 году - 10780 ед. или 9,1%).
Негативное воздействие деятельности юридических и физических лиц определяется через выявление и принятие мер к устранению нарушений негативного воздействия вод на окружающую среду (в 2008 году выявлено и устранено 9 нарушений негативного воздействия вод, в 2009 году - 17, в 2010 году - 10), выявление и устранение нарушений целевого использования ливневой канализации (в 2008 году выявлено и устранено 6 случаев нецелевого использования ливневой канализации, в 2009 году - 4, в 2010 году - 7).
Количество граждан, обращающихся по фактам негативного воздействия на окружающую среду, остается стабильно высоким (в 2008 году - 248 обращений, в 2009 году - 248 обращений, в 2010 году - 245 обращений).
2.2. Обеспеченность санкционированными местами размещения образуемых твердых бытовых отходов недостаточна (в 2008 году - 79,6%, в 2009 году - 48,3%, в 2010 году - 69%). Объем образования бытовых отходов растет (в 2008 году - 2046,8 тыс. , в 2009 году - 2069,4 тыс. , в 2010 году - 2172,9 тыс. ). Места размещения отходов на территории города Тюмени представлены полигонами для захоронения ТБО (с 2008 года по август 2010 действовал один лицензированный полигон ТБО, с сентября 2010 года - 2), отсутствует производство по сортировке отходов.
Объем образования промышленных отходов остается стабильным (в 2008 году - 370,5 тыс. тонн, в 2009 году - 360,3 тыс. тонн, в 2010 году - 370,0 тыс. тонн).
Развитие инфраструктуры утилизации и переработки отходов улучшит экологическое состояние почв, позволит повысить эффективность системы управления отходами.
2.3. Существующие площади зеленых насаждений города характеризуются невысокими количественными и качественными показателями. За последние несколько лет в процессе своего развития город Тюмень значительно потеснил территории, занятые деревьями и кустарниками, что привело к сокращению площади зеленых насаждений.
Одним из важнейших факторов, положительно влияющих на экологическую обстановку в городе Тюмени, являются внутригородские зеленые насаждения и городские леса, средообразующая и средозащитная роль которых незаменима.
Анализ качественного состава городских лесов города Тюмени показал наличие площадей городских лесов, подверженных подтоплению в результате повышения уровня грунтовых и поверхностных вод (2006 год - 184,4 га, 2007 год - 192,8 га, 2008 год - 193,0 га, 2009 - 2010 годы - без подтоплений) и высыханию лесных насаждений. Как следствие, площади городских лесов, пройденные санитарными рубками, в зависимости от состояния лесных насаждений, изменяются (в 2008 году - 70,9 га, в 2009 году - 155,5 га, в 2010 году - 118,2 га).
Площадь городских лесов сохраняется от лесных пожаров за счет организации и проведения мероприятий по их охране и защите (в 2008 - 2010 годах площадь сохранена от пожаров на 100%), в том числе: за счет обновления минерализованных полос (в 2008 году обновлено 200 км., в 2009 - 2010 годах - по 160 км.); проведения контролируемого отжига сухой травы (в 2008 - 2010 годах по 1,5 га ежегодно); обнаружения и ликвидации лесных возгораний (в 2008 году на площади 24,1 га, в 2009 году - 4,6 га, в 2010 году - 13,5 га).
Объем несанкционированных свалок бытового мусора на территории городских лесов имеет тенденцию к снижению (в 2008 году - 727 , в 2009 году - 405 , в 2010 году - 550 ).
2.4. Сохраняется высокое рекреационное использование городских лесов и водоемов. Количество рекреационных зон в лесных массивах и на водных объектах города остается стабильным (в 2008 - 2010 годах - 22 и 9 зон отдыха в городских лесах и на водных объектах соответственно) и имеется необходимость их поддержания в нормативном состоянии.
Зоны отдыха на воде организуются как за счет средств муниципального бюджета и являются бесплатными для населения (в 2008 - 2009 годах организовано 2 зоны отдыха на воде с разрешением купания, в 2010 году - 3), так и за счет средств инвесторов. Проводимые ежегодно экологические и эколого-токсикологические исследования водоемов позволяют обеспечить экологическую безопасность пользования водными объектами (по результатам исследований в 2010 году закрыта 1 зона отдыха - пруд "Кристальные родники", открыта новая муниципальная зона отдыха на обводненном карьере "Северный").
Зоны отдыха в лесных массивах организуются за счет средств муниципального бюджета, являются бесплатными и общедоступными для населения.
2.5. Факторы, перечисленные выше, оказывают влияние на качество окружающей среды. Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий Программы. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сохранить и снизить негативное воздействие на природную среду на территории города Тюмени.
3. Цель и задачи Программы
3.1. Целью Программы является "Снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории города Тюмени".
3.2. Задачи Программы:
а) задача 1 "Организация мероприятий по охране окружающей среды";
б) задача 2 "Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов, утилизации и переработки бытовых отходов";
в) задача 3 "Улучшение качественного состояния лесов, организация и ведение учета зеленых насаждений";
г) задача 4 "Создание условий для массового отдыха населения на водных объектах и в городских лесах".
4. Срок выполнения Программы
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2013 годы.
5. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Финансовое обеспечение программных мероприятий
6.1. Всего на реализацию Программы из городского бюджета потребуется 32 918 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 22 052 тыс. рублей;
2012 - 5 433 тыс. рублей;
2013 - 5 433 тыс. рублей.
6.2. Обоснование объемов финансирования по каждому мероприятию Программы приведено в приложении к настоящей Программе.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, социально-экономическая
эффективность Программы
7.1. Показатели результативности, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, увязанные с задачами, приведены в приложении к настоящей Программе.
7.2. Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой экологической политики и получить позитивные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории города Тюмени. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для гармоничного сочетания экологических и социально-экономических интересов населения; снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; повышение культуры и грамотности населения города в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования.
7.3. Основной социальный эффект от реализации Программы будет состоять в:
сохранении и улучшении экологических условий проживания на территории города;
сохранении существующих мест отдыха и создании новых, обеспечивающих благоприятные условия для оздоровления населения;
приобщении граждан к совместному, в том числе семейному, отдыху и созданию положительного микроклимата в обществе в целом.
7.4. Основной экономический эффект от реализации Программы будет состоять в предотвращении экологически опасных ситуаций, снижение материального ущерба и затрат на их ликвидацию.
8. Организация управления Программой
8.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
8.2. Комитет по экологии Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчетность о выполнении Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение утвержденных значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за выполнением Программы.
8.3. Департамент экономики Администрации города Тюмени осуществляет контроль за ходом выполнения Программы, включая мониторинг реализации программных мероприятий.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 4 июля 2011 г. N 327-рк пункт 8.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.4. Система управления выполнением Программы предусматривает участие:
а) муниципального казенного учреждения "ЛесПаркХоз";
б) муниципального унитарного предприятия "Комтех";
в) управ административных округов Администрации города Тюмени;
г) управления гражданской защиты Администрации города Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.